г. Самара |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А65-26965/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коршиковой Е.В.,
судей Копункина В.А., Ястремского Л.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Степанец М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 28 сентября 2023 года в зале N 7 помещения суда апелляционную жалобу Акционерного общества "ТЕВИС"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2023 года по делу N А55-26965/2022 (судья Разумов Ю.М.)
по иску Акционерного общества "ТЕВИС"
к 1. Администрации городского округа Тольятти; 2. Муниципальному казенному учреждению "Центр организации дорожного движения городского округа Тольятти"
при участии третьего лица - Муниципального предприятия "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3"
об обязании освободить охранную зону,
с участием в заседании:
от истца - представитель Сорокина Ю.П. по доверенности от 16.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ТЕВИС" обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации городского округа Тольятти об обязании в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда освободить охранную зону магистральной тепловой сети 2Ду700мм на участке от Уз.11(2) до Уз.13-2 (9), находящемся в Автозаводском районе г.о. Тольятти 1 квартала, вдоль улицы Революционная от нестационарного объекта - остановка общественного транспорта путем демонтажа или переноса объекта из охранной зоны теплосети. В случае неисполнения судебного акта в установленный срок взыскать с Администрации городского округа Тольятти в пользу Акционерного общества "ТЕВИС" судебную неустойку в сумме 1000 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного акта.
Истец уточнил наименование остановки общественного транспорта на "1000 мелочей", а также уточнил исковые требования в части координат охранной зоны магистральной тепловой сети, и просил обязать Администрацию городского округа Тольятти, Муниципальное казенное учреждение "Центр организации дорожного движения городского округа Тольятти" в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда освободить охранную зону магистральной тепловой сети 2Ду700мм на участке от Уз. 11(2) до Уз. 13-2(9), находящуюся в Автозаводском районе г.о. Тольятти, 1 квартал, вдоль улицы Революционная от нестационарного объекта - "Остановка общественного транспорта" на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101163:35 с указанными координатами путем демонтажа или выноса объекта за пределы охранной зоны, зарегистрированной в Едином государственном реестре недвижимости 06.07.2021 с реестровым (учетным) номер 63:09-6.924; в случае неисполнения судебного акта в установленный срок взыскать с Администрации городского округа Тольятти, Муниципального казенного учреждения "Центр организации дорожного движения городского округа Тольятти" солидарно судебную неустойку в сумме 1000 руб.00 коп. за каждый день просрочки исполнения судебного акта.
Арбитражный суд Самарской области в порядке ст. 49 АПК РФ принял уточнение исковых требований.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Акционерное общество "ТЕВИС" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что требование о выносе за пределы охранной зоны остановочного павильона не означает, что истец обязан доказывать возможность установки его в другом месте; указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что автомобильная дорога по ул. Революционная была построена и введена в эксплуатацию в 1971 г. одновременно с тепловыми сетями АО "ТЕВИС", что на момент строительства не противоречило требованиям законодательства.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, приобщил обзор судебной практики к материалам дела.
Муниципальное казенное учреждение "Центр организации дорожного движения городского округа Тольятти" направило суду отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило обжалуемое решение оставить без изменения, а также направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Администрация и муниципальное предприятие возражений на апелляционную жалобу суду не направили, явку представителей в апелляционный суд не обеспечили, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда http://11ааc.аrbitr.ru.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих получение лицами, участвующими в деле, названных документов, не может расцениваться как несоблюдение арбитражным судом правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о надлежащем извещении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в решении, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из нижеследующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, АО "ТЕВИС" является теплосетевой организацией, эксплуатирующей сети инженерно-технического обеспечения па территории Автозаводского района городского округа Тольятти.
АО "ТЕВИС" на праве собственности принадлежит объект "Сооружение - сети теплоснабжения Автозаводского района г.Тольятти", о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.11.2010 года сделана запись регистрации N 63-63-09/122/2010-392.
В силу статьи 105 Земельного кодекса РФ, пункта 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС 41-3.2000, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92, для обеспечения сохранности тепловых сетей в отношении объекта "Сооружение - сети теплоснабжения Автозаводского района г. Тольятти" в ЕГРН внесены сведения о зоне с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ) с реестровым номером 63:09-6.924. Наименование ЗОУИТ - Охранная зона тепловых сетей: Сооружение - сети теплоснабжения Автозаводского района г. Тольятти. Тип ЗОУИТ - Охранная зона инженерных коммуникаций.
Как указал истец, в ходе эксплуатации магистральной тепловой сети 2Ду700мм на участке от Уз. 11(2) до Уз.13-2(9) (литеры Т1338-Т754), находящемся в Автозаводском районе г.о. Тольятти, 1 квартал, вдоль улицы Революционная, входящего в состав объекта "Сооружение - сети теплоснабжения Автозаводского района г. Тольятти", было установлено наличие нарушений охранной зоны тепловой сети.
Согласно заключению кадастрового инженера Абзалетдинова Юнуса Рустамовича (уникальный регистрационный номер в реестре членов Ассоциации СРО "БОКИ" 2261 от 21.12.2021, уникальный реестровый номер Ассоциации СРО "БОКИ" в государственном реестре саморегулируемых организаций кадастровых инженеров 005) N 25/2022 от 09.03.2022, в границах ЗОУИТ, в той части, которая необходима для охраны магистральной тепловой сети 2Ду7()()мм на участке от Уз.11(2) до Уз. 13-2(9) расположен нестационарный объект - Остановка общественного транспорта, занимающий часть земной поверхности площадью 10,9 кв.м., полностью располагающийся в пределах ЗОУИТ (Объект 19 на схеме, приложенной к заключению - Лист 7).
Статьей 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее-Закон N 190-ФЗ) предусмотрены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, в числе которых: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения (пункты 1, 9 части 1).
Согласно части 1 статьи 23.2 Закона N 190-ФЗ под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в этом Законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
В соответствии с пунктом 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, утв. Приказом Госстроя России от 21.04.2000 N 92, в процессе эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей, и осуществляется в объеме требований Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей (утв. Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197) (далее по тексту - Типовые правила N 197) и утверждаемых на их основе органами местного самоуправления правил охраны тепловых сетей. Для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность, охрана тепловых сетей осуществляется теплоснабжающим предприятием или абонентом в соответствии с границами эксплуатационной ответственности.
Законом на истца как теплоснабжающую организацию, возложена обязанность по охране тепловых сетей и соблюдению требований к охранным зонам.
В соответствии с п. 2 Типовых правилах N 197 охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно-правовой формы.
Согласно п.п. 6.14, 6.15 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285, в обязанности истца входит контроль за состоянием оборудования тепловой сети, который осуществляется путем обходов.
Пункт 6.2.26 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее по тексту - Правила N 115) также предписывает истцу проводить обходы теплопроводов для контроля состояния оборудования тепловых сетей.
Пунктом 6.2.34 указанных Правил N 115 предусмотрена обязанность истца периодически производить шурфовки на тепловых сетях для контроля за состоянием подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций.
В силу п. 1 Правил N 197 охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Согласно п. 4 Правил N 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети".
В силу п. 17 Правил N 197, предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.
В соответствии с пп. 3 п. 5 Правил N 197 в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту: загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.
Пунктом 6.1.8. Правил N 115 также установлен запрет на возведение каких-либо строений в местах прокладки теплопроводов.
Как указал истец, по общему правилу, возведение каких-либо строений в местах прокладки теплопроводов и охранных зон тепловых сетей не допускается, что явилось поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", разъяснениями пункта 10 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств создания истцу реальных препятствий при осуществлении эксплуатации и обслуживания тепловых сетей и охранной зоны, либо создания ограничений доступа к его имуществу ответчиками.
Оценивая доводы апеллянта о том, что охранная зона тепловых сетей установлена в соответствии с требованиями законодательства и должна соблюдаться независимо от даты внесения сведений об охранной зоне в ЕГРН, суд апелляционной инстанции указывает следующее.
Согласно находящейся в открытом доступе на сайте публичной кадастровой карты https://pkk.rosreestr.ru/ информации сооружение - автодорога по ул. Революционная имеет кадастровый номер 63:09:0000000:2950, протяженность 4224 м и введена в эксплуатацию в 1971 г. вместе с расположенными на ней остановками общественного транспорта.
Таким образом, автомобильная дорога по ул. Революционная была построена и введена в эксплуатацию в 1971 г. одновременно с тепловыми сетями АО "ТЕВИС", что на момент строительства не противоречило требованиям законодательства, вопреки доводам апелляционной жалобы об обратном.
Установленные Типовые правила охраны коммунальных сетей N 197 от 17.08.1992 распространяют своей действие на отношения, возникшие после введения их в действие. Остановка общественно транспорта была введена в эксплуатацию в 1991 г., т.е. также до принятия указанных Типовых правил.
В соответствии с пунктом 10 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021, снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (за исключением самовольных построек), расположенных в границах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, сведения о которых внесены в ЕГРН после возведения таких объектов недвижимости, возможен только при условии предварительного возмещения.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным распространить данные разъяснения к рассматриваемому случаю.
Материалами дела подтверждается, что остановка общественного транспорта располагается в первом квартале Автозаводского района г. Тольятти вдоль ул. Революционная, объект находится в охранной зоне тепловых сетей: Сооружение - сети теплоснабжения Автозаводского района г. Тольятти, Тип ЗОУИТ - охранная зона инженерных коммуникаций.
Согласно п. 3.1.1 ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" (далее - ОСТ 218.1.002-2003) на автомобильных дорогах I - III категорий в состав остановки в том числе входят следующие элементы: остановочная площадка; посадочная площадка; площадка ожидания (для дорог I-III категорий); переходно-скоростные полосы; заездной карман (при размещении остановки в зоне пересечения или примыкания автомобильных дорог); автопавильон.
В соответствии с разделом 4 "Требования к размещению автобусных остановок" ОСТ 218.1.002-2003 в местах размещения остановок должно быть обеспечено расстояние видимости для остановки автомобиля для дорог соответствующих категорий. Автобусные остановки смещают по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими стенками павильонов. В зонах пересечений и примыканий дорог автобусные остановки располагают от пересечений на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки автомобиля. На дорогах 1Б-Ш категорий автобусные остановки располагают в густонаселенной местности через каждые 400 м и более. Аналогичные требования содержит ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.".
Согласно п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования." остановочный пункт состоит из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной "карман"; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора.
Пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" предусмотрено, что остановочный пункт это место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.
В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 10 июня 2019 г. N 1591-п/1 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Тольятти" автодорога по ул. Революционная в г.о. Тольятти относится к автомобильным дорогам категории I Б.
В соответствии с графической схемой расположения охранной зоны инженерных коммуникаций истца ЗОУИТ с реестровым номером 63:09-6.924, находящейся в открытом доступе на сайте публичной кадастровой карты https ://pkk.rosreestr.ru/, охранная зона расположена параллельно автомобильной дороги по ул. Революционная на всем ее протяжении. При этом край проезжей части автомобильной дороги находится в непосредственной близости с охранной зоной сетей истца.
Согласно открытым данным, опубликованным в Яндекс карты https://vandex.ru/maps, остановка общественного транспорта с установленным на ней павильоном располагалось на том же месте и в 2010 г. до момента государственной регистрации права собственности АО "ТЕВИС" на объект "Сооружение - сети теплоснабжения Автозаводского района г. Тольятти".
В соответствии с Распоряжением Заместителя Мэра - руководителя аппарата Мэрии городского округа Тольятти N 10348-р/6 от 17.10.2012 павильон остановки общественного транспорта "Универсам", расположенный на четной стороне ул. Революционная (объект 16 на схеме в заключении кадастрового инженера), был передан на баланс МКУ "ЦОДД ГОТ". При этом в акте приема-передачи N 8 от 14.02.2013 в строке N 85 указано, что передаваемый павильон был введен в эксплуатацию в 1991 г.
Согласно постановлению Мэра г. Тольятти "Об утверждении классификации автомобильных дорог города Тольятти" N 1208-1/06-99 от 08.06.1999 автомобильная дорога по ул. Революционная в г. Тольятти располагалась на территории еще в 1999 г.
Согласно ч. 38 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ) до даты внесения в ЕГРН сведений о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), если в отношении таких трубопроводов не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (за исключением зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольных построек либо решение о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с установленными требованиями) сносу и (или) приведению в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков в связи с нахождением в пределах указанных минимальных расстояний не подлежат.
В соответствии с п. 3 ч. 33 ст. 26 Федерального Закона N 342-ФЗ в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных, в том числе в силу закона, до 1 января 2025 года (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, указанных в части 27 настоящей статьи), независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускается использование зданий, сооружений, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до 1 января 2025 года или которые построены, реконструированы в соответствии с пунктом 2 настоящей части и в соответствии с их видом разрешенного использования (назначения) (пункт 3).
Таким образом, остановка общественного транспорта входит в состав автомобильной дороги по ул. Революционная и ее размещение соответствует требованиям, предъявляемым к автомобильным дорогам общего пользования местного значения.
Истцом заявлены требования о переносе спорного объекта за пределы охранной зоны теплосети силами и за счет ответчика, что противоречит вышеуказанным разъяснениям.
В соответствии со ст. 11 Правил благоустройства городского округа Тольятти, утв. Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 4 июля 2018 г. N 1789, остановочные павильоны относятся к некапитальным нестационарным сооружениям и выполняются из легких конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений.
Остановка общественного транспорта предназначена для пользования населением услугами муниципального транспорта и является социально значимым объектом транспортной инфраструктуры.
Как указывали ответчики, уличная сеть Автозаводского района г.Тольятти, где расположена ул. Революционная, представляет собой прямоугольную систему с шагом 1,0x1,0 км. Все магистральные улицы района, построенные по нормам принятым в 70-х годах, имеют значительную ширину для выполнения условии единовременной доставки трудящихся на АвтоВАЗ. Одной из главных улиц города и района является ул. Революционная, на ней сосредоточенны административные, торговые и культурнобытовые учреждения, демонтаж остановки общественного транспорта (возможность ее переноса в заявленных обстоятельствах материалами дела не подтверждена) приведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ст. 304 Гражданского Кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено следующее. Применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее. В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что из материалов дела не следует, что истцу созданы реальные препятствия при осуществлении эксплуатации и обслуживания тепловых сетей и охранной зоны, либо создаются ограничения доступа к его имуществу ответчиками, истцом не доказаны обстоятельства, позволяющие считать его требования законными и обоснованными.
Требование о выносе объекта за пределы охранной зоны должно быть обосновано указанием на конкретный предотвращаемый таким образом риск для объекта сетевого хозяйства, жизни, здоровья, имущества юридических или физических лиц. Такое обоснование должно учитывать технические характеристики спорного объекта и сетевого объекта и их взаимодействия в границах земельного участка. В рассматриваемом споре, как обоснованно установлено судом первой инстанции, надлежащих доказательств, подтверждающих факт создания реальных препятствий истцу при осуществлении эксплуатации и обслуживания тепловых сетей и охранной зоны, ограничения доступа к его имуществу, в деле не имеется.
Аналогичный правовой подход поддержал Арбитражный суд Поволжского округа при рассмотрении дела N А55-26967/2022 в постановлении Ф06-7953/2023 от 03 октября 2023 года.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют представленным доказательствам, которые основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2023 года по делу N А55-26965/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "ТЕВИС" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Коршикова |
Судьи |
В.А. Копункин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26965/2022
Истец: АО "ТЕВИС"
Ответчик: Администрация городского округа Тольятти
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Центр организации дорожного движения городского округа Тольятти", Муниципальное Предприятие "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3