г. Владивосток |
|
05 октября 2023 г. |
Дело N А51-7636/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уссурагро",
апелляционное производство N 05АП-5457/2023
на решение от 31.07.2023
судьи Тимофеевой Ю.А.
по делу N А51-7636/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уссурагро" (ИНН 511111307, ОГРН 1192536035042)
к Уссурийской таможни (ИНН 2511008765, ОГРН 1022500869533)
о признании незаконным решения по результатам таможенного контроля от 30.01.2023 N 10716000/210/300123/Т000064/00025,
при участии в заседании: стороны не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Уссурагро" (далее - заявитель, общество, заявитель, ООО "Уссурагро") обратилось в суд с требованием о признании незаконным решения Уссурийской таможни (далее - ответчик, таможенный орган, таможня) от 30.01.2023 N 10716000/210/300123/Т000064/00025.
Решением от 31.07.2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "Уссурагро" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 31.07.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на то, что решение таможенного органа является незаконным и необоснованным, несоответствующим положениям статей 254, 258 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-Ф "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Апеллянт ссылается на то, что статьей 115 ТК ЕАЭС осуществление нескольких отгрузок товаров в течение определенного периода времени не предусмотрено, но при этом и не установлен запрет на подобные отгрузки. Применение в пункте 2 указанной статьи множественного числа в отношении терминов "транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров", "об упаковках товаров (количество, вид, маркировка и порядковые номера)" указывает, что законодатель допускает на множественность операций. При этом, единственное указание на период: "обязан представить таможенному органу недостающие сведения путем изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, не позднее 8 месяцев со дня выпуска товаров", также ничем не подтверждает доводы таможенного органа. Общество считает, что вывод таможенного органа о том, что осуществление нескольких отгрузок товаров в течение определенного периода времени в случае применения неполного таможенного декларирования в соответствии со статьей 115 ТК ЕАЭС правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании не предусмотрено, не только не подтверждается самим содержанием данной статьи, но и не предусмотрен какими-либо иными нормативными актами, применимыми к разрешению спора.
Уссурийская таможня по тексту представленного письменного отзыва с доводами апелляционной жалобы не согласилась, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
25.05.2020 ООО "Уссурагро" (продавец) с "Tongiang Tongqing Economic and Trade Co., Ltd" (КНР) (покупатель) заключен внешнеэкономический контракт N HLTJ-445 (далее - контракт), в соответствии с которым продавец обязуется передать в собственность покупателю товар, а покупатель обязуется принять товар и оплатить его.
Товаром по настоящему внешнеэкономическому контракту является зерно сои продовольственной, предназначенной для переработки. Ассортимент, количество, качество и спецификация товара указывается в инвойсе. являющимся неотъемлемой частью настоящею контракта. Инвойс содержит, кроме того, цену за килограмм поставляемого товара, сумму в целом по инвойсу и срок поставки. Поставка товара осуществляется на условиях DAP-Суйфэньхэ (Инкотермс-200). Товар отгружается железнодорожным транспортом, датой поставки является составления международной товаротранспортной накладной.
В целях исполнения указанного контракта ООО "Уссурагро" при помещении товара под таможенную процедуру экспорта подало на Дальневосточный таможенный пост (центр электронного декларирования) Дальневосточной электронной таможни декларацию на товары N 10720010/040121/0000291 (далее - спорная ДТ) на вывозимый из России в Китай товар "зерно сои продовольственное - соевые бобы (GLYCINE МАХ), недробленые, предназначенные для переработки в пищевой промышленности, не являющиеся семенным или фуражным зерном, урожай 2020. представлены в основном сортом "сфера" ГОСТ 17109-88...", производитель ООО "Новокачалинское", код товара 1201 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Вес брутто - 260 250,00 кг, вес нетто - 259 740,00 кг. Общая стоимость вывозимого товара в соответствии с инвойсом N HLTJ-445-1 от 25.05.2020 составила - 72 727,2 дол США. Условия поставки DAP-Суйфэньхэ.
Отправителем товаров по ДТ N 10720010/040121/0000291 является общество с ограниченной ответственностью "Находка Транслоджистик" (ИНН 2508002227).
Декларирование товара осуществлялось с особенностями, установленными статьей 115 ТК ЕАЭС (неполное таможенное декларирование). В графе 7 названной декларации отмечен справочный номер - НТД, подлежащий указанию согласно Порядку заполнения декларации на товары, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, Классификатору особенностей таможенного декларирования товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378.
В период с 22.04.2022 по 16.11.2022 Уссурийской таможней проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров, результаты которой оформлены актом от 16.11.2022 N 10716000/210/161122/А000064.
В целях проверки соблюдения ООО "Уссурагро" требований действующего законодательства об одновременной отгрузке товаров, декларирование которых осуществлялось в соответствии со статьей 115 ТК ЕАЭС, проверяемому лицу - ООО "Уссурагро", а также отправителю - ООО "Находка Транслоджистик" на основании статьи 340 ТК ЕАЭС в рамках проверочных мероприятий направлены требования о предоставлении документов и сведений (письмо Уссурийской таможни от 18.06.2022 N 20-11/15549).
10.06.2022 ООО "Находка Транслоджистик" письмом б/н представило письменные пояснения о том, что между ООО "Находка-Транслоджистик" и ООО "Уссурагро" договор на предоставление экспедиторских услуг по организации перевозки товара - "зерно сои продовольственное - соевые бобы" не заключался. Накладные, указанные в требовании, оформлены в рамках исполнения договора транспортной экспедиции от 08.10.2020 N 46, заключенного между ООО "Находка Транслоджистик" и ООО "Рейл Лоджистик". В рамках данного договора ООО "Находка Транслоджистик" оказывало услуги по предоставлению пользования погрузочной площадкой, опломбированию вагонов, оформлению необходимых документов для перевозки. Маршрут перевозки: Уссурийск - Гродеково (экспорт). Также при предоставлении услуг по некоторым перевозкам ООО "Находка Транслоджистик" обязано было оплатить провозные платежи ОАО "РЖД" в рамках оформления отправления. ООО "Находка-Транслоджистик" товар не принимало, накладных (актов) не подписывало.
Учитывая полученный в рамках проведения таможенной проверки ответ, в адрес ООО "Рейл Лоджистик" таможенным органом на основании статьи 340 ТК ЕАЭС направлено соответствующее требование о предоставлении документов и сведений (письмо от 18.07.2022 N 20-11/15549).
01.08.2022 письмом N 2022/08/01-141 ООО "Рейл Лоджистик" предоставило документы и сведения, пояснило, что между ООО "Рейл Лоджистик" и ООО "Уссурагро" заключен договор на транспортно-экспедиционное обслуживание от 22.10.2020 N РЛ-2020/10/22 (далее - договор), согласно пункту 1.1 которого Экспедитор (ООО "Рейл Лоджистик") принимает на себя обязательства по поручению за счет Клиента (ООО "Уссурагро") организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой груза Клиента, а Клиент обязуется оплатить услуги Экспедитора.
В соответствии с пунктом 3.1 договора N РЛ-2020/10/22 оплата услуг Экспедитора по данному договору согласовывается сторонами до начала перевозки и фиксируется в Дополнительных соглашениях к настоящему договору, подготавливаемых по форме Приложения N 2, которые подписываются уполномоченными представителями сторон и являются неотъемлемой частью настоящего договора.
ООО "Уссурагро" выдано 7 поручений экспедитору по исполнению договора N РЛ-2020/10/22. Также обществом с ООО "Рейл Лоджистик" по проверяемым товарам заключено 22 дополнительных соглашения к договору с указанием стоимости и условий оказываемых транспортно-экспедиционных услуг Экспедитора.
Во исполнение дополнительных соглашений от 30.08.2021 N 0831-000032, (железнодорожные накладные N 312953156, N 31293160, N 31293152) и от 02.09.2021 N 0906-000013 (железнодорожная накладная N 31293177) оказаны услуги по перевозке товаров в КНР, сведения о которых были заявлены в ДТ N 10720010/040121/0000291, что подтверждается, соответственно, универсально-передаточными документами от 31.08.2021 N 0831-000032 и от 06.09.2021 N 0906-000013.
По результатам проведенных проверочных мероприятий установлено, что ООО "Уссурагро", в том числе в ДТ N 10720010/040121/0000291, задекларирован товар "зерно сои продовольственное - соевые бобы (GLYCINE МАХ), недробленые, предназначенные для переработки в пищевой промышленности, не являющиеся семенным или фуражным зерном, урожай 2020, представлены в основном сортом "сфера" ГОСТ 17109-88...", производитель ООО "Новокачалинское", код товара 1201 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вес брутто - 260 250,00 кг, вес нетто - 259 740,00 кг., стоимостью - 72 727,2 дол США.
Таким образом, в рамках таможенной проверки установлено, что одной товарной партии, задекларированной ООО "Уссурагро" в ДТ N 10720010/040121/0000291 с применением неполного таможенного декларирования, является товар "зерно сои продовольственное - соевые бобы", переданный первому перевозчику - ООО "Рейл Лоджистик" и в последующем переданный ОАО "РЖД" 24.08.2021, загруженный в железнодорожные вагоны N 52134269, N 52118957, N 52119039, N 29032018, общим весом брутто 208 200 кг., весом нетто 207 792 кг.
По результатам анализа сведений из информационных ресурсов таможенных органов АПС СКВВ (система контроля фактического вывоза товаров), изучения отметок таможенного органа "Вывоз разрешен" на железнодорожной накладной N 31293177 (вагон N 52111630), установлено, что по указанным накладным товары вывезены - 21.09.2021.
С учетом этих обстоятельств таможенный орган пришел к выводу о том, что фактически вывезенные товары, задекларированные по проверяемой ДТ, не являются одной товарной партией. Товары, представленные по ДТ N 10720010/040121/0000291 к убытию являются разными партиями товара и перемещены через таможенную границу ЕАЭС с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.
Ссылаясь на статью 115 ТК ЕАЭС, таможня указала, что случаи отгрузки товаров в течение определенного периода времени, а также право осуществлять перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС двумя или более партиями в течение неопределенного периода времени, не предусмотрены.
По результатам камеральной таможенной проверки 16.11.2022 составлен акт камеральной таможенной проверки N 10716000/210/161122/А000064.
На основании акта камеральной таможенной проверки N 10716000/210/161122/А000064 от 16.11.2022 таможенным органом принято решение по результатам таможенного контроля от 30.01.2023 N 10716000/210/300123/Т000064/00025, в результате которого увеличилась сумма таможенных платежей, подлежащих дополнительному исчислению в размере 380 942,48 руб.
Не согласившись с решением таможенного органа, посчитав, что оно не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности факта несоблюдения обществом порядка заполнения ДТ с учетом требований статьи 115 ТК ЕАЭС, в связи с чем, пришел к выводу о законности оспариваемого решения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 ТК ЕАЭС в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.
На основании пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных этим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных данным Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с названным Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с указанным Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом.
Как установлено пунктом 1 статьи 104 Кодекса, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем (пункт 2 статьи 104 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Особенности таможенного декларирования в случае, если декларант не располагает на момент подачи декларации на товары точными сведениями, необходимыми для заявления в такой декларации на товары (далее - неполное таможенное декларирование), определяются статьей 115 настоящего Кодекса (пункт 7 статьи 104 ТК ЕАЭС).
Согласно статье 115 ТК ЕАЭС неполное таможенное декларирование осуществляется в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС.
При неполном таможенном декларировании должны быть заявлены сведения, подлежащие указанию в декларации на товары в соответствии со статьей 106 ТК ЕАЭС, за исключением следующих сведений, которые могут не указываться:
1) о получателе товаров;
2) о стране назначения товаров и (или) торгующей стране;
3) о транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров;
4) об упаковках товаров (количество, вид, маркировка и порядковые номера).
В силу части 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации подлежат указанию, помимо прочих, сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения.
Как определено в пункте 3 статьи 115 ТК ЕАЭС, поле выпуска товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось в соответствии со статьей 115 ТК ЕАЭС, декларант обязан представить таможенному органу недостающие сведения путем изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, не позднее 8 месяцев со дня выпуска товаров, если менее продолжительные сроки не установлены законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
Исходя из положений пункта 3 статьи 105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под процедуру экспорта используется декларация на товары (ДТ).
Формы таможенной декларации, структуры и форматы электронной таможенной декларации и электронных видов таможенной декларации на бумажном носителе и порядки их заполнения определяются Комиссией в зависимости от видов таможенной декларации, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, таможенных процедур, категорий товаров, лиц, их перемещающих через таможенную границу Союза (пункт 5 статьи 105 ТК ЕАЭС).
В развитие указанных законоположений Комиссией Таможенного союза принято решение от 20.05.2010 N 257 "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения" (далее - Порядок N 257), определяющее, в том числе, порядок заполнения ДТ на товары, вывозимые с таможенной территории.
Согласно пункту 2 раздела I Общие положения порядка заполнения декларации на товары в одной ДТ декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, если иное не установлено настоящим Порядком, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру.
Для целей названного Порядка как одна товарная партия рассматриваются: при вывозе товаров с таможенной территории - товары, одновременно отгружаемые или отгружаемые в течение определенного периода времени в случаях, определенных законодательством государств - членов Союза, в регионе деятельности одного и того же таможенного органа одним и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя, находящегося за пределами таможенной территории, в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), либо по односторонней сделке, либо без совершения какой-либо сделки (абзац 4 пункта 2 Порядка N 257).
Поскольку анализ статьи 115 ТК ЕАЭС позволяет сделать вывод о том, что указанная статья не содержит положений о возможности отгрузки товаров в течение определенного периода времени, следовательно, с учетом положений абзаца 4 пункта 2 Порядка N 257 при вывозе с таможенной территории ЕАЭС товаров и оформления ДТ в целях применения положений статьи 115 ТК ЕАЭС товары одной товарной партии должны быть отгружены одновременно.
При этом, поскольку ни Порядок N 257, ни иные положения таможенного законодательства не регламентируют понятие отгрузки товара, вывозимого с таможенной территории ЕАЭС, коллегия считает возможным оперировать в рассматриваемом случае понятием, изложенным в статье 116 ТК ЕАЭС, согласно которому под отгрузкой понимается сдача товара перевозчику, который будет осуществлять международную перевозку товаров, либо первому перевозчику при осуществлении международной перевозки товаров с перегрузкой (перевалкой) на другое транспортное средство в целях вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС (пункт 2 статьи 116 ТК ЕАЭС).
Учитывая изложенное, поскольку осуществление нескольких отгрузок товаров в течение определенного периода времени в случае применения неполного таможенного декларирования в соответствии со статьей 115 ТК ЕАЭС правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании не предусмотрено, коллегия признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что товары, таможенное декларирование которых осуществлено с применением особенностей, установленных статьей 115 ТК ЕАЭС, должны быть отгружены (переданы перевозчику, экспедитору) одновременно.
Таким образом, осуществляя декларирование товаров с применением особенностей, установленных в статье 115 ТК ЕАЭС, общество должно было осуществить отгрузку (передачу) указанного в ДТ товара первому перевозчику (экспедитору) одновременно. Однако указанное обстоятельство не нашло подтверждения по результатам проведенной таможенным органом проверки.
Срок вывоза товаров, период отгрузки, осуществление нескольких отгрузок товаров в течение определенного периода времени в случае применения неполного таможенного декларирования в соответствии со статьей 115 ТК ЕАЭС правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании не предусмотрено, в неполной декларации на товары должна декларироваться только одна товарная партия.
Как следует из материалов дела, ООО "Уссурагро" в рамках исполнения внешнеэкономического контракта от 25.05.2020 N HLTJ-445 задекларировало в ДТ N 10720010/040121/0000291 с применением статьи 115 ТК ЕАЭС товар - зерно сои в количестве 260 250,00 кг. брутто / 259 740,00 кг. нетто, стоимостью 72 727,2 дол США., который помещен под таможенную процедуру экспорта. Отправителем товара является экспедитор ООО "Рейл Лоджистик" в рамках договора на транспортно-экспедиционное обслуживание от 22.10.2020 N РЛ-2020/10/22.
Учитывая, что декларантом таможенное декларирование осуществлено с применением положений статьи 115 ТК ЕАЭС, он обязан в силу пункта 1 статьи 80 ТК ЕАЭС подтвердить факт одномоментной передачи экспедитору (который в рассматриваемом случае выступает первым перевозчиком в смысле пункта 2 статьи 116 ТК ЕАЭС) товара в количестве, задекларированном в ДТ N 10720010/040121/0000291 - 260 250,00 кг. брутто / 259 740,00 кг. нетто, то есть подтвердить одномоментную отгрузку всей партии товара, задекларированного по ДТ N 10720010/040121/0000291.
В случае не подтверждения условия об одномоментной отгрузке товара первому перевозчику, которым в рассматриваемом случае выступает экспедитор ООО "Рейл Лоджистик" основания для применения статьи 115 ТК ЕАЭС и, соответственно, ставки вывозной таможенной пошлины в размере 0%, действовавшей на дату подачи спорной ДТ, отсутствуют.
Как следует из материалов дела, ООО "Рейл Лоджистик" не оформлял актов приема-передачи товара, спецификаций, заявок. Согласно заключенному с ООО "Уссурагро" договору от 22.10.2020 N РЛ-2020/10/22 ООО "Рейл Лоджистик" как экспедитор обязан в соответствии с поручением экспедитору организовать перевозку грузов железнодорожным транспортом по согласованным маршрутам. ООО "Уссурагро" выдано 7 поручений экспедитору по исполнению договора от 22.10.2020 N РЛ-220/10/22. ООО "Уссурагро" заключено с ООО "Рейл Лоджистик" по проверяемым товарам 22 дополнительных соглашений к договору от 22.10.2020 N РЛ-220/10/22 с указанием стоимости и условий оказываемых транспортно-экспедиционных услуг экспедитора.
Из материалов дела следует, что вывоз товара осуществлен обществом в разный период времени по проверяемой ДТ (04.09.2021, 21.09.2021), что исключает возможность применения положений, регулирующих неполное таможенное декларирование с применением особенностей, установленных статьей 115 ТК ЕАЭС.
Таким образом, в рамках таможенной проверки установлено, что одной товарной партией, задекларированной ООО "Уссурагро" в ДТ N 10720010/040121/0000291 с применением неполного таможенного декларирования, является товар "зерно сои продовольственное - соевые бобы", переданный первому перевозчику - ООО "Рейл Лоджистик" и в последующем переданный ОАО "РЖД" - 31.08.2021 (вывезенный с таможенной территории Евразийского экономического союза 04.09.2021 по железнодорожным накладным N 31293156, N 31293160, N 31293152), общим весом брутто 208 200 кг., весом 207 792 кг.
Как следует из материалов дела, по результатам таможенного контроля таможенным органом выявлено нарушение требований, установленных международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, выразившееся в несоблюдении порядка заполнения ДТ в части декларирования в качестве одной товарной партии товаров, в отношении которых не соблюдается условие одновременной отгрузки при таможенном декларировании товара с особенностями, предусмотренными статьей 115 ТК ЕАЭС, поскольку товар, переданный перевозчику после 31.08.2021 по железнодорожной накладной N 31293177 (дата убытия 21.09.2021) весом брутто 52 050 кг., весом нетто 51 948 кг., не может рассматриваться как часть товарной партии, задекларированной в ДТ N 10720010/040121/0000291.
Исходя из вышеизложенного, по обоснованному выводу суда первой инстанции, товар, отгруженный и вывезенный в последующем, не может рассматриваться как часть товарной партии, задекларированной в рассматриваемой ДТ, в связи с несоблюдением условия одновременной отгрузки.
Таким образом, коллегия приходит к выводу о вынесении Уссурийской таможней законного и обоснованного решения от 30.01.2023 N 10716000/210/300123/Т000064/00025 по результатам таможенной проверки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 326 ТК ЕАЭС по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, таможенным органом принимаются решения в соответствии с настоящим Кодексом, а по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
На основании пункта 1 части 1 статьи 218 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) по результатам проведения таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в соответствии с частью 2 статьи 226 Закона N 289-ФЗ или таможенной проверки в соответствии с частью 28 статьи 237 Закона N 289-ФЗ принимается решение, в случае выявления нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, - если в указанном случае Кодексом Союза принятие иных решений не предусмотрено.
Приказом ФТС России от 08.02.2019 N 226 утверждены форма решения по результатам таможенного контроля, порядок ее заполнения и внесения изменений (дополнений) в указанное решение, форма решения о внесении изменений (дополнений) в решение по результатам таможенного контроля, а также порядок ее заполнения.
Согласно пункту 5 Порядка заполнения формы решения по результатам таможенного контроля и внесения изменений (дополнений) в решение по результатам таможенного контроля (приложение N 2 к приказу ФТС России N 226) таможенным органом по результатам таможенного контроля принимаются решения в сфере таможенного дела, в том числе решение о выявлении нарушения регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, и решение о признании товаров незаконно перемещенными через таможенную границу ЕАЭС. В названии указанного решения после знака ":" описывается случай исчисления таможенным органом таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с Классификатором случаев исчисления таможенным органом таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
По общему правилу в силу пункта 1 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Между тем, согласно пункту 2 статьи 6 ТК ЕАЭС в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС с нарушением требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы ЕАЭС.
Анализ вышеприведенной нормы статьи 6 ТК ЕАЭС показывает, что требований об обязательном установлении факта незаконного перемещения товара для применения мер таможенно-тарифного регулирования, законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения, действующих на день фактического пересечения товарами таможенной границы ЕАЭС, указанная статья не содержит, соответственно, необходимым и достаточным условием для такого применения является выявление нарушения требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
Более того, в соответствии с указанным ранее Классификатором (приложение к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 137) в качестве случая исчисления таможенным органом таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин определено как незаконное перемещение товаров через таможенную границу (раздел I Классификатора), так и иные случаи (раздел XVIII Классификатора).
Положения части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 50031 "О таможенном тарифе" указывают на то, что ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.05.2021 N 803 "О внесении изменения в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" с 1 июля 2021 года в отношении товаров, классифицируемых кодом 1201 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, действовала ставка вывозной таможенной пошлины в размере 20 %, но не менее 100 долларов США за 1000 кг.
С учетом положений Порядка заполнения ДТ, положений статьи 115 ТК ЕАЭС, статьи 6 ТК ЕАЭС, таможенный орган пришел к верному выводу о том, что в отношении товаров, задекларированных в ДТ N 10720010/040121/0000291 и отгруженных ОАО "РЖД" в разный временной период, подлежат применению ставки таможенных пошлин, действовавшие на момент пересечения товаром таможенной границы (дата фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации).
В этой связи, с учетом положений Порядка заполнения ДТ, положений статьи 115 ТК ЕАЭС, статьи 6 ТК ЕАЭС, в отношении товаров, отгруженных 21.09.2021 по железнодорожной накладной N 31293177 (вагон N 52111630) в количестве общим весом брутто 52 050 кг., весом нетто 51 948 кг., подлежат применению ставки таможенных пошлин, действовавшие на день пересечения товарами таможенной границы ЕАЭС - 21.09.2021 (день фактического вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС).
Расчет вывозной таможенной пошлины произведен таможенным органом с учетом действующих ставок на дату фактического вывоза спорного товара.
Таким образом, поскольку в ходе таможенного контроля установлен факт нарушения декларантом права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, выразившийся в несоблюдении порядка заполнения ДТ в части декларирования в качестве одной товарной партии товаров, в отношении которых не соблюдается условие одновременной отгрузки, таможенным органом правомерно принято оспариваемое решение с расчетом вывозной таможенной пошлины на основании действующих на дату фактического вывоза спорного товара ставок.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 31.07.2023 по делу N А51-7636/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7636/2023
Истец: ООО "УССУРАГРО"
Ответчик: УССУРИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ