г. Хабаровск |
|
05 октября 2023 г. |
А73-3303/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Мильчиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Акционерного общества "Птицефабрика "Комсомольская": не явились;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: представителя Ястреб Е.В., по доверенности от 31.10.2022;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Птицефабрика "Комсомольская"
на решение от 14.06.2023
по делу N А73-3303/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлениям Акционерного общества "Птицефабрика "Комсомольская"
к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
о признании недействительными решений ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края
третье лицо: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Дальневосточному Федеральному Округу
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Птицефабрика "Комсомольская" (далее - АО "ПТФ "Комсомольская", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - управление, налоговый орган) с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 21.10.2022 N 2386 и от 21.10.2022 N2174.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Дальневосточному федеральному округу (далее - МИ ФНС России по ДФО).
Решением суда от 14.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, АО "ПТФ "Комсомольская" заявило апелляционную жалобу, считая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, а именно положений статей 425 и 431 ГК РФ, статьи 427 НК РФ.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство по заявленной апелляционной жалобе неоднократно откладывалось.
В ходе судебного разбирательства общество поддержало доводы апелляционной жалобы в полном объеме, настаивало на возможности ретроспективного подхода, выраженного в принятии дополнительного соглашения N 2 от 24.02.2021 к Соглашению об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития N 1/р-169 от 05.09.2017.
Представители налоговых органов указали на законность судебного решения по настоящему спору.
Повторно исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы с учетом отзывов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 31.01.2022 АО "ПТФ "Комсомольская" по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) представлен уточненный (корректирующий N 3) расчет по страховым взносам за 12 месяцев 2018 года.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 21.10.2022 N 2174, которым обществу доначислены страховые взносы в сумме 871 491,59 руб., а также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 173 786 руб.
Основанием для доначисления обществу страховых взносов явилось неправомерное применение налогоплательщиком пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного в отношении выплат физическим лицам, работающим по трудовым договорам и занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР). Инспекцией установлено, что количество фактически созданных рабочих мест в рамках Соглашения от 05.09.2017 N 1/Р-169 в 4 квартале 2018 года составило 10 единиц, однако обществом пониженные тарифы (код тарифа "15") применены при расчете страховых вносов в отношении 48 работников общества.
Не согласившись с данным решением, АО "ПТФ "Комсомольская" обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, который решением от 24.01.2023 N 07-10/0266@ удовлетворил жалобу налогоплательщика частично, отменив решение инспекции только в части штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 152 062,75 руб.
Кроме этого, 31.01.2022 налогоплательщиком также представлен уточненный (корректирующий N 4) расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года, по результатам проверки которого инспекцией принято решение от 21.10.2022 N2386, в соответствии с которым обществу доначислены страховые взносы в сумме 1 058 231,88 руб., пени - 89 880,74 руб.
Основанием для доначисления послужили аналогичные выводы налогового органа, касающиеся количества фактически созданных рабочих мест в рамках соглашения N 1/Р-169 в 3 квартале 2018 года: обществом применены пониженные тарифы (код тарифа "15") при расчете страховых вносов в отношении 49 работников общества, тогда как это составило 8 единиц.
Решением МИ ФНС России по ДФО от 24.01.2023 N 07-10/0265@ решение инспекции отменено в части доначисления пени в сумме 61 429,11 руб., в остальном - оставлено без изменения.
Не согласившись с решениями инспекции от 21.10.2022 N 2174 и N2386 и решениями, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным акта и незаконными действий (бездействия) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий.
Возражения АО "ПТФ "Комсомольская" направлены на несогласие с данным выводом. Позиция апеллянта сводится к несогласию с выводом налогового органа о том, что применение пониженных ставок страховых взносов в отношении выплаченного дохода работникам, рабочие места которых созданы на основании дополнительного соглашения от 24.02.2021 N 2, возможно только с даты его заключения. По мнению налогоплательщика, указанный вывод налогового органа противоречит смыслу и содержанию самого дополнительного соглашения N 2.
Проверив данные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что АО "ПТФ "Комсомольская" является резидентом ТОСЭР в соответствии с Соглашением от 05.09.2017 N 1/Р-169 об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, заключенным с АО "Корпорация развития Дальнего Востока".
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Закон N 473-ФЗ), установлены пониженные тарифы страховых взносов.
Так, согласно положениям пункта 10.1 статьи 427 НК РФ резидент ТОСЭР применяет указанные пониженные тарифы страховых взносов в течение десяти лет со дня получения им статуса резидента ТОСЭР начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором им был получен соответствующий статус, и исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.
Под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОСЭР при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Законом N 473-ФЗ.
При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, является неотъемлемой частью заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, соглашения об осуществлении деятельности, бизнес-плана.
Таким образом, на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности перечень создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности новых рабочих мест с соответствующей квалификацией определяется заявителем. Вместе с тем уполномоченным органом должна производиться оценка целесообразности создания, требуемого заявителем количества рабочих мест и его согласование.
В связи с изложенным, резидент ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности, а также в самом соглашении и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.
Из представленных в налоговый орган документов (заявка на заключение соглашения об осуществлении деятельности, соглашение об осуществлении деятельности, бизнес-план, приказы (распоряжения) о приеме на работу), следует, что в рамках реализации инвестиционного проекта резидент создает 10 новых рабочих мест.
При этом количество физических лиц, занятых на новых рабочих местах в 3 квартале 2018 года составило 8 человек, в 4 квартале 2018 года составило 10 человек.
Таким образом, вывод налогового органа, что исходя из требований пункта 10.1 статьи 427 НК РФ, предусмотренный пониженный тариф может быть применен только в отношении указанного количества физических лиц, признается обоснованным.
Согласно письмам Минфина России от 14.04.2020 N 03-15-06/29564, от 03.12.2021 N 03-15-06/98380, от 21.03.2022 N 03-15-06/21562, если для выполнения соглашения по ТОСЭР создается больше рабочих мест, чем планировалось на этапе его заключения, то применять пониженные тарифы к выплатам работникам, занятым на этих "дополнительных" местах, можно только после согласования нового перечня рабочих мест с органами управления ТОСЭР и заключения дополнительного соглашения.
Из материалов дела следует, что 24.02.2021 между АО "ПТФ "Комсомольская" и АО "Корпорация развития Дальнего Востока" заключено дополнительное соглашение N 2, пунктом 1.3 которого предусмотрено, что в рамках реализации инвестиционного проекта резидент создает 74 новых рабочих места, а именно: в 2018 году - 48 мест, в 2019 году - 9 мест, в 2020 году - 17 мест.
Согласно пункту 2 раздела XI дополнительного соглашения N 2, оно вступает в законную силу со дня его подписания сторонами и действует в течение срока действия соглашения от 05.09.2017 N 1/P-169, являясь его неотъемлемой частью.
Отклоняя позицию налогоплательщика и соглашаясь с налоговым органом, арбитражный суд указал, что, исходя из буквального смысла дополнительного соглашения и положений части 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения пункта 1.3 Соглашения не может распространяться на период, предшествующий дате его подписания - 24.02.2021.
Исходя из части 1 статьи 431 ГК РФ, осуществляя толкование условий договора, суд анализирует буквальное значение содержащихся в тексте договора слов и выражений (буквальное толкование).
Как следует из содержания спорного дополнительного соглашения, стороны не согласовали распространение его действия на предшествующие периоды, а лишь закрепили условие его действия - в течение срока действия Соглашения от 05.09.2017 N 1/P-169 - до 25.06.2085.
Таким образом, вывод о том, что дополнительное соглашение от 24.02.2021 N 2 не подлежит применению к правоотношениям по начислению и уплате страховых взносов за предыдущие налоговые периоды 2018 - 2020 годы, признается верным.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что данное дополнительное соглашение N 2 подписано его участниками после проверки в судебном порядке решения инспекции по результатам выездной налоговой проверки АО "ПТФ "Комсомольская" по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов за период с 01.07.2018 по 31.12.2018 (дело N А73-18894/2020), который является спорным в настоящем судебно-арбитражном деле.
Также при разрешении спора судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание разъяснения Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, изложенные в письме от 01.09.2022 N 04-15/12783, и касающиеся спорного вопроса. Так, если рабочие места созданы в период исполнения деятельности в рамках соглашения и технологически связаны с капитальными вложениями в проект и технологическими процессами, то такие рабочие места можно включить в соглашение с указанием тех периодов, когда фактически были созданы данные рабочие места, но преференции на данные рабочие места начинают действовать именно с даты подписания дополнительного соглашения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, приведенные в первой инстанции, но не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении настоящего спора. Новых доводов, влияющих на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, апеллянтом не приведено.
Поскольку арбитражным судом полно и всесторонне исследованы представленные доказательства и установлены все обстоятельства, имеющие значение для спорного эпизода, правильно применены нормы материального и процессуального права, судебное решение в подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.06.2023 по делу N А73-3303/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3303/2023
Истец: АО "ПТИЦЕФАБРИКА "КОМСОМОЛЬСКАЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: МРИФНС по ДФО