г. Ессентуки |
|
4 октября 2023 г. |
Дело N А18-935/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2023.
Полный текст постановления изготовлен 04.10.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Егорченко И.Н., Луговой Ю.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Руковицкой Е.О., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Консалт" - Ужахова А.А. по доверенности, от заинтересованного лица - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия - Оздоева Р.М. по доверенности, от третьего лица - Правительства Республики Ингушетия - Зурабовой Д.М. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.05.2023 по делу N А18-935/23,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Консалт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (далее - министерство), в котором просило:
- признать незаконным бездействие министерства в вопросе предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка на территории Боснийского участка, расположенного в Джейрахском районе Республики Ингушетия;
- обязать министерство предоставить в аренду без проведения торгов земельный участок на территории Боснийского участка, расположенного в Джейрахском районе Республики Ингушетия.
Требования основаны на нормах Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и мотивированы незаконностью бездействия министерства при рассмотрении заявления ООО "Консалт" о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.05.2023 требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие министерства в вопросе предоставления обществу в аренду без проведения торгов земельного участка на территории Боснинского участка, расположенного в Джейрахском районе Республики Ингушетия. Обязал министерство в месячный срок с момента вступления решения в законную силу предоставить обществу в аренду без проведения торгов земельный участок на территории Боснинского участка, расположенного в Джейрахском районе Республики Ингушетия согласно схеме расположения участка в соответствии с лицензией НЗР 007602 ТР от 16.09.2022.
Не согласившись с решением суда, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в приложении N 2 к лицензии указано, что в границах участка недр по состоянию на 16.09.2022 запасы и ресурсы полезных ископаемых отсутствуют. В таком случае, предоставление земельного участка для последующей добычи полезных ископаемых, отсутствующих на данном участке недр является нецелесообразным, а заявление об обязании заключить договор аренды подлежащим отказу. Также в жалобе министерство указало, что заявление общества о выделении земельного участка в аренду направлено в адрес Комиссии Правительства Ингушетии по земельным вопросом, в связи с чем невозможно выделить земельный участок в аренду обществу до принятия решения вышеуказанной комиссией. Также указал на необходимость привлечения к участию в деле Администрации Джейрахского района, поскольку спорный земельный участок расположен на территории Джейрахского района, а также в связи с тем, что полномочия по неразграниченным земельным участкам до 2020 г. осуществляла Администрация Джерахского района.
В отзыве общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Определением апелляционного суда от 21.08.2023 рассмотрение дела отложено на 13.09.2023, суд обязал министерство: - подготовить дополнительные письменные пояснения с учетом заявленного в судебном заседании ходатайства о привлечении к участию в деле государственного казенного учреждения "Сунженское лесничество", обосновав его ссылками на нормы действующего законодательства; - представить суду сведения (документ) регламентирующий порядок работы комиссии Правительства Республики Ингушетия по земельным вопросам.
Во исполнение определения суда от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия 05.09.2023 в суд поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе, с приложением: письмо от 22.08.2023 N 172 ГКУ "Сунженское лесничество"; Административный регламент предоставления Министерством имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики Ингушетия, в аренду без проведения торгов" утвержденный приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия от 16.05.2016 N 14; протокол заседания комиссии Правительства Республики Ингушетия по земельным вопросам от 16.05.2023; Постановление Правительства Республики Ингушетия от 22.01.2009 N 15 "Об утверждении положения о комиссии Правительства Республики Ингушетия по земельным вопросам"; письмо Правительства Республики Ингушетия от 27.09.2022 N МЕ-5167; письмо Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия от 13.07.2023 N4842 на заявление ООО "Консалт" от 09.11.2022; генеральный план МО с.п. Джейрах.
Представленные документы приобщены к материалам дела.
Определением суда от 13.09.2023 судебное заседание отложено на 27.09.2023 с целью предоставления обществу возможности ознакомления с поступившими документами.
От общества поступили письменные пояснения согласно которым, при выдаче лицензии на геологическое изучение участка недр были получены соответствующие согласования от Минприроды России и Ингушского филиала Территориального фонда геологической информации по ЮФО, кроме того в лицензии указано, что в пределах участка недр особо охраняемые природные территории или земли ограниченного пользования, земли обороны и безопасности отсутствуют, а также особых условий Министерства обороны России, природоохранных и других возможных ограничений нет.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы жалобы и отзыва соответственно.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение подлежит отмене (изменению) по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что 16.09.2022 Департаментом по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу выдана лицензия обществу серии НЗР, N 007602, тип ТР, сроком до 5 марта 2040 года на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых - доломитов (для стекольной и металлургической промышленности) на территории Боснинского участка, расположенного в Джейрахском районе Республики Ингушетия.
В соответствии с пунктами 1.3 и 1.4 Приложения 1 к лицензии обществу предоставлено право геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых на вышеуказанной территории.
Согласно пункту 2.2. Приложения 1 к лицензии участку недр придается статус геологического отвода и горного отвода в предварительных границах (указаны географические координаты). В соответствии с пунктом 2.3лицензии схема расположения участка недр и описание его пространственных границ содержатся в приложении N 3 к лицензии на пользование недрами.
Как указано в Приложения 2 к лицензии, лицензионный участок к расположен на территории Джейрахского района Республики Ингушетия, на правом берегу р. Терек в 17 км южнее г. Владикавказ. Район Боснинского участка доломитов находится в зоне Скалистого хребта, вытянутого в широтном направлении и разделенного двумя долинами - Длинной - в северной части и долиной р. Армхи - в южной части. Боснинский лицензионный участок является юго-западным продолжением детально разведанного Боснинского месторождения доломитов, расположенного на территории двух республик РСО-Алания и Республики Ингушетия.
Приложением 3 к лицензии определена схема расположения участка недр и описаны пространственные границы участка.
Разделом 4 указанной лицензии установлены обязательства по пользованию недрами, которые общество со своей стороны обязано выполнить. В частности, лицензией установлены сроки подготовки и утверждения проектной документации на осуществление пользования недрами, а также сроки представления материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и сроки начала осуществления геологического изучения недр, разведки месторождений полезных ископаемых, ввода месторождения полезных ископаемых в разработку (эксплуатацию).
В этой связи обществом была проведена работа по согласованию и утверждению технического задания на выполнение инженерно-геодезических изысканий для разработки проектной и рабочей документации, заключены договора на геологическое изучение участка и проведение геодезических изысканий на нем.
В целях оформления права пользования на земельный участок, соответствующий координатам указанным в лицензии, общество 09.11.2022 обратилось в адрес ответчика с просьбой предоставить земельный участок в арендное пользование.
Полагая, что бездействие министерства, выразившееся в не рассмотрении в установленный срок заявления от 09.11.2022 противоречит земельному законодательству и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого бездействия, несоответствии его положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции в указанной части, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного Кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
При этом пункт 8 статьи 39.15 ЗК РФ содержит в себе исчерпывающий перечень причин отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как установлено судом обществу выдана лицензия на пользование недрами с целевым назначением и видами работ. Срок действия лицензии определен до 05.03.2040.
Следовательно, заявитель имеет право получения в аренду земельного участка в границах горного отвода без проведения торгов.
Порядок предоставления министерством государственной услуги по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в собственности Республики Ингушетия, в аренду без проведения торгов урегулирован Административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия от 16.05.2016 г. N 14 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.2. государственную услугу предоставляет министерство.
Пунктом 2.4.1 Административного регламента установлено, что предоставлении государственной услуги осуществляется в течении 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в собственности Республики Ингушетия.
Пунктом 2.8.2. Административного регламента регламентированы основания для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка без проведения торгов в соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса.
В рассматриваемом случае заявление общества поступило в министерство 09.11.2022 и направлено на рассмотрение комиссии 12.01.2023. Доказательства рассмотрения указанного заявления в установленный Административным регламентом срок в дело не представлены (направление в адрес общества мотивированного отказа либо проекта договора аренды участка). Обоснованные возражения относительно несвоевременного рассмотрения заявления общества министерством также не представлены.
Таким образом, не рассмотрение заявления общества в установленные сроки, по причине направления заявления в адрес Комиссии Правительства Ингушетии по земельным вопросом являются несостоятельными, как является несостоятельной ссылка ответчика о невозможности выделения земельного участка в аренду обществу до принятия решения вышеуказанной комиссией.
Внутриведомственные взаимоотношения министерства и его структурных подразделений не могут являться причиной нарушения прав заинтересованных лиц (сроков рассмотрения заявлений о приобретении прав на земельные участки), установленных Земельным кодексом и Административным регламентом.
Бездействие соответствующего органа по не рассмотрению заявления общества в установленные сроки нарушает права заявителя на своевременное рассмотрение заявления и оформление земельно-правовых отношений, не соответствует положениям Земельного кодекса и Административного регламента, что в силу статей 198, 201 АПК РФ является основанием для признания его незаконным.
Требования заявителя об обязании Министерство предоставить в аренду без проведения торгов земельный участок на территории Боснийского участка, расположенного в Джейрахском районе Республики Ингушетии суд апелляционной инстанции рассматривает как способ восстановления нарушенных прав заявителя.
Как указано в ч. 4 ст. 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку вопрос наличия у общества оснований для предоставления земельного участка в аренду без торгов, по существу министерством, на дату рассмотрения судом первой инстанции настоящего дела, не был рассмотрен, арбитражный суд, осуществляя функции судебного контроля за законностью решений, действий (бездействий) органов государственной власти, не вправе подменять орган, наделенный полномочиями по принятию соответствующих решений, таким образом решение суда в части возложения на заинтересованное лицо обязанности заключить договор аренды не может быть признано обоснованным, является преждевременным.
Отказ Министерства от 13.07.2023 в предоставлении обществу истребуемого земельного участка, представленный в суд апелляционной инстанции, подтверждает, бездействие министерства в спорный период, изготовлен после принятия обжалуемого решения суда.
Вместе с тем, к моменту вынесения судом апелляционной инстанции судебного акта формальные требования закона о рассмотрении заявки общества и даче письменного ответа были соблюдены, в силу чего нарушение прав заявителя выражавшееся в нерассмотрении заявки и отсутствии ответа на нее было прекращено.
Вопрос законности принятого решения по отказу в предоставлении земельного участка не является предметом рассмотрения по настоящему спору, поскольку требования заявителем сформулированы как признание незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявки и соответственно непринятии обоснованного решения.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, констатируя нарушение прав заявителя действиями министерства, имевшее место на момент обращения заявителя в суд приходит к выводу о прекращении нарушения данных прав к моменту принятия постановления судом апелляционной инстанции, в силу чего необходимость их восстановления на момент рассмотрения апелляционной жалобы отсутствует.
Ссылка заявителя жалобы на не привлечение судом к участию в деле в качестве третьих лиц: Администрацию Джейрахского района и ГКУ "Сунженское лесничество" является несостоятельной, поскольку министерство в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств наличия оснований, предусмотренных статьями 51, 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для привлечения указанных лиц к участию в рассматриваемом деле, доказательств того, что решение по делу может создать, изменить или прекратить субъективные права или обязанности указанных лиц по отношению к одной из сторон в споре или повлечь факт нарушения принадлежащих ему прав или возложения на него обязанностей вынесенным судебным решением.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.05.2023 по делу N А18-935/23 изменить, исключив из резолютивной части возложение на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия обязанность в месячный срок с момента вступления решения в законную силу предоставить ООО "Консалт" (ОГРН: 1200600001876, ИНН: 0608060500) в аренду без проведения торгов земельный участок на территории Боснинского участка, расположенного в Джейрахском районе Республики Ингушетия согласно схеме расположения участка в соответствии с лицензией НЗР 007602 ТР от 16.09.2022.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-935/2023
Истец: ООО "Консалт"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
Третье лицо: Правительство Республики Ингушетия
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12903/2023
04.10.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2634/2023
14.06.2023 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-935/2023
24.05.2023 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-935/2023