г. Владивосток |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А24-2195/2023 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Н.Н. Анисимовой,
рассмотрев апелляционную жалобу краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал",
апелляционное производство N 05АП-4777/2023
на решение от 20.07.2023,
судьи В.М. Тюшняковой
по делу N А24-2195/2023 Арбитражного суда Камчатского края, принятому в порядке упрощённого производства,
по заявлению краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" (ИНН 4101119472, ОГРН 1074101006726)
к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края (ИНН 4101121351, ОГРН 1084101000268)
о признании незаконным и отмене постановления от 28.04.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 161,
при участии: без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное унитарное предприятие "Камчатский водоканал" (далее - заявитель, предприятие, КГУП "Камчатский водоканал") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (далее - административный орган, региональная служба, РСТЦ) от 28.04.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 161, которым предприятие привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 руб.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" заявление принято и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 11.07.2023 в виде резолютивной части в удовлетворении заявленных требований отказано. По ходатайству административного органа арбитражным судом изготовлено мотивированное решение от 20.07.2023.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, предприятие обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 N 3-П, Определении Конституционного суда Российской Федерации от 26.03.2019 N 823-О, а также Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 и полагает, что на момент вынесения оспариваемого постановления истек срок давности привлечения к ответственности за правонарушение, выразившееся в нераскрытии в установленный срок информации. При этом считает ошибочным вывод арбитражного суда о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение, как совершенное в сфере деятельности субъектов естественных монополий, составляет 1 год, поскольку объектом правонарушения по статье 19.8.1 КоАП РФ является установленный законом порядок управления, а, следовательно, оспариваемое постановление не могло быть вынесено по истечении 2 месяцев с даты его совершения.
Административный орган в установленный судом апелляционной инстанции срок представил отзыв на апелляционную жалобу, по тексту которого выразил несогласие с апелляционной жалобой и указал, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может назначить судебное заседание с вызовом сторон в судебное заседание.
Принимая во внимание, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Из материалов дела арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
КГУП "Камчатский водоканал" является организацией, осуществляющей регулируемую деятельность в сфере водоотведения (регулируемая организация).
01.02.2023 по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством проведения осмотра интернет-сайта портала http://eias.ru административным органом установлено, что информация, подлежащая раскрытию в соответствии со Стандартами раскрытия информации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 N 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Стандарты N 6), предприятием не размещена, а именно не размещена информация о ценах (тарифах) и плановых показателях регулируемой организации в сфере водоотведения в формате шаблонов FAS.JKH.OPEN.INFO.PRICE.HVS и FAS.JKH.OPEN.INFO.PRICE.VO:
- по принятому постановлению от 07.11.2022 N 206 "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 20.12.2018 N 460 "Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП "Камчатский водоканал" потребителям Корякского сельского Елизовского муниципального района на 2019-2023 годы";
- по принятому постановлению от 07.11.2022 N 209 "О внесении изменений Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 18.12.2020 N 383 "Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП "Камчатский водоканал" потребителям Быстринского муниципального района на 2021 - 2023 годы";
- по принятому постановлению от 07.11.2022 N 210 "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 18.12.2020 N 384 "Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП "Камчатский водоканал" потребителям Мильковского муниципального района на 2021 - 2025 годы";
- по принятому постановлению от 11.11.2022 N 228 "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13.12.2018 N 359 "Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) КГУП "Камчатский водоканал" потребителям Елизовского городского поселения, Новоавачинского и Пионерского сельских поселений Елизовского муниципального района на 2019-2023 годы";
- по принятому постановлению от 11.11.2022 N 229 "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13.12.2018 N 358 "Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП "Камчатский водоканал" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы".
Усмотрев по результатам проведенного наблюдения в действиях (бездействии) предприятия признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, региональной службой составлен протокол об административном правонарушении от 17.04.2023 N 161.
В пояснениях, представленных в службу, предприятие настаивало на прекращении производства по делу со ссылкой на пропуск срока привлечения к административной ответственности.
28.04.2023 по результатам рассмотрения материалов дела вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 161, которым КГУП "Камчатский водоканал" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 75000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, полагая его незаконным и нарушающим права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое обжалуемым решением суда было оставлено без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 266 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как установлено частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса.
Объективная сторона названного правонарушения состоит, в том числе в неопубликовании сведений или в опубликовании заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, если опубликование таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом указанного правонарушения является установленный порядок раскрытия субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса сведений (информации) о своей деятельности с целью защиты интересов потребителей.
Субъектами административных правонарушений являются, в том числе юридические лица - субъекты естественных монополий и организации коммунального комплекса.
В абзаце втором статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) определено, что под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В соответствии с абзацем третьим названной статьи субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к услугам, оказываемым в условиях естественной монополии (пункт 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ).
Согласно приложению N 2 к постановлению Региональной службы от 30.01.2023 N 13 "Об утверждении Перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Камчатского края - производителей тепловой энергии, Перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Камчатского края - производителей товаров, работ и услуг в сфере водоснабжения и водоотведения и Перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Камчатского края - производителей товаров, работ и услуг в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2023 год" КГУП "Камчатский водоканал" входит в перечень юридических лиц Камчатского края - производителей товаров, работ и услуг в сфере водоснабжения и водоотведения на 2023 год.
Таким образом, в силу приведенных выше положений, КГУП "Камчатский водоканал" является организацией, осуществляющей регулируемую деятельность в сфере водоотведения, а равно субъектом естественной монополии, и, как следствие, является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
По правилам пункта 5 статьи 8 Закона N 147-ФЗ в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Данное положение корреспондирует части 1 статьи 34 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), согласно которой организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органы регулирования тарифов обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В развитие указанных норм права Постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 N 6 были утверждены Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, действовавшие до 01.09.2023.
Согласно пункту 1 указанных Стандартов настоящий документ устанавливает состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения (далее - регулируемые организации), а также органами регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 2 данных Стандартов под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения.
Подпунктом "а" пункта 3 Стандартов N 6 определено, что регулируемые организациями информация раскрывается путем размещения в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, либо в случае передачи законом субъекта РФ полномочий по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления муниципальных образований - информационных систем, созданных органами местного самоуправления, либо иных информационных систем, содержащих необходимую для раскрытия информацию (в случае их наличия), с использованием унифицированных структурированных открытых форматов для передачи данных (единых форматов для информационного взаимодействия), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
На основании пункта 36 названных Стандартов информация о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере водоотведения содержит сведения: а) об утвержденных тарифах на водоотведение; б) об утвержденных тарифах на транспортировку сточных вод; в) об утвержденных тарифах на подключение к централизованной системе водоотведения.
В силу пункта 37 этих же Стандартов в отношении сведений, предусмотренных пунктом 36 настоящего документа, указывается информация: а) о наименовании органа регулирования, принявшего решение об утверждении тарифов; б) о реквизитах (дата и номер) такого решения; в) о величине установленного тарифа; г) о сроке действия тарифа; д) об источнике официального опубликования решения.
По правилам пункта 6 Стандартов N 6 раскрытие информации путем ее размещения в информационно-аналитической системе, а также путем ее опубликования в сети "Интернет" и взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (органов местного самоуправления) с регулируемыми организациями при раскрытии информации путем ее опубликования в сети "Интернет" осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной антимонопольной службой
Размещение информации в информационно-аналитической системе осуществляется в соответствии с формами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 6(1) Стандартов N 6).
Опубликование информации, размещаемой регулируемыми организациями в информационно-аналитической системе, на официальных сайтах федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и органа местного самоуправления в сети "Интернет", осуществляется в соответствии с формами, указанными в пункте 6(1) настоящего документа (пункт 6(2) Стандартов N 6).
Из пункта 11 указанных Стандартов следует, что в случае если в раскрываемой информации произошли изменения, сведения об этих изменениях подлежат опубликованию в тех источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация, в сроки, определенные настоящим пунктом Стандартов.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 13.09.2018 N 1288/18 утверждены формы размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в Федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования".
Форматы размещения информации (единые форматы) в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в ФГИС "ЕИАС" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://eias.ru утверждены приказом Федеральной антимонопольной службы России от 13.09.2018 N 1288/18 в Приложениях N 1, N 2.
В соответствии с пунктом 48 Стандартов N 6 информация, указанная в пунктах 36, 44 и 45 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования.
Из материалов дела усматривается, что в отношении осуществляемой предприятием регулируемой деятельности РСТЦ были приняты соответствующие постановления от 07.11.2022 N 206, N 209, N 210 и от 11.11.2022 N 228, N 229, на основании которых были внесены изменения в постановления от 20.12.2018 N 460, от 18.12.2020 N 383, от 18.12.2020 N 384, от 13.12.2018 N 359, от 11.11.2022 N 229 "Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП "Камчатский водоканал") потребителям Корякского сельского поселения Елизовского муниципального района на 2019-2023 годы/ потребителям Быстринского муниципального района на 2021-2023 годы/ потребителям Мильковского муниципального района на 2021-2025 годы/ потребителям Елизовского городского поселения, Новоавачинского и Пионерского сельских поселений Елизовского муниципального района на 2019-2023 годы/ потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы".
В этой связи, следуя приведенным выше нормам права, предприятие обязано было в течение в 30 календарных дней со дня принятия указанных решений, а именно к 08.12.2022 и к 12.12.2022, разместить информацию в соответствующих форматах шаблона в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://eias.ru.
Принимая во внимание, что в нарушение указанных норм права данная обязанность со стороны КГУП "Камчатский водоканал" не исполнена, вывод административного органа о наличии в бездействии предприятия события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, является верным.
Данные обстоятельства подтверждаются служебной запиской, составленной по результатам мониторинга интернет-сайта портала http://eias.ru, пояснениями предприятиями, протоколом об административном правонарушении от 17.04.2023 N 161 и другими материалами дела, и заявителем жалобы по существу не оспариваются.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом под всеми зависящими мерами по соблюдению законодательства РФ понимаются такие действия, которые предшествуют совершению административного правонарушения и свидетельствуют о стремлении исполнить лицом возложенные на него обязанности.
Соответственно регулируемая организация обязана не только знать о действующем законодательстве РФ в сфере стандартов раскрытия информации, но и обеспечивать его исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения своих публично-правовых обязанностей.
Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции не установил объективных причин, препятствовавших соблюдению заявителем законодательства в сфере стандартов раскрытия информации, за нарушение которых он был привлечен к административной ответственности.
Доказательств невозможности исполнения предприятием требований указанных выше норм права в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Учитывая, что при рассмотрении дела не установлено наличие обстоятельств, препятствовавших КГУП "Камчатский водоканал" соблюсти требования законодательства РФ в сфере стандартов раскрытия информации, апелляционный суд приходит к выводу о доказанности вины лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания предприятия виновным в совершении выявленного административного правонарушения.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлены.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Нарушения процедуры привлечения предприятия к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено, поскольку заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не был лишен гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, региональной службой не пропущен.
Довод апелляционной жалобы о пропуске административным органом срока давности привлечения предприятия к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, который, по мнению заявителя, в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ составляет два месяца, был предметом оценки суда первой инстанции и был обоснованно отклонен.
Действительно, по общему правилу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шестидесяти календарных дней (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении девяноста календарных дней) со дня совершения административного правонарушения.
Вместе с тем по отдельным видам нарушений, перечисленным в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, установлены специальные сроки давности привлечения к ответственности.
В частности, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о естественных монополиях не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Диспозиция части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в качестве объекта правонарушения и объективной стороны указанного административного правонарушения определяет установленный порядок раскрытия информации субъектами естественных монополий, что в рамках действующего правового регулирования (законодательство Российской Федерации о естественных монополиях) распространяет на него специальный (особый) срок давности привлечения к административной ответственности.
В этой связи, исходя из системного толкования части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, срок давности привлечения к ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ составляет 1 (один) год.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией, приведенной в Определении Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 N 1606-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сапожникова Константина Эдуардовича на нарушение его конституционных прав положениям части 1 статьи 4.5 и частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В рассматриваемом случае дата совершения административного правонарушения определяется днем, следующим за истечением 30-дневного срока со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования, а именно 08.12.2022 (в отношении постановлений от 07.11.2022 N 206, N 209, N 210) и 12.12.2022 (в отношении постановлений от 11.11.2022 N 228, N 229).
Следовательно, на дату рассмотрения (28.04.2023) дела об административном правонарушении в отношении КГУП "Камчатский водоканал", предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, годичный срок давности привлечения лица к административной ответственности не истек.
Таким образом, оспариваемое постановление вынесено РСТЦ в пределах установленного законодательством срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для квалификации выявленного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции не установлено, с чем апелляционный суд согласен.
В свою очередь проверка размера наложенного на предприятия административного штрафа показала, что он был назначен в пределах минимальной санкции части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ с учетом положений части 2 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 75000 руб., то есть ниже низшего предела, что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания.
Действительно, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, руководствуясь данными принципами, а также принимая во внимание справедливость и соразмерность административного наказания, административный орган правомерно применил наказание в размере менее минимального размера административного штрафа.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражный суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 211 АПК РФ отказал КГУП "Камчатский водоканал" в признании незаконным и отмене постановления региональной службы от 28.04.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 161.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 20.07.2023 по делу N А24-2195/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Судья |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2195/2023
Истец: ГУП краевое "Камчатский водоканал"
Ответчик: Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края