город Томск |
|
4 октября 2023 г. |
Дело N А27-20343/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Киреевой О.Ю., |
судей |
|
Афанасьевой Е.В., |
|
|
Сухотиной В.М., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Парфёновой Д.Э., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЭРОКУЗБАСС" (N 07АП-6864/2023) на решение от 10.07.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20343/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "АЭРОКУЗБАСС", г. Прокопьевск, ИНН 7716154981, ОГРН 1024201755940 к Банку ВТБ (публичное акционерное общество), г. Санкт-Петербург, ИНН 7702070139, ОГРН 1027739609391 о признании действий Банка ВТБ (ПАО) незаконными, о взыскании 24 923 753,30 руб., третьи лица: Министерство экономического развития Российской Федерации, г. Москва, ИНН 7710349494, ОГРН 1027700575385, государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ", г. Москва, ИНН 7750004150, ОГРН 1077711000102, Белозеров Виктор Данилович, г. Новокузнецк Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, г. Москва ОГРН 1027700220624, ИНН 7706016118, Федеральная налоговая служба России,
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Селиванов Сергей Анатольевич, паспорт, диплом, доверенность N 63 от 02.12.2022 (посредством веб-конференции), Польских Анна Викторовна, паспорт, диплом, доверенность N 68 от 19.12.2022 (посредством веб-конференции);
от ответчика: Подцепилов Владимир Александрович, паспорт, диплом, доверенность N 36 А В 3861286 от 22.08.2022 (в здании суда);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АЭРОКУЗБАСС" (далее - ООО "АЭРОКУЗБАСС", истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковыми требованиями к Банку ВТБ (публичное акционерное общество) (далее - Банк, ответчик) о признании незаконными действий Банка ВТБ (ПАО) - списания 50 процентов задолженности ООО "АЭРОКУЗБАСС" по Кредитному соглашению N 00053/15/00106-20 от 16.06.2020 в период погашения в связи с невыполнением условий, позволяющих произвести списание задолженности в размере 100%, о взыскании 24 923 753,30 руб. убытков, возникших на стороне истца в результате погашения кредита и процентов по нему.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство экономического развития Российской Федерации, государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ", Белозеров Виктор Данилович, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральная налоговая служба России.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.07.2023 (резолютивная часть объявлена 04.07.2023) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь, в том числе на то, что отказ в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательства Методического указания "О порядке кредитной работы по технологии КМБ" лишил истца возможности доказать обстоятельство, на которое он ссылался в обоснование своих требований, что является нарушением права на судебную защиту; правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.05.2020 N 696 (далее - Правила 696) непосредственно не регулируют отношения заемщика и банка; до внесения изменений в Правила N 696 численность апреля применять было недопустимо, следовательно, банк при расчете максимальной суммы кредита на дату подачи заявки истцом должен был руководствоваться численностью мая 2020 года; новая редакция Постановления N 696 не может распространяться на договоры, заключенные до ее принятия; из содержания кредитного соглашения также не следует, что сторонами закреплены сведения об абсолютной численности работников, равной 541 человек; положения Кредитного соглашения не содержится условия о том, что численность по состоянию на 01.06.2020 г. должна определяться с использованием сервиса ФНС или сведения о численности должны быть доступны в какой-либо информационной базе; ни в кредитном соглашении, ни в каком-либо ином согласованном сторонами документе не зафиксирована численность для осуществления расчетов и мониторинга; заемщик не обязан контролировать, в каком объеме информация о работниках заемщика из ПФ РФ передается в ФНС РФ; суд при рассмотрении настоящего спора ошибочно определил, что стороны при заключении кредитного соглашения находились в равном положении и истец мог влиять на условия соглашения; в нарушение положений названной статьи и статей 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанций должным образом не исследовал и не оценивал доказательства, на которые ссылался Истец в подтверждение своих доводов о недобросовестности ответчика; суд первой инстанции в нарушение статей 136, 137, 162, 164 АПК РФ вынес решение по существу спора без перехода из предварительного заседания в основное судебное разбирательство, при том, что заявитель ходатайствовал об отложении предварительного судебного заседания.
От Банка в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступил отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, отмечая, что в сложившейся ситуации новая редакция Постановления Правительства РФ N 696 не изменила правила, установленные при заключении кредитного соглашения, не ухудшила положение заёмщика. Банк заранее не может знать о том, как Клиент поведет себя относительно сохранения численности сотрудников, на момент заключения Соглашения Клиент соответствовал условиям программы. Кредит выдан с потенциальной возможностью выполнить условия о 100% списании задолженности и выполнении Клиентом необходимых условий. Порядок определения максимальной суммы кредита устанавливается пунктом 24 Правил 696. То есть принимается во внимание численность, размещенная в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июня 2020 г., а именно 541 человек. Тот факт, что Клиент предоставил численность на май, правового значения не имеет. На момент заключения Соглашения действовали правила об использовании численности работников только за апрель, возможность учета численности по состоянию на май введена редакцией Постановления от 30.11.2020 при наличии определённых условий.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заявили ходатайства об истребовании доказательства и в связи с этим об отложении судебного разбирательства.
Представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16 июня 2020 года между ООО "АЭРОКУЗБАСС" (далее - Истец, Заемщик, Клиент) и Банком ВТБ (ПАО) (далее - Ответчик, Кредитор, Банк) было заключено Кредитное соглашение N 00053/15/00106-20 (далее - Соглашение), по условиям которого Кредитор обязался открыть Кредитную линию и предоставить Заемщику отдельные Кредиты на условиях, указанных в Соглашении, а Заемщик обязался возвратить полученные Кредиты, уплатить по ним проценты и выполнить иные обязательства, предусмотренные Соглашением.
Соглашение заключено в рамках программы льготного кредитования по предоставлению кредитов на цели возобновления деятельности компании - заемщика с получением субсидий из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" от 16.05.2020 N 696 (Правила 696).
Согласно п. 1.5 Соглашения, цель Кредитной линии: на возобновление деятельности.
Кредиты выдаются для осуществления Заемщиком следующих расходов: документально подтвержденные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности Заемщика, включая выплату заработной платы работникам Заемщика в размере, не превышающем размер, предусмотренный трудовым договором.
В разделе 1 Соглашения указаны значения следующих определений:
Базовый период по Соглашению (Базовый период) - период с даты заключения Соглашения по 30.11.2020 г. (включительно);
Период наблюдения по Соглашению (Период наблюдения) - период с 01.12.2020 г. по 31.03.2021 г. (включительно).
Соглашение переводится на Период наблюдения, если были выполнены Условия перехода на Период наблюдения; Период погашения по Соглашению (Период погашения) - период продолжительностью 3 месяца:
- с 01.12.2020 г. по 01.03.2021 г., если не выполнено любое из Условий перехода на Период наблюдения или
- с 01.04.2021 г. по 30.06.2021 г. (включительно), если Условия перехода на Период наблюдения были выполнены.
Условия о Списании задолженности по Соглашению в размере 100% - одновременное выполнение следующих условий:
- в отношении Заёмщика на дату завершения Периода наблюдения по Соглашению не введена процедура банкротства, деятельность Заёмщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а Заёмщик - индивидуальные предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
- численность работников Заёмщика в течение Периода наблюдения по Соглашению на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80 (Восьмидесяти) процентов численности работников Заёмщика по состоянию на 1 июня 2020 г.;
- средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику Заёмщика в течение Периода наблюдения по Соглашению, определяемая с использованием информационного сервиса Федеральной налоговой службы, не может быть менее минимального размера оплаты труда;
- соблюдены условия п. 9 Программы;
- отсутствие обстоятельств, указанных в термине Факторы прекращения субсидирования;
- отношение численности работников Заёмщика по состоянию на 01.03.2021 г. к численности работников Заёмщика по состоянию на 01.06.2020 г. составляет не менее 0,9 (Ноль целых девять десятых).
Условия о Списании задолженности по Соглашению в размере 50% - одновременное выполнение следующих условий:
- в отношении Заёмщика на дату завершения Периода наблюдения по Соглашению не введена процедура банкротства, деятельность Заёмщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а Заёмщик - индивидуальные предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
- численность работников Заёмщика в течение Периода наблюдения по Соглашению на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80 (Восьмидесяти) процентов численности работников Заёмщика по состоянию на 1 июня 2020 г.;
- средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику Заёмщика в течение Периода наблюдения по Соглашению, определяемая с использованием информационного сервиса Федеральной налоговой службы, не может быть менее минимального размера оплаты труда;
- соблюдены условия п. 9 Программы;
- отсутствие обстоятельств, указанных в термине Факторы прекращения субсидирования;
- отношение численности работников Заёмщика по состоянию на 01.03.2021 г. к численности работников Заёмщика по состоянию на 01.06.2020 г. составляет не менее 0,8 (Ноль целых восемь десятых).
Условия перехода на Период наблюдения - одновременное выполнение следующих условий:
- численность работников Заемщика в течение Базового периода на конец каждого отчетного месяца составила не менее 80 (Восемьдесят) процентов численности работников Заемщика по состоянию на 01 июня 2020 г.;
- в отношении Заемщика по состоянию на 25 ноября 2020 г. не введена процедура банкротства, деятельность Заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном Законодательством, а Заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Факторы прекращения субсидирования - одно или несколько из нижеследующих событий:
- выявление факта нецелевого использования Заёмщиком Кредита;
- выявление факта несоответствия Заёмщика требованиям пункта 9 Программы;
- получение Банком официального письма Минэкономразвития об отсутствии бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на цели, предусмотренные Программой;
- получение Банком от Минэкономразвития уведомления об отказе в предоставлении Субсидии по процентной ставке и/или неполучение Субсидии по процентной ставке в течение 30 (тридцати) Рабочих дней от даты, в которую Банк должен получить Субсидию по процентной ставке в соответствии с условиями Программы;
- наступление иных обстоятельств, влекущих прекращение субсидирования по Соглашению.
Лимит выдачи по Кредитной линии составляет 49 950 000 (Сорок девять миллионов девятьсот пятьдесят тысяч) рублей 22 коп. (п. 1.2 Соглашения).
Срок кредитной линии: до 30.06.2021 года включительно (п. 1.3 Соглашения).
В соответствии с п. 1.4 Соглашения по Кредитной линии устанавливается следующая процентная ставка:
1.4.1. в размере 2 (двух) процентов годовых (далее - Льготная ставка кредитования) применяется в течение Базового периода Соглашения, а также в течение Периода наблюдения по Соглашению при выполнении Условия перехода на Период наблюдения;
1.4.2. в размере 11 (Одиннадцать) процентов годовых (далее - Стандартная процентная ставка) применяется в течение Периода погашения по Соглашению;
1.4.3. Кредитор вправе установить Стандартную процентную ставку по Кредитной линии в размере 11 (Одиннадцать) процентов годовых при наступлении одного или нескольких обстоятельств, указанных в определении термина "Фактор прекращения субсидирования".
Стандартная процентная ставка в этом случае действует, начиная с 10 (десятого) календарного дня, следующего за датой направления Кредитором уведомления Заёмщику об изменении процентной ставки.
Указанное уведомление считается направленным с даты вручения Заёмщику, если оно направлено с нарочным, или в дату сдачи его в организацию связи, если оно направлено Заёмщику заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, или в дату передачи сообщения по Системе Дистанционного банковского обслуживания (при появлении в разделе "Сообщение в системе ДБО" по направленному Электронному документу статуса "Отправлено").
Процентная ставка считается измененной без заключения дополнительного соглашения. Измененная в соответствии с настоящим пунктом Соглашения процентная ставка действует до окончания срока Соглашения.
Согласно п. 2.1 Соглашения, проценты по Кредиту начисляются на Срочную задолженность по Основному долгу, начиная с даты, следующей за датой предоставления Кредита, и до даты фактического полного погашения Срочной задолженности по Кредиту/Кредитной линии включительно. Проценты на просроченную задолженность не начисляются. При начислении процентов в расчет принимается фактическое число дней пользования Кредитом. Количество дней в месяце принимается за календарное, а в году - за 365 (366) дней.
В соответствии с пп.19 п. 3.1 Соглашения Заёмщик обязуется ежемесячно в срок не позднее 3(Трех) Рабочих дней каждого календарного месяца, начиная с первого числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором был предоставлен первый Кредит, предоставлять за подписью уполномоченного лица Заёмщика письмо:
- о числе работников, которым в отчетном периоде (календарный месяц) осуществлена выплата заработной платы за счет предоставленного Кредита;
- о численности работников по состоянию на последнее число отчетного периода (календарный месяц), в котором предоставлено такое письмо.
Кредит выдан 15.07.2020 - 11 094 392,00 руб. (банковский ордер N 1 от 15.07.2020), 14.08.2020 - 8 952 768,72 руб. (банковский ордер N 1 от 14.08.2020), 15.09.2020 - 8 990 811,27 руб. (банковский ордер N 1 от 15.09.2020), 30.09.2020 - 5 737 400,00 руб. (банковский ордер N 1 от 30.09.2020), 06.10.2020 - 14 507 480,00 руб. (банковский ордер N 1 от 06.10.2020).
08.04.2021 истцом было получено уведомление от 31.03.2021 г. от ответчика, что Кредитное соглашение переведено на Период погашения по Соглашению в связи с невыполнением условий, позволяющих Банку осуществить списание задолженности в размере 100% задолженности по Соглашению, при этом в уведомлении указано, что решение Банка принято на основании данных, полученных Банком от Федеральной налоговой службы в соответствии с п. 13 (1) Постановления Правительства от 16.05.2020 г. N 696, и в случае получения Банком иных уточненных сведений может быть рассмотрен вопрос об отзыве данного уведомления.
Согласно пункту 13(1) Постановления Правительства от 16.05.2020 г. N 696 Кредитный договор (соглашение), переведенный получателем субсидии в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил на период погашения, может быть переведен получателем субсидии на период наблюдения, а кредитный договор (соглашение), переведенный на период наблюдения, может быть переведен получателем субсидии на период погашения на основании уточненных сведений о численности работников заемщика в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы не позднее 25 декабря 2020 г.
По кредитному договору (соглашению), переведенному получателем субсидии в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил на период погашения, получателем субсидии может быть принято решение о списании задолженности, а кредитный договор (соглашение), по которому принято получателем субсидии решение о списании задолженности, может быть переведен получателем субсидии на период погашения на основании уточненных сведений о численности работников заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец одного или нескольких отчетных месяцев, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы не позднее 15 апреля 2021 г.
Как указывал истец, при заключении кредитного соглашения истцом были предоставлены сведения о численности работников по состоянию на 01.06.2020 г. - численность составляла 484 человек, что подтверждается формой СЗВ-М за период май 2020 г., направленной и полученной отделением ПФР по Кемеровской области.
Численность сотрудников по состоянию на 01.03.2021 г. составляла 462 человека.
Таким образом, по состоянию на 01.06.2020 г. численность сотрудников Общества составляла 484 человека, по состоянию на 01.03.2021 г. - 462 человека, контрольное соотношение численности составляет при этом 0,95, что больше необходимого соотношения в размере 0,9 для списания задолженности в размере 100%.
По мнению истца, в рамках взятых на себя по соглашению обязательств, Банком должно было быть принято решение о списании задолженности в полном объеме.
Отказывая в иске, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.
Кредитное соглашение N 00053/15/00106-20 заключено в рамках программы льготного кредитования по предоставлению кредитов на цели возобновления деятельности компании - заемщика с получением субсидий из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" от 16.05.2020 N696.
На указанные Правила имеется ссылка в разделе Соглашения "термины и определения". В этой связи, доводы апелляционной жалобы о том, что правила N 696 непосредственно не регулируют отношения заемщика и банка подлежат отклонению как несостоятельные.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Как разъяснено в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", изменение положений закона, правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 ГК РФ), после заключения публичного договора не влечет изменения условий договора, в частности, о порядке исполнения, сроках действия, существенных условиях, за исключением случаев, когда закон распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункты 1 и 2 статьи 422 ГК РФ).
Согласно пункту 3 Правил субсидии предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Пунктом 2 Правил N 696 установлено, что субсидии предоставляются российским кредитным организациям, соответствующим требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил (далее - получатели субсидии), по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что субсидии являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат получателя субсидии: предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере, предусмотренном настоящими Правилами (субсидия по процентной ставке); списание задолженности по кредитному договору (соглашению) с заемщиком, произведенное в порядке и размере, которые установлены настоящими Правилами (субсидия по списанию).
Пунктом 24 Правил установлен порядок определения максимальной суммы кредитного договора - как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и базового периода по кредитному договору (соглашению).
В соответствии с указанным пунктом Правил в редакции, действовавшей на дату заключения Соглашения, численность работников заемщика, а также размеры надбавок и доплат, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера определяются получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июня 2020 г.
Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минэкономразвития от 29.05.2020 N Д13и-16887, при расчете максимальной суммы кредитного договора в соответствии с п.24 Правил под базовым периодом понимается количество полных календарных месяцев в сторону увеличения, при этом для определения расчетного размера оплаты труда используется федеральный МРОТ (12 130 рублей), а для целей контроля выполнения требований п. 24 Правил используются данные, размещенные в системе ФНС на 01.06.2020.
В соответствии с письмом ФНС России от 20.11.2020 N АБ-4-19/19051@ в целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала новую цифровую платформу (далее- Платформа) на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).
Источником данных для Платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России, Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей,
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, о поступлениях налогов и сборов, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом, первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 года N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Письме ФНС России от 20.08.2020 N ВД-2-19/1542@, информационные сервисы Платформы доступны для уполномоченных Министерством экономического развития Российской Федерации кредитных организаций и органов государственной власти. Применяемая в информационном сервисе методология определяется Министерством экономического развития Российской Федерации.
С учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15 июня 2020 года. Для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требований по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил, используются данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию (письмо от 17.07.2020 N Д13и- 22474).
В свою очередь, датой обращения заемщика является дата внесения кредитной организацией заявки заемщика в информационный сервис ФНС России. Данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 01.06.2020 и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при представлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.
Судом установлено и следует из материалов дела, ООО "АЭРОКУЗБАСС" обратилось в Банк с ходатайством о выдаче Кредита 11.06.2020.
Согласно ответу ФНС от 30.06.2023 заявление N 4510652770486789 сформировано Банком ВТБ (ПАО) в системе 11.06.2020. Сведения о численности работников ООО "АЭРОКУЗБАСС" по состоянию на 01.06.2020 - 541 человек (из СЗВ-М по итогам апреля 2020 года). Начало базового периода - июнь 2020.
Указанная численность (данные отчета СЗВ-М по итогам апреля 2020 года по состоянию на дату обращения заемщика в кредитное учреждение), использовавшаяся для расчета максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с п. 24 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 696 от 16.05.2020 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" (далее - Правила), зафиксирована в заявке и не подлежит корректировке.
Сведения о численности ООО "АЭРОКУЗБАСС" из СЗВ-М за май - 484 человека, первоначально получены из ПФР 04.06.2020 загружались в Сервис с 17 по 24 июня 2020 года.
На дату заведения заявки Банком ВТБ (ПАО) 11.06.2020 в Сервисе имелась численность за апрель - 541 человек, полученная из ПФР.
Соответственно, как верно указал суд первой инстанции, при расчете максимальной суммы кредитного лимита ООО "АЭРОКУЗБАСС" по состоянию на 01.06.2020 использовалась численность из СЗВ-М за апрель.
Банком на основании запроса клиента, поступившего в адрес банка, дистанционно была автоматически сформирована заявка с запросом сведений в ФНС. Расчет максимально возможной суммы кредита произведен ФНС из расчета численности работников заявителя по состоянию на апрель 2020 - 541 человек.
Впоследствии, согласно данным сервиса ФНС, численность персонала ответчика за все последующие отчетные периоды составила декабрь 2020 - 461 человек (85,21%), январь 2021 - 457 человек (84,47%), февраль 2021 - 462 человека, то есть 85,39% от численности работников по состоянию на 01.06.2020 (по сведениям ФНС) - 541 человек.
Учитывая, что, численность работников истца по состоянию на 01.06.2020 года составляла 541 человек (за апрель 2020), по состоянию на 01.03.2021 - 462 человек (за февраль 2021, снижение численности работников заёмщика по состоянию на 01 марта 2021 года, к численности работников заёмщика, определённой кредитором на основании сведений, размещённых в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01 июня 2020 года, превышает, установленный порог в 0,8, предусмотренный для списания 50% задолженности по договору, но менее установленного порога в 0,9, установленного для списания 100% задолженности, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заемщиком не соблюдены условия соглашения о списании задолженности в размере 100 % задолженности, в связи с чем, правовые основания для признания незаконными действий Банка ВТБ (ПАО) в данном случае отсутствуют.
Доводы о том, что Банк не уведомил Заёмщика об использовании сведений за апрель 2020, стороны не согласовали численность для осуществления расчетов и мониторинга, подлежит отклонению. Поскольку показатели численности необходимы для мониторинга выполнения условий Программы и определяются исходя из её условий, а не определяются Сторонами самостоятельно, соответственно, не должны быть зафиксированы в Соглашении. Порядок определения максимальной суммы кредита устанавливается пунктом 24 Правил, и вопреки доводам истца, принимается во внимание численность, размещенная в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июня 2020 г., а именно 541 человек. Тот факт, что истец предоставил численность на май 2020, правового значения не имеет.
Отклоняя доводы апеллянта относительно того, что при расчете максимальной суммы кредита фактически использована численность за май 2020 г., суд считает обоснованными возражения Банка о том, что согласно размещенным на Платформе ФНС сведениям значение численности работников Истца по данным ФНС на 01.06.2020 составляет 541 человек, а максимальная сумма лимита, рассчитанная исходя из численности сотрудников, равняется 66 542 024 рубля. Обязанность Банка выдавать именно максимально возможную сумму не предусмотрена. Сумма кредитного лимита в размере 49 950 000 руб. открыта Банком на основании волеизъявления истца, выраженного подписанием заемщиком заявления на предоставление ему кредитования в указанном размере, подписания Кредитного соглашения без разногласий.
Довод апеллянта о том, что Банк должен был рассчитывать сумму кредита исходя из численности Заёмщика за май, так как возможность применять численность работников за апрель была введена только редакцией Постановления от 30.11.2020, то есть после заключения Сторонами Соглашения, отклоняется исходя из вышеизложенного.
Как отмечено ранее, пунктом 24 Правил 696 установлен порядок определения максимальной суммы кредитного договора - как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и базового периода по кредитному договору (соглашению).
В соответствии с указанным пунктом Правил в редакции, действовавшей на дату заключения Соглашения, численность работников заемщика, а также размеры надбавок и доплат, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера определяются получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июня 2020 г.
Указанное также подтверждается и разъяснениям, изложенными в Письме Минэкономразвития от 29.05.2020 N Д13и-16887, от 17.07.2020 N Д13и - 22474.
Таким образом, на момент заключения Соглашения действовали правила об использовании численности работников только за апрель, возможность учета численности по состоянию на май введена редакцией Постановления от 30.11.2020 при наличии определённых условий.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что доводы истца основаны на несогласии с выводами суда первой инстанции и неверном толковании норм права.
Отклоняя доводы о том, что суд первой инстанции в нарушение статей 136, 137, 162, 164 АПК РФ вынес решение по существу спора без перехода из предварительного заседания в основное судебное разбирательство, апелляционный суд исходит из необоснованности данного довода, судебные заседания по делу неоднократно откладывались, сторонам была представлена возможность представления доказательств и возражений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отказ в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательства лишил истца возможности доказать обстоятельство, на которое он ссылался в обоснование своих требований, что является нарушением права на судебную защиту, подлежит отклонению.
В соответствии с нормами статьи 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
Согласно абзацу второму части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле, обращающееся в арбитражный суд с ходатайством об истребовании доказательства, должно обозначить доказательство, указать, какие обстоятельства могут быть установлены этим доказательством, назвать причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения. Таким образом, статья 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет процессуальный порядок, при котором возможно удовлетворение ходатайства об истребовании доказательств.
В суде первой инстанции истцом заявлялось ходатайство об истребовании у ПАО Банк ВТБ копии Методического указания "О порядке кредитной работы по Технологии КМБ" в редакции, действующей в период с 1 по 16 июня 2020 года, путем направления истребуемых сведений непосредственно в арбитражный суд Кемеровской области.
Вместе с тем, по мнению апелляционного суда, из материалов дела следует, что сторонами представлены и судом исследован необходимый для установления всех существенных обстоятельств по делу доказательства
Учитывая изложенное, апелляционный суд протокольным определением также отказал в удовлетворении заявленного в судебном заседании ходатайства об истребовании доказательств, а следовательно и отложении судебного разбирательства.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на ее подателя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.07.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20343/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
О.Ю. Киреева |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20343/2022
Истец: ООО "Аэрокузбасс"
Ответчик: ПАО "Банк ВТБ"
Третье лицо: Белозеров Виктор Данилович, ГК "ВЭБ.РФ", Министерство экономического развития РФ, ФНС РОССИИ, Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Кемеровской области-Кузбассу, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7415/2023
23.07.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6864/2023
17.05.2024 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-20343/2022
30.01.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7415/2023
04.10.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6864/2023
10.07.2023 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-20343/2022