г. Москва |
|
14 марта 2024 г. |
Дело N А41-27564/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Жидок Д.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - АО "ФПК ФАРМВИЛАР" - Щербаков Д.И. по доверенности от 06.04.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от заинтересованного лица по делу - Домодедовской таможни - Таналина Я.К. по доверенности от 05.03.2022, диплом о высшем юридическом образовании; Чебакова Е.А. по доверенности от 10.01.2024, по удостоверению ГС N 211997;
от заинтересованного лица по делу - Центрального таможенного управления - Рогив Ю.Н. по доверенности от 29.11.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от третьего лица по делу - ООО "БВК-ТРАСТ" - извещено, представитель не явился;
от третьего лица по делу - ООО НПО "ФАРМВИЛАР" - извещено, представитель не явился;
от третьего лица по делу - ЗАО НАУЧНЫЙ ЦЕНТР "ФАРМВИЛАР" - извещено, представитель не явился;
от третьего лица по делу - SlovINTEL s.r.o - извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Домодедовской таможни и Центрального таможенного управления на решение Арбитражного суда Московской области от 24 ноября 2023 года по делу N А41-27564/22 по заявлению АО "ФПК ФАРМВИЛАР" к Домодедовской таможне, Центральному таможенному управлению о признании, третьи лица: ООО "БВК-ТРАСТ", ООО НПО "ФАРМВИЛАР", ЗАО НАУЧНЫЙ ЦЕНТР "ФАРМВИЛАР", SlovINTEL s.r.o,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Фармацевтическая производственная компания ФармВИЛАР" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Домодедовской таможне, Центральному таможенному управлению с требованием:
1) о признании недействительными и отмене решений от 29.03.2022 о внесении изменений в сведения, заявленные в декларациях на товар (далее - ДТ) N N 10013160/130619/0201652, 10013160/1990819/0316743, 10013160/300920/0535520, 10013160/080321/0123522,
2) и уведомлений от 31.03.2022 N 10100000/У2022/0022880, N 10100000/У2022/0022879, N 10100000/У2022/0022878, N 10100000/У2022/0022877 о неуплаченных в установленных срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней,
3) об обязании устранить допущенное нарушение прав путем возврата излишне взысканных таможенных платежей и пеней.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 июля 2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2022 решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26.01.2023 решение Арбитражного суда Московской области от 21.07.2022 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2022 по делу N А41-27564/2022 - отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области, указав, что при вынесении судебных актов судами не полностью установлены фактические обстоятельства, сделаны выводы, не обоснованные материалами дела, и не учтен правовой подход, сформулированный в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2022 N 310-ЭС22-9639 по делу N А09-1751/2021.
На новом рассмотрении судом первой инстанции принято уточнение заявленных требований, согласно которому заявитель просил:
- признать незаконными и отменить решения Домодедовской таможни от 29.03.2022 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10013160/130619/0201652, ДТ N 10013160/1990819/0316743, ДТ N 10013160/300920/0535520, ДТ N 10013160/080321/0123522
- признать незаконными и отменить уведомления Центрального таможенного управления от 31.03.2022 N 10100000/У2022/0022880, N 10100000/У2022/0022879, N 10100000/У2022/0022878, N 10100000/У2022/0022877 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
- признать незаконными действия Центрального таможенного управления по доначислению и взысканию пеней, исчисленных по ДТ N 10013160/130619/0201652, ДТ N 10013160/1990819/0316743, ДТ N 10013160/300920/0535520, ДТ N 10013160/080321/0123522 за период с 01.04.2022 по 25.04.2022.
- обязать Домодедовскую таможню устранить допущенные нарушения прав путем возврата АО "ФПК ФАРМВИЛАР" (ИНН 7727162222, ОГРН 1027700533882) излишне уплаченных таможенных платежей и пеней по ДТ N 10013160/130619/0201652, ДТ N 10013160/1990819/0316743, ДТ N 10013160/300920/0535520, ДТ N 10013160/080321/0123522, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 ноября 2023 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Домодедовская таможня и Центральное таможенное управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют нормам материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период июнь 2019 - март 2021 года АО "ФПК ФАРМВИЛАР" в рамках двух внешнеторговых контрактов, заключенных между Обществом (Покупатель) и Noventis s.r.o. (Чехия) (Продавец): Контракт от 13.03.2019 N 23.13.03.19 (далее - Контракт N 1) и Контракт N 16.06.2020 N 25.16.06.20 (далее - Контракт N 2), ввезло на территорию РФ и задекларировало на Московском областном таможенном посту Центра электронного декларирования по ДТ N 10013160/130619/0201652 (товар 1), 10013160/190819/0316743 (товар 1), 10013160/300920/0535520 (товар 1), 10013160/080321/0123522 (товар 1) фармацевтическую продукцию (далее - продукция, товары):
Лекарственный препарат в форме "IN BULC" (в виде нефасованных лекарственных препаратов) в таблетках и в контурных ячейковых упаковках (блистерах) по 10 таблеток, торговое наименование "Тетралгин", производства NOVENTIS S.R.O., Чехия, в общем количестве 1 092 630 упаковок (различных серийных номеров).
Код ТН ВЭД ЕАЭС - 3004 49 000 9. Ставка ввозной таможенной пошлины - 5%, ставка НДС - 10% (пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 N 688).
Указанный препарат зарегистрирован на территории РФ в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", что подтверждается Регистрационным удостоверением лекарственного препарата от 15.08.2011 N П N 012866/01 (с последующими изменениями), представленным таможенному органу в ходе таможенного оформления.
В ходе таможенного оформления Общество определило таможенную стоимость товаров по спорным ДТ на основании первого метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (ст. 39 ТК ЕАЭС) и в полном объеме уплатило соответствующие таможенные платежи.
Товары выпущены таможенным органом в свободное обращение в установленном порядке.
В период 29.09.2021 - 21.02.2022 Домодедовская таможня провела камеральную проверку документов и сведений после выпуска товаров по вышеуказанным ДТ N 10013160/130619/0201652, 10013160/190819/0316743, 10013160/300920/0535520, 10013160/080321/0123522 (далее - спорные ДТ).
21.02.2022 по результатам проверки таможенный орган составил акт камеральной таможенной проверки N N 10002000/210/210222/А000095 от 21.02.2022 (далее - акт проверки), в соответствии с которым таможенный орган счел неправомерным не включение обществом в структуру таможенной стоимости по ДТ лицензионных платежей (роялти), уплаченных обществом в 2019 - 2021 году по лицензионному договору от 27.04.2007 (далее - лицензионный договор) в пользу компании SlovINTEL s.r.o. (Словакия) - правообладателя товарного знака "ТЕТРАЛГИН (TETRALGINUM)", зарегистрированного в Роспатенте 30.07.1999 за N 178097.
29.03.2022 по результатам проверки таможенный орган вынес решения о внесении изменений в каждую из четырех спорных деклараций, скорректировав таможенную стоимость товаров путем добавления к ней таможенных платежей в сумме 25 501 088 руб. 50 коп. из которых:
- лицензионных платежей, уплаченных обществом в 2019-2021 в общем размере 19 127 264 руб. 50 коп.;
- НДС, исчисленного и уплаченного обществом в бюджет в качестве налогового агента в отношении лицензионных платежей, в общем размере 4 249 207 руб. 00 коп.
- налога на прибыль, исчисленного и уплаченного обществом в бюджет в качестве налогового агента в отношении лицензионных платежей, в общем размере 2 124 617 руб. 00 коп.,
Увеличение таможенной стоимости привело к доначислению 3 952 660 руб. 98 коп. таможенных платежей (ввозной таможенной пошлины и НДС 10%).
На основании указанных решений Центральное таможенное управление направило обществу уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пеней от 31.03.2022, в соответствии с которыми помимо таможенных платежей обществу дополнительно начислены 521 858 руб. 17 коп. пени. 4 474 519 руб. 15 коп. - итоговая сумма доначислений с учетом таможенных платежей и пеней.
Не согласившись с указанными решениями таможенного органа и уведомлениями, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, указав в обоснование заявленных требований, что Решения и Уведомления таможенных органов, вынесенные по результатам проверки, являются незаконными и необоснованными, нарушают права Общества в сфере внешнеэкономической деятельности, незаконно возлагая на него обязанность по уплате таможенных платежей в повышенном размере, ввиду отсутствия совокупности обязательных условий.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что во внешнеторговых Контрактах N 1 и N 2 заключенных с Noventis s.r.o. (Чехия) отсутствуют положения, касающиеся уплаты лицензионных платежей, в том числе в качестве обязательного условия продажи товаров для вывоза на территорию ЕАЭС. Согласно пунктам 1.1., 1.2., 1.4. и 7.1. Лицензионного договора от 27.04.2007 заключенного АО "ФПК ФАРМВИЛАР" с компанией SlovINTEL s.r.o. (Словакия) - правообладателя товарного знака "ТЕТРАЛГИН (TETRALGINUM)", зарегистрированного в Роспатенте 30.07.1999 за N 178097, платежи по нему подлежат уплате не при ввозе спорных товаров на территорию ЕАЭС, а при дальнейшем использовании товарного знака на территории Российской Федерации. Проанализировав содержание Лицензионного договора от 27.04.2007, суд установил отсутствие в нем условий: об уплате лицензионных платежей в связи с приобретением и ввозом спорных товаров на территорию ЕАЭС, а также условий запрещающих иностранным поставщикам производить и продавать Обществу товары, произведенные с использованием товарного знака, в случае неуплаты Обществом лицензионных платежей; о возможности расторжения Контрактов в случае неуплаты Обществом лицензионных платежей правообладателю SlovINTEL s.r.o.; позволяющие правообладателю SlovINTEL s.r.o. осуществлять контроль за производством товаров или их продажей, выходящий за пределы контроля качества на соответствие обязательным требованиям нормативной документации, утвержденной Минздравом РФ. В Контрактах N 1 и N 2 и Лицензионном договоре от 27.04.2007 отсутствуют положения о возможности расторжения контракта в случае неуплаты Обществом лицензионных платежей, а также отсутствуют: условия, запрещающие производителю (продавцу) изготавливать и (или) продавать покупателю товары, созданные с использованием объектов интеллектуальной собственности правообладателя, в случае неуплаты последнему соответствующего вознаграждения; условия, позволяющие лицензиару контролировать производство товара или их продажу производителем покупателю. Следовательно, уплата лицензионных платежей не связана с фактом приобретения товаров. Тот факт, что завершающие стадии производства готового препарата "Тетралгин" и выпускающий контроль качества осуществляются на территории РФ компанией ООО НПО "ФармВилар" подтверждается данными из Государственного реестра лекарственных средств. В соответствии с Государственным реестром лекарственных средств в отношении препарата Тетралгин промежуточная стадия производства лекарственной формы и первичная упаковка осуществлялась Noventis s.r.o. В части завершающих стадий технологического процесса производства, а именно, вторичной упаковки, фасовки, вложения в пачку инструкций по медицинскому применению, сериализации, маркировки, транспортной упаковки, этикетирования и агрегации, выпускающего контроля качества с выдачей сертификата на серию продукции, ввода каждой серии лекарственного средства в гражданский оборот - производство по заказу Общества осуществляло ООО НПО "ФармВИЛАР", расположенное в Российской Федерации, которое и является производителем готового лекарственного препарата "Тетралгин". Дальнейшую реализацию готового лекарственного препарата осуществляло Общество, как разработчик препарата и держатель РУ. Общество выплачивало лицензионные платежи правообладателю SlovINTEL s.r.o. именно в связи с выпуском и дальнейшей реализацией готового препарата Тетралгин на территории Российской Федерации. При этом, стоимость групповой упаковки и маркировки, наносимой Noventis s.r.o. по заказу Общества, уже включена в стоимость товаров и с нее уплачены необходимые таможенные платежи. Никаких дополнительных платежей, связанных с продажей товаров и их ввозом на территорию ЕАЭС, внешнеторговые Контракты и лицензионный договор не предусматривают. Правообладатель вправе осуществлять проверку использования товарного знака исключительно в пределах соответствия продукции Общества обязательным требованиям нормативной документации, утвержденной Минздравом РФ в установленном законом порядке. Каких-либо самостоятельных дополнительных требований к качеству товара и (или) его техническим характеристикам правообладатель предъявлять не уполномочен. Об отсутствии обусловленности ввоза спорных товаров уплатой лицензионных платежей свидетельствует также тот факт, что правообладатель не устанавливает и не вправе устанавливать требований к производителям продукции Общества. Соответствующие условия в лицензионном договоре отсутствуют. Следовательно, в лицензионном договоре отсутствуют условия, позволяющие правообладателю осуществлять контроль за производством товаров или их продажей, который выходил бы за рамки КОНТРОЛЯ качества на соответствие обязательным требованиям нормативной документации, утвержденной Минздравом РФ. При этом производитель спорных товаров Noventis s.r.o. не является взаимосвязанным лицом ни с правообладателем SlovINTEL s.r.o., ни с Обществом в понимании ст. 37 ТК ЕАЭС. Наличие взаимосвязи между Обществом и правообладателем само по себе не является основанием для добавления лицензионных платежей, так как производитель не является взаимосвязанным лицом ни Обществом, ни с правообладателем, ни с третьими лицами. Общество самостоятельно выбрало Noventis s.r.o. в качестве производителя промежуточной фармацевтической продукции и внесло сведения о нем в РУ в порядке, предусмотренном пп. 1 п. 2 ст. 18 Закона об обращении лекарственных средств. Все действия по выбору Noventis s.r.o. совершены Заявителем до регистрации SlovINTEL s.r.o. При этом поиск и инициация процедуры внесения изменений в РУ совершило только Общество. Общество приобрело товары у стороннего производителя, который не является взаимосвязанным лицом с Обществом или правообладателем. При этом правообладатель SlovINTEL s.r.o. не устанавливает требований к производителям спорных товаров, а также к процессу их производства, за исключением стандартного контроля качества на соответствие требованиям нормативной документации, утвержденной Минздравом РФ. При таких обстоятельствах спорные внешнеторговые контракты не являются внутригрупповыми сделками. В данной связи правовая позиция, изложенная в Определениях ВС РФ по делу N А09-1751/2021, к настоящему спору неприменима.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции связаны с неправильным применением норм материального права, с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в связи с чем, решение подлежит отмене в части с принятием нового судебного акта о частичном отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом ЕАЭС, основана на статье VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки.
За основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости), о чем указано в пункте 15 статьи 38 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 39 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со статьей 40 Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 39 Таможенного кодекса ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса ЕАЭС одним из дополнительных начислений являются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.
Как разъяснено в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - постановление Пленума N 49) при выполнении указанных в пункте 7 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса ЕАЭС требований само по себе заключение договора с иным, чем продавец товара, правообладателем не препятствует включению уплачиваемых на основании такого договора роялти в соответствующем размере в таможенную стоимость оцениваемых товаров.
Из анализа приведенных положений таможенного законодательства в их нормативном единстве следует, что методы таможенной оценки предназначены для обеспечения правильного таможенного обложения ввозимых товаров исходя из их действительной экономической ценности. В связи с этим стоимость сделки с ввозимыми товарами может быть дополнена иными платежами (элементами), которые приходятся на покупателя, создают доход продавца с таможенной территории соответствующего государства, и, следовательно, считаются формирующими часть цены, используемой для таможенных целей, даже если они не были включены в контрактную цену товаров.
Платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (роялти, лицензионные платежи) подлежат учету для целей таможенной оценки ввезенных товаров как один из компонентов таможенной стоимости при ее определении первым методом (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) в той мере, в какой они влияют на их экономическую ценность.
При этом включение роялти в таможенную стоимость не ограничивается случаями, когда непосредственно ввезенные товары являются предметом лицензионных соглашений (товарный знак нанесен на товары и т.п.), а в договоре купли-продажи имеется явно выраженное указание на необходимость заключения лицензионного договора и уплаты роялти в качестве условия продажи товаров. Включение лицензионных платежей в таможенную стоимость также напрямую не обусловлено способом определения размера роялти (в зависимости от стоимости ввезенных товаров или иных показателей финансово-хозяйственной деятельности импортера), периодичностью уплаты лицензионных платежей, иными подобными обстоятельствами.
Отсутствие в договоре купли-продажи указания на необходимость заключения иных договоров в отношении объектов интеллектуальной собственности, не исключает возможность учета роялти для целей таможенной оценки, поскольку внесение платежей за использование объектов интеллектуальной собственности может являться подразумеваемым условием продажи, без выполнения которого импортер не в состоянии приобрести товар, а экспортер - не будет готов его продать.
В тех случаях, когда ввоз товаров осуществляется на основании сделок, совершаемых между участниками одной группы компаний, решение вопроса о заключении договоров, опосредующих использование объектов интеллектуальной собственности импортером, оказывается исключительно вопросом усмотрения иностранного поставщика и взаимосвязанных с ним участников группы, что порождает существенный риск манипулирования элементами стоимости товара, формирующими его таможенную стоимость. В указанных случаях уплата роялти может являться условием продажи товара для его ввоза в силу принятых внутри группы компаний правил ведения деятельности, что не находит прямого отражения в договорных условиях.
С учетом изложенного, при определении того, относятся ли лицензионные платежи к оцениваемым (ввозимым) товарам и является ли внесение данных платежей условием продажи товара, значение имеет взаимосвязь между принятием импортером на себя обязательства по уплате роялти и возникновением (сохранением) у него возможности использовать ввезенные товары не только юридически (на законном основании), но и фактически.
Изложенное согласуется с общепринятым в мировой практике подходом к оценке допустимости учета роялти в структуре таможенной стоимости ввезенных товаров, нашедшим отражение в ряде рекомендаций Технического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации, принятых в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 (рекомендуемые мнения 4.3 и 4.7, 4.11 и 4.12), подтверждающих необходимость включения в таможенную стоимость платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, уплачиваемых импортером для получения возможности осуществления производственного процесса (использования технологии), розничной дистрибуции товаров, в зависимости того, были бы проданы соответствующие товары в страну импорта без заключения иных договоров, обеспечивающих коммерческие интересы продавца и связанных с ним лиц.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2022 N 310-ЭС22-9639 по делу N А09-1751/2021.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС. в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении указанных условий.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (далее - роялти), не включенные в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, учитываются в качестве одного из дополнительных начислений к цене в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС при выполнении в совокупности двух требований: эти платежи относятся к ввозимым товарам и уплата роялти является условием продажи оцениваемых товаров (прямо или косвенно) для их вывоза на таможенную территорию Союза.
При выполнении данных требований само по себе заключение договора с иным, чем продавец товара, правообладателем не препятствует включению уплачиваемых на основании такого договора роялти в соответствующем размере в таможенную стоимость оцениваемых товаров.
Пунктом 7 Положения о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, содержащегося в рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 N 20 (далее - Положение), определено, что в случае, когда лицензионные платежи не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, и уплачиваются отдельно от счета на оплату оцениваемых (ввозимых) товаров, при решении вопроса о необходимости включения лицензионных платежей в таможенную стоимость этих товаров следует принимать во внимание следующие ключевые факторы: относятся ли лицензионные платежи к оцениваемым (ввозимым) товарам; является ли уплата лицензионных платежей условием продажи оцениваемых (ввозимых) товаров.
При анализе указанных факторов необходимо учитывать, что под продажей оцениваемых (ввозимых) товаров понимается их продажа для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС.
Согласно пункту 9 Положения при определении того, является ли уплата лицензионных платежей условием продажи оцениваемых (ввозимых) товаров, основным критерием является отсутствие у покупателя (лицензиата) возможности приобрести оцениваемые (ввозимые) товары без уплаты лицензионных платежей.
Об отсутствии у покупателя (лицензиата) возможности приобрести оцениваемые (ввозимые) товары без уплаты лицензионных платежей свидетельствует наличие во внешнеэкономическом договоре (контракте), в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию Союза, указания на то, что покупатель должен уплатить лицензионные платежи в качестве условия такой продажи. Подобное указание является решающим при определении того, были ли лицензионные платежи уплачены в качестве условия продажи оцениваемых (ввозимых) товаров.
Зависимость продажи оцениваемых (ввозимых) товаров от уплаты лицензионных платежей может иметь место и в случаях, когда внешнеэкономический договор (контракт), в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию Союза, не содержит прямого указания об уплате лицензионных платежей как условия продажи оцениваемых (ввозимых) товаров, особенно когда правообладатель и продавец являются разными лицами.
АО "ФПК ФармВИЛАР" приобрело по внешнеторговым контрактам от 13.03.2019 N 23.13.03.19. (далее - Контракт N 1) и от 16.06.2020 N 25.16.06.20. (далее - Контракт N 2), осуществило ввоз на таможенную территорию ЕАЭС и задекларировало по ДТ NN 10013160/130619/0201652, 10013160/190819/0316743, 10013160/300920/0535520, 10013160/080321/0123522 товар "лекарственный препарат в форме "IN BULC", для дальнейшей упаковки для розничной продажи. Торговое наименование: "ТЕТРАЛГИН"... контурных ячеистых упаковок (блистеров) по 10 таблеток, упакованы в картонные короба.... Производитель: "NOVENTIS S.R.O.", товарный знак: "ТЕТРАЛГИН". Происхождение: Чешская Республика".
В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В данном случае заявленные в графе 31 ДТ сведения о наименовании товаров "Торговое наименование: "ТЕТРАЛГИН"..." и о их товарном знаке "ТЕТРАЛГИН" является юридическим фактом ввоза именно этих товаров.
Согласно представленному регистрационному удостоверению лекарственного препарата для медицинского применения от 15.08.2011 N N012866/01 (далее - РУ), держателем которого выступает АО "ФПК ФармВИЛАР", указано только торговое наименование "Тетралгин". Сведения о международном непатентованном, группировочном и химическом наименовании препарата в РУ отсутствуют.
Согласно пунктам 1.1. и 1.2. Контрактов, во исполнение которых поставлен спорный товар, от 13.03.2019 N 23.13.03.19. (далее - Контракт N 1), от 16.06.2020 N 25.16.06.20. (далее - Контракт N 2), заключенных между ЗАО "ФПК ФамВИЛАР" (Покупатель) и NOVENTIS S.R.O. (Чешская Республика, далее - Изготовитель, Продавец), Продавец продает Покупателю лекарственный препарат таблетки "Тетралгин" (в контурной ячейковой упаковке N 10; РУ NN012866/01; НД N П N012866/01-150811; Изменение N 1; Изменение N 2) (далее -Продукция, лекарственный препарат).
Пунктом 1.2. Контрактов N 1 и N 2 установлено, что Продавец поставляет Продукцию исключительно для России под заказ Покупателя, а пунктами 7.2. и 7.3. - обязуется нанести маркировку, в том числе Товарный знак, на контурную упаковку, а также на групповую картонную упаковку в соответствии с Нормативной документацией N IIN012866/01-150811, Изменение N 1, Изменение N 2, зарегистрированной совместно с регистрационным удостоверением, выданным на лекарственный препарат "Тетралгин".
Маркировка на контурную (ячейковую) упаковку наносилась компанией NOVENTIS S.R.O. в рамках производственного процесса лекарственного препарата "Тетралгин" на основании разделов 7 Контрактов N 1 и N 2, а также в соответствии с макетом первичной контурной упаковки.
Таким образом, производство готовой лекарственной формы, в дальнейшем вводимой в гражданский оборот на территории РФ, а также размещение на ней средства индивидуализации - товарного знака, осуществляется иностранным производителем - компанией NOVENTIS S.R.O., определенной Обществом в качестве изготовителя лекарственного препарата.
Факт ввоза АО "ФПК ФармВИЛАР" на таможенную территорию ЕАЭС товаров - лекарственный препарат "Тетралгин" с товарным знаком "ТЕТРАЛГИН" подтверждается зарегистрированными и выпущенными таможенным органом декларациями на товары (графа 31) и условиями внешнеторговых контрактов (включая спецификации), во исполнение которых они ввезены, и оплаченными счетами (инвойсами).
Относимость лицензионных платежей за товарный знак "ТЕТРАЛГИН", которые прямо или косвенно произвел или должен был произвести АО "ФПК ФармВИЛАР", к ввезенным товарам подтверждается следующим.
Товарный знак "ТЕТРАЛГИН" (далее - Товарный знак) зарегистрирован в Российском агентстве по патентам и товарным знакам (далее - Роспатент) ЗАО "Простанорм" (правопреемник компании - ООО "Простанорм") 30.07.1999 N 178097.
Право на использование АО "ФПК ФармВИЛАР" (Лицензиат) Товарного знака подтверждается лицензионным договором от 27.04.2007 (далее - Лицензионный договор), заключенным с компанией SlovINTEL, S.R.O. (Лицензиар).
В рамках Лицензионного договора Лицензиаром (SlovINTEL S.R.O.) предоставлена исключительная лицензия на право использования вышеуказанного Товарного знака Лицензиату (АО "ФПК ФармВИЛАР") на определенных условиях:
-представляется исключительное право на Товарный знак в отношении классов товаров (услуг) в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг: 05 - фармацевтические препараты, 35 - реклама, 36 - факторные операции, 42 - реализация фармацевтических препаратов оптом и в розницу;
-Лицензиат имеет право обозначать изготовляемую и продаваемую продукцию Товарным знаком;
-применять Товарный знак как на товаре и его упаковке, так и в документации и в рекламе.
Пунктом 2 Лицензионного договора определено, что качество товара, обозначаемого товарным знаком, будет не ниже качества фармацевтического препарата, регламентируемого Нормативным документом на таблетки "Тетралгин", утвержденным Росздравнадзором. Лицензиар имеет право проверять соответствие качества товара технико-качественным показателям не реже одного раза в год; качество товара, выпускаемого Лицензиатом, должно быть не ниже качества товара, выпускаемого Лицензиаром.
Порядок расчетов утвержден согласно пункту 4 Лицензионного договора. Размер и порядок вознаграждения определяются дополнительным соглашением сторон и составляет 10 000 евро ежемесячно. Лицензионный договор действует на территории Российской Федерации.
Таким образом, Лицензионным договором АО "ФПК ФармВИЛАР" предоставлены исключительные права на использование товарного знака "ТЕТРАЛГИН", который нанесен на ввезенные товары, следовательно, лицензионные платежи за товарный знак, которые произвел или должен произвести АО "ФПК ФармВИЛАР", относятся к ввезенным товарам.
Таким образом, перечисления АО "ФПК ФармВИЛАР" лицензионных платежей за Товарный знак компании SlovINTEL, S.R.O. подтверждают, что Лицензионный договор действовал и исполнялся сторонами.
Отсутствие перечисления лицензионных платежей за период с 01.04.2021 по 13.12.2021, не означает, что Лицензионный договор не подлежал исполнению либо не исполнялся. Обязанность АО "ФПК ФармВИЛАР" по уплате лицензионных платежей за Товарный знак определена действующим Лицензионным договором, сведений о расторжении которого не представлено.
ООО НПО "ФармВИЛАР" имеет Сертификат соответствия требованиям правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза N GMP/EAEU/RU/00048-2021 со сроком действия с 08.04.2021 по 07.04.2024. Сертификатом подтверждено соответствие фармацевтического производства ООО НПО "ФармВИЛАР" требованиям Правил надлежащей производственной практики ЕАЭС.
В Сертификате отражено, в частности, что в отношении препарата "Тетралгин" предприятием осуществляется только вторичная упаковка, что является еще одним подтверждением, что лекарственный препарат "Тетралгин" на территории Российской Федерации не производится.
В РУ определены конкретные производители лекарственного препарата "Тетралгин" (NOVENTIS S.R.O. и Notex L.L.C.), соответственно иные изготовители лекарственных препаратов не имеют права на его производство в целях продажи и дальнейшего вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, в частности, в Российскую Федерацию.
Кроме того, ввоз на таможенную территорию ЕАЭС товара с нанесенным Товарным знаком возможен лицом, обладающим правом на использование объекта интеллектуальной собственности, нанесенного на лекарственный препарат.
Таким образом, компания SlovINTEL s.r.o. (правообладатель) имеет отношение к сделке купли-продажи (по внешнеторговым контрактам N 1, N 2), заключенной между АО "ФПК ФармВИЛАР" (покупатель) и компанией NOVENTIS S.R.O. (продавцом), и как следствие имеет контроль за ввозом товаров с нанесенным на них Товарным знаком, за который подлежат уплате Обществом лицензионные платежи по действующему Лицензионному договору.
Вместе с тем, рассматриваемый Лицензионный договор по своему содержанию является возмездным, поскольку содержит условие о том, что за предоставленное Лицензиату право использования товарного знака Лицензиат уплачивает Лицензиару вознаграждение (пункт 4Л Лицензионного договора).
Из Преамбулы Лицензионного договора также следует, что стороны действуют на основании Федерального закона Российской Федерации от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Лицензионный договор в пунктах 7.1, 7.2 содержит условие, что он действует на территории Российской Федерации и регулируется законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ввоз на таможенную территорию ЕАЭС АО "ФПК ФармВИЛАР" спорных товаров осуществило, реализуя свое исключительное право на использование Товарного знака, предоставленное в соответствии с Лицензионным договором, действие которого напрямую зависит от исполнения обществом обязанности уплачивать вознаграждение в виде лицензионных платежей.
Лицензионные платежи должен произвести АО "ФПК ФармВИЛАР" в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС.
В связи с тем, что компания NOVENTIS S.R.O (продавец) не обладает правом на Товарный знак на территории Российской Федерации, она могла заключить внешнеторговый договор купли - продажи производимых ею товаров (с нанесенным Товарным знаком) только с лицом, обладающим правом на территории Российской Федерациии на Товарный знак, которым является АО "ФПК ФармВИЛАР" (покупатель) на основании Лицензионного договора.
Отсутствие во внешнеторговом договоре прямого указания об уплате лицензионных платежей как условия продажи оцениваемых (ввозимых) товаров допускается, особенно когда правообладатель и продавец являются разными лицами. Во всех случаях решение о том, является ли уплата лицензионных платежей условием продажи оцениваемых (ввозимых) товаров, следует принимать с учетом анализа всех факторов и обстоятельств, сопутствующих продаже и ввозу этих товаров (пункт 9 Положения).
Анализ установленных при проведении таможенной проверки сопутствующих продаже и ввозу спорных товаров обстоятельств, а именно:
- наличие внешнеторгового договора купли - продажи ввезенного товара с нанесенным Товарным знаком, по которому продавец не является правообладателем Товарного знака,
- наличие факта ввоза товаров, уже маркированных Товарным знаком,
- наличие действующего Лицензионного договора (заключен до ввоза спорных товаров с нанесенным Товарным знаком) о передаче АО "ФПК ФармВИЛАР" исключительного права на Товарный знак, его обязанность по уплате лицензионных платежей за Товарный знак,
- наличие факта уплаты АО "ФПК ФармВИЛАР" лицензионных платежей с 01.01.2019 по 31.03.2021 по действующему Лицензионному договору,
указывает на наличие зависимости продажи спорных ввозимых товаров, маркированных Товарным знаком от уплаты лицензионных платежей за право использования Товарного знака.
Таким образом, АО "ФПК ФармВИЛАР" должен произвести лицензионные платежи в качестве условия продажи ввозимых товаров с Товарным знаком для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС.
Вывод суда первой инстанции о том, что в Контрактах N 1 и N 2 и Лицензионном договоре от 27.04.2007 отсутствуют положения, которые указывают на наличие критериев, предусмотренных пунктом 9 Положения Коллегии ЕЭК N 20, свидетельствующих об обусловленности ввоза товаров уплатой лицензионных платежей, а также что платежи по лицензионному договору подлежали уплате не при ввозе спорных товаров на территорию ЕАЭС, а при дальнейшем использовании товарного знака на территории Российской Федерации является необоснованным и документально не подтвержденным.
Спорный товар после таможенного декларирования согласно заявленной декларантом таможенной процедуре выпущен для внутреннего потребления.
В соответствии с таможенным правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном регулировании декларант вправе распорядиться им в дальнейшем по своему усмотрению.
Ввоз спорного товара на таможенную территорию ЕАЭС является действием, которое АО "ФПК ФармВИЛАР" посчитало необходимым совершить, реализуя свое исключительное право в отношении Товарного знака.
Понятие использование товарного знака определено статьей 1484 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 указанной статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации (пункт 2 статьи 1484 ГК РФ).
Таким образом, право использования товарных знаков подразумевает и ввоз товаров, маркированных товарным знаком, и производство и их реализацию.
Товары, с нанесенным Товарным знаком, ввезенные АО "ФПК ФармВИЛАР" и декларированные в спорных ДТ (с указанием в 31 графе Товарного знака), не могли быть введены в гражданский оборот (реализованы) и, как следствие, ввезены на таможенную территорию ЕАЭС без уплаты лицензионных платежей.
Дальнейшие действия, совершаемые обществом по своему усмотрению и направленные на ввод ввезенных товаров (лекарственных препаратов) в гражданский оборот (вторичная маркировка и выпускающий контроль), уже не относятся к правоотношениям, регулируемым таможенным правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном регулировании, а являются предметом регулирования Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Помимо этого, уплата лицензионных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС не находится в прямой зависимости от реализации товаров на внутреннем рынке РФ.
Лицензионные платежи подлежат уплате за право использования Товарным знаком, которые Общество получило по лицензионному договору на весь период его действия.
Таким образом, лицензионные платежи за товарный знак "ТЕТРАЛГИН", которые в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС произвел или должен был произвести АО "ФПК ФармВИЛАР", относятся к ввезенным товарам.
Судом первой инстанции в нарушение не дана оценка следующим доказательствам: дополнительному соглашению от 16.11.2020 к Лицензионному договору на использование товарного знака от 27.04.2007 (том 4 л. д. 107-109); дополнительному соглашению от 01.01.2020 N 5 к Лицензионному договору на использование товарного знака от 27.04.2007 (том 4 л. д. 114-115); соглашению от 21.05.2021 о расторжении дополнительного соглашения от 16.11.2020 и дополнительного соглашения от 01.01.2020N 5 к Лицензионному договору на использование товарного знака от 27.04.2007 (том 4 л. д. 47).
Дополнительное соглашение от 16.11.2020 вносит в пункт 2 "Производство и контроль качества" раздела 2 Лицензионного договора следующие дополнение и изменение:
"2.1. Стороны соглашаются, что непосредственное производство лекарственного препарата по Лицензионному договору, маркированного Товарным знаком (далее - "Препарат по лицензии"), будет осуществляться на фабрике (производственной площадке), расположенной на территории Евросоюза. В этой связи Лицензиар обязуется оказать необходимое содействие в поиске, оценке, проверке и проведении переговоров с потенциальной фабрикой-производителем Препарата по лицензии. При этом непосредственные по производству и поставке Препарата по лицензии оформляются непосредственно на основании договора между Лицензиатом и фабрикой-производителем.
2.2. Лицензиат вправе самостоятельно либо с привлечением третьих лиц осуществлять производство вторичной/потребительской упаковки Препарата по лицензии.
2.3. Лицензиат имеет право использовать товарный знак при условии, что качество препарата по лицензии будет не ниже качества препарата, регламентируемого нормативным документов на таблетки Тетралгин, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной выпасти в сфере здравоохранении, производство и обращения лекарственных средств, а также не ниже требований к качеству, устанавливаемых Лицензиаром.
2.4. В рамках обязанностей по контролю за соблюдением требованием к качеству Препарата по лицензии Лицензиар обязуется за свой собственный счет осуществлять следующие действия:
a) Осуществлять поиск и оценку фабрики-производителя (производственных площадок) для производства Препарата по лицензии на территории Евросоюза, преимущественно в Словакии и Чехии.
b) Проведение переговоров, оценка возможности соблюдения стандартов качества Препарата по лицензии, выпускаемого на территории Евросоюза.
c) Утверждение поставщиков сырья для производства Препарата по лицензии и проверка их на соответствие нормативной документации. При необходимости Лицензиар осуществляет организацию и проведение аудитов поставщиков сырья для производства Препарата. по лицензии специализированными организациями, оценивающими возможность осуществления работ в соответствии с правилами надлежащей производственной практики (GMP).
d) Осуществление работ по переводу документации, переговоров, аудитов, а также другие действия, связанные с обеспечением и контролем качества Препарата по лицензии.
e) Организация и осуществление доставки специалистов по качеству лекарственных препаратов, аудиторов по качеству, и прочих специалистов на место производства Препарата по лицензии, присутствие с ними на месте производства и осуществление контроля, переговоров и информирование Лицензиата о всех возникших вопросах, связанных с качеством производимого Препарата по лицензии.
f) Осуществление контроля и оценка правильности лабораторных анализов качества Препарата по лицензии.
g) Осуществление контроля и оценки качества производственного процесса Препарата по лицензии в соответствии с необходимой производственной и нормативной документацией.
h) Присутствие при отгрузке Препарата по лицензии в адрес Лицензиата и контроль за соблюдением всех необходимых правил перевозки Препарата по лицензии.
i) Организация контроля за документацией, связанной с производством и поставкой Препарата по лицензии".
Дополнительное соглашение от 01.01.2020 N 5 к Лицензионному договору устанавливает порядок и размер выплаты (роялти) за использование Товарного знака в зависимости от количества Препарата при годовом заказе на производство у завода-изготовителя Препарата.
Из вышеуказанных условий следует, что правообладатель SlovINTEL s.r.o. (Лицензиар) осуществляет выбор расположенной вне таможенной территории ЕАЭС фабрики-производителя препарата, а АО "ФПК ФармВИЛАР" (Лицензиат) заключает договор с фабрикой-производителем. При этом SlovINTEL s.r.o. (Лицензиар) полностью контролирует производство и качество изготавливаемого препарата, а АО "ФПК ФармВИЛАР" (Лицензиат) содействует выполнению Лицензиаром обязанности по контролю за соблюдением требований к качеству препарата с установлением порядка и размера выплаты (роялти) за использование Товарного знака.
Соглашением о расторжении от 21.05.2021 данные дополнительные соглашения к Лицензионному договору были расторгнуты сторонами с момента их заключения в связи с отсутствием целесообразности по их фактическому исполнению и тем, что дополнительные соглашения фактически сторонами не исполнялись (преамбула соглашения о расторжении).
Данные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о намерении сторон исключить прямое указание в Лицензионном договоре на порядок его исполнения в части уплаты лицензионных платежей в определенном размере и о факте наличия договорных отношений между правообладателем SlovINTEL s.r.o. (Лицензиаром) и фабрикой-производителем, которую правообладатель должен полностью контролировать в части производства, качества препарата и использования товарного знака.
Более того, подтверждением того, что Лицензионный договор исполнялся АО "ФПК ФармВИЛАР" в части уплаты лицензионных платежей с 01.01.2019 по 31.03.2021 являются сведения, полученные из ПАО Сбербанка.
Так, за период с 01.01.2019 по 31.03.2021 АО "ФПК ФармВИЛАР" по Лицензионному договору перечислены в адрес компании SlovINTEL s.r.o., лицензионные платежи в размере 245 000 евро (в пересчете на дату производимой операции по каждому платежу - 19 127 254,50 рублей).
С момента постановки Лицензионного договора на учет в ПАО Сбербанк (с УНК 1000900039/1481/1948/4/0 с заявленной суммой договора - 2 580 000 евро, с датой исполнения обязательств по договору - 05.10.2028) сумма перечислений составила 2 250 000 евро или 119 798 495,00 рублей.
АО "ФПК ФармВИЛАР" уплачены НДС и налог на прибыль в полном размере от сумм лицензионных платежей, перечисляемых в адрес компании SlovINTEL s.r.o., за период с 01.01.2019 по 31.03.2021 в размере 4 249 191,00 рублей и 2 124 593,00 рублей соответственно.
Перечисление денежных средств в качестве лицензионных платежей не осуществлялось только в период с 01.04.2021 по 13.12.2021.
Анализ установленных при проведении таможенной проверки сопутствующих продаже и ввозу спорных товаров обстоятельств, а именно: наличие внешнеторгового договора купли - продажи ввезенного товара с нанесенным Товарным знаком, по которому продавец не является правообладателем Товарного знака, наличие факта ввоза товаров, уже маркированных Товарным знаком, наличие действующего Лицензионного договора (заключен до ввоза спорных товаров с нанесенным Товарным знаком) о передаче АО "ФПК ФармВИЛАР" исключительного права на Товарный знак, об установлении его обязанности по уплате лицензионных платежей за Товарный знак, наличие факта уплаты АО "ФПК ФармВИЛАР" лицензионных платежей с 01.01.2019 по 31.03.2021 по действующему Лицензионному договору - указывает на наличие зависимости продажи спорных ввозимых товаров, маркированных Товарным знаком от уплаты лицензионных платежей за право использования Товарного знака.
Таким образом, лицензионные платежи за товарный знак "ТЕТРАЛГИН", которые в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС произвел и (или) должен был произвести АО "ФПК ФармВИЛАР", относятся к ввезенным товарам, следовательно, Домодедовская таможня имела правовые основания добавления сумм лицензионных платежей к таможенной стоимости спорных товаров в качестве дополнительных начислений в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС.
Последующее расторжение дополнительных соглашений к лицензионному договору не опровергает изложенное, поскольку зависело исключительно от воли сторон Лицензионного договора, кроме того, соглашения расторгнуты только 21.05.2021, то есть после фактического их исполнения в спорный период (с 2019 по 2021 годы).
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения требований о признании незаконными и отмене решений Домодедовской таможни от 29.03.2022, о признании незаконными и отмене уведомлений Центрального таможенного управления от 31.03.2022, об обязании Домодедовскую таможню устранить допущенные нарушения прав путем возврата АО "ФПК ФАРМВИЛАР" излишне уплаченных таможенных платежей и пеней по ДТ N 10013160/130619/0201652, ДТ N 10013160/1990819/0316743, ДТ N 10013160/300920/0535520, ДТ N 10013160/080321/0123522 отсутствовали.
Поэтому в данной части решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении указанных требований.
Заявитель оплачивал государственную пошлину в отношении указанных выше требований. В отношении требования о признании незаконными действий Центрального таможенного управления по доначислению и взысканию пеней за период с 01.04.2022 по 25.04.2022 госпошлину заявитель не вносил, поэтому требования о взыскании с Домодедовской таможни и Центрального таможенного управления расходов по государственной пошлины в сумме 24 000 руб. также не подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, выводы суда первой инстанции в части признания незаконными действий Центрального таможенного управления по доначислению и взысканию пеней за период с 01.04.2022 по 25.04.2022 с учетом применения положений Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 49 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" и указаний суда кассационной инстанции, изложенных в постановлении от 26.01.2023, являются правильными, в связи с чем в данной части решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 200 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поэтому на Центральное таможенное управление следует возлодить обязанность по устранению допущенных нарушений прав путем возврата АО "ФПК ФАРМВИЛАР" излишне взысканных пеней, исчисленных по ДТ N 10013160/130619/0201652, ДТ N 10013160/1990819/0316743, ДТ N 10013160/300920/0535520, ДТ N 10013160/080321/0123522 за период с 01.04.2022 по 25.04.2022, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения судебного акта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в указанной части.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.11.2023 по делу N А41-27564/22 в части признания незаконными и отмены решений Домодедовской таможни от 29.03.2022 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10013160/130619/0201652, ДТ N 10013160/1990819/0316743, ДТ N 10013160/300920/0535520, ДТ N 10013160/080321/0123522, признания незаконными и отмены уведомлений Центрального таможенного управления от 31.03.2022 N 10100000/У2022/0022880, N 10100000/У2022/0022879, N 10100000/У2022/0022878, N 10100000/У2022/0022877 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, обязания Домодедовскую таможню устранить допущенные нарушения прав путем возврата АО "ФПК ФАРМВИЛАР" излишне уплаченных таможенных платежей и пеней по ДТ N 10013160/130619/0201652, ДТ N 10013160/1990819/0316743, ДТ N 10013160/300920/0535520, ДТ N 10013160/080321/0123522, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда, взыскания с Домодедовской таможни в пользу АО "ФПК ФАРМВИЛАР" государственной пошлины в сумме 12 000 руб., взыскания с Центрального таможенного управления в пользу АО "ФПК ФАРМВИЛАР" государственной пошлины в сумме 12 000 руб. отменить
В удовлетворении указанных требований отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 24.11.2023 оставить без изменения.
Обязать Центральное таможенное управление устранить допущенные нарушения прав путем возврата АО "ФПК ФАРМВИЛАР" излишне взысканных пеней, исчисленных по ДТ N 10013160/130619/0201652, ДТ N 10013160/1990819/0316743, ДТ N 10013160/300920/0535520, ДТ N 10013160/080321/0123522 за период с 01.04.2022 по 25.04.2022, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения судебного акта.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27564/2022
Истец: АО ФПК ФАРМВИЛАР
Третье лицо: ДОМОДЕДОВСКАЯ ТАМОЖНЯ, ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-34478/2022
14.03.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1038/2024
24.11.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-27564/2022
06.04.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4900/2023
26.01.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-34478/2022
03.10.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17491/2022
21.07.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-27564/2022