г. Пермь |
|
05 октября 2023 г. |
Дело N А60-16998/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Герасименко Т.С., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя открытого акционерного общества "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" - не явились;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области - Козырев А.В., паспорт, доверенность от 02.06.2023, диплом (с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел"), Самарина Е.Н., служебное удостоверение, доверенность от 16.01.2023, диплом (в зале суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС
России N 16 по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 июня 2023 года по делу N А60-16998/2023
по заявлению открытого акционерного общества "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" (ИНН 6623000708, ОГРН 1026601366626)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (ИНН6623000850, ОГРН 1046601240773)
о признании недействительными решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" (далее - заявитель, общество, ОАО "ВГОК") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 6094/10/268 от 22.11.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за февраль 2021 года в сумме 7 216 200 руб. (из них 979 286 руб. - налог по шахте "Магнетитовая", 6 236 914 руб. - по Гальянскому месторождению), а также соответствующих сумм пени и штрафа. Судом возбуждено производство по делу N А60-16998/2023.
Общество обратилось также в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции N 6094/10/268 от 22.11.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДПИ за март 2021 года в сумме 12 256 358 руб. (из них 2 060 431 руб. - налог по шахте "Магнетитовая", 10 195 927 руб. - по Гальянскому месторождению), а также соответствующих сумм пени и штрафа. Судом возбуждено производство по делу N А60-19050/2023.
Определением суда от 25.05.2023 дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер N А60-16998/2023.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 июня 2023 года заявленные требования удовлетворены частично, решения инспекции признаны недействительными в части доначисления НДПИ по Гальянскому месторождению (за февраль 2021 года в сумме 6 236 914 руб., за март 2021 года в сумме 10 195 927 руб.), соответствующих сумм пени и штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части признания решений налогового органа недействительными.
Налоговый орган считает, что при налогообложении известняков флюсовых Гальянского месторождения следует применять налоговую ставку 6%, предусмотренную подпунктом 5 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) и, как следствие, коэффициент КРЕНТА в размере 3,5 (пункт 6 статьи 342 НК РФ), поскольку спорные известняки относятся к карбонатным породам для металлургии (подпункт 7 пункта 2 статьи 337 НК РФ). Ошибочно отнеся известняки флюсовые Гальянского месторождения к общераспространенным полезным ископаемым и сырью для строительной индустрии, суд нарушил принцип определения вида добытых полезных ископаемых, предусмотренный статьей 337 НК РФ, как следствие, нарушены положения подпункта 5 пункта 2 статьи 342 НК РФ и пункт 6 этой же статьи. Суд не учел положения совместного распоряжения МПР России N 9-р и Правительства Свердловской области N 01-49-142 от 16.03.2006 "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Свердловской области", которым известняки, используемые в цементной и металлургической промышленности, исключены из этого перечня и к общераспространенным не относятся. В связи с ошибочным отнесением известняков флюсовых для агломерации руд к общераспространенным полезным ископаемым, судом не учтены данные технических документов недропользователя, чем нарушены положения статьи 337 Кодекса. Судом также не учтено, что ранее (до введения коэффициента КРЕНТА) общество учитывало добываемые известняки в качестве горнорудного неметаллического сырья согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 337 Кодекса с применением налоговой ставки 6%.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 05.09.2023 представители инспекции на доводах жалобы настаивали, представитель заявителя доводы отзыва на жалобу поддержал.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2023 судебное заседание по настоящему делу отложено на 03.10.2023.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 на основании части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Трефиловой Е.М. на судью Герасименко Т.С.
В дополнение к отзыву заявитель представил 29.09.2023 пояснения, которые приобщены к делу на основании статьи 81 АПК РФ.
В ответ инспекцией 02.10.2023 представлены письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела на основании статьи 81 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции представители налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
Частью 5 статьи 268 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку от сторон возражений против пересмотра судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы не поступило, законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведены камеральные проверки уточненных деклараций общества по НДПИ за февраль и март 2021 года, по результатам которых составлены акты от 25.10.2021 N N 22429/12/268, 22430/1/268 и вынесены решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.11.2022 NN 6094/10/268, 6129/10/268.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 13.02.2023 N 13-06/04307@ и N 13-06/04307@ решения инспекции оставлены без изменения.
Решениями инспекции от 22.11.2022 N N 6094/10/268, 6129/10/268 в части, пересматриваемой судом апелляционной инстанции, обществу доначислены НДПИ за февраль 2021 года в размере 6 236 914 руб. и за март в размере 10 195 927 руб. соответственно, а также начислены соответствующие пени и штрафы по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс). Штрафы снижены в 8 раз с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика.
Решением от 28.08.2023 N 13-06/24005@ (копия которого приобщена к делу судом апелляционной инстанции в заседании 05.09.2023) УФНС России по Свердловской области отменило решения инспекции от 22.11.2022 NN 6094/10/268, 6129/10/268 в части начисления пени за период действия моратория.
Основанием для доначисления указанных выше сумм НДПИ явились выводы налогового органа о неправомерном применении обществом в отношении известняка флюсового, добываемого на Гальянском месторождении, ставки 5,5%, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ, и рентного коэффициента КРЕНТА в размере 1.
Удовлетворяя требования в указанной части, суд руководствовался статьями 336-339, 342 НК РФ и оценив представленные обществом документы: лицензию на пользование недрами, технический отчет о технологической оценке известняков Гальянского месторождения в качестве цементного сырья, паспорт и технический проект месторождения, протокол заседания центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых от 25.03.2014 N 28/14-стп, а также заключение ФГБУ науки "Институт геологии геохимии им. академика А.Н. Заварицкого Уральского отделения Российской академии наук" от 19.01.2021 N 16360-2115.6-10 - пришел к выводу о том, что спорное полезное ископаемое является общераспространенным полезным ископаемым и неметаллическим сырьем, используемым в строительной индустрии (подпункт 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ), в связи с чем подлежит обложению НДПИ по ставке 5,5 % и с применением рентного коэффициента равного 1.
Суд апелляционной инстанции полагает, что данные выводы не соответствуют нормам налогового законодательства и материалам дела.
В силу пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых - по общему правилу и при наличии иных юридически значимых оговорок - признаются, в частности, полезные ископаемые, добытые из недр.
Согласно статье 337 НК РФ в целях применения главы 26 НК РФ полезные ископаемые именуются добытыми полезными ископаемыми. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 337 НК РФ видами добытого полезного ископаемого являются:
горнорудное неметаллическое сырье, в том числе карбонатные породы для металлургии (подпункт 7);
неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (в том числе флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии) (подпункт 10).
Согласно пункту 7 статьи 339 НК РФ при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 настоящей статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
В соответствии с пунктом 2 статьи 342 НК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.2021 до 01.09.2021), если иное не установлено пунктами 1 и (или) 2.1 настоящей статьи, налогообложение производится по налоговой ставке, определяемой как произведение рентного коэффициента (КРЕНТА) и одной из величин, установленной в зависимости от вида добытого полезного ископаемого.
Так, подпунктом 4 пункта 2 статьи 342 для неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, установлена налоговая ставка в размере 5,5%.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 342 для горнорудного неметаллического сырья установлена налоговая ставка в размере 6,0 %.
Федеральным законом от 15.10.2020 N 342-ФЗ "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в силу 01.01.2021, статья 342 НК РФ дополнена пунктом 6, согласно которому налогообложение добытых полезных ископаемых производится с применением рентного коэффициента КРЕНТА.
Согласно указанному пункту 6 статьи 342 НК РФ, если иное не установлено настоящим пунктом, в отношении добытых полезных ископаемых, указанных в подпунктах 1-6 (за исключением торфа, горючих сланцев, сырья радиоактивных металлов, неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, подземных промышленных и термальных вод, битуминозных пород, концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, концентратов и других полупродуктов, содержащих серебро, общераспространенных полезных ископаемых), подпункте 8 (за исключением природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней), подпунктах 16 и 17 пункта 2 настоящей статьи, коэффициент КРЕНТА устанавливается в размере 3,5
В отношении иных добытых полезных ископаемых, указанных в пункте 2 настоящей статьи, коэффициент КРЕНТА принимается равным 1.
Аналогичные нормы установлены статьей 342.8 НК РФ "Порядок определения и применения рентного коэффициента КРЕНТА", действующей с 01.09.2021.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что общество осуществляет разработку Гальянского месторождения и добывает на нем известняки на основании лицензии на пользование недрами СВЕ 03471 ТЭ.
В пункте 1.4 приложения N 1 к лицензии отражено наименование основных (преобладающих) видов полезных ископаемых (группировки полезных ископаемых), содержащихся в пределах предоставленного участка недр: известняк флюсовый.
В целях добычи известняков флюсовых Гальянского месторождения обществом как недропользователем разработан технический проект "Вскрытие и разработка Гальянского месторождения. Документация на техническое перевооружение рудника открытым способом разработки ОАО "ВГОК" (далее - технический проект).
В силу пункта 2 статьи 339 НК РФ технический проект разработки месторождения полезных ископаемых является документом, на основании которого определяются технология добычи полезного ископаемого и метод определения количества добытого полезного ископаемого, используемый при исчислении НДПИ.
Таким образом, технический проект разработки месторождения прямо поименован в НК РФ как документ, на основании которого определяется вид полезного ископаемого и в конечном итоге - налоговая база по НДПИ.
В соответствии с разделом 1.3 технического проекта "Основные положения (технические и экономические решения)" основным потребителем известняков, добываемых на месторождении является Нижнетагильский металлургический комбинат.
Разделом 2.5 технического проекта "Характеристика полезного ископаемого" предусмотрено, что известняки для металлургического производства и строительной промышленности устанавливаются в соответствии с требованиями ТУ 075100-013-05778402-05 "Известняк сырой Гальянского месторождения".
В зависимости от качественных показателей - массовой доли оксидов кальция, окиси магния, диоксида кремния, серы, фосфора известняки подразделяются на четыре сорта, требования к которым изложены в таблице 2.2 раздела 2.5 технического проекта.
Согласно разделу 2.6 технического проекта "Попутные полезные ископаемые и компоненты" Гальянское месторождение представлено только одним видом полезного ископаемого - известняком. В связи с отсутствием в регионе потребности в строительных материалах, в процессе геологоразведочных работ оценки вмещающих пород месторождения на предмет использования их в качестве сырья для производства строительных материалов не производилось, запасы их не подсчитывались и балансом запасов не учитывались.
Действительно, из протоколов заседаний комиссий, производивших в разные периоды оценку запасов недр Гальянского месторождения, оценка известняков осуществлялась по качественным характеристикам пригодности их использования в металлургической промышленности в качестве флюсовой добавки в концентрат, агломерат.
Согласно приложению N 1 к протоколу заседания Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР от 25.04.1973 N 6885 (далее - протокол от 25.04.1973 N 6885) основная потребность известняка - для агломерации руд, доменного производства, для производства конверторной извести, для производства цемента.
Целью и результатом разведки данного месторождения в 1953-1954 гг. являлось выявление промышленных запасов известняков флюсовых для металлургических заводов Урала (отчет, представленный к протоколу заседания Всесоюзной комиссии по запасам полезных ископаемых от 21.07.1954 N 9124).
Кондициями, утвержденными Техническим управлением Министерства черной металлургии СССР для Гальянского месторождения, предусмотрена оценка химических характеристик известняка, отражающих его пригодность как флюсового сырья для черной металлургии.
Результаты разведки показали, что Гальянское месторождение известняков является крупной базой высококачественных флюсов для металлургических предприятий среднего Урала (протокол заседания Всесоюзной комиссии по запасам полезных ископаемых от 21.07.1954 N 9124).
Указанные высокие показатели, позволяющие использовать его в качестве карбонатного сырья для металлургической промышленности в дальнейшем неоднократно подтверждались протоколами комиссий по разработке месторождений твердых полезных ископаемых и утверждению запасов от 25.04.1973 N 6885 и от 25.03.2014 N 28/14-стп. При этом оценки запасов известняков Гальянского месторождения (их физико-механических характеристик) на предмет возможности использования для изготовления строительных материалов никогда не производилась.
Учитывая высокую качественную ценность известняков, добываемых в Гальянском месторождении, выводы суда об отнесении данного полезного ископаемого к общераспространенным противоречит положениям совместного распоряжения Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 9 и Правительства Свердловской области N 01-49-142 от 16.03.2006 "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Свердловской области".
Кроме того, лицензирование добычи общераспространенных полезных ископаемых в соответствии с абзацем 4 статьи 12.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" отнесено к компетенции органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого находится соответствующее месторождение, между тем лицензия, на основании которой общество осуществляет разработку Гальянского месторождения и добычу в нем известняков, выдана Федеральным агентством по недропользованию, что лишним образом подтверждает ошибочность квалификации судом спорного полезного ископаемого в качестве общераспространенного.
Высокие качественные характеристики известняков Гальянского месторождения также исключают допустимость их отнесения к неметаллическому сырью, используемому в основном в строительной индустрии по следующим причинам.
Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.06.2007 N 37-р утверждены Рекомендации, устанавливающие основы и принципы классификации запасов недр твердых полезных ископаемых.
В соответствии с данными Рекомендациями в основу группирования горно-химического и горнорудного неметаллического сырья поставлены их химические характеристики, которые формируют основу их использования по этим качественным характеристикам в химической, стекольной, металлургической, цементной промышленности.
Согласно пункту 33 Приложения 19 Рекомендаций технологические свойства карбонатных пород должны быть изучены с детальностью, обеспечивающей получение исходных данных, достаточных для проектирования технологической схемы добычи и переработки с наиболее рациональным и комплексным использованием этого вида полезного ископаемого.
В силу пункта 22 приложения 19 указанных Рекомендаций при оценке запасов карбонатных пород, прежде всего, целесообразно определить их пригодность для химической промышленности, предъявляющей наиболее высокие требования к качеству сырья; оценить возможность использования карбонатных пород для других целей следует лишь в случае их непригодности для этой промышленности.
При этом карбонатные породы, пригодные в качестве флюсов или для производства огнеупоров, оценивать как сырье для промышленности строительных материалов и других отраслей народного хозяйства, не предъявляющих высоких требований к качеству сырья, нецелесообразно.
Из указанных норм следует, что, проводя оценку месторождений известняка по содержанию в них тех или иных химических минералов основополагающим и первостепенным будет определение возможности их использования в химической и металлургической промышленности, и лишь при получении отрицательного результата полезное ископаемое будет исследовано на предмет использования в иных целях.
В силу оценки запасов Гальянского месторождения только для целей металлургической промышленности и при отсутствии оценки запасов для производства строительных материалов, оснований для классификации спорных известняков по подпункту 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ у суда не имелось. Кроме того в данном пункте поименован флюс известняковый, между тем добываемое обществом полезное ископаемое именуется известняк флюсовый, соответствующий коду 1412121 Общероссийского классификатора полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002; флюс известняковый как вид полезного ископаемого в указанном классификаторе отсутствует.
Поддерживая доводы налогоплательщика в обжалуемой части, суд исходил из пригодности использования добываемого обществом известняка для производства цемента, который может использоваться в строительстве.
Между тем данное обстоятельство не отменяет первостепенного назначения и результатов оценки запасов такого известняка в качестве карбонатных пород для металлургической промышленности. Выводы суда основаны на неверном понимании статьи 337 НК РФ и принципов классификации полезных ископаемых, предусмотренных Рекомендациями, отдающих приоритетное значение тем качественным характеристикам полезного ископаемого, которые позволят использовать его максимально эффективно.
Принятое судом во внимание заключение ФГБУ науки "Институт геологии геохимии им. академика А.Н. Заварицкого Уральского отделения Российской академии наук" содержит информацию об основных показателях состава известняков, но не исключает использование известняка в качестве флюсовой добавки в концентрат и агломерат и не отменяет результатов оценки запасов известняков Гальянского месторождения, утвержденных соответствующим протоколами уполномоченных государственных органов в разные периоды времени. За переоценкой запасов общество не обращалось, доказательств того, что добываемый им известняк флюсовый перестал соответствовать карбонатным породам для металлургии, а стал пригоден только для использования в строительной индустрии, налогоплательщик в материалы дела не представил.
По тем же причинам суд признает несостоятельной ссылку заявителя на получение им результатов радиологического контроля известняков, обязательных при реализации их в качестве сырья для строительных материалов.
Несмотря на то, что фактическое использование полезного ископаемого не имеет определяющего значения для его налогообложения НДПИ, необходимо учитывать, что известняк флюсовый применяется обществом в соответствии с основными оцененными характеристиками для поставки на металлургические заводы Среднего Урала - АО НТМК, АО Качканарский ГОК "Ванадий".
При данных обстоятельствах отнесение спорных флюсовых известняков, добываемых обществом на Гальянском месторождении, к неметаллическому сырью для черной металлургии (подпункт 7 пункта 2 статьи 337 Кодекса) наиболее полно отвечает принципу рационального использования недр и соответствует технической документации налогоплательщика.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции признает доводы апелляционной жалобы инспекции обоснованными, полагает, что судебный акт в обжалуемой части, касающейся доначисления НДПИ по Гальянскому месторождению, подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 июня 2023 года по делу N А60-16998/2023 отменить в части признания недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области от 22.11.2022 NN 6094/10/268, 6129/10/268.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" отказать полностью.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-16998/2023
Истец: ОАО "ВЫСОКОГОРСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области