г. Москва |
|
03 октября 2023 г. |
Дело N А40-15349/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.И. Попова
судей: |
Г.М. Никифоровой, Л.Г.Яковлевой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Московской таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2023 по делу N А40- 15349/23, принятое
по заявлению ООО "Юнион Логистик - Сервис"
к 1) Московской таможне 2) Центральной акцизной таможне
третьи лица: 1) ЦТУ 2) АО "Трансэнергорус"
о взыскании
при участии:
от истца: |
Нагина Э.Ж. дов. от 19.06.2023 |
от ответчика от третьих лиц: |
Казаков И.В. дов. от 21.09.2023 не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Юнион Логистик- Сервис" (далее- Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Московской таможне, Центральной акцизной таможне о взыскании излишне уплаченную сумму таможенных платежей в размере 1 514 383 руб. 85 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.06.2023 требования общества удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Московская таможня обратилась с жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просил его отменить, в удовлетворении требований заявителя, отказать.
От общества поступил отзыв.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, в связи с чем, спор рассмотрен в их отсутствие в порядке ст.123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить.
Представитель общества поддержал решение суда, в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обращаясь в суд, Заявитель обосновал свои требования на следующих фактических обстоятельствах.
При ввозе из Республики Сербия на территорию РФ товаров, приобретенных АО "ТрансЭнергоРус" (далее - Декларант), на Красноармейском таможенном посту, в общем составе документов с ДТ N 10013000/180621/0002656, был предоставлен сертификат о происхождении товаров формы "СТ-2" от 04.06.2021 N 45063/C3/180/2021/1360127, полученный от Поставщика СКА Индастриал Групп (Республика Сербия) на основании таможенного решения компетентных органов Республики Сербия и заверенный печатью CU Trstenik (входит в Список компетентных органов Республики Сербия, уполномоченных выдавать и удостоверять сертификаты о происхождении товаров формы "СТ-2").
По результатам проверочных мероприятий Решением таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров N 10013000/180621/0002656 тарифный преференциальный режим в отношении товара "гидравлические системы..." (товарная позиция - 8412 ТН ВЭД ЕАС), задекларированного по ДТ 10013160/090621/0346846 был отменен.
В качестве причины отмены преференциального режима было указано нарушения требований в заполнении сертификата "СТ-2" N 45063/C3/180/2021/1360127, приведенных в Правилах определения страны происхождения товаров (Приложение 3 к Протоколу между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г.), (далее - "Правила"), а именно, заполнение его как на русском, так и на английском языке (коммерческое наименование Товара было продублировано также на русском языке в графе 8 "Описание товара" ("Description of goods")).
В связи с этим, Центральной акцизной таможней были доначислены таможенные платежи, налоги, пени и выставлено уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 05.07.2021 N 10009000/У2021/0005497, на общую сумму 1 520 083,81 руб.
В связи с тем, что Декларант не оплатил данную сумму, оплату доначисленных таможенных платежей по ДТ N 10013000/180621/0002656 осуществило Общество, как солидарно обязанное лицо, по платежным поручениям от 26.07.2021 N 720, N 721, N 722 (дополнительно в МОТ и ЦАТ было направлено информационное письмо от 26.07.2021 об оплате уведомления N 10009000/У2021/0005497).
19.07.2021, во исполнение п.7 ст.9 Правил, Поставщиком был получен новый сертификат о происхождении товаров формы "СТ-2" N 45063/C3/180/2021/1360128 оформленный в строгом соответствии с требованиями Правил.
Впоследствии данный сертификат происхождения товаров в соответствии с установленным порядком был предоставлен в таможенный орган ООО "ЮНИОН ЛОГИСТИК - СЕРВИС" (Заявление о восстановлении тарифных преференций в отношении товара от 22.07.2021 N 2207/63-21).
По результатам проведенной проверки МОТ восстановила тарифный преференциальный режим и внесла соответствующие изменения в ДТ N 10013000/180621/0002656, в том числе, таможней была установлена чрезмерная уплата таможенных платежей по ДТ в размере 1 514 383,85 руб. (Письмо МОТ от 18.11.2021 N 18-11/34895, Акт от 30.09.2021 N 1001300/213/300921/А0681, КДТ к ДТ N10013160/090621/0346846 N3).
После восстановления тарифных преференций на основании заявления ООО "ЮНИОН ЛОГИСТИКСЕРВИС" таможенные платежи в размере 1 520 083,81 руб. были признаны Московской областной таможней излишне уплаченными.
Однако, данные денежные средства в размере 1 520 083,81 руб. не были возвращены Таможенному представителю.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований.
Поддерживая указанный вывод, коллегия считает необходимым отметить следующее.
Правовое регулирование таможенных отношений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, установлен статьей 67 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога, на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания (Определения от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, от 21 декабря 2011 года N 1665-О-О, от 24 сентября 2013 года N 1277-О, от 25 мая 2017 года N 959-О).
Кроме того, Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершена в Киото 18 мая 1973 года, в редакции Протокола от 26 июня 1999 года, далее - Киотская конвенция), участником которой с 04 июля 2011 года является Российская Федерация, установлено, что возврат пошлин и налогов производится в случаях их излишнего взыскания в результате ошибки, допущенной при начислении пошлин и налогов. В тех случаях, когда излишнее взыскание произошло вследствие ошибки, допущенной таможенной службой, возврат производится в приоритетном порядке. Указанные правила формируют международный стандарт, то есть являются положениями, выполнение которых признается необходимым для достижения гармонизации и упрощения таможенных процедур и практики (пункт 1(a) Киотской конвенции и пункты 4.18, 4.22 Генерального приложения к Киотской конвенции).
Таким образом, плательщик таможенных платежей вправе требовать возврата сумм таможенных пошлин, налогов, поступивших в бюджет неосновательно (в излишнем размере) в связи с незаконными действиями и решениями таможенных органов.
По смыслу положений статей 50, 55, 405 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статьи 346 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" таможенный представитель несет с декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, таможенных сборов в полном размере.
В силу части 3 статьи 67 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, производится таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в том числе исходя из места постановки на учет в налоговых органах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность), в форме их зачета не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания, в счет авансовых платежей:
1) плательщика - в случае, если таможенные пошлины, налоги и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, уплачивались плательщиком либо таможенным представителем при декларировании товаров;
2) плательщика - в случае, если таможенные пошлины, налоги и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, взысканы в соответствии с главой 12 настоящего Федерального закона с плательщика либо с таможенного представителя, производившего таможенное декларирование;
3) лица, с которого в соответствии с главой 12 настоящего Федерального закона взысканы таможенные пошлины, налоги и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, в случае, если такие суммы взысканы в счет исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, не исполненной в установленный срок лицом, на которого такая обязанность возложена.
Соответственно, возврат денежных средств по определению может быть произведен только лицу, которое эти денежные средства оплачивало.
При этом, из материалов дела следует, что денежные средства в размере 1 520 083,81 руб. по ДТ N 10013000/180621/0002656 уплачены Заявителем.
На основании изложенного, суд пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Аналогичные выводы изложены в постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу N А40-137973/2020.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.06.2023 по делу N А40- 15349/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-15349/2023
Истец: ООО "ЮНИОН ЛОГИСТИК - СЕРВИС", ООО "ЮНИОН Логистик-Сервис"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: АО "ТРАНСЭНЕРГОРУС", ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ