г. Хабаровск |
|
05 октября 2023 г. |
А73-7225/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Приорат-Сион": Головкина С.С. представителя по доверенности от 02.08.2023, сроком по 29.12.2023;
от Министерства природных ресурсов Хабаровского края: Железовской О.А. представителя по доверенности от 23.09.2021, сроком на 3 года;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приорат-Сион"
на решение от 18.07.2023
по делу N А73-7225/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Приорат-Сион" (ОГРН 1222700003228, ИНН 2721253795)
к Министерству природных ресурсов Хабаровского края (ОГРН 1072721005532, ИНН 2721147726)
о признании незаконным решения от 11.08.2022 N 02.3-7365 об отказе во включении участка недр "Дубрава-1" в Перечень участков недр местного значения по Хабаровскому краю
об обязании Министерства природных ресурсов Хабаровского края повторно рассмотреть заявку ООО "Приорат-Сион" от 31.03.2022 N 02-02 на включение в перечень участков недр местного значения по Хабаровскому краю участка недр "Дубрава-1"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Приорат-Сион" (далее - АО "Приорат-Сион", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением Министерству природных ресурсов Хабаровского края (далее - Министерство) о признании незаконным решения от 11.082022 N 02.3-7365 об отказе во включении участка недр "Дубрава-1" в Перечень участков недр местного значения по Хабаровскому краю, об обязании министерства природных ресурсов Хабаровского края повторно рассмотреть заявку ООО "Приорат-Сион" от 31.03.2022 N02-02 на включение в перечень участков недр местного значения по Хабаровскому краю участка недр "Дубрава-1".
Также ООО "Приорат-Сион" было заявлено о принятии обеспечительных мер в виде: приостановления действия решения Министерства от 11.08.2022 N 02.3-7365 об отказе во включении участка недр "Дубрава-1" в Перечень участков недр местного значения по Хабаровскому краю до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу; запрета Министерству производить действия по включению в Перечень участков недр местного значения по Хабаровскому краю участков недр, границы которых полностью или частично совпадают с границами участка недр "Дубрава-1" до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Определением от 15.05.2023 ходатайство общества о принятии обеспечительных мер удовлетворено частично, Министерству суд запретил производить действия по включению в Перечень участков недр местного значения по Хабаровскому краю участков недр, границы которых полностью или частично совпадают с границами участка недр "Дубрава-1" до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу; в удовлетворении ходатайства о приостановлении действия решения Министерства от 11.08.2022 N 02.3-7365 об отказе во включении участка недр "Дубрава-1" в Перечень участков недр местного значения по Хабаровскому краю до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу суд отказал.
Решением суда от 18.07.2023: в удовлетворении заявленных требований отказано; обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.05.2023 по вступлении решения в законную силу отменены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Приорат-Сион" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт признать незаконным решение Министерства от 11.08.2022 N 02.3-7365 об отказе во включении участка недр "Дубрава-1" в Перечень участков недр местного значения по Хабаровскому краю, обязать Министерство повторно рассмотреть заявку общества от 31.03.2022 N 02-02 на включение в перечень участков недр местного значения по Хабаровскому краю участка недр "Дубрава-1".
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: судом необоснованно применен с пункт 5.7 раздела 5 Положения о министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26.03.2019 N 106-пр к спорным правоотношениям, что привело к необоснованному отклонению судом довода ООО "Приорат-Сион", указанного в заявлении о несоответствии требованиям Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденного приказом Роснедр от 06.10.2020 N 428, действий министерства по направлению информации об участке недр "Дубрава-1" на согласование в Администрацию города Хабаровска; статья 5 Закона "О недрах", которая выделяла полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования, утратила силу с 01.01.2021, таким образом органам местного самоуправления не предоставлено отдельного права или полномочий влиять на вопросы предоставления участка недр; пункт 9 Порядка N 428 устанавливает исчерпывающий перечень органов государственной власти, которые участвуют в процедуре согласования по включению участка недр в Перечень; органы местного самоуправления в указанном пункте Порядка N 428 Порядка отсутствуют; не применяя норму 4.3 СанПин по причине возможности ее применения только для действующих объектов, суд первой инстанции применяет норму 2.5 СанПин, которая также применяется для действующих объектов, что в данном случае указывает на незаконность выводов суда первой инстанции; суд не учел, что протяженность участка недр "Дубрава-1" больше, чем минимальное расстояние санитарно-защитной зоны; в письме администрации г. Хабаровска от 20.07.2022 N 01-67/7060, приложенному министерством к отзыву, прямо указано, что в границах участка отсутствуют особо охраняемые природные территории местного значения, а довод о наличии угрозы жизни и здоровью людей носит предположительный характер, так как ни чем не подтвержден; сам факт отказа во включении участка недр в Перечень без наличия основания, предусмотренных для такого отказа, уже является нарушением прав хозяйствующего субъекта.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Министерство отклоняет доводы такой жалобы, просит решение оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Представитель заявителя жалобы в судебном заседании поддерживает ее доводы в полном объеме, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Министерства поддерживает доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 31.03.2022 в Министерство поступила заявка общества о включении участка недр "Дубрава-1" в Перечень участков недр.
В заявке обществом указано: вид общераспространенного полезного ископаемого, содержащегося на участке недр "Дубрава-1" - строительный камень (магматические и метаморфические породы); целевое назначение работ на участке недр "Дубрава-1" - геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, в дальнейшем - разведка и добыча полезных ископаемых; расположение участка недр "Дубрава-1" "близ садовых участков".
По результатам рассмотрения заявки, в связи с наличием запрета (ограничения) пользования недрами в заявленных границах на участке недр "Дубрава-1", на основании подпункта 2 пункта 10 Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 06.10.2020 N 428 (далее - Порядок), письмом Министерства от 11.08.2022 N 02.3-7365 заявителю было отказано во включении участка недр "Дубрава-1" в Перечень участков недр.
Общество, посчитав решение Министерства от 11.08.2022 N 02.3-7365 незаконным, после обращения в прокуратуру, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Одним из оснований для отказа во включении участка недр в проект перечня участков недр местного значения согласно подпункту 2 пункта 10 Порядка является запрет и (или) ограничение пользования недрами в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения, в соответствии со статьей 8 Закона Российской федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Порядок подготовки перечней не ограничивает вида пользования недрами, при наличии запретов и (или) ограничений на которые принимается решение об отказе во включении в перечень участков недр местного значения.
Согласно статье 6 Закона о недрах виды пользования недрами включают в себя помимо прочих геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых.
Таким образом, на уполномоченный орган исполнительной власти законодательством о недрах возложена безусловная обязанности устанавливать наличие (отсутствие) запретов и (или) ограничений на пользование недрами на стадии включения участков недр в перечень участков недр местного значения.
В качестве заявленных видов пользования недрами на участке недр "Дубрава-1" заявителем указаны - геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых.
Статьей 8 Закона Закон о недрах установлено, что пользование недрами на территориях населенных пунктов и зон с особыми условиями использования территорий может быть ограничено или запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу безопасности жизни и здоровья населения, охране окружающей среды, сохранности зданий и сооружений, включая сохранность горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
Также в процессе рассмотрения заявки на включение участка недр "Дубрава-1" в Перечень участков недр было выявлено, что участок недр "Дубрава-1" расположен на территории населенного пункта, а именно на территории городского округа "Город Хабаровск" в непосредственной близости от территории садового некоммерческого товарищества "Дубрава".
Согласно статье 25 Закона о недрах недропользование может осуществляться только при наличии прав на земельный участок или при наличии разрешения на осуществление геологического изучения недр без предоставления земельного участка.
В целях установления в соответствии с требованиями статьи 8 Закона о недрах и Порядка наличия либо отсутствия запретов и ограничений пользования недрами в границах участка недр "Дубрава-1" министерством был направлен запрос в администрацию города Хабаровска.
В соответствии с пунктом 5.7 раздела 5 Положения N 106-пр Министерство наделено правом запрашивать и получать от органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, а также предприятий, осуществляющих деятельность в области природопользования и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, участвующих в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов Севера, независимо от форм собственности, органов статистики документы, данные статистической отчетности и другую информацию в соответствии с законодательством, необходимые для выполнения возложенных на Министерство задач.
Довод общества о несоответствии требованиям Порядка действий Министерства по направлению информации об участке недр "Дубрава-1" на согласование в Администрацию города Хабаровска судом верно отклонен, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Администрация города Хабаровска в ответе на запрос Министерства указала на то, что участок недр "Дубрава-1" расположен рядом с садоводческим товариществом "Дубрава", а также на то, что объекты добычи строительного камня являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и физическое воздействие на атмосферный воздух, включая вибрацию, шум и др.).
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан включает в себя меры санитарно-противоэпидемиологического (профилактического) характера, осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в целях, в том числе профилактики заболеваний.
На основании статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. При этом "под вредным воздействием на человека признается воздействие факторов среды обитания, включая физические - шум, вибрация и т.д., создающее угрозу жизни, или здоровью человека.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 52-ФЗ охрана окружающей среды является одной из составляющих мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В целях защиты жизни и здоровья граждан могут устанавливаться зоны с особыми условиями использования территории (статья 104 Земельного кодекса Российской Федерации). Санитарно-защитная зона в силу пункта 18 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации является зоной с особыми условиями использования территории.
Согласно части 2 статьи 12 Закона N 52-ФЗ санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; требования к установлению санитарных защитных зон в отношении промышленных объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.11.1200-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.11.1200-03).
Как указано в пункте 2.1 раздела СанПиН 2.2.1/2.11.1200-03 в целях обеспечении безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона).
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации промышленных объектов в штатном режиме.
Размеры санитарно-защитных зон установлены разделом СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и составляют:500 метров - для промышленных объектов и производств второго класса; 300 метров - для промышленных объектов и производств третьего класса.
При этом на стадии формирования санитарно-защитной зоны проектируемого объекта промышленности ее размер устанавливается в соответствии с правилами раздела VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 либо в силу пункта 4.6. раздела IV СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 он может быть увеличен.
Между тем уменьшение ее размеров в силу пункта 4.5 раздела IV СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 возможно только для действующих объектов промышленности при: объективном доказательстве достижения уровня 7 химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и П класса опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств , IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений; подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже; уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности; внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.
Согласно разделу 3 таблицы 7.1 "Санитарная классификация" раздела VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ко второму классу относятся карьеры нерудных стройматериалов (магматические и метаморфические горные породы) с проведением буровзрывных работ, к третьему классу - добыча камня не взрывным способом (метаморфическая порода) без проведения буровзрывных работ.
Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке (пункт 3.3 раздела Ш СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В силу подпункта 2 пункта 6 Порядка, пункта 3 Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429, статьи 7 Закона о недрах границы участка недр, включенного в перечень участков недр местного значения, в последующем будут являться границами геологического и предварительного горного отводов, предоставляемых по лицензиям на пользование недрами.
Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от жилой застройки, территории садоводческих товариществ (пункт 2.5 раздела СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно пункту 5.1 раздела V СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать территории садоводческих товариществ.
На основании заявки общества о включении участка недр "Дубрава-1" планируемый к изучению и добыче вид общераспространенного полезного ископаемого - строительный камень (магматические и метаморфические породы), вид планируемого недропользования - геологическое изучение, разведка и добыча.
Обществом в заявке были указаны координаты угловых точек и площади участка недр "Дубрава-1", отображены границы участка недр "Дубрава-1".
Следовательно, границы участка недр "Дубрава-1" заявленные ООО "Приорат-Сион", определяют и площадь земельного участка, права на которые необходимо будет оформить заявителю в целях осуществления пользования недрами.
Минимальное расстояние от границ участка недр "Дубрава-1" до территории садового некоммерческого товарищества "Дубрава" составляет - 25 метров, максимальное - 60 метров.
Данное расстояние отражено на схеме взаимного расположения участков недр местного значения в городском округе "Город Хабаровск" из которой следует, что
Из указанной схемы следует, что общее расстояние от нижней угловой точки границы участка недр "Дубрава-1", находящейся вблизи садового товарищества "Дубрава", до нижней угловой точки границы участка недр "Дубрава-1", примыкающей к границе участка недр "Дубрава-2", составляет около 325 метров.
Следовательно, планируемые заявителем к размещению на участке недр "Дубрава-1" карьеры по добыче строительного камня, отнесенные санитарной классификацией ко 2 - 3 классам опасности, будут размещаться в 25 метрах от территории садоводческого товарищества "Дубрава" при минимально разрешенном расстоянии в 300 метров.
Указанное расстояние от границ предлагаемого ко включению в Перечень участков недр участка "Дубрава-1" до территории садоводческого товарищества "Дубрава" указывает на невозможность его использования в целях добычи полезных ископаемых ввиду невозможности нахождения территории садоводческого товарищества "Дубрава-1" в санитарно-защитной зоне разрабатываемого участка недр и невозможности отделения территории садового товарищества "Дубрава" такой санитарно-защитной зоной.
При таких обстоятельствах суд верно установил, что в отношении участка недр "Дубрава-1" имеется запрет (ограничение) на пользование недрами, установленный статьей 8 Закона о недрах в целях обеспечения защиты жизни и здоровья населения, что послужило основанием для отказа во включении участка недр "Дубрава-1" в проект Перечня участков недр в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 Порядка.
Положения подпункта 2 пункта 10 Порядка не указывают на наличие запрета (ограничения) в отношении какого-то конкретного вида пользования недрами на заявленном участке недр.
То есть уполномоченный орган вправе отказать во включении участка недр в перечень участков недр местного значения при наличии запрета (ограничений) на добычу полезных ископаемых на участке недр при одновременном отсутствии запретов (ограничений) на геологическое изучение недр на данном участке.
Таким образом, довод заявителя на необоснованность оценки влияния процесса разработки карьера, на население без проведения геологоразведочных работ не соответствует действующему законодательству.
Согласно Публичной кадастровой карты, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (pkk.rosreestr.ru) участок недр "Дубрава-1" расположен в границах городского округа "Город Хабаровск", в территориальной зоне Р-4 (зона рекреационного назначения), N 27:23-7.487. Согласно подпункту 8.5.4 подпункта 8.5 пункта 8 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск", утвержденных Решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 N 211 (далее - Правила землепользования), зона Р-4 (зона рекреационно-ландшафтных территорий) выделена в том числе для создания благополучной окружающей среды в интересах здоровья и благополучия населения города.
Разрешенные виды использования земельных участков, расположенных в указанной зоне, определены пунктом 31 статьи 10 Правил землепользования; среди разрешенных видов использования земельных участков осуществление недропользования не указано.
В силу пункта 10 статьи 1 Правил землепользования виды использования земельных участков, не указанные в статье 10 Правил землепользования, являются неразрешенными для соответствующей территориальной зоны.
Помимо запретов и ограничений, предусмотренных санитарно-эпидемиологическим законодательством, в отношении осуществления недропользования в границах участка недр "Дубрава", также имеются запреты на осуществление недропользования на участке недр "Дубрава-1", установленные градостроительным и земельным законодательством.
Довод общества об отсутствии полномочий у Министерства на самостоятельное установление запретов и (или) ограничений пользования недрами, которые могут являться основаниями для отказа во включении в Перечень участков недр определенных участков недр, суд правильно посчитал необоснованным в связи со следующим.
Общество ссылается на подпункт 3.1.2.21 подпункта 3.1.2 пункта 3.1. раздела 3 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26.03.2019, а также на положения Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 06.10.2020 N 428 (далее - Порядок N 428).
Общество считает, что наличие или отсутствие запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии со статьей 8 Закона о недрах, должно устанавливаться Министерством исключительно посредством направления запросов в органы государственной власти, определенные пунктом 9 Порядка N 428.
Между тем пунктом 10 Порядка N 428 одним из оснований для отказа во включении участка недр в перечень участков недр местного значения предусмотрен запрет и (или) ограничение пользования недрами в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения, в соответствии со статьей 8 Закона о недрах без отсылки к источнику получения информации об их наличии.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о недрах определены дополнительные основания для установления ограничений и запретов на пользование недрами в отношении территорий населенных пунктов и зон с особыми условиями использования территорий.
Вопросы территориального планирования в отношении населенных пунктов, определения правового режима земель населенных пунктов в силу земельного и градостроительного законодательства отнесены к ведению муниципальных образований.
В целях выявления наиболее полной информации о наличии либо отсутствии запретов (ограничений) на пользование недрами в границах участка недра, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения, расположенного на территории населенного пункта, существует необходимость в направлении запросов в органы местного самоуправления. Право на получение соответствующей информации предусмотрено пунктом 5.7 раздела 5 Положения о Министерстве.
При этом требования к содержанию уведомления о принятом решении определены пунктом 11 Порядка N 428 и предусматривают указание в нем причин отказа. Также в качестве причин отказа во включении участка недр "Дубрава-1" в Перечень участков недр в уведомлении Министерства от 11.08.2022 N 02.3-7365 указана возможность создания угрозы жизни и здоровью людей, охране окружающей среды рядом расположенного садоводческого товарищества "Дубрава" согласно статье 8 Закона о недрах. Иных требований к уведомлению об отказе во включении участка недр в перечень участков недр местного значения Порядок N 428 не содержит.
Довод общества на представление межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений закона от 26.12.2022 N 2-16-2022, вынесенного в адрес Министерства в отношении заявок ООО "Приорат-Сион" на включение в Перечень участков недр участков недр: "Некрасовекий-9", "Некрасовский-10", "Волконское-1", "Волконское-2", "Волконское-3". Однако указанное представление фактов нарушения министерством законодательства о недрах в отношении участка недр "Дубрава-1" не содержит.
На основании одного из основных принципов охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ) - презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населении Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.09.2007 N 74 (далее - СанПин), установлена обязанность хозяйствующих субъектов по обеспечению установления санитарно-защитных зон для карьеров нерудных стройматериалов (к ним относятся магматические породы строительного камня) с проведением буровзрывных работ и для промышленных объектов по добыче горных пород VI - VII категории доломитов (к ним относятся метаморфические породы строительного камня) невзрывным способом.
В соответствии с пунктом 2.5. СанПин организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территорий ландшафтно-рекреационных зон, территорий садоводческих товариществ.
Таким образом, утверждение общества о необязательности установления санитарно-защитной зоны для промышленного объекта III класса опасности в силу положений пункта 4.3 СанПин основано на неверном толковании правовой нормы. Пункт 4.3 СанПин говорит о возможности установления размера санитарно-защитной зоны, но не самой зоны.
Между тем пункт 4.5 СанПин предусматривает возможность уменьшения размера санитарно-защитной зоны только для действующих объектов. Таким образом, уменьшение размера санитарно-защитной зоны на стадии ее формирования СанПин не предусмотрено. Тогда как ее увеличение возможно для проектируемых объектов в силу пункта 4.6 СанПин.
Довод общества об отсутствии в материалах дела решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя, что подтверждает необоснованность отказа министерства, суд верно посчитал его необоснованным.
Так, отказ министерства основан на невозможности установления санитарно-защитной зоны (защитного барьера, обеспечивающего уровень безопасности населения при эксплуатации промышленного объекта в штатном режиме) решением уполномоченного должностного лица ввиду запрета, установленного пунктом 5.1 СанПин. - наличия в непосредственной близости от заявляемых границ участка недр "Дубрава-1"' территории СНТ "Дубрава", и, как следствие, запрета на осуществление добычи полезных ископаемых в указанных границах.
Обществом указано на нарушение министерством принципа равенства и добросовестной конкуренции в связи с тем, что в Перечень участков недр включены участки недр местного значения "Краснореченское месторождение" и "Краснореченский", также располагающиеся в непосредственной близости от территории СНТ "Дубрава".
Указанные участки недр местного значения были сформированы более 9 лет назад в соответствии с законодательством, действовавшем в тот период. Так, лицензия на пользование недрами ХАБ 00172 ОЭ с целевым назначением и видами работ "разведка и добыча глинистых сланцев на участке недр местного "Месторождение Краснореченское" зарегистрирована 18.06.2004. Законом о недрах в редакции от 06.06.2003 процедура подготовки и утверждения перечней участков недр местного значения не предусматривалась.
При этом участок недр "Краснореченский" был сформирован и включен в Перечень участков недр местного значения в 2014 в порядке, предусмотренном приказом Федерального агентства по недропользованию от 15.06.2012 N 687 "Об утверждении Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней".
Данным порядком такое основание для отказа во включении участка недр в перечень участков недр местного значения как наличие запрета и (или) ограничения пользования недрами в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения, в соответствии со статьей 8 Закона о недрах предусмотрено не было.
Обществом не представлено доказательств аналогичности правовых условий для включения участков недр "Краснореченское месторождение", "Краснореченский" и "Дубрава-1" в Перечень участков недр.
Также довод общества о нарушении права ООО "Приорат-Сион" на первоочередное рассмотрение заявки на предоставление права пользования недрами на участке недр "Дубрава-1" правомерно отклонен судом, поскольку основан на предположениях общества о возможности включения министерством в Перечень участков недр участка недр "Придорожный-1", заявленного иным юридическим лицом.
При этом решение о включении либо об отказе во включении участка недр "Придорожный-1" в Перечень участков недр Министерством не принято.
Следовательно, доводы общества в указанной части основаны на предположениях, в связи с чем, обоснованно отклонены судом.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение от 11.08.2022 N 02.3-7365 соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи, с чем на основании положений части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18 июля 2023 года по делу N А73-7225/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.