г. Москва |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А41-18416/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Бабаян Э.К.,
при участии в заседании:
от ООО "Занарье - ЖКХ" - Балахчи А.Л. по доверенности от 05.11.2021,
от Главного управления содержания территорий МО - Грибков В.В. по доверенности от 16.03.2023,
от Министерства государственного управления, информационных технологий и связи МО, Главного управления региональной безопасности МО, АНО "Институт инженерной физики", Администрации г.о. Серпухов МО - извещены, представители не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления содержания территорий МО на решение Арбитражного суда Московской области от 18 августа 2023 года по делу N А41-18416/23, по иску ООО "Занарье - ЖКХ" к Главному управлению содержания территорий МО об оспаривании,
3-и лица - Министерство государственного управления, информационных технологий и связи МО, Главное управление региональной безопасности МО, АНО "Институт инженерной физики", Администрация г.о. Серпухов МО,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Занарье-ЖКХ" (далее - заявитель, Общество, УО) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению содержания территории Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 25.01.2023 N 26/1539/3р по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 августа 2023 года признано незаконным постановление по делу об административном правонарушении от 25.01.2023 N 26/1539/3р.
Не согласившись с решением суда, Главное управление содержания территорий МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ООО "Занарье - ЖКХ" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей 3-х лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции.
24 января 2023 года, в 16 ч. 50 мин. по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Красный Текстильщик, д. 20 внутридворовый проезд, выявлено административное правонарушение, выразившееся в том, что юридическое лицо ООО "ЗАНАРЬЕ - ЖКХ", ответственное за надлежащее состояние прилегающей территории многоквартирного дома по вышеуказанному адресу, не приняло мер по очистке от наледи внутридворового проезда, а именно внутридворовый проезд по вышеуказанному адресу не очищен до твердого покрытия от наледи, а также не обработан противогололедными материалами, на внутридворовом проезде образовалась колейность, скользкость, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.12 Закона Московской области N 37/2016-03 "Кодекс Московской области об административных правонарушениях".
Административное правонарушение: невыполнение установленного нормативными правовыми актами Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядка уборки снега, наледей, обледенений с кровель зданий и сооружений, пандусов, с проезжей части дорог, а также улиц, внутридворовых проездов, тротуаров, ступеней и площадок перед входами в здания допущено по вине: ООО "Занарье - ЖКХ", так как своими действиями (бездействием) ООО "Занарье -ЖКХ "нарушило требования, установленные Правилами благоустройства территории муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" утвержденными Решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области N 345/43 от 08.11.2018 (ч. 1, ч. 10 ст. 56, ч.7, ч. 8, ч. 17, ч. 18, ч. 19 ст.60), Законом Московской области N 191/2014 - 03 "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройств" в Московской области (ч. 1, ч. 10 ст. 56, ч. 7, ч. 8, ч. 17, ч. 19, ч. 20 ст. 63).
Наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств: отсутствуют.
25.01.2023 г. в 17.15 ч. должностным лицом административного органа вынесено Постановление об административном правонарушении N 26/1539/3р (далее - Постановление), согласно которому ООО "Занарье-ЖКХ" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей ч. 1, ст. 6.12 Закона Московской области N 37/2016-03 "Кодекс Московской области об административных правонарушениях", и в соответствии с которым Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении административным органом установленного действующим законодательством порядка привлечения общества к административной ответственности.
Апелляционный суд не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Частью 1 статьи 6.12 КоАП МО за невыполнение установленного нормативными правовыми актами Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядка уборки снега, наледей, обледенений с кровель зданий и сооружений, пандусов, с проезжей части дорог, а также улиц, внутридворовых проездов, тротуаров, ступеней и площадок перед входами в здания предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц от пятнадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В качестве объективной стороны правонарушения обществу вменяется невыполнение очистки и обработки от наледи внутридворового проезда, а именно внутридворовый проезд по вышеуказанному адресу не очищен до твердого покрытия от наледи, а также не обработан противогололедными материалами, на внутридворовом проезде образовалась колейность, скользкость.
Согласно части 1 статьи 56 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" (далее - Закон о благоустройстве) юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, обеспечивают содержание принадлежащих им объектов, а также прилегающих территорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, правилами благоустройства территории муниципальных образований, регламентом содержания объектов благоустройства Московской области.
Пунктами 1, 17, 19, 20 статьи 63 Закона о благоустройстве установлено, что период зимней уборки - с 1 ноября по 31 марта. В случае значительного отклонения от средних климатических особенностей текущей зимы. Сроки начала и окончания зимней уборки могут изменяться решением организаций, выполняющих функции заказчика работ по содержанию сети дорог и улиц.
В период снегопадов и гололеда тротуары и другие пешеходные зоны на территории муниципальных образований должны обрабатываться противогололедными материалами. Время на обработку всей площади тротуаров не должно превышать четырех часов с начала снегопада. Снегоуборочные работы (механизированное подметание и ручная зачистка) на тротуарах, пешеходных дорожках и посадочных площадках общественного пассажирского транспорта начинаются сразу по окончании снегопада. При длительных снегопадах циклы снегоочистки и обработки противогололедными средствами должны повторяться, обеспечивая безопасность для пешеходов. Тротуары и лестничные сходы должны быть очищены на всю ширину до покрытия от свежевыпавшего или уплотненного снега (снежно-ледяных образований). В период снегопада тротуары и лестничные сходы, площадки и ступеньки при входе в здания (гостиницы, театры, вокзалы и другие места общественного пользования) должны обрабатываться противогололедными материалами и расчищаться для движения пешеходов. При оповещении о гололеде или возможности его возникновения, в первую очередь, лестничные сходы, а затем и тротуары обрабатываются противогололедными материалами в полосе движения пешеходов в течение 2 часов. Внутридворовые проезды, контейнерные площадки, за исключением контейнерных площадок, расположенных на дорогах общего пользования, подъездные пути к ним, тротуары и другие пешеходные зоны, имеющие усовершенствованное покрытие (асфальт, бетон, тротуарная плитка), должны быть очищены от снега и наледи до твердого покрытия. Время на очистку и обработку не должно превышать двенадцати часов после окончания снегопада.
Подпунктами "б", "е" части 1 статьи 68 Закона о благоустройстве обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий и иных объектов возлагаются по содержанию объектов капитального строительства и объектов инфраструктуры на собственников, владельцев, пользователей указанных объектов.
С учетом требований действующего законодательства, ООО "Занарье- ЖКХ", как организация, осуществляющая эксплуатацию (содержание) общего имущества спорного многоквартирного дома, несет ответственность за соблюдение требований по содержанию придомовой территории в надлежащем состоянии.
Согласно официальной информации, размещенной на сайте ГИС ЖКХ, спорные дома находятся в управлении заявителя, в связи с чем, последний обязан был обеспечить очистку придомовой территории от наледи и снега во время гололеда и уборку входных групп и тротуаров.
Поскольку указанная информация является общедоступной, на факт управления спорным МКД в оспариваемом постановлении указано, административным органом правомерно общество рассмотрено в качестве надлежащего субъекта вменяемого правонарушения.
В оспариваемом решении суда первой инстанции указано, что заявителем в материалы дела представлены: акт от 24.01.2023 об обработке территории песко- соляной смесью, акт от 25.01.2023 об итоговой очистке после реакции песко- соляной смеси и снежным покрытием (т. 1 л.д. 30). Акты составлены с участием проживающих в данном МКД. Как указывает заявитель, из представленных фотоматериалов не следует, что общество не уложилось в нормативные сроки по обработке противогололедными материалами (четыре и двенадцать часов), так как в материалы дела представлено только одно фото, сделанное в 16:50:37 24.01.2023.
Однако, согласно данным сайта www.pogodaiklimat.ru, в г. Серпухове Московской области с 00-00 ч. до 21-00 ч. 24.01.2023 снега не было (лист 3 материалов дела N 26/1539/3P). На цветном фото места правонарушения (прилагается) отчетливо видно, что внутридворовой проезд не расчищен от наледи и не обработан против гололедными средствами. Таким образом работы по зимней уборке по данному адресу, ООО "Занарье-ЖКХ" не осуществлялись более 12 часов (фото внутридворового проезда без наледи прилагается).
Система технологического обеспечения региональной общественной безопасности и оперативного управления "Безопасный регион" (далее - система "Безопасный регион") внедрена в рамках реализации государственной программы Московской области "Безопасность Подмосковья" на основании положений постановления Правительства Московской области от 27.01.2015 N 23/3 "О создании в Московской области системы технологического обеспечения региональной общественной безопасности и оперативного управления "Безопасный регион".
На основании пункта 5 Положения о системе "Безопасный регион", утвержденного Распоряжением Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 13.07.2017 N 10-81/РВ, комплексы видеонаблюдения, являются специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и видеозаписи, позволяющие фиксировать совершенные правонарушения в автоматическом режиме.
Требования к метрологической поверке и метрологическим характеристикам могут применяться только в отношении специальных технических средств, фиксирующих физические показатели, требующие измерения. Комплексы видеонаблюдения системы "Безопасный регион" фиксируют правонарушений в сфере благоустройства территорий городских округов Московской области, которые в физическом измерении не нуждаются.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - КоАП Российской Федерации) указанные требования к техническим средствам, работающим в автоматическом режиме, относятся к фиксации административных правонарушений в области дорожного движения.
Административная ответственность за правонарушения в сфере благоустройства на территория Московской области устанавливается КоАП Московской области.
В соответствии с частью 2 статьи 16.4 КоАП Московской области производство по делам об административных правонарушениях в области благоустройства, предусмотренных частью 4 статьи 3.6 и главой 6 КоАП Московской области, совершенных с использованием транспортных средств либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средства-ми фото- и киносъемки, видеозаписи, осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 28.6, частью 5 статьи 29.5, частью 1 статьи 29.6, частями 6-7 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации; при назначении административного штрафа его размер должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи главы 6 КоАП Московской области.
Частью 3 статьи 28.6 КоАП Российской Федерации установлен особый порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - технические средства, работающие в автоматическом режиме). В указанных случаях протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП Российской Федерации. Экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, предусмотренной частью 7 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
В материалах дела об административном правонарушении, полученных с применением специальных технических средств должно быть отображено событие административного правонарушения, а именно факт совершения деяний, собственником или иными владельцами земельных участков либо других объектов недвижимости привлекаются к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 6 КоАП Московской области.
После получения необходимой информации о собственнике или ином владельце земельного участка либо другого объекта недвижимости выносится постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 28.6 КоАП Российской Федерации, без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении при этом не составляется.
В данном конкретном случае получение необходимой информации о собственнике или ином владельце земельного участка либо другого объекта недвижимости, наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств, сбор доказательств, а также осуществление сопутствующих процедур привлечения заявителя к административной ответственности, при производстве по делам об правонарушениях, в сфере благоустройства территорий городских округов Московской области, вынесение постановления по делу об административном правонарушении осуществляется не техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, а должностными лицами ГУСТ Московской области.
Относительно выводов суда первой инстанции об использовании системы "Безопасный регион" для мониторинга и видеонаблюдения с целью реализации функции государственного и муниципального контроля, апелляционный суд считает необходимым отметить следующие.
Пункт 7(2) Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" устанавливает, что выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается, за исключением случая, если в ходе проведения выездного обследования в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства выявлены нарушения обязательных требований, то составляется акт выездного обследования, который направляется контролируемому лицу, и выдается предписание об устранении выявленных нарушений. Оценка исполнения такого предписания осуществляется только посредством проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия.
Таким образом, данная норма касается надзора в рамках Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", и не может улучшать положения лица, привлекаемого к административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП Российской Федерации.
В соответствии с Положением о системе "Безопасный регион", утвержденным Распоряжением Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 13.07.2017 N 10-81/РВ, техническую эксплуатацию и методическое обеспечение системы "Безопасный регион" обеспечивает оператор системы - Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, арбитражному суду не представлено.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, решение Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2014 года подлежит отмене, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.08.2023 по делу N А41-18416/23 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-18416/2023
Истец: ООО "ЗАНАРЬЕ - ЖКХ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ