г. Владивосток |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А51-1242/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансгруз",
апелляционное производство N 05АП-4657/2023
на решение от 22.06.2023
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-1242/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трансгруз" (ИНН 2511081109, ОГРН 1122511004659)
к Уссурийской таможне (ИНН 2511008765, ОГРН 1022500869533)
о признании незаконными решений от 20.10.2022 N 10716000/2022/РБП/0000132, от 19.12.2022 N 10716000/2022/РВИ/0000049, от 19.10.2022 N 10716000/2022/РА/0000293, от 20.10.2022 N 10716000/2022/РБП/0000133, от 05.12.2022 N 10716000/2022/РА/0000328, от 19.12.2022 N 10716000/2022/РВИ/0000048,
при участии: от ООО "Трансгруз": представитель Петлеван И.А. по доверенности от 08.12.2022, сроком действия 3 года, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 06-1779), паспорт;
от Уссурийской таможни не явились, извещена надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Трансгруз" (далее - ООО "Трансгруз", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Уссурийской таможни (далее - таможенный орган, таможня) от 20.10.2022 N 10716000/2022/РБП/0000132, от 19.12.2022 N 10716000/2022/РВИ/0000049, от 19.10.2022 N 10716000/2022/РА/0000293, от 20.10.2022 N 10716000/2022/РБП/0000133, от 05.12.2022 N 10716000/2022/РА/0000328, от 19.12.2022 N 10716000/2022/РВИ/0000048.
Определением от 29.03.2023 настоящее дело на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объединено в одно производство для совместного рассмотрения с делом N А51-1242/2023, в рамках которого ООО "Трансгруз" заявлено требование о признании незаконными решений Уссурийской таможни от 19.10.2022 N 10716000/2022/РА/0000293, от 20.10.2022 N 10716000/2022/РБП/0000133, от 05.12.2022 N 10716000/2022/РА/0000328, от 19.12.2022 N 10716000/2022/РВИ/0000048.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит решение суда от 22.06.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то, что предъявленные таможенным органом экспортные декларации не были проверены ни судом, таможней на предмет достоверности изложенных в них сведений. Общество полагает, что само по себе получение какого-либо документа от компетентного органа государства не свидетельствует о том, что изложенные в документе сведения являются достоверными и не были искажены случайно либо намеренно лицом, такие сведения предоставившим соответствующему органу. Кроме того, заявитель полагает, что вопреки позиции суда, декларация не оформляется таможенным органом. Соответственно заявленная в экспортной декларации информация также может быть искажена по каким-либо причинам. При таких условиях настаивает на том, что при декларировании товаров были заявлены полные, достоверные сведения о таможенной стоимости товаров с приложением необходимого пакета действительных коммерческих документов.
Уссурийская таможня по тексту представленного письменного отзыва с доводами апелляционной жалобы не согласилась, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.
Уссурийская таможня заявила ходатайство о проведении судебного заседания в свое отсутствие. Суд, руководствуясь статьями 156, 159, 184, 185, 258 АПК РФ, рассмотрел заявленное ходатайство, определил его удовлетворить и проводит судебное заседание в отсутствие не явившегося лица.
Представитель ООО "Трансгруз" поддержал доводы апелляционной жалобы: решение суда первой инстанции просил отменить.
Из материалов дела коллегией установлены следующие обстоятельства.
В сентябре 2020 года ООО "Трансгруз" осуществило таможенное декларирование следующих товаров:
- по ДТ N 10716050/060820/0020965, товар N 1 "Перчатки хозяйственнобытового назначения виниловые, для взрослых, не являются средством индивидуальной защиты, в упаковках по 100 шт. Размеры: L (обхват ладони - 20 см.), XL (обхват ладони - 22 см.). Производитель: SHIJIAZHUANG WALLI PLASTIC CO., LTD, Товарный знак: WALLI PLASTIC, модель отсутствует, артикул отсутствует", количество 3 860 000 шт. код ТН ВЭД 3926200000. Вес нетто 23116 кг, вес брутто 24660 кг. Заявленная цена товара составила - 71641,60 дол. США.
- по ДТ N 10720010/030920/0000038:
товар N 1 "Готовые изделия из текстильных материалов: маски трехслойные для лица на резинке (одноразового использования) для защиты от пыли, запахов и т.д. без сменного фильтра, состоят из нескольких слоев нетканных материалов, не обработанные активированным углем, имеющие средний слой из синтетических волокон, не являются медицинскими ", количество 710 000 шт. код ТН ВЭД 6307909800. Вес нетто 2260 кг, вес брутто 1947 кг. Заявленная цена товара составила - 8761,40 дол. США.
товар N 2 "Перчатки хозяйственно-бытового назначения из полимерных материалов (поливинилхлорид - ПВХ), для взрослых, не являются средством индивидуальной защиты, в упаковках по 100 шт. Размеры: М (обхват ладони - 19 см.), L (обхват ладони - 22 см.). XL (обхват ладони - 21 см.) Производитель: SHIJIAZHUANG WALLI PLASTIC CO., LTD, Товарный знак: WALLI PLASTIC, модель отсутствует, артикул отсутствует", количество 3 500 000 шт. код ТН ВЭД 3926200000. Вес нетто 21410 кг, вес брутто 23160 кг. Заявленная цена товара составила - 66360,0 дол. США.
Таможенная стоимость товаров, задекларированных по ДТ N N 10716050/060820/0020965, 10720010/030920/0000038 определена декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами. 05.04.2022 Уссурийской таможней в отношении ООО "Трансгруз" проведена камеральная таможенная проверка.
В целях подтверждения таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ N N 10716050/060820/0020965, N 10720010/030920/0000038, в ходе таможенного декларирования ООО "Трансгруз" к каждой поставке товаров представлены документы.
В рамках проведения камеральной таможенной проверки ООО "Трансгруз" выставлено требование о предоставлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке письмом от 12.04.2022 N 17-11/08155. Требованием Уссурийской таможни запрошены документы и сведения.
11.05.2022 в ответ на требование от 12.04.2022 N 17-11/08155 общество представило имеющиеся в его распоряжении документы.
В рамках камеральной таможенной проверки общества, таможней выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации, выразившиеся в заявлении недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ N 10716050/060820/0020965, N 10720010/030920/0000038.
Результаты камеральной таможенной проверки, проводимой Уссурийской таможней по декларациям на товары N N 10716050/060820/0020965, N 10720010/030920/0000038, оформлены актом от 29.07.2022 N10716000/210/290722/А000045.
В связи с установлением факта заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости товара, задекларированного в ДТ N ДТ N 10716050/060820/0020965, N 10720010/030920/0000038, таможенным органом приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 22.09.2022. В этот же день таможенным органом сформирована корректировка декларации на товары.
Уссурийской таможней с использованием АПС "Задолженность" было сформировано и направлено в виде электронного документа через личный кабинет ООО "Трансруз" уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных, иных платежей от 26.09.2022 N 10716000/У2022/0000509 по ДТ N 10720010/030920/0000038 - уведомление на сумму 3 087 634,28 руб. (таможенные платежи - 2 661 865,25 руб., пени - 425 769,03 руб.), от 26.09.2022 N 10716000/У2022/0000508 по ДТ N 10716050/060820/0020965- уведомление на сумму 3 573 933,94 руб. (таможенные платежи - 3 072 351,24 руб., пени - 501 582,70 руб.).
В декабре 2022 года ООО "Трансгруз" были получены решения Уссурийской таможни:
решение о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет авансовых платежей от 19.10.2022 N 10716000/2022/РА/0000293, согласно которому с ООО "Трансгруз" взыскано 66 347,06 рублей за счет авансовых платежей;
решение о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке от 20.10.2022 N 10716000/2022/РБП/0000133 на сумму 3 562 839,45 рублей;
решение о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет авансовых платежей от 05.12.2022 N 10716000/2022/РА/0000328, согласно которому с ООО "Трансгруз" взыскано 24 585,58 рублей за счет авансовых платежей;
решение о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет имущества от 19.12.2022 N 10716000/2022/РВИ/0000048 на сумму 3 673 265,90 рублей.
решение о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке от 20.10.2022 N 10716000/2022/РБП/0000132 на сумму 3 135 547,85 рублей;
решение о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет имущества от 19.12.2022 Ш0716000/2022/РВИ/0000049 на сумму 3 255 331,79 рублей.
Не согласившись с решениями таможенного органа, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам пункта 2 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с настоящей главой, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 Кодекса).
Пунктом 15 этой же статьи предусмотрено, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Как установлено пунктом 1 статьи 104 Кодекса, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В декларации на товары подлежат указанию сведения о заявляемой таможенной процедуре, о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 настоящего Кодекса (подпункты 1, 4, 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров (подпункт 10 пункта 1 статьи 108 Кодекса).
По правилам пункта 2 названной статьи в случае если в документах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами.
Исходя из изложенного, метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки или отсутствия в документах, отражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
Таможенный контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, осуществляется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС с применением форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, установленных ТК ЕАЭС.
В силу пункта 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации (пункт 1 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 4 указанной статьи таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях:
1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения;
2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
На основании пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 332 ТК ЕАЭС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары (пункт 4 статьи 112 ТК ЕАЭС).
Абзацем 3 подпункта "б" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок N 289), предусмотрено, что после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ.
Согласно пункту 11 названного Порядка изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров по решению таможенного органа производится на основании решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров в соответствии с разделом V Порядка.
Анализ представленных в дело документов показывает, что при таможенном декларировании для подтверждения сведений, заявленных в ДТ N 10716050/060820/0020965, N 10720010/030920/0000038, в ходе таможенного декларирования ООО "Трансгруз" к каждой поставке товаров представлены: формализованный вид внешнеторгового контракта от 25.03.2020 N DNTXK-01, дополнительное соглашение к контракту, инвойс, отгрузочная спецификация, международная товарно-транспортная накладная, счет - фактура на оплату услуг по перевозке товаров.
Анализ указанных документов показывает, что 25.03.2020 между ООО "Трансгруз" (Покупатель) и компанией DONGNING TONGXINWEIYE TRADE CO., LTD, Китай (Продавец) заключен внешнеторговый контракт N DNTXK-01, в соответствии с которым Продавец продает и поставляет, а Покупатель приобретает товары народного потребления, медицинские товары, электронику, запчасти для автомобилей и спецтехники, спецтехнику. Страной происхождения товара является Китайская народная республика.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.3 Контракта, общая сумма контракта составляет 10 000 000 долларов США. Продавец обязан выполнить все таможенные формальности, требуемые для экспорта товара, а Покупатель обязан выполнить все таможенные формальности, требуемые для импорта товара.
В соответствии с пунктом 3.1 дополнительным соглашением от 06.09.2021 N 21 к контракту от 25.03.2020 N DNTXK-01 общая сумма контракта составляет 30 000 000 (тридцать миллионов) долларов США.
Согласно пунктам 5.1, 5.3 внешнеторгового контракта от 25.03.2020 N DNTXK01, представленного ООО "Трансгруз" на требование Уссурийской таможни:
5.1. Платежи по настоящему Контракту производятся Покупателем в безналичной форме банковским переводом на счет Продавца в российских рублях по предъявлению Продавцом инвойсов (счетов), но не позднее сорока 180 дней после завершения таможенного оформления товаров. Также предусмотрен авансовый вид платежа. Если поставка товаров при авансовом платеже не осуществлена в течение 170 дней, то Продавец обязан вернуть данный платеж не позднее 180 дней с даты осуществления платежа.
5.3. По согласованию сторон по желанию Продавца оплата может быть проведена на банковский счет третьей компании, достигнув дополнительного соглашения к контракту.
Какие-либо дополнительные соглашения к контакту от 25.03.2020 N DNTXK-01 ООО "Трансгруз" в Уссурийскую таможню в ответ на требование не представлены.
Во исполнение достигнутых договоренностей между заявителем и его инопартнером в спецификации от 01.09.2020 N 279010920 была согласована поставка товаров на общую сумму 75121,40 долларов США.
По спорным поставкам продавцом были сформированы и выставлены инвойсы от 06.08.2020 N 279060820 на сумму 71 641,660 долларов США, от 01.09.2020 N 279010920 на сумму 75 121,40 долларов США (товар N 2 - 66360 долларов США).
Представленные коммерческие документы в их совокупности подтверждали сведения, заявленные при таможенном декларировании по спорным ДТ.
Между тем, как усматривается из материалов дела, обосновывая принятие решений, послуживших основанием для вынесения решений Уссурийской таможни от 20.10.2022 N 10716000/2022/РБП/0000132, от 19.12.2022 N 10716000/2022/РВИ/0000049, от 19.10.2022 N 10716000/2022/РА/0000293, от 20.10.2022 N 10716000/2022/РБП/0000133, от 05.12.2022 N 10716000/2022/РА/0000328, от 19.12.2022 N 10716000/2022/РВИ/0000048, таможенный орган указал, что при сравнении сведений о товарах, заявленных обществом в ходе декларирования, и указанных в экспортных декларациях КНР, поступивших в распоряжение ответчика, таможенный орган пришел к выводу об отсутствии документального подтверждения таможенной стоимости декларируемых товаров, исходя из следующего.
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 49), таможенные органы вправе убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с их действительной стоимостью.
Согласно пункту 1 статьи 331 ТК ЕАЭС таможенная проверка - форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Подпунктом 2 пункта 6 статьи 331 ТК ЕАЭС установлено, что при проведении таможенной проверки таможенными органами могут проверяться достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации.
В силу пункта 1 статьи 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
На основании пункта 1 статьи 335 ТК ЕАЭС при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам (подпункт 1); направлять запросы организациям, государственным и иным органам (организациям) государств-членов и государств, не являющихся членами Союза, в связи с проведением таможенной проверки (подпункт 6).
Как усматривается из материалов дела, по результатам изучения документов КНР, полученных в рамках международного сотрудничества, установлены признаки заявления ООО "Трансгруз" недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, повлекших за собой занижение суммы таможенных пошлин, подлежащих уплате, а именно: согласно коммерческим документам и сведениям, заявленным в ДТ N 10716050/060820/0020965 (товар N 1) обществом ввезен товар на общую сумму 71641,6 долларов США, в то время как согласно экспортной декларации КНР N 190720200070654611 товар вывезен на сумму 222 454 долларов США; согласно коммерческим документам и сведениям, заявленным в ДТ N 10720010/030920/0000038 (товар N2) обществом ввезен товар на общую сумму 66 360 долларов США, в то время как согласно экспортной декларации КНР N 190720200070655316 обществом ввезен товар на общую сумму 196 000 долларов США.
При этом в результате анализа указанных документов таможенным органом установлено, что сведения, содержащиеся в экспортных декларациях КНР N 190720200070654611, N 190720200070655316 о наименовании товара, коде товара по ТН ВЭД (на уровне товарной субпозиции), дате перемещения товара, номере автотранспортного средства перевозки, количестве грузовых мест, весе нетто/брутто, количестве товара в дополнительных единицах измерения, соответствуют сведениям, заявленным ООО "Трансгруз" в ДТ с NN 10716050/060820/0020965, N 10720010/030920/0000038, поданным в таможенные органы РФ, что позволяет их однозначно идентифицировать.
С учетом анализа содержания вышеуказанных документов, коллегия поддерживает вывод таможни о том, что общество представило при таможенном оформлении спорных товаров документы, содержащие недостоверные сведения о цене задекларированных товаров, следовательно, сведения о таможенной стоимости товаров, заявленные обществом в графах 12, 45 ДТ N 10716050/060820/0020965, N 10720010/030920/0000038, основаны на недостоверной и документально не подтвержденной информации.
Оценивая довод общества, повторно заявленный по тексту апелляционной жалобы, о недопустимости использования в качестве доказательства экспортной декларации, представленной таможенной службой КНР, коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 396 ТК ЕАЭС таможенные органы взаимодействуют и сотрудничают с таможенными и иными органами государств, не являющихся членами Союза, а также с международными организациями в соответствии с международными договорами Союза с третьей стороны и (или) международными договорами государств-членов с третьей стороной.
Правовой основой взаимодействия ФТС России с таможенными службами, компетентными органами иностранных государств и международными правоохранительными организациями являются международные договоры.
Информационное взаимодействие с иностранными партнерами осуществляется путем направления/исполнения международных запросов таможенных служб иностранных государств.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 03.09.1994 предусмотрен обмен информацией между таможенными службами государств, который не требует заверение копий либо дополнительной легализации документов, представляемых по запросу в рамках указанного Соглашения.
В соответствии со статьей 3 Соглашения о сотрудничестве таможенные службы сторон, по собственной инициативе или по запросу, предоставляют друг другу всю имеющуюся информацию, в том числе ту, которая может помочь в обеспечении точного взимания ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, сборов; о совершенных или готовящихся правонарушениях в отношении перемещения: товаров или материалов, которые представляют угрозу для окружающей среды или здоровья населения; наркотических и психотропных веществ; оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; предметов, представляющих значительную историческую, художественную, культурную или археологическую ценность; товаров, имеющих особо важное значение, в соответствии с перечнями, которыми обмениваются таможенные службы Сторон.
По запросу таможенной службы одной стороны, таможенная служба другой стороны передает этой таможенной службе информацию, касающуюся, в том числе подлинности официальных документов, выданных в отношении грузовой декларации, предъявляемой таможенной службе запрашивающей стороны; были ли товары, ввезенные на территорию государства запрашивающей стороны, законно вывезены с территории государства другой стороны; были ли товары, вывезенные с территории государства запрашивающей стороны, законно ввезены на территорию государства запрашиваемой стороны (статья 5 Соглашения).
Статьей 8 указанного Соглашения установлено, что информация, документы и другие сведения, полученные в соответствии с настоящим Соглашением, используются только для целей, определенных настоящим Соглашением, и в соответствии с такими ограничениями, которые могут быть установлены предоставившей их таможенной службой.
Такая информация, документы и другие сведения используются в других целях, включая использование в качестве доказательства при судебных или административных разбирательствах, только с письменного согласия таможенной службы, их предоставившей, и при условии соблюдения любых ограничений, установленных этой службой.
В силу статьи 15 указанного Соглашения содействие в соответствии с положениями настоящего Соглашения оказывается непосредственно таможенными службами сторон, которые достигнут между собой договоренности о конкретных мероприятиях в этих целях. Таможенные службы сторон предусматривают установление прямых каналов связи между центральными подразделениями и уполномочат их местные подразделения осуществлять контракты между собой, как это будет согласовано таможенными службами сторон в отдельной договоренности.
Апелляционным судом установлено, что с целью реализации указанного Соглашения о сотрудничестве организовано взаимодействие между таможенными органами РФ и КРН, в рамках которого письмом ДБК Харбинской таможни от 01.04.2021 N [2021]5 Уссурийской таможней получены копии экспортных таможенных деклараций КНР, касающихся перемещения через таможенную границу товаров, задекларированных ООО "Трансгруз" в ДТ N 10716050/060820/0020965 (товар N1) (экспортная декларация КНР N 190720200070654611), N10720010/030920/0000038 (товар N2) (экспортная декларация КНР N 190720200070655316).
Вывод суда, что полученная таможенными органами экспортная декларация при осуществлении мероприятий таможенного контроля и явившиеся основанием (одним из оснований) для принятия решений, имеет официальный статус, не требует легализации и может быть принята в качестве допустимых доказательств, вопреки позиции общества является верным.
Следовательно, такой документ является неоспоримым доказательством факта заявления обществом недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров.
В этой связи коллегия, отклоняя доводы общества о несоответствии представленных экспортных деклараций положениям статья 64 АПК РФ, отмечает, что с учетом действующего правового регулирования документы, предоставленные таможенным органом Китайской Народной Республики российскому таможенному органу в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 03.09.1994, могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу.
Таким образом, довод заявителя о невозможности принятия в качестве достоверного доказательства экспортной декларации, представленной таможенной службой КНР, правомерно судом первой инстанции отклонен.
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции одновременно отмечает, что экспортная декларация является одним из документов, отражающим цену товара при его таможенном оформлении в стране вывоза, и в отличие от коммерческих документов (инвойс, спецификация, коммерческое предложение) оформляется не только от имени продавца, который находится в прямой коммерческой зависимости от покупателя и его интересов, но и заверяется государственными органами страны отправления.
В этой связи следует признать, что сведения, содержащиеся в экспортной декларации, являются значимыми для осуществления контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, как отражающие результаты контроля государственных органов страны вывоза.
Кроме того, сведения, содержащиеся в экспортной декларации страны вывоза, представляются в таможенный орган страны отправления продавцом товара, у которого отсутствует заинтересованность в предоставлении таможенному органу страны отправления сведений, отличных от сведений, содержащихся в коммерческих документах по сделке, тем более приводящих к завышению таможенной стоимости вывозимого товара.
В свою очередь, в результате сопоставления документов и сведений, имеющихся у таможенного органа, установлено, что стоимость товаров, задекларированных по спорным ДТ, значительно занижена в сравнении со сведениями о стоимости проверяемых товаров, указанными в экспортных таможенных декларациях, поступивших из Китайской Народной Республики.
Согласно пункту 10 постановления Пленума ВС РФ N 49 примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
В то же время отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов, может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного (не соответствующего действительной стоимости) определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным.
Лицо, ввозящее на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, должно обладать документами, подтверждающими действительное приобретение товара по такой цене и доступными для получения в условиях внешнеторгового оборота (пункт 12 постановления Пленума N 49).
Между тем, выявленное в ходе таможенного контроля отклонение заявленной таможенной стоимости не было объяснено декларантом, достоверность заявленных в спорных ДТ сведений не подтверждена.
Ответ инопартнера общества о невозможности предоставить экспортные декларации не может являться достаточным и объективным доказательством, опровергающим достоверность указанных в экспортных декларациях сведений, полученных от официальных органов КНР.
Из пункта 13 постановления Пленума ВС РФ N 49 следует, что при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Вместе с тем при сохранении неполноты документального подтверждения таможенной стоимости и (или) сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля, по смыслу пункта 17 статьи 325 Таможенного кодекса решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение того, что таможенная стоимость ввозимых товаров не соответствует их действительной стоимости.
В пункте 14 постановления Пленума ВС РФ N 49 указано на то, что исходя из взаимосвязанных положений статей 313, 325 Таможенного кодекса вывод о неподтвержденности заявленной таможенной стоимости формулируется таможенным органом в соответствии с тем объемом документов, сведений и пояснений, которые были им собраны и даны (раскрыты) декларантом на данной стадии таможенного контроля.
В этой связи, в связи с наличием у таможенного органа объективных сомнений в достоверности заявленных сведений по спорным ДТ, апелляционный суд признает, что со стороны декларанта отсутствовала должная степень раскрытия информации, позволившая таможенному органу в ходе контрольного мероприятия удостовериться в достоверности и наличии всех необходимых сведений, подтверждающих обоснованность в рассматриваемом случае первого метода определения таможенной стоимости товаров по спорным ДТ.
В соответствии с абзацем 1 подпункта б пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов недостоверных сведений, заявленных в ДТ.
Учитывая установленные материалами камеральной таможенной проверки обстоятельства, исследовав и оценив доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд приходит к выводу о наличии у Уссурийской таможни правовых оснований для принятия решений от 22.09.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорных ДТ.
Согласно пункту 14 статьи 38 ТК ЕАЭС по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров в случае выявления неверного исчисления таможенных пошлин, налогов таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
На основании пункта 2 статьи 52 Кодекса таможенные пошлины, налоги исчисляются таможенным органом по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров в случае выявления неверного исчисления таможенных пошлин, налогов.
В силу пункта 1 статьи 55 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Законодательством государств-членов может быть установлена возможность исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов также иными лицами.
Пунктом 3 статьи 55 ТК ЕАЭС установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных, пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов.
Исходя из статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Особенности применения таможенными органами мер взыскания регламентированы статьями 75-80 Закона N 289-ФЗ.
На основании статьи 75 Закона N 289-ФЗ при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней по истечении срока, указанного в частях 19 и 19.1 статьи 73 настоящего Федерального закона, и недостаточности или отсутствии авансовых платежей плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) таможенный орган обращает взыскание на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банках и его электронные денежные средства. Взыскание производится на основании решения таможенного органа о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке (далее в настоящей статье - решение таможенного органа о бесспорном взыскании).
В силу пункта 2 части 10 статьи 80 Закона N 289-ФЗ таможенный орган вправе взыскивать подлежащие уплате таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени за счет иного имущества плательщика (лица, несущего солидарную обязанность), в том числе за счет наличных денежных средств, в случае: недостаточности либо отсутствия денежных средств на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) и (или) его электронных денежных средств.
Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет имущества производится по решению таможенного органа путем направления не позднее трех рабочих дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 11 статьи 80 Закона N 289-ФЗ).
Как указано ранее, по результатам камеральной проверки таможенным органом при наличии к тому правовых оснований были приняты решения от 22.09.2022 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в спорных декларациях, после выпуска товаров, что послужило основанием для направления обществу уведомлений о суммах не уплаченных таможенных сборов.
В свою очередь неисполнение указанных уведомлений явилось поводом для принятия мер по принудительному взысканию таможенных платежей путем принятия оспариваемых решений от 20.10.2022 о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке, и от 05.12.2022, 19.12.2022 о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет имущества и авансовых платежей.
С учетом изложенного оспариваемые обществом решения не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.06.2023 по делу N А51-1242/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1242/2023
Истец: ООО "ТРАНСГРУЗ"
Ответчик: УССУРИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2024 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6216/2023
17.01.2024 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6216/2023
04.10.2023 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4657/2023
22.06.2023 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-1242/2023