г. Москва |
|
02 октября 2023 г. |
Дело N А41-85476/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатовой Е.А.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алешкевич В.М.,
при участии в заседании от ФГБУ "Канал имени Москвы" - Лебедева А.А. по доверенности от 09.01.2023, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Канал имени Москвы" на решение Арбитражного суда Московской области от 30.06.2023 по делу N А41-85476/22,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Канал имени Москвы" (далее -заинтересованное лицо, ФГБУ "Канал имени Москвы", учреждение) об обязании ликвидировать в квартале 16 выделе 49 Деденевского участкового лесничества Дмитровского лесничества складирование отходов потребления являющимися горючими материалами (ДСП, оргалит, обои, доски, пергамин, ватный утеплитель, оконная рама).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.06.2023 заявленные требования удовлетворены частично. Суд обязал ФГБУ "Канал имени Москвы" принять меры по устранению в квартале 16 выделе 49 Деденевского участкового лесничества Дмитровского лесничества складирования отходов потребления являющимися горючими материалами (ДСП, оргалит, обои, доски, пергамин, ватный утеплитель, оконная рама).
В удовлетворении требований в оставшейся части заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ФГБУ "Канал имени Москвы" обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-124, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя Комитета, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, а также на сайте арбитражных судов www.arbitr.ru).
Представитель ФГБУ "Канал имени Москвы" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав представителя ФГБУ "Канал имени Москвы", исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ФГБУ "Канал имени Москвы".
Как следует из материалов дела, должностным лицом Дмитровского филиала ГКУ МО "Мособллес" 29.07.2022 в 15 часов 00 минут, по жалобе с портала Добродел N 6858264-1 в светлое время суток при ясной погоде, осуществлен осмотр территории лесного фонда в квартале 16 выделе 49 Деденевского участкового лесничества Дмитровского лесничества, расположенного вблизи СНТ "Турист", р.п. Деденево Дмитровского городского округа Московской области.
В ходе осмотра установлено, что в лесном участке в квартале 16 выделе 49 Деденевского участкового лесничества Дмитровского лесничества, под ЛЭП ВЛ-110кв "Икша 1-Комсомольская" между опорами N 42-43, ответственной организацией ФГБУ "Канал имени Москвы" совершено складирование отходов потребления являющимися горючими материалами (ДСП, оргалит, обои, доски, пергамин, ватный утеплитель, оконная рама, все эти материалы б/у появились в результате демонтирования строения). Площадь складирования 0,004 га в объеме 3 куб. м.
Организация ФГБУ "Канал имени Москвы" в указанный срок не выполнила выданное Дмитровским филиалом ГКУ МО "Мособллес" предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 19.07.2022 N Исх.1562/08.
20.09.2022 Комитетом в адрес учреждения направлена досудебная претензия от 20.09.2022 N Исх-2186/09 с просьбой устранить выявленные нарушения.
Согласно акту осмотра от 19.10.2022, нарушения не устранены.
Поскольку учреждением нарушены требования п. 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства 07.10.2020 N 1614, подпункта "а" п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047, Комитет обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения заявления в связи со следующим.
Комитет в соответствии с Положением о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, наделен полномочиями проводить государственную политику и осуществлять межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Основными задачами Комитета в соответствии с п. 11 Положения являются устойчивое и эффективное управление лесами в целях сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении комитета.
В силу п. 14.5 указанного Положения Комитет имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов (п. 13 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ)).
Согласно ст. 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со ст. 21 Кодекса (ч. 1); в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (ч. 4); порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5).
В силу п. 1 ст. 51 названного Кодекса леса подлежат охране от пожаров.
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (пп. 1 ст. 53 ЛК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из п. 1 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 (далее - Правила N 2047), Правила N 2047 устанавливают единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.
Подпунктом "а" п. 20 Правил N 2047 предусмотрено, что в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила N 1614) устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Согласно п. 9 Правил N 1614 запрещается засорение леса отходами производства и потребления.
В силу п. 1 ст. 4 ЛК РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 99 ЛК РФ).
Согласно положению ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно п. 1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст. 12 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 12 Закона N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 12 Закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, имеющимися в материалах дела актами осмотров территории лесного участка от 16.09.2022, от 19.10.2022, в квартале 16 выделе 49 Деденевского участкового лесничества Дмитровского лесничества, расположенного вблизи СНТ "Турист", р.п. Деденево Дмитровского городского округа Московской области, с приложенными к актам фотоматериалами, подтверждено складирование отходов потребления являющимися горючими материалами (ДСП, оргалит, обои, доски, пергамин, ватный утеплитель, оконная рама).
При этом данный земельный участок лесного фонда не предполагает и не позволяет его использование под размещение отходов.
Специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения отходов, на этом земельном участке лесного фонда не имеется, в государственный реестр объектов размещения отходов участок не включен.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно установил, что земельный участок лесного фонда в квартале 16 выделе 49 Деденевского участкового лесничества Дмитровского лесничества, расположенный вблизи СНТ "Турист", р.п. Деденево, Дмитровского городского округа Московской области подлежит освобождению от имеющихся на них отходов потребления.
Вместе с тем, как верно учтено судом первой инстанции, поскольку лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов, не установлено, относимых и допустимых доказательств суду для этого не представлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка.
Данная правовая позиция отражена в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2019 N 53-КА19-18.
Судом первой инстанции установлено, что складирование отходов потребления являющимися горючими материалами (ДСП, оргалит, обои, доски, пергамин, ватный утеплитель, оконная рама) выявлено в квартале 16 выделе 49 Деденевского участкового лесничества Дмитровского лесничества, под ЛЭП ВЛ-110кв "Икша 1-Комсомольская" между опорами N 42-43, ответственной организацией является ФГБУ "Канал имени Москвы", которое несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также обязанность по защите земельного участка лесного фонда от загрязнения отходами потребления и другого негативного воздействия, на основании чего суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что учреждение является надлежащим лицом, которое обязано принять меры по устранению в квартале 16 выделе 49 Деденевского участкового лесничества Дмитровского лесничества складирование отходов потребления являющимися горючими материалами (ДСП, оргалит, обои, доски, пергамин, ватный утеплитель, оконная рама).
Доводы ФГБУ "Канал имени Москвы" о том, что учреждение не является собственником либо владельцем земли в охранных зонах. Указанные зоны лишь налагают определенные ограничения на осуществление в них различных видов деятельности. Законодательством запрещено размещать свалки в охранных зонах ЛЭП. В то же время на сетевые организации возложены обязанности по содержанию просек в пожаробезопасном состоянии, что включает в себя заложенную в тариф деятельность по сносу деревьев и обрезания ветвей, но не сбор и вывоз свалок бытового мусора, что относится к полномочиям органов местного самоуправления, апелляционный суд отклоняет как необоснованные и не являющиеся законными основаниями для освобождения учреждения от ответственности за допущенное нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, Правил санитарной безопасности в лесах.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, при таких установленных по делу фактических обстоятельствах, исходя из предмета и оснований заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению в части обязания учреждения принять меры по устранению в квартале 16 выделе 49 Деденевского участкового лесничества Дмитровского лесничества складирования отходов потребления являющимися горючими материалами (ДСП, оргалит, обои, доски, пергамин, ватный утеплитель, оконная рама).
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.06.2023 по делу N А41-85476/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.А. Бархатова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-85476/2022
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ФГБУ КАНАЛ ИМЕНИ МОСКВЫ