г. Владивосток |
|
05 октября 2023 г. |
Дело N А51-13079/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Артемовской городской общественной организации охотников и рыболовов,
апелляционное производство N 05АП-5281/2023
на решение от 18.07.2023
судьи Ю.А. Тимофеевой
по делу N А51-13079/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Артемовской городской общественной организации охотников и рыболовов (ИНН 2502016752, ОГРН 1022500001446)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (ИНН 2536035577, ОГРН 1022501281439)
о признании частично недействительным решения от 13.05.2022 N 25022250000086,
при участии:
от Артемовской городской общественной организации охотников и рыболовов: Верёвочкин С.В. по доверенности от 01.06.2023, сроком действия 1 год, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 614), паспорт, представитель Ермакович И.А. (при участии онлайн) по доверенности от 10.11.2022, сроком действия до 10.11.2023, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 61), паспорт,
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Артемовская городская общественная организация охотников и рыболовов (далее - заявитель, организация, страхователь) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, страховщик) от 13.05.2022 N 25022250000086 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части доначисления штрафа в размере 102 425, 56 рублей, пени по состоянию на 31.12.2021 в размере 47 683, 81 рублей, недоимки по страховым взносам в размере 512 127, 82 рублей.
Определением от 08.02.2023 судом в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена Государственного учреждения - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю в связи с проведением процедуры реорганизации Государственного учреждения - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в форме присоединения с образованием Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области, которое с 01.01.2023 является его правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов.
Решением от 18.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Страхователь, не согласившись с принятым решением, направил в Пятый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, согласно которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Артемовская городская общественная организация охотников и рыболовов указывает на то, что обжалуемое решение не соответствует требованиям Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, поскольку суд первой инстанции не устанавливал вид деятельности, который фактически осуществляла организация, а ограничился определением лишь сферы деятельности - охотничье хозяйство. Отмечает, что ОКВЭД 2 не определяет понятия видов деятельности, а лишь распределяет их по классам и группам.
Обращает внимание, что в должностной инструкции истца по должности "егерь" в его обязанности входит внесение предложений по проведению спортивной и любительской охоты. Приказом Минтруда России от 09.07.2018 N 457н "Об утверждении профессионального стандарта "Егерь" в трудовые функции егеря включена подготовка и проведение любительской и спортивной охоты. Приказом Минтруда России от 20.03.2018 N 164н "Об утверждении профессионального стандарта "Охотовед" установлено, что для осуществления своей деятельности охотоведу необходимы знания в сфере любительской и спортивной охоты.
Ссылается на письма Министерства лесного хозяйства и объектов животного мира Приморского края от 15.11.2022 N 38/9276 и от 11.07.2023 N 38-5301, согласно которым в 2019, 2020 и 2021 годах Артемовская городская общественная организация охотников и рыболовов не подавала заявок на получение бланков разрешений на проведение промысловой охоты и такие бланки ей не выдавались, в связи с чем, организация не имела права вести деятельность в сфере промысловой охоты, а осуществляла деятельность, связанную со спортивной и любительской охотой.
Отмечает, что работники общественной организации не осуществляют охоту, а лишь оказывают услуги, которые соответствуют понятию любительской и спортивной охоты, приравненной законодателем к спорту (ОКВЭД 93.19).
В связи с чем, страхователь считает неправомерным применение страхового тарифа в размере 8,5% и доначисление Фондом недоимки, штрафа и пени.
Фонд по тексту представленного письменного отзыва, приобщенного в порядке статьи 262 АПК РФ к материалам дела, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о причине неявки не сообщило, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провела судебное заседание в отсутствие неявившегося представителя Фонда.
В судебном заседании представитель Артемовской городской общественной организации охотников и рыболовов поддержал доводы апелляционной жалобы, в обоснование изложенной позиции заявил ходатайство о приобщении к материалам дела запроса в Министерство экономического развития Российской Федерации от 27.07.2023 N 83 и ответа на него от 11.08.2023 N ОГ-Д18-6915.
Рассмотрев заявленное ходатайство, руководствуясь статьями 159, 266, 268 АПК РФ, апелляционная коллегия отказала в его удовлетворении, поскольку указанное письмо выражает лишь мнение отраслевого органа по возникшему вопросу, при этом материалы дела располагают достаточным объемом доказательств, позволяющим рассмотреть спор по существу.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Фондом в отношении страхователя была проведена выездная проверка по вопросу правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2019 по 31.12.2021, результаты которой оформлены актом от 28.03.2022 N 25022250000083.
В ходе указанной проверки Фондом установлено, что страхователем в рассматриваемом периоде неверно определен основной вид экономической деятельности, в связи с чем применен ненадлежащий страховой тариф для начисления страховых взносов в 2019 и 2020 годах в размере 0,2% (ОКВЭД 94.99), в 2021 году в размере 0,4% (ОКВЭД 93.19) вместо 8,5% (ОКВЭД 01.70).
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесено решение от 13.05.2022 N 25022250000086 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде штрафа в размере 104 057, 55 рублей с доначислением страховых взносов в сумме 520 287,75 рублей и пени в сумме 48 723, 25 рублей.
Артемовская городская общественная организация охотников и рыболовов, полагая, что решение от 13.05.2022 N 25022250000086 не отвечает требованиям закона и нарушает ее права, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения недействительным.
Суд первой инстанции, посчитав доказанным факт соответствия вида экономический деятельности общества коду ОКВЭД 01.70 "охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях", отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав пояснения представителей заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателям.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Согласно пункту 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
В силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Пунктом 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ определено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 этой же статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Статьями 21 и 22 Закона N 125-ФЗ установлено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком, а страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
Класс профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности, определяется по Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2016 N 851н (далее - Классификация N 851н). Виды экономической деятельности (с указанием кодов ОКВЭД) сгруппированы в 32 класса.
Пунктом 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 8 Правил, экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55).
Исходя из содержания пунктов 2 и 3 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно. При этом страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности. Указанные документы представляются по форме, установленной Порядком N 55 (приложения N 1 и N 2 к Порядку N 55).
В справке-подтверждении основного вида экономической деятельности должны быть указаны коды ОКВЭД по видам деятельности, осуществляемым организацией, наименование видов экономической деятельности, доходы по видам экономической деятельности и доля доходов, соответствующих ОКВЭД.
С учетом изложенного арбитражный суд верно заключил о том, что указание кода ОКВЭД носит заявительный характер, ответственность за его правильность несет страхователь. Это обусловлено тем, что в силу вышеприведенных норм Закона N 125-ФЗ и Правил от кода ОКВЭД зависят класс профессионального риска и страховой тариф, по которым рассчитывается размер подлежащих уплате страхователем страховых взносов.
Из материалов дела следует, что согласно положениям Устава Артемовская городская общественная организация охотников и рыболовов объединяет на добровольной основе охотников и рыболовов г. Артема Приморского края.
На основании документов, представленных обществом для подтверждения основного вида деятельности, исходя из класса профессионального риска, страхователю в проверяемом периоде был установлен страховой тариф в 2019 и 2020 годах в размере 0,2%, в 2021 году в размере 0,4%. Страховые взносы в проверяемом периоде начислялись ежемесячно в соответствии с установленным тарифом.
Так, согласно заявлениям о подтверждении основного вида экономической деятельности от 22.02.2019, 27.02.2020, 25.02.2021 и 16.12.2021 и справкам-подтверждениям основного вида экономической деятельности, представленным в Фонд, заявитель в период 2019-2020 годов указывал в качестве кода основного вида деятельности код ОКВЭД 94.99 - "Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки" и в период 2021 года ОКВЭД 93.19 "Деятельность в области спорта прочая".
Арбитражным судом установлено, что в соответствии с утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) (далее - ОКВЭД2) заявленный страхователем код ОКВЭД 94.99 "деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки" включает в себя:
- деятельность организаций, не связанных непосредственно с политическими партиями, оказывающих влияние на общественное мнение путем просвещения, политического влияния, сбора средств и т.д.;
- деятельность по формированию гражданских инициатив или движений протеста;
- деятельность экологических и природоохранных движений;
- деятельность организаций общественной поддержки и просвещения;
- деятельность организаций по защите и улучшению положения социальных групп населения, например этнических групп и меньшинств;
- деятельность патриотических ассоциаций, включая ассоциации ветеранов войны;
- деятельность ассоциации потребителей;
- деятельность ассоциации автомобилистов;
- деятельность ассоциации общественных связей, включая клубы знакомств и т.д.;
- деятельность молодежных организаций, студенческих ассоциаций, молодежных клубов и товарищества по интересам и т.д.;
- деятельность организаций культурной и развлекательной направленности (кроме спортивных организаций), например клубы любителей поэзии, литературы и клубы книголюбов, исторические клубы, клубы озеленителей, клубы фотолюбителей и кинолюбителей, музыкальные и художественные клубы, клубы ремесленников и коллекционеров, карнавальные клубы.
Код ОКВЭД 93.19 деятельность в области спорта раздела R (деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений) включает:
- деятельность организаторов спортивных мероприятий, имеющих или не имеющих свои спортивные объекты;
- деятельность самостоятельных спортсменов и атлетов, судей, рефери, хронометражистов и т.д.;
- деятельность спортивных лиг;
- деятельность, связанную с рекламой спортивных событий;
- деятельность конюшен скаковых и беговых лошадей, псарен и гаражей для спортивных гоночных автомобилей;
- деятельность охотничьих и рыболовных заповедников;
- деятельность проводников в горах;
- деятельность, связанную со спортивно-любительским рыболовством и охотой.
Эта группировка не включает:
- прокат спортивного инвентаря, см. 77.21;
- деятельность спортивных школ и школ спортивных игр, см. 85.51;
- деятельность спортивных инструкторов, преподавателей, тренеров, см. 85.51.1;
- организацию и проведение спортивных мероприятий на открытом воздухе и в помещении для профессионалов или любителей спортивными клубами с собственными сооружениями или без. см. 93.11;
- деятельность парков и пляжей, см. 93.29.
Тогда как к услугам, связанным с охотой, ловлей и разведением диких животных (01.7) согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (утвержден Приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) относятся охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях (код 01.70).
Эта группировка включает:
- охоту, отлов и отстрел в коммерческих целях;
- отлов и отстрел животных для получения продуктов питания, шкур, кож или для использования в исследовательских целях, в зоопарках или в качестве домашних животных;
- производство пушнины, кожи пресмыкающихся, птиц в результате охоты или отлова животных.
Эта группировка также включает:
- наземную ловлю морских млекопитающих, таких как морж и тюлень.
Эта группировка не включает:
- производство пушнины, кожи пресмыкающихся, птиц в результате разведения животных на фермах;
- разведение диких животных на фермах;
- отлов и отстрел китов;
- обработку шкур и кож на бойнях;
- спортивную и любительскую охоту и предоставление услуг в этих областях;
- предоставление услуг в целях популяризации охоты, отлова и отстрела диких животных.
Из анализа указанных норм следует, что законодатель разделяет такие понятия как охота, которая в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) отнесена к разделу "А Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство", и понятие спортивно-любительская охота, которая в соответствии с тем же классификатором отнесена к разделу "R Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений".
В случае, если деятельность не включена ни в раздел А, ни в раздел R, ни в иной раздел, применяется раздел "S Предоставление прочих видов услуг", в том числе класс 94 - деятельность общественных и прочих некоммерческих организаций.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" охота является одним из видов пользования животным миром.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) охотничье хозяйство представляет собой сферу деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.
Услуги в сфере охотничьего хозяйства согласно пункту 12 статьи 1 Закона N 209-ФЗ представляют собой услуги, оказываемые охотникам, услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг.
Судом первой инстанции верно установлено, что для осуществления целей и задач, закрепленных в Уставе, страхователь на основании охотхозяйственного соглашения от 28.06.2020 N 25-14/2010 осуществляет выдачу путевок на предоставление услуг в сфере охотничье-рыболовного хозяйства, в которых указывается предельная норма добычи на одного охотника за период (сезон).
Указанным соглашением предусмотрено право страхователя на пользование предоставленными ему охотничьими ресурсами в пределах охотничьих угодий, право собственности на добытые охотничьи ресурсы, проведение мероприятий по сохранению и воспроизводству охотничьих ресурсов, выдачу физическим лицам разрешений на добычу в пределах установленных норм и квот с заключением договоров, создание охотничьей инфраструктуры.
В соответствии с названным соглашением Артемовская городская общественная организация охотников и рыболовов как охотопользователь обязано, в числе прочего, осуществлять только указанные в соглашениях виды охоты; соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования охотничьими ресурсами; применять при использовании охотничьими ресурсами способы, не нарушающие целостности естественных сообществ; осуществлять учет и оценку состояния используемых охотничьих ресурсов, а также оценку состояния среды их обитания; осуществлять виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья; использовать охотничьи ресурсы с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованием гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными; проводить мероприятия, обеспечивающие охрану и воспроизводство охотничьих ресурсов; осуществлять производственный охотничий контроль.
По данным оборотно-сальдовых ведомостей по счету 90.1.1 выручка от реализации путевок составила: 2 717 755, 11 рублей в 2019 году, 2 915 702 рубля в 2020 году, 2 971 502 рубля в 2021 году. Из пояснений представителя заявителя, данных в суде первой инстанции, следует, что средства от реализации путевок в спорный период являлись единственным доходом организации.
Как следует из первичных бухгалтерских документов, данных аналитического учета и отчетности, документов по кадровому учету и иных документов организации на 2019 год численность работающих согласно штатному расписанию составила 6 единиц, в том числе: председатель - 1 единица, главный бухгалтер - 1 единиц, делопроизводитель - 1 единица, охотовед - 1 единица, егерь - 2 единицы. Аналогичные штатные расписания представлены и за 2020, 2021 годы.
В соответствии с должностной инструкцией председатель обязан организовывать и контролировать работу охотников (егерей) и производственного охотничьего инспектора, повышать эффективность работы охотничьего хозяйства, принимать меры по увеличению прибыли, повышать качество и конкурентоспособность предоставляемых услуг, а также обеспечивать рациональное использование, учет, охрану и воспроизводство охотничьих ресурсов.
В должностные обязанности егеря согласно должностной инструкции входит организация и проведение работы по ведению охотничьего хозяйства организации, обеспечение выполнения плановых заданий по учету численности охотничьих животных и птиц в охотничьих угодьях, принятие мер к сохранению и увеличению численности диких животных и птиц, проведение традиционных биотехнических мероприятий, ведение журнала учета охотнарушений, выявленных на территории охотничьих угодий, изъятых орудий охоты и охотничьей продукции, ведение учета и обеспечение сохранности первичной документации по охране охотничьих животных: сообщений, журналов о нарушении правил охоты, материалов по учету численности охотничьих млекопитающих и птиц и др.
Охотовед согласно должностной инструкции обязан осуществлять контроль за работой охотничьих производственных инспекторов, организовывать и проводить работы по охране, воспроизводству и рациональному использованию животного мира, учету численности охотничьих животных, составлять план эксплуатации хозяйства, охранять охотугодия, вести делопроизводство и документацию, отчеты о проведении учетов численности объектов животного мира, выполнять биотехнические мероприятия и др.
Приказом Минтруда России от 09.07.2018 N 457н "Об утверждении профессионального стандарта "Егерь" указанная профессиональная деятельность отнесена к коду ОКВЭД 01.70 (охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях). Трудовые функции по данной профессиональной деятельности определены как первичная обработка продукции охоты, выполнение работ по охране и воспроизводству охотничьих животных, проведение охоты, отлова и отстрела диких животных, включая предоставление услуг в этой области.
Приказом Минтруда России от 20.03.2018 N 164н "Об утверждении профессионального стандарта "Охотовед" профессиональная деятельность охотоведа также отнесена к коду ОКВЭД 01.70 (охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях). Трудовые функции по данной профессиональной деятельности определены как руководство персоналом охотхозяйственной организации, отдельными охотниками и охотничьими бригадами, руководство подготовкой и проведением всех видов охоты, организация заготовок продукции охоты и сбора биологического материала, организация охоты, отлова и отстрела диких животных, включая предоставление услуг в этой области, организация и контроль охраны, воспроизводства и рационального использования охотничьих животных и др.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно заключил, что, выполняя свои должностные обязанности, охотовед и егеря оказывали услуги в сфере охотничьего хозяйства (пункт 12 статьи 1 Закона N 209-ФЗ), которые по смыслу и содержанию не могут относиться ни к деятельности прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки (код ОКВЭД 94.99), ни к деятельности в области спорта (код ОКВЭД 93.19).
Будучи юридическим лицом, имеющим охотхозяйственное соглашение, работники страхователя не осуществляли охоту, но организовали такую деятельность в рамках охотничьего хозяйства, в том числе путем оказания соответствующих услуг (выдача разрешений (путевок) на право пользования охотничьими угодьями, принятие мер к увеличению численности объектов охоты, проведение мероприятий по регулированию численности диких животных и т.п.).
Председатель, осуществляя общее руководство организацией, также вовлечен в деятельность по оказанию услуг в сфере охоты, как должностное лицо, главный бухгалтер и делопроизводитель наравне с егерями и охотоведами были вовлечены в общий производственный процесс страхователя по оказанию услуг в сфере охоты.
В связи с этим апелляционная коллегия соглашается с выводом Фонда, поддержанным судом первой инстанции, о том, что, фактически работники были вовлечены в общую деятельность Артемовской городской общественной организации охотников и рыболовов по оказанию услуг в сфере охоты как юридического лица, имеющего охотхозяйственные соглашения.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что в проверяемом периоде наибольшее количество работников организации фактически осуществляли деятельность в сфере предоставления услуг в области охоты, что соответствует коду ОКВЭД 01.70.
Письма Министерства лесного хозяйства и объектов животного мира Приморского края от 15.11.2022 N 38/9276 и от 11.07.2023 N 38-5301, согласно которым в 2019, 2020 и 2021 годах Артемовская городская общественная организация охотников и рыболовов не подавала заявок на получение бланков разрешений на проведение промысловой охоты и такие бланки ей не выдавались, названных выводов суда не опровергают, в связи с чем, не принимаются во внимание апелляционной коллегией.
По тексту апелляционной жалобы организация отмечает, что Приказом Минтруда России от 09.07.2018 N 457н "Об утверждении профессионального стандарта "Егерь" в трудовые функции егеря включена подготовка и проведение любительской и спортивной охоты, Приказом Минтруда России от 20.03.2018 N 164н "Об утверждении профессионального стандарта "Охотовед" установлено, что для осуществления своей деятельности охотоведу необходимы знания в сфере любительской и спортивной охоты.
Между тем, заявляя указанные доводы, апеллянт не принимает во внимание, что, как указано выше, положениями данных правовых актов деятельность егеря и охотоведа отнесена к виду экономической деятельности 01.70 - охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что основным видом его деятельности является любительская и спортивная охота - код ОКВЭД 93.19, признается коллегией несостоятельным.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 209-ФЗ любительская и спортивная охота осуществляется физическими лицами, указанными в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях.
Согласно части 3 указанной статьи любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Частью 4 предусмотрено, что любительская и спортивная охота в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Оказание услуг и иная деятельность в сфере охотничьего хозяйства в целях любительской и спортивной охоты в закрепленных охотничьих угодьях осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на основании охотхозяйственных соглашений (часть 5 статьи 20 Закона N 209-ФЗ).
Частью 2 статьи 20 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что к охотнику приравнивается работник юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющий обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора.
Из материалов дела судом установлено, что заявитель в проверяемом периоде осуществлял услуги в сфере охотничьего хозяйства.
Доказательств осуществления страхователем иных видов деятельности (популяризация рыболовного и стрелково-охотничьего спорта, развитие организационно-массовой и практической работы по пропаганде здорового образа жизни, развитие спортивной охоты и рыболовства), что подтверждало бы его деятельность согласно ОКВЭД 93.19 (деятельность в области спорта прочая; организацию и проведение спортивных мероприятий на открытом воздухе и в помещении для профессионалов или любителей; деятельность, связанную со спортивно-любительским рыболовством и охотой), на которой настаивает апеллянт по тексту апелляционной жалобы, материалы дела не содержат.
Приводимые в подтверждение деятельности в сфере любительской и спортивной охоты доводы страхователя по Уставным целям и задачам соответствуют общей направленности деятельности общественных организаций.
Согласно Классификации N 851н экономическая деятельность по коду ОКВЭД 94.99 - деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки, относится к 1 классу профессионального риска, которому соответствует страховой тариф - 0,2%, по коду ОКВЭД 93.19 - деятельность в области спорта прочая - к 3 классу профессионального риска, которому соответствует страховой тариф - 0,4%. В свою очередь экономическая деятельность по коду ОКВЭД 01.70 - охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях, относятся к 32 классу профессионального риска, которому соответствует страховой тариф 8,5%.
Наибольшее количество работников организации фактически осуществляли деятельность, связанную с повышенным риском производственного травматизма.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, страхователем на 2019, 2020, 2021 годы был неверно определен основной вид экономической деятельности и, как следствие, применен ненадлежащий страховой тариф для начисления страховых взносов в размере 0,2% и 0,4%, вместо тарифа 8,5%.
Повторно проверив произведенные Фондом расчеты недоимки, суммы штрафа и начисленных пеней, суд апелляционной инстанции признает их обоснованными и арифметически правильными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что принятое Фондом решение от 13.05.2022 N 25022250000086 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний соответствует положениям законодательства об обязательном социальном страховании и не нарушает права и законные интересы Артемовской городской общественной организации охотников и рыболовов.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ не усмотрел оснований для удовлетворения требований общества и признания указанного решения Фонда незаконным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы общественной организации государственная пошлина за ее рассмотрение на основании статьи 110 АПК РФ относится апелляционным судом на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 48, 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.07.2023 по делу N А51-13079/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-13079/2022
Истец: АРТЕМОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОХОТНИКОВ И РЫБОЛОВОВ
Ответчик: ГУ ПРИМОРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю
Третье лицо: ОБЩЕРОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ОХОТНИКОВ И РЫБОЛОВОВ "АССОЦИАЦИЯ РОСОХОТРЫБОЛОВСОЮЗ"