г. Санкт-Петербург |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А56-112391/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.
при участии:
от истца: Федоров М.В. по доверенности от 21.12.2022, Вошкова Е.В. по доверенности от 18.08.2023
от ответчика: Брахалев А.М. генеральный директор
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26481/2023) Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2023 по делу N А56-112391/2022, принятое
по иску Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области
к Подпорожскому Фонду развития экономики и предпринимательства "Центр Делового Сотрудничества"
о расторжении соглашения
по встречному иску
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Подпорожскому Фонду развития экономики и предпринимательства "Центр Делового Сотрудничества" (далее - Фонд) с заявлением о расторжении соглашения от 05.04.2021 N 10-Р/3.8.2. (далее - соглашение) о предоставлении субсидий.
Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением к Комитету о взыскании 195 293 руб. средств субсидии, 31 792,63 руб. процентов за пользование денежными средствами (с учетом принятых судом уточнений).
Заявление принято к производству, делу присвоен N А56-126150/2022.
Определением суда от 31.01.2023 дела А56-112391/2022, А56-126150/2022 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер N А56-112391/2022.
Решением суда от 13.06.2023 в удовлетворении первоначального заявления отказано, с Комитета в пользу Фонда взыскано 195 293 руб. долга, 6 355 руб. государственной пошлины по встречному заявлению, в удовлетворении встречного заявления в остальной части отказано.
Не согласившись с указанным решением, Комитет направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что судом не был принят во внимание тот факт, что невозможность исполнения комитетом соглашения напрямую связана с бездействием фонда, которое выразилось в неисполнении фондом своих обязательств по предоставлению в комитет надлежаще оформленного пакета документов, подтверждающих фактически произведенные фондом затраты; судом не дана правовая оценка доводам комитета о невозможности исполнения соглашения в связи с отсутствием в соглашении отдельных существенных условий. Ссылается на то, что фонд не исполнил обязательство по предоставлению в комитет надлежаще оформленного пакета документов для предоставления субсидий (и фондом это не оспаривается), в связи с чем у комитета по состоянию на период спорных правоотношений не наступило обязательство по перечислению фонду субсидии.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Фонда просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд признан победителем конкурсного отбора на предоставление субсидий из областного бюджета Ленинградской области для возмещения затрат на развитие организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области о чем издано Распоряжение Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области (далее - Комитет) N 48 от 16 марта 2021 года "О предоставлении субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области, из областного бюджета Ленинградской области на возмещение части затрат на развитие" (далее - Распоряжение).
Комитет в установленные сроки направил Фонду проект соглашения от 05.04.2021 N 10-р/3.8.2 для подписания, указав значения показателей результативности субсидии.
Фонд не согласился со значениями показателей результативности субсидии, в связи с чем Комитет отказал Фонду в заключении соглашения.
Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия Комитета по незаключению Соглашения.
Решением от 08.10.2021 по делу N А56-65961/2021 суд обязал Комитет подписать с Фондом Соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области от 05.04.2021 N 10-Р/3.8.2.
Соглашение между сторонами подписано 22.06.2022. Комитет, полагая невозможным исполнение Соглашения, обратился в суд с настоящим заявлением.
В свою очередь, Фонд, полагая Соглашение действующим, обратился со встречным требованием о взыскании субсидий и процентов за пользование денежными средствами.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Комитета, требования Фонда удовлетворил в части.
Выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 23.09.2014 N 438 утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области на развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области, в рамках государственной программы Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области" (далее - Порядок N 438; в редакции от 22.03.2021, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Пунктом 3.3 Порядка N 438 установлено, что субсидия предоставляется на основании соглашения, заключаемого в течение 20 рабочих дней со дня издания правового акта, указанного в пункте 2.16 указанного Порядка, в том числе дополнительного соглашения к соглашению, заключенного Комитетом с организацией инфраструктуры в соответствии с типовой формой, утвержденной Комитетом финансов Ленинградской области.
Согласно пункту 3.4 Порядка N 438 субсидии предоставляются организациям инфраструктуры, указанным в пункте 3.1 настоящего Порядка, исходя из потребности в расходах, определенной на основании заявок организаций инфраструктуры согласно первичным учетным документам, подтверждающим факт хозяйственной жизни, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (копии договоров, товарных накладных, актов выполненных работ/оказанных услуг, платежных документов), и копии сметы затрат, утвержденной Комитетом (далее - документы).
Указанные документы рассматриваются в течение 10 рабочих дней с даты представления в Комитет.
По итогам проверки не позднее одного рабочего дня, следующего за днем рассмотрения, Комитетом оформляется акт, подтверждающий произведенные затраты, который подписывается председателем Комитета и руководителем (уполномоченным лицом) организации инфраструктуры.
Основанием для перечисления субсидии на расчетный счет организации инфраструктуры - победителя отбора являются правовой акт Комитета, указанный в пункте 2.16 настоящего Порядка, с приложением акта, подтверждающего произведенные затраты, и заключенное между Комитетом и организацией инфраструктуры соглашение (пункт 3.5 Порядка N 438).
Как установлено в рамках дела N А56-65961/2021, Распоряжением Комитета от 16.03.2021 N 48 "О предоставлении субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области, из областного бюджета Ленинградской области на возмещение части затрат на развитие" (далее - Распоряжение N 48) Фонд признан победителем конкурсного отбора с предоставлением субсидии из областного бюджета Ленинградской области на возмещение части затрат на развитие.
Пунктом 2 Распоряжения N 48 определено заключить с Фондом соглашение о предоставлении субсидии в срок до 14.04.2021.
Комитет направил на подписание в адрес Фонда Соглашение от 05.04.2021, в приложении N 2 которого указал значение показателей результативности использования субсидии.
Фонд во исполнение пункта 3.3 Порядка N 438 (вх. N 18-1-2468/2021) представил в Комитет подписанное Соглашение от 05.04.2021 N 10-р/3.8.2, а также разработанный план мероприятий по достижению показателей результативности использования субсидий (далее - Дорожная карта).
Письмом от 19.04.2021 N 18-1-1557/2021 Комитет сообщил Фонду о невозможности подписать Соглашение в предложенной редакции, в связи с тем, что значения указанных в Дорожной карте количественных показателей ("Количество уникальных клиентов - субъектов МПС, получивших поддержку") не соответствуют показателям, которые обсуждались в ходе заседания конкурсной комиссии.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2021 по делу N А56-65961/2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.2022, заявленные Фондом требования удовлетворены; суд признал незаконным бездействие Комитета, выразившееся в незаключении с Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области от 05.04.2021 N 10-Р/3.8.2 и обязал Комитет подписать с Фондом Соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области от 05.04.2021 N 10-Р/3.8.2.
Фактически Соглашение N 10-Р/3.8.2 от 05.04.2021 о предоставлении субсидий из областного бюджета Ленинградской области некоммерческим организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства подписано сторонами 22.06.2022.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что неподписание в установленный срок Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области N 10-Р/3.8.2 от 05.04.2021 было обусловлено неправомерным бездействием Комитета, незаконность которого подтверждена судебными актами по делу N А56-65961/2021.
Именно незаконное бездействие Комитета по неподписанию Соглашения от N 10-Р/3.8.2 от 05.04.2021 привело к тому, что данное соглашение было фактически подписано в 2022 году, т.е. уже после завершения реализации мероприятия "Содействие развитию организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Развитие малого, среднего предпринимательства и потребительского рынка Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 N 394, и прекращения действия показателей сводной бюджетной росписи областного бюджета Ленинградской области на 2021 год.
При этом, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что невозможность перечисления субсидии в рамках бюджетных ассигнований текущего финансового года (пункт 3 статьи 242 БК РФ) не означает, что обязанность по выплате предоставленной субсидии, возникшая у публично-правового образования, прекращается, а получатель субсидии лишается приобретенного права. Статья 242 БК РФ не исключает возможность фактического доведения предоставленной субсидии до ее получателя за счет бюджетных ассигнований очередного финансового года, а при их недостаточности - за счет казны публично-правового образования. Указанный правовой подход изложен в определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 06.12.2018 N 305-ЭС18- 13693 по делу N А40-127362/2017.
Ссылки подателя жалобы на невозможность оформления акта, подтверждающего произведенные затраты, поименованного в пунктах 3.4 и 3.5 Порядка N 438, поскольку Фонд не исполнил обязанность по предоставлению в Комитет надлежащего пакета документов, так как представленные Фондом копии документов, подтверждающих произведенные затраты заверены Фондом с использованием факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического копирования, подлежат отклонению.
Согласно пункту 3.4 Порядка N 438 субсидии предоставляются организациям инфраструктуры, указанным в пункте 3.1 настоящего Порядка, исходя из потребности в расходах, определенной на основании заявок организаций инфраструктуры согласно первичным учетным документам, подтверждающим факт хозяйственной жизни, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (копии договоров, товарных накладных, актов выполненных работ/оказанных услуг, платежных документов), и копии сметы затрат, утвержденной Комитетом (далее - документы).
Указанные документы рассматриваются в течение 10 рабочих дней с даты представления в Комитет.
По итогам проверки не позднее одного рабочего дня, следующего за днем рассмотрения, Комитетом оформляется акт, подтверждающий произведенные затраты, который подписывается председателем Комитета и руководителем (уполномоченным лицом) организации инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 3.3 Соглашения от 05.04.2021 N 10-Р/3.8.2. срок (периодичность) перечисления субсидии: в течение пяти дней с момента предоставления Главному распорядителю заверенных подписью руководителя и печатью Получателя копий документов (первичных и платежных), подтверждающих произведенные затраты и в соответствии с пунктом 5.3 Порядка.
Как усматривается из материалов дела, документы направлялись Фондом в Комитет 18.10.2022 и 03.03.2023, однако Комитет посчитал нецелесообразным их рассмотрение. Комитетом не представлены в материалы дела доказательства того, что представленные Фондом документы, подтверждающие понесенные затраты, не были приняты Комитетом именно по причине их ненадлежащего оформления (наличия факсимиле подписи руководителя Фонда). Комитет также не затребовал у Фонда надлежащим образом оформленные документы.
Ссылки Комитета на то, что в Соглашении от 05.04.2021 N 10-Р/3.8.2 отсутствуют существенные условия - значения результатов представления субсидии и их показателей, также подлежат отклонению, поскольку обстоятельства несогласования Комитетом направленного в его адрес Фондом плана мероприятий по достижению показателей результативности использования субсидий (Дорожной карты) являлись предметом оценки судов в рамках дела N А56-65961/2021. Судебными актами по делу N А56-65961/2021 установлено, что в направленном Фондом в Комитет плане мероприятий по достижению показателей результативности использования субсидии Фондом предусмотрены все вышеуказанные количественные показатели, установленные пунктом 3.10 Порядка N 438, иных показателей Порядком N 438 не предусмотрено.
Таким образом, материалами дела не подтверждается, что невозможность исполнения Соглашения от 05.04.2021 N 10-Р/3.8.2 обусловлена невыполнением по вине Фонда обязательных условий для перечисления субсидии.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Комитетом не представлено достаточных доказательств существенного нарушения Фондом Порядка N 438 или условий Соглашения от 05.04.2021 N 10-Р/3.8.2., влекущих правовые последствия в виде расторжения данного соглашения (часть 2 статьи 450 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Комитетом требований о расторжении Соглашения от 05.04.2021 N 10-Р/3.8.2.
Поскольку Статья 242 БК РФ не исключает возможность фактического доведения предоставленной субсидии до ее получателя за счет бюджетных ассигнований очередного финансового года, а при их недостаточности - за счет казны публично-правового образования, суд правомерно удовлетворил требования Фонда о взыскании с Комитета субсидий, предусмотренных Соглашением в размере 195 293 руб.
Вместе с тем, поскольку Фондом допущены просрочка по подаче документов, необходимых в соответствии с соглашением для получения субсидии суд первой инстанции правомерно отказал во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 июня 2023 года по делу N А56-112391/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-112391/2022
Истец: КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО, СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ПОДПОРОЖСКИЙ ФОНД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА "ЦЕНТР ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА"