г. Санкт-Петербург |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А56-107762/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Новиковой Е.М., судей Пономаревой О.С., Савиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пановой А.М.,
при участии:
от истца - Минеев Д.Г. по доверенности от 09.01.2023,
от ответчика - Четырева П.Д. по доверенности от 08.09.2022,
от третьего лица - не явился (извещен),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23199/2023) межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2023 по делу N А56-107762/2022, принятое по иску
общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района"
к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области
о взыскании,
третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - ответчик) о взыскании 1 976 716 руб. 72 коп. задолженности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 22.05.2023 заявленные требования удовлетворены.
С указанным решением суда не согласился ответчик, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, присутствовали представители лиц, участвующих в деле.
От истца поступило ходатайство об отказе от иска в части взыскания задолженности в сумме 1 894 823 руб. 19 коп. Рассмотрев заявление истца об отказе от исковых требований в части, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Суд апелляционной инстанции считает возможным принять частичный от иска в сумме 1 894 823 руб. 19 коп., поскольку заявленный отказ не нарушает закон и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, нежилые помещения, расположенные в многоквартирных домах по адресам: Санкт-Петербург: ул. 6-я Советская, 22/22 А, ул. Моисеенко, 2аА, ул. Полтавская, 12 А, Суворовский пр., 16/13 А, ул. Таврическая, 37, находящиеся в управлении управляющей организации (истца), являются федеральной собственностью.
Ссылаясь на то, что истец, как управляющая организация, в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 оказал услуги по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества МКД, в которых находятся нежилые помещения, а также осуществлял предоставление коммунальных услуг по отоплению нежилых помещений., вместе с тем, оплата произведена не была, в том числе и в досудебном порядке, истец обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с рассматриваемыми требованиями.
С учетом частичного отказа от иска в сумме 1 894 823 руб. 19 коп., дело подлежит рассмотрению по требованию о взыскании 81 893 руб. 53 коп. задолженности.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно норме, изложенной в части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании раздела 8 ЖК РФ и пунктов 16 и 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственнику помещения, находящегося в многоквартирном доме, предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера их финансирования за счет собственных средств.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 7 статьи 155 ЖК РФ указано, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно статье 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом обязанность вносить такую плату на собственников жилых помещений возложена указанной статьей с момента возникновения права собственности на эти жилые помещения.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 214 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 5.2 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), полномочия собственника в отношении федерального имущества от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
В силу пункта 5.3 Положения N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, в том числе выполняет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание, его территориальных органов и подведомственных учреждений и финансовое обеспечение возложенных на него функций (пункты 4, 5.47).
Из указанных норм права следует, что ответчик, как представитель Российской Федерации, являющейся собственником помещений 13-Н и 11-Н, соответственно расположенных в МКД по адресам: Санкт-Петербург: Суворовский пр., 16/13 А, ул. Таврическая, 37, обязан нести расходы по содержанию общего имущества этого дома, а также оплате коммунальных услуг.
Доводы об отсутствии у ответчика обязанности по внесению платы за техническое обслуживание лифтового оборудования не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу положений статей 210, 249 ГК РФ, статей 39, 153, 155, 158 ЖК РФ и пункта 28 Правил N 491 не использование собственниками общего имущества не освобождает их от издержек по его содержанию пропорционально их доле.
Наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например, лифтом (пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
В связи с отказом истца от иска в части взыскания задолженности в сумме 1 894 823 руб. 19 коп. и принятием данного отказа судом апелляционной инстанции, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2023 по делу N А56-107762/2022 в данной части подлежит отмене, а производство по делу в указанной части - прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску подлежат распределению в соответствии со статей 110 АПК РФ: с ответчика в пользу истца надлежит взыскать 1 358 руб. государственной пошлины; учитывая, что истец отказался от части требований на стадии апелляционного обжалования, последнему надлежит возвратить 50% государственной пошлины в части отказа, то есть 15 704 руб. 50 коп. Кроме того, 21 149 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 19.04.2022 N 060019, также подлежит возврату истцу из федерального бюджета. В общей сумме истцу из федерального бюджета подлежит возвращению 36 863 руб. 50 коп. государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 49, 150, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района" от исковых требований в части взыскания задолженности в сумме 1 894 823 руб. 19 коп.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2023 по делу N А56-107762/2022 в данной части отменить, производство по делу в этой части прекратить.
В оставшейся части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2023 по делу N А56-107762/2022 оставить без изменения, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района" 81 893 руб. 53 коп. задолженности и 1 358 руб. судебных расходов по государственной пошлине.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района" из федерального бюджета 36 863 руб. 50 коп. государственной пошлины.".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.М. Новикова |
Судьи |
О.С. Пономарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-107762/2022
Истец: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N 3 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20789/2023
04.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23199/2023
22.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-107762/2022