г. Санкт-Петербург |
|
03 октября 2023 г. |
Дело N А42-3022/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Богдановской Г.Н.,
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Апхудовым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-29614/2023) общества с ограниченной ответственностью "Мурмашинская тепловая компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.07.2023 по делу N А42-3022/2023, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Мурмашинская тепловая компания"
к обществу с ограниченной ответственностью "Квартал"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мурмашинская тепловая компания" (далее - истец, Компания) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Квартал" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 17 128 202 руб. 45 коп. долга за тепловую энергию, горячую воду, 2 199 855 руб. 54 коп. неустойки по состоянию на 27.06.2023, с последующем начислением неустойки с 28.06.2023 по дату фактического исполнения обязательства в размере, предусмотренном пунктом 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (с учетом уточнений исковых требований заявлением от 27.06.2023).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 12.07.2023 требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 5 427 752 рубля 43 копейки задолженности, 735 815 рублей 4 копейки неустойки, неустойка за просрочку оплаты основного долга с 28 июня 2023 в размере, предусмотренном пунктом 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" от суммы долга за каждый день просрочки оплаты; в удовлетворении иска в остальной части отказано.
С указанным решением суда не согласился истец (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт).
Просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять в указанной части новый судебный акт.
Полагает, что суждения суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по оплате повышающего коэффициента к стоимости коммунальных услуг, поставленных в многоквартирный дом (далее - МКД), не оборудованным общедомовыми приборами учета, стоимости тепловых потерь и объема перерасчета тепловой энергии по итогам календарного года по фактическому годовому потреблению, основаны на ошибочных выводах суда об утрате ответчиком статуса исполнителя коммунальных услуг с 01.07.2021 в связи с расторжением договоров теплоснабжения и поставки горячей воды N 1108 и N 1148 от 12.01.2018.
Полагает, что ответчик как управляющая компания МКД сохраняет обязательства исполнителя коммунальных услуг в части общего имущества многоквартирного дома, в силу чего обязан обеспечивать установку и замену общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ) и взыскание повышающего коэффициента к стоимости коммунальных услуг, поставленных в МКД, не оборудованных ОДПУ в соответствии подпунктом "е" пункта 22 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) является правомерным.
В части взыскания стоимости тепловых потерь полагает, что судом не учтено, что потери образовались на участках тепловых сетей от наружной стены МКД до ОДПУ, поскольку ОДПУ установлены не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей, в силу чего такие тепловые сети являются общедомовым имуществом, обязанность содержания которого возлагается на ответчика.
Полагает, что судом неправомерно отклонены требования истца о взыскании объема перерасчета тепловой энергии по итогам календарного года по фактическому потреблению со ссылкой на утрату юридической силы письма Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04, тогда как указанный документ утратил силу в январе 2023 года и действовал в момент проведения корректировок.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в отсутствие возражений ответчика решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой истцом части.
Как следует из письменных материалов дела, ООО "Мурмашинская тепловая компания" (энергоснабжающая организация) и ООО "Квартал" (абонент) заключили договор от 01.07.2021 N 1148, во исполнение которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения горячую воду в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, управление которыми осуществляет абонент, а последний соблюдать предусмотренный режим потребления горячей воды и оплачивать ее на основании счетов ЭСО до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
Теми же сторонами 12.01.2018 заключен договор теплоснабжения N 1108, в соответствии с которым истец (энергоснабжающая организация) обязалась поставлять ООО "Квартал" (абонент) тепловую энергию для отопления многоквартирных домов и подогрева воды с использованием общедомового имущества в целях горячего водоснабжения. Перечень объектов теплоснабжения приведен в приложении N 4 к договору, соглашениях от 20.02.2018, 19.06.2018, 25.08.2018.
Абонент обязался оплачивать тепловую энергию до 20 числа месяца, следующего за месяцем оплаты.
Письмом от 17.05.2021 энергоснабжающая организация уведомила абонента о том, что в связи с наличием долга за поставленные коммунальные ресурсы, на основании статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, с 1 июля 2021 отказывается от договора теплоснабжения от 12.01.2018 N 1108 и договора горячего водоснабжения от 12.01.2018 N 1148 в части представления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в МКД.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договорам, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, исследовав письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федарации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно частям 1 и 2 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (часть 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ).
Согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах_, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками в качестве способа управления управляющую организацию последняя и несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должно заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом нормативных правовых актов Российской Федерации.
По общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 ГК РФ).
Суд первой инстанции признал обоснованными требования истца о взыскании стоимости тепловой энергии, поставленной на общедомовые нужды многоквартирного дома в размере 5 427 752 руб. 43 коп., поскольку в данном случае на ответчика как управляющую компанию МКД возлагается обязанность по оплате тепловой энергии и задолженность ответчиком не погашена; в пропорциональной части судом удовлетворены требования о взыскании неустойки.
В указанной части решение суда первой инстанции сторонами не обжалуется, в силу чего апелляционным судом не пересматривается (часть 5 статьи 268 АПК РФ).
Суд отказал в удовлетворении требований истца о взыскании повышающего коэффициента к стоимости коммунальных услуг, поставленных в МКД, не оборудованным общедомовыми приборами учета, о взыскании тепловых потерь в тепловых сетях, относящихся к общедомовому имуществу, а также о взыскании стоимости тепловой энергии за январь - июнь 2021 года, в отношении которой произведен перерасчет по фактическому потреблению тепловой энергии.
В последнем случае суд пришел к выводу о том, что ответчик не может являться лицом, на которого может быть возложена обязанность по оплате положительного перерасчета размера тепловой энергии по фактическому потреблению по итогам календарного года, поскольку с 01.07.2021 ответчик утратил статус исполнителя коммунальных услуг по отоплению в связи с расторжением договора теплоснабжения N 118 от 12.01.2018, в силу чего, учитывая нормативно установленный порядок перерасчета один раз в год в первом квартале следующего расчетного года, ответчик в 2022 году не имеет возможности осуществить корректировку платы за январь-июнь 2021 года. Суд признал, что исполнителем коммунальных услуг по отоплению с 01.07.2021 является истец, в силу чего именно на него в силу пункта 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) возлагается обязанность произвести соответствующую корректировку в первом квартале 2022 года.
По тем же правовым основаниям, в связи с утратой ответчиком с 01.07.2021 статуса исполнителя коммунальных услуг, суд признал необоснованными требования о взыскании повышающего коэффициента к стоимости тепловой энергии на отопление за период ноябрь 2021 - январь 2023 года, а в связи с утратой статуса исполнителя коммунальных услуг ответчик не является собственником участков тепловых сетей от границы балансовой принадлежности до места установки прибора учета ОДПУ, суд также признал необоснованным возложение на ответчика обязанности по оплате тепловых потерь.
Выводы суда первой инстанции в части отказа во взыскании стоимости тепловых потерь являются обоснованными и соответствуют нормам материального права.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) о теплоснабжении установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (статья 1 Закона о теплоснабжении).
Законодательство о теплоснабжении обязывает лицо, владеющее на каком-либо праве объектами теплопотребления, оплачивать фактически принятое количество тепловой энергии, объем которой определяется в точке поставки, расположенной на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети такого лица и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети. Указанная граница находится на линии раздела сетей по признаку собственности или владения на ином законном основании.
С учетом технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии часть ресурса расходуется на передачу по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними.
Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (статьи 539, 544 ГК РФ, часть 5 статьи 15, часть 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункт 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808.
Указанная правовая позиция приведена в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно пункту 2 Правил N 354, внутридомовые инженерные системы, являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, - это инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования.
В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества многоквартирного жилого дома включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 данных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N 491).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 22.02.2018 N 310-КГ17-23248, установленный прибор учета за границей балансовой принадлежности многоквартирного дома, без соответствующего соглашения с собственниками данного жилого дома, в отсутствие доказательств того, что технической возможности его размещения на внешней границе стены многоквартирного домов не имеется, показания которого учитывались при начислении платы за коммунальный ресурс, не может являться общедомовым прибором учета.
Таким образом, управляющая компания обязана возместить ресурсоснабжающей организации потери тепловой энергии в сетях в тех случаях, когда указанные сети относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
В данном случае доказательств того, что собственниками помещений в МКД, в которых приборы учета находятся не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей, принято в порядке статей 44-46 ЖК РФ решение о принятии таких сетей в общую долевую собственность по правилам статьи 36 ЖК РФ не имеется.
Отсутствуют иные правовые основания, в том числе, добровольно достигнутые истцом и ответчиком договоренности, для принятия ответчиком обязательств по оплате потерь в данном участке тепловых сетей.
Договоры теплоснабжения от 12.01.2018 N 1108 и горячего водоснабжения от 12.01.2018 N 1148 прекращены по инициативе ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ответчик не является собственником участков тепловых сетей от границы балансовой принадлежности до места установки ОДПУ тепловой энергии, в силу чего у него отсутствует обязанность оплачивать тепловые потери в сумме 46 445 руб. 09 коп.; в данной части в иске отказано обоснованно.
Между тем в части требований о взыскании стоимости повышающего коэффициента к стоимости коммунальных услуг, поставленных на СОИ в МКД, не оборудованным общедомовыми приборами учета, а также перерасчета тепловой энергии по итогам календарного года по фактическому потреблению судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности _" до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, в том числе, холодной и горячей воды, тепловой энергии.
В силу пункта 5, подпункта "ж" пункта 10 и подпункта "к" пункта 11 тех же Правил общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя также обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета.
Применение истцом повышающего коэффициента при определении стоимости тепловой энергии, поставленной в спорный период, обусловлено требованиями подпункта "е" пункта 22 Правил N 124.
Одним из принципов законодательства в сфере энергоснабжения является приоритет учетного способа подсчета ресурсов над расчетным, поскольку именно учетный метод точно отражает объем материального блага, потребленного абонентом, тогда как расчетный метод всегда завышает такой объем, стимулируя абонента к оборудованию сетей узлами учета (решение Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13-205).
Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги. При этом, объем реализованных коммунальных услуг остается неизменным.
В данном случае доказательств того, что ответчик, наделенный обязанностью по содержанию и ремонту общедомового имущества, принял должные меры по энергосбережению, не представлено, равно как и не представлено доказательств отсутствия технической возможности установки ОДПУ в МКД.
При таких обстоятельствах истец вправе требовать оплаты ответчиком повышающего коэффициента к стоимости коммунальных услуг, поставленных на СОИ в МКД, не оборудованным общедомовыми приборами учета.
В части требований истца о взыскании с ответчика перерасчета тепловой энергии по итогам календарного года по фактическому потреблению судом первой инстанции также неправильно применены нормы материального права.
Постановлением Правительства Мурманской области от 05.08.2016 N 386-ПП на территории Мурманской области установлен порядок расчета платы за отопление в жилых (нежилых) помещениях многоквартирного дома равномерно в течение календарного года.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 25(1) Правил N 124 при установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21(1) этих Правил, учитывается, что объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В силу подпункта "а" пункта 25(1) Правил N 124 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется: в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 этих Правил.
В пункте 42(2) Правил N 354 указывается, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6 (1) приложения N 2 к Правилам.
Письмом Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 (абзац 4 подп. "б" пункта 1) подтверждается возможность корректировки стоимости теплопотребления как разницы между суммарной платой за услугу и платой за тот же период, определенной исходя из показаний ОДПУ, в случае, если в течение года корректировки произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению. В таком случае корректировка размера платы за коммунальные услуги по отоплению, проводится каждым исполнителем коммунальной услуги по отоплению соответственно объемам тепловой энергии, поставленным в многоквартирный дом, в расчетные периоды предоставления коммунальной услуги по отоплению соответствующим исполнителем, в году корректировки и применяемым таким исполнителем тарифов на тепловую энергию в соответствующие расчетные периоды, а также с учетом положений подпунктов 59.1 и 60.1 Правил N 354.
Из изложенных норм следует, что корректировка стоимости теплопотребления как разницы между суммарной платой за услугу и платой за тот же период, определенной исходя из показаний ОДПУ, производится исполнителем коммунальной услуги, которым, вопреки выводам суда первой инстанции, применительно к спорному периоду является ответчик.
С учетом изложенного нормативного обоснования требования истца о возложении на ответчика корректировки стоимости теплопотребления по фактическому потреблению являются обоснованными.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с ответчика указанных корректировок, а также повышающего коэффициента к стоимости коммунальных услуг, поставленных на СОИ в МКД, не оборудованным общедомовыми приборами учета, основаны на ошибочных суждениях суда первой инстанции об утрате ответчиком статуса исполнителя коммунальных услуг в спорном исковом периоде.
Так, материалы дела не содержат сведений о переходе в исковой период собственников помещений в МКД на прямые договоры с истцом в порядке статьи 157.2 ЖК РФ, что позволяло бы сделать вывод об утрате ответчиком статуса исполнителя коммунальных услуг по индивидуальному теплопотреблению.
Более того, переход на прямые расчеты между истцом и населением, либо на прямые договоры по индивидуальному потреблению, исходя из взаимосвязанных положений ранее действовавшей нормы части 7.1. статьи 155 ЖК РФ и части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, не свидетельствует об утрате ответчиком статуса исполнителя услуг в части коммунальных услуг, потребленных на содержание общего имущества МКД, поскольку ответчик, будучи управляющей компанией МКД, обязанный обеспечивать содержание общего имущества МКД, не утрачивает такого статуса в части коммунального ресурса, поставленного на общедомовые нужды.
В этой связи, несмотря на расторжение с 01.07.2021 договоров теплоснабжения от 12.01.2018 N 1108 и горячего водоснабжения от 12.01.2018 N 1148, а также в любом случае (независимо от заключения в порядке статьи 157.2 ЖК РФ прямых договоров теплоснабжения по индивидуальному потреблению), ответчик сохраняет статус исполнителя коммунальных услуг в части коммунальных ресурсов, потребляемых на ОДН.
В деле отсутствуют доказательства того, что в многоквартирных домах, в отношении которых истцом осуществлялась поставка коммунального ресурса, в исковой период произошла смена способа управления МКД, и ответчик утратил статус управляющей компании спорных МКД; тем самым ответчик сохранил обязательства по оплате коммунальных услуг, потребленных на ОДН.
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании 4 651 337 руб. 23 коп. повышающего коэффициента и 7 002 667 руб. 20 коп. корректировок по годовому фактическому потреблению (наряду с неоспариваемой сторонами частью требований за полезный отпуск тепловой энергии в размере 5 427 752 руб. 43 коп.) являются обоснованными и подлежат удовлетворению; требования подлежат отклонению в части стоимости тепловых потерь в размере 46 445 руб. 09 коп
Решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое при неправильном применении норм материального права и неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционным жалобам распределяются в порядке части 1 статьи 110 АПК РФ и в силу удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Мурмашинская тепловая компания" судебные расходы по апелляционной жалобе ответчика взыскиваются с ООО "Квартал".
Руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.07.2023 по делу N А42-3022/2023 отменить.
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Квартал" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Мурмашинская тепловая компания" 17 081 757 руб. 36 коп. задолженности, 2 193 721 руб. 01 коп. неустойки с продолжением начисления неустойки с 28.06.2023 до фактического исполнения обязательства в размере, предусмотренном пунктом 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", 118 073 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Квартал" в доход федерального бюджета 1 242 рубля государственной пошлины по иску.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мурмашинская тепловая компания" в доход федерального бюджета 325 рублей государственной пошлины по иску.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Квартал" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Мурмашинская тепловая компания" 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3022/2023
Истец: ООО "МУРМАШИНСКАЯ ТЕПЛОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "КВАРТАЛ"