г. Чита |
|
4 октября 2023 г. |
Дело N А19-23476/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 июля 2023 года по делу N А19-23476/2022,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, 664025, Иркутская область, Иркутск город, Ленина улица, дом 14, далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, 664027, область Иркутская, город Иркутск, улица Ленина, 1, а, далее - ответчик, Минфин) о возмещении с ответчика фактически понесенных истцом расходов по предоставлению гражданам Бижиной А.И., Худоноговой М.В. жилых помещений в общем размере 6 375 558 руб. 00 коп.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, 664073, область Иркутская, город Иркутск, улица Канадзавы, 2, далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 июля 2023 года по делу N А19-23476/2022 исковые требования удовлетворены.
Ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что затраты, связанные с обеспечением жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, не являются расходными обязательствами Иркутской области. Считает, что министерство финансов Иркутской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является главным распорядителем бюджетных средств Иркутской области в сфере социальной поддержки инвалидов.
Третье лицо в отзыве поддержало доводы апелляционной жалобы.
Администрация с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 07.09.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. От Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и Администрации г. Иркутска поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии их представителей. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Бижина Антонина Ивановна (далее - Бижина А.И.) является инвалидом 2 группы, инвалидность установлена на срок - бессрочно, согласно приказу начальника департамента жилищной политики администрации города Иркутска от 25.12.2020 N 580-08-774/20 Бижина А.И., 16.12.1950 г.р., признана малоимущей и принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно Выписки из протокола ВК N 14 от 14.09.2021 ОГБУЗ "Иркутский областной психоневрологический диспансер" Бижина А.И. подходит под действие Приказа Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире".
Приказом начальника департамента жилищной политики администрации города Иркутска от 21.10.2021 N 580-08-748/21 Бижина А.И. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда города Иркутска от 29.03.2022 по гражданскому делу N 2-340/2022 на Администрацию города Иркутска возложена обязанность по предоставлению Бижиной А.И. жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям г. Иркутска, отвечающего предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящегося в черте г. Иркутска, по договору социального найма во внеочередном порядке, общей площадью не менее 15 м2, с учетом права на дополнительную площадь, но не более 30м2.
Из материалов дела следует, что Худоногова Мария Владимировна (далее - Худоногова М.В.) является инвалидом 2 группы, инвалидность установлена на срок - бессрочно.
Согласно Выпискам из протоколов ВК N N 26-27 от 09.03.2021 ОГБУЗ "Иркутский областной психоневрологический диспансер" Худоногова М.В. подходит под действие Приказа Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире", Приказа Минздрава России от 30.11.2012 N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".
В соответствии с приказом начальника департамента жилищной политики администрации города Иркутска от 16.04.2021 N 580-08-295/21 Худоногова М.В., 02.03.1985 г.р., признана малоимущей и принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда города Иркутска от 05.05.2022 по гражданскому делу N 2-1576/2022 на Администрацию города Иркутска возложена обязанность по предоставлению Худоноговой М.В. жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям г. Иркутска, отвечающего предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящегося в черте г. Иркутска, по договору социального найма во внеочередном порядке, общей площадью не менее 15 м2, с учетом права на дополнительную площадь, но не более 30 м2.
Для определения рыночной стоимости строительства (приобретения) 1 м2 жилья по муниципальным образованиям Иркутской области и проведения соответствующей оценки, Администрация города Иркутска обратилась к ООО "Десоф-Консалтинг".
На основании представленного истцом к уточненному исковому заявлению (вх. От 29.05.2023) отчета ООО "Десоф-Консалтинг" N 23-199 от 03.05.2023 рыночная стоимость 1 м2 однокомнатных квартир вторичного жилья в г. Иркутске по состоянию на дату оценки (03.05.2023) с использованием сравнительного подхода составляет 116 947 руб. 00 коп. (стр. 23 отчета).
Таким образом, сумма затрат, понесенных для приобретения жилых помещений гражданам Бижиной А.И. и Худоноговой М.В. составила 6 375 558 руб. 36 коп. (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ уточнения размера исковых требований).
Истец, полагая, что расходы, необходимые для приобретения жилых помещений подлежат возмещению за счет средств субъекта Российской Федерации, обратился к Министерству финансов Иркутской области с претензией N 945-70-412/3 от 02.02.2023.
Оставление изложенных в претензии требований без удовлетворения послужили основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований удовлетворения исковых требований.
В силу положений статей 12, 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации имущественные права публично-правовых образований подлежат защите в рамках гражданско-правового регулирования.
Из системного анализа подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, и пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам муниципального образования и Российской Федерации противоречит статьям 84, 86 БК РФ.
Бездействие Иркутской области, выраженное в том, что законами о бюджете Иркутской области за указанный период не были предусмотрены расходы на субсидирование муниципальных образований для выполнения функции по предоставлению жилых помещений гражданам, признанным инвалидами и поставленным на жилищный учет после 01.01.2005, повлекло за собой возникновение убытков муниципального образования на выполнение государственных функций по социальной защите инвалидов.
Указанный подход также согласуется с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2019 N 302-ЭС19-17515, от 14.12.2015 года N 309-ЭС15-11321.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Бижина А.И., Худоногова М.В. признаны малоимущими и поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, после 01.01.2005.
Факт того, что Бижина А.И. и Худоногова М.В. подпадали под действие Приказа Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире", Приказа Минздрава России от 30.11.2012 N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", установлен решениями суда общей юрисдикции (в решениях имеется ссылка на Выписку из протокола ВК N 14 от 14.09.2021 ОГБУЗ "Иркутский областной психоневрологический диспансер" в отношении Бижиной А.И., Выписки из протоколов ВК NN 26-27 от 09.03.2021 ОГБУЗ "Иркутский областной психоневрологический диспансер" в отношении Худоноговой М.В.).
При этом, в материалы дела также представлены сведения во исполнение определения суда об истребовании доказательств (справка ОГБУЗ "Иркутский областной психоневрологический диспансер" от 21.02.2023 N 432), согласно которым Бижина А.И. и Худоногова М.В. имеют заболевания, подходящие под действие Приказа Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире", Приказа Минздрава России от 30.11.2012 N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".
Вступившими в законную силу решениями Кировского районного суда города Иркутска от 29.03.2022 по гражданскому делу N 2-340/2022, от 05.05.2022 по гражданскому делу N 2-1576/2022 на Администрацию города Иркутска возложены обязанности по предоставлению перечисленным гражданам жилых помещений по договорам социального найма, во внеочередном порядке.
Размер убытков (6 375 558 руб. 36 коп.) определен истцом в размере цены муниципальных контрактов (3 187 779,18 руб. х 2), заключенных по результатам проведения конкурентных процедур определения продавца в соответствии с требованиями Закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что расходы фактически понесенных истцом по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации и подлежат взысканию с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области как уполномоченного лица.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправомерном взыскании убытков за счет Иркутской области в лице Министерства финансов подлежит отклонению. В рассматриваемом случае Министерство финансов является органом, уполномоченным представлять интересы публично-правового образования (ответчика по делу).
Изложенный правовой подход поддержан в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2020 N 302-ЭС20-4953 по делу N А19-9322/2019.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности истцом наличия всей совокупности условий, необходимых для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков; факт несения убытков, их размер подтверждены материалами дела, в связи с чем заявленные исковые требования являются правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о неправильном толкованиии приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 июля 2023 года по делу N А19-23476/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-23476/2022
Истец: Администрация города Иркутска
Ответчик: Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области
Третье лицо: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области