г. Москва |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А40-84378/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: |
В.И. Попова, Л.Г.Яковлевой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу ФАС РОССИИ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.06.2023 по делу N А40-84378/23,
по заявлению ГОСКОРПОРАЦИЯ "РОСАТОМ" (ОГРН: 1077799032926, Дата присвоения ОГРН: 18.12.2007, ИНН: 7706413348)
к ФАС РОССИИ (ОГРН: 1047796269663, Дата присвоения ОГРН: 19.04.2004, ИНН: 7703516539)
о признании недействительным решение комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок от 17.01.2023 по делу N 23/44/93/7 (регистрационный номер: N ГЗЕ/7 от 20.01.2023) в части признания в действиях Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" нарушения пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров,
третье лицо - АО "ОДЦ УГР" (ИНН: 7024033350),
при участии:
от заявителя: |
Кочеткова Н.В. дов. от 21.08.2023 |
от заинтересованного лица:
от третьего лица |
Джафаров Ш.М. дов. от 18.04.2023, Ратникова А.В. дов. от 21.11.2022 не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ГОСКОРПОРАЦИЯ "РОСАТОМ" (далее - Заявитель, Заказчик) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФАС России о признании недействительным решение от 17.01.2023 по делу N 23/44/93/7 в части признания в действиях Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 29 мая 2023 г. по делу N NА40-85557/23-149-661 объединены в одно производство дела NА40-85557/23-149-661 и NА40-84378/23-147-664 для совместного рассмотрения под общим номером дела NА40-84378/23-147-664.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.06.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ФАС в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества поддержал решение суда первой инстанции. Третье лицо, в судебное заседание своего представителя не направило, суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, заслушав позицию лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено 15.12.2022 Госкорпорацией "Росатом" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0773100000322000116 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ: "Вывод из эксплуатации промышленных уран-графитовых реакторов АДЭ-4, АДЭ-5 акционерного общества "Опытно-демонстрационный центр вывода из эксплуатации уран-графитовых ядерных реакторов" (АО "ОДЦ УГР")" г. Северск, Томская область в обеспечение мероприятия "Вывод из эксплуатации промышленных уран-графитовых реакторов" (далее - Аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта - 859 550 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.01.2023 N ИЭА1 до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе подана одна заявка от участника закупки: АО "ОДЦ УГР" (ИНН: 7024033350).
Заявка АО "ОДЦ УГР" признана соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). В соответствии п. 1 ч. 1 ст. 52 Аукцион признан несостоявшимся.
На основании п. 6 ч. 2 ст. 52 и п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе Госкорпорация "Росатом" обратилась в ФАС России с просьбой согласовать заключение государственного контракта с единственным поставщиком - АО "ОДЦ УГР".
Решением от 17.01.2023 по делу N 23/44/93/7 (регистрационный номер: N ГЗЕ/7 от 20.01.2023) комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок согласовала возможность заключения государственного контракта с единственным поставщиком - АО "ОДЦ УГР" на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, и по цене, не превышающей 859 550 000,00 рублей.
При этом, по результатам согласования обращения комиссия ФАС России признала в действиях Госкорпорации "Росатом" нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а именно требования к содержанию и составу заявки участников закупки не содержат указания на необходимость предоставления свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Не согласившись с данным решением в части признания в действиях заказчика нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд г. Москве.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
В силу требований п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Во исполнение вышеуказанных требований Закона о контрактной системе Заказчик, устанавливая требования к участникам вышеуказанной закупки, действовал в соответствии с положением абзаца 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации ("в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ"), положениями Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон об использовании атомной энергии),
Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее-Постановление Правительства РФ N 2571),
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в числе прочей информации, информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление Заказчиком в Извещении об осуществлении закупки требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В статье 26 Закона об использовании атомной энергии определены виды деятельности в области использования атомной энергии, подлежащие лицензированию, одним из таких видов деятельности является вывод из эксплуатации ядерных установок, а также установлен запрет на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, подлежащей лицензированию органами государственного регулирования безопасности, без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.
Как установлено судом первой инстанции, во исполнение указанных требований Госкорпорация "Росатом" указала в п.4 Извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0773100000322000116 требование о наличии у участника закупки лицензии на вывод из эксплуатации ядерных установок в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующей организации.
Во исполнение требований частей 2-5 статьи 31 Закона о контрактной системе, пункта 26 раздела V "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере использования атомной энергии, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" Приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571 Госкорпорация "Росатом" указала в п.З Извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0773100000322000116 дополнительные требования к участникам закупки.
Абзацем 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 и ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В связи со вступлением в силу с 01.07.2017 Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" требования о выполнении видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, на основании выданных саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ, утратили силу.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что Заказчик не допустил нарушений требований Закона о контрактной системе при формировании Извещения об осуществлении закупки N 0773100000322000116, размещенного 15.12.2022 на сайте www.2alaipld.gov.ru, в части указанного антимонопольным органом нарушения, является верным.
При этом как указал суд перовой инстанции требование заказчиком о наличии лицензии у участника были указаны в извещении.
Из пояснений ответчика следует, что при проверки документации лицензия имела место. Таким образом, ответчик установил полное соответствие участника требованиям аукционной документации, сделал вывод о нарушении связанном с содержанием заявки, которое носит формальный характер. Сами документы были представлены с учетом положений извещения, нарушение не может быть признано обоснованным.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о признании незаконным решения ФАС России от 17.01.23 по делу N 23/44/93/7 в части выявленного нарушения пункта 3 части 2 ст. 42 Закона о контрактной системе
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что нарушение вменяемое заказчику состоит в том, что последний в нарушение требованийп.3 ч.2 ст.42 Закона о Контрактной системе не установлено требование о предоставлении в составе заявки документа, которым участник закупки должен подтвердить свою специальную правоспособность, не может быть принято во внимание, поскольку указанное нарушение не следует из оспариваемого решения ФАС, указанные доводы не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Арбитражный суд г.Москвы полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.06.2023 по делу N А40-84378/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-84378/2023
Истец: ГК ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: АО "ОПЫТНО-ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ВЫВОДА ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ УРАН-ГРАФИТОВЫХ ЯДЕРНЫХ РЕАКТОРОВ"