город Ростов-на-Дону |
|
04 октября 2023 г. |
дело N А32-9923/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Новороссийской таможни: представитель Корякина Т.С. по доверенности от 27.02.2023, удостоверение;
от ООО "СТАР" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Зайцева Н.В. по доверенности от 04.09.2023, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.06.2023 по делу N А32-9923/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТАР"
(ИНН 2310196847, ОГРН 1162375058526)
к Новороссийской таможне (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264)
об обязании вернуть излишне взысканные таможенные платежи,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СТАР" (далее - заявитель, ООО "СТАР", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне об обязании осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N N 10317020/070218/0000457, 10317020/100218/0000491, 10317020/120218/0000541, 10317020/180218/0000640, 10317020/190218/0000648, 10317020/230218/0000741, 10317020/230218/0000742, 10317020/240218/0000756, 10317020/270218/0000804, 10317020/010318/0000860, 10317020/050318/0000902, 10317020/060318/0000947, 10317020/090318/0000999, 10317020/120318/0001045, 10317020/130318/0001058, 10317020/140318/0001080, 10317020/150318/0001111, 10317020/220318/0001220, 10317020/270318/0001308, 10317020/280318/0001331, 10317090/170318/0006202 в размере 631264,56 руб., в течение десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2021 по делу N А32-5426/2021 судом выделено в отдельное производство требование заявителя об обязании Новороссийской таможни осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10317020/090318/0000999, N 10317020/120318/0001045, N 10317020/130318/0001058 в размере 134394,47 руб., в течение десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.06.2023 суд возложил на Новороссийскую таможню обязанность осуществить возврат ООО "СТАР" излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10317020/090318/0000999, N 10317020/120318/0001045, N 10317020/130318/0001058 в размере 134394,47 руб. С Новороссийской таможни в пользу ООО "СТАР" взысканы понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5031 рубль.
Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы таможня ссылается на то, что по запросу таможенного органа обществом не представлены дополнительные документы, бремя доказывания неправомерно возложено судом на таможенный орган, заявленная таможенная стоимость ввезенного товара значительно отличается от стоимости идентичных или однородных товаров, ввезенных в сопоставимый период времени, экспортная декларация не может быть рассмотрена в качестве документа, подтверждающего заявленную таможенную стоимость ввиду отсутствия на ней отметок таможенных органов Турции, предоставленный прайс-лист не может быть рассмотрен в качестве источника независимой ценовой информации, подтверждающей сведения о заявленной таможенной стоимости товаров, поскольку в нем отсутствует информация о дате составления данного прайс-листа, а также отсутствуют качественные характеристики товара (класс, сорт, калибр). Декларантом не представлены запрошенные документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование, другие документы, позволяющие установить причины отклонения стоимости ввозимых товаров от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, в том числе, полученные от иных лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации товаров. По запросу таможенного органа декларантом не представлены бухгалтерские документы об оприходовании товаров, документы по реализации товаров на внутреннем рынке, расчет цены реализации. В связи с чем, не представляется возможным осуществить контроль условий организации внешнеторговой сделки. На момент принятия решений о внесении изменений в ДТ не было подтверждено соответствие фактической оплаты за товары цене, заявленной в представленных при таможенном декларировании документах, что свидетельствует о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38, пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, пункта 4 Порядка декларирования N 376 и пункта 1 Приложения 1 к данному Порядку.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "СТАР" поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд протокольным определением удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя ООО "СТАР" в судебном заседании в режиме веб-конференции.
В судебном заседании представитель Новороссийской таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель ООО "СТАР" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "СТАР" является участником внешнеторговой деятельности.
В рамках исполнения обязательств по внешнеэкономическому контракту N 10 от 29.11.2017 с дополнительными соглашениями N 1 от 01.12.2017, N 2 от 06.12.2017, N 3 от 27.02.2018, заключенным с компанией SURAL OTELCILIK VE TURIZM ISLETMELERI A.S. (Турция) на территорию Российской Федерации в 2018 году, на условиях поставки CFR Геленджик ввезены свежие томаты.
Указанный товар ввезен на территорию Российской Федерации и оформлен в таможенном отношении в Новороссийской таможне по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10317020/120318/0001045.
В рамках исполнения обязательств по внешнеэкономическому контракту N 6 от 20.11.2017 с дополнительными соглашениями N 1 от 06.12.2017, N 2 от 20.12.2017, N 3 от 27.02.2018, N 4 от 29.03.2018, заключенным с компанией MUSTAFA ERDOGAN TARIM URUNLERI GIDA INS. TUR. TAS. SAN. VE TIC. LTD. STI (Турция) на территорию Российской Федерации в 2018 году, на условиях поставки CFR Новороссийск ввезены свежие огурцы, кабачки, перец сладкий и баклажаны.
Указанный товар был ввезен на территорию Российской Федерации и оформлен в таможенном отношении в Новороссийской таможне по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10317020/090318/0000999, N 10317020/130318/0001058.
По ДТ N 10317020/090318/0000999 на условиях поставки CFR Новороссийск оформлены следующие товары-огурцы свежие, сорт RUS HIYARI, урожай 2018 года, маркировка MUSTAFA ERDOGAN TARIM, для употребления в пищу, упакованы в 3380 пластмассовых ящиках на 26 поддонах, вес нетто 20900 кг, вес брутто-22032 кг, производитель MUSTAFA ERDOGAN TARIM URUNLERI GIDA INS. TUR. TAS. SAN. VE TIC. LTD. STI, ИТС 0,80 долларов США/кг.
По ДТ N 10317020/120318/0001045 на условиях поставки CFR Геленджик оформлены следующие товары-томаты свежие на ветке, сорт SALKIM, урожай 2018 года, в 3720 картонных ящиках на 26 поддонах, маркировка SURAL, для употребления в пищу, вес нетто 19167 кг, вес брутто-20339 кг, производитель SURAL OTELCILIK VE TURIZM ISLETMELERI A.S., ИТС 0,987 долларов США/кг.
По ДТ N 10317020/130318/0001058 на условиях поставки CFR Новороссийск оформлены следующие товары:
товар N 1 - огурцы свежие, сорт RUS HIYARI, урожай 2018 года, маркировка MUSTAFA ERDOGAN TARIM, для употребления в пищу, упакованы в 5070 ящиках на 39 поддонах, вес нетто 41580 кг, вес брутто-43794 кг, производитель MUSTAFA ERDOGAN TARIM URUNLERI GIDA INS. TUR. TAS. SAN. VE TIC. LTD. STI, ИТС 0,80 долларов США/кг;
товар N 2 - кабачки свежие, сорт MALTEPE, марка MUSTAFA ERDOGAN TARIM, урожай 2018 года, для употребления в пищу, в 4480 деревянных ящиках на 4 поддонах, вес брутто -2900 кг, вес нетто-3288 кг, производитель MUSTAFA ERDOGAN TARIM URUNLERI GIDA INS. TUR. TAS. SAN. VE TIC. LTD. STI, ИТС 0,65 долларов США/кг;
товар N 3 - перец сладкий свежий, сорт CALIFORNIA, марка MUSTAFA ERDOGAN TARIM, урожай 2018, для употребления в пищу, в 320 пластмассовых ящиках на 4 поддонах, вес брутто -4070 кг, вес нетто-4296 кг, производитель MUSTAFA ERDOGAN TARIM URUNLERI GIDA INS. TUR. TAS. SAN. VE TIC. LTD. STI, ИТС 0,90 долларов США/кг;
товар N 4 - баклажаны свежие, сорт KEMER, марка MUSTAFA ERDOGAN TARIM, урожай 2018, для употребления в пищу, в 1120 пластмассовых ящиках на 14 поддонах, вес брутто -7760 кг, вес нетто-8198 кг, производитель MUSTAFA ERDOGAN TARIM URUNLERI GIDA INS. TUR. TAS. SAN. VE TIC. LTD. STI, ИТС 1,20 долларов США/кг.
При осуществлении таможенного оформления таможенная стоимость ввезенных и оформленных по ДТ N 10317020/090318/0000999, N 10317020/120318/0001045, N 10317020/130318/0001058 товаров была заявлена ООО "СТАР" 1 Методом определения таможенной стоимости в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10317020/120318/0001045, ООО "СТАР" представлены следующие документы: контракт купли-продажи N 10 от 29.11.2017; спецификация к контракту на каждую поставку, инвойс, коносамент, сертификат происхождения формы А.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10317020/090318/0000999, N 10317020/130318/0001058 ООО "СТАР" представлены следующие документы: контракт купли-продажи N 6 от 20.11.2017; спецификации к контракту на каждую поставку, инвойсы, коносаменты, сертификаты происхождения формы А.
Посчитав, что сведения о таможенной стоимости товаров, оформляемых по спорным ДТ должным образом не подтверждены, Новороссийской таможней приняты решения о проведении дополнительной проверки с осуществлением запроса дополнительных документов.
ООО "СТАР" не представило дополнительно запрошенные документы в связи с необходимостью скорейшего выпуска скоропортящегося товара, исключения дополнительных расходов по хранению товара, невозможностью в течение длительного времени, до момента принятия таможенным органом решения по таможенной стоимости, определения конечной стоимости реализации товара, так как не известны издержки по таможенным платежам.
Новороссийской таможней в процессе таможенного оформления, до выпуска деклараций, приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 10.03.2018 по ДТ N 10317020/090318/0000999, от 12.03.2018 по ДТ N 10317020/120318/0001045, от 13.03.2018 г. по ДТ N 10317020/130318/0001058.
В соответствии с п.10 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" при принятии решения о корректировке таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан осуществить в установленном порядке корректировку заявленной таможенной стоимости товаров и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, в срок, не превышающий срок выпуска товаров, установленный статьей 196 Таможенного Кодекса ТС. Если декларантом (таможенным представителем) до истечения срока выпуска товаров не осуществлена корректировка таможенной стоимости товаров и не уплачены таможенные пошлины, налоги, в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, таможенный орган отказывает в выпуске товаров (пункт 2 статьи 68 Таможенного Кодекса ТС)".
В соответствии с решениями таможенного органа о корректировке таможенной стоимости и его расчетами, таможенная стоимость ввезенных товаров была откорректирована.
В результате корректировки таможенной стоимости Новороссийской таможней взысканы таможенные платежи:
по ДТ N 10317020/090318/0000999- ввозная пошлина-29381,79 р., НДС-29055,32р,
по ДТ N 10317020/120318/0001045- ввозная пошлина-33722,68р., НДС-48335,85р,
по ДТ N 10317020/130318/0001058- ввозная пошлина-71290,00р., НДС-77744,06р.
Всего Новороссийской таможней по ДТ N 10317020/090318/0000999, N 10317020/120318/0001045, N 10317020/130318/0001058 дополнительно взыскано таможенных платежей 289529,70 руб., в том числе ввозная пошлина-134394,47 р., НДС-155135,20 р.
По ДТ N 10317020/090318/0000999, N 10317020/120318/0001045, N 10317020/130318/0001058 НДС в полном объеме возвращен из Бюджета РФ ООО "СТАР" в порядке обращения в налоговый орган за получением налогового вычета в соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "СТАР" в соответствии с Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденным решением Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 года N 289 обратилось в Новороссийскую таможню с Заявлением на внесение изменений в ДТ от 20.01.2021 и просьбой пересмотреть принятые решения о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных, в том числе по ДТ N10317020/090318/0000999, N10317020/120318/0001045, N10317020/130318/0001058, приняв заявленную таможенную стоимость 1 методом определения таможенной стоимости.
К указанному Заявлению ООО "СТАР" представлены следующие комплекты документов:
копия Контракта N 10 от 29.11.2017 с дополнительными соглашениями N 1 от 01.12.2017, N 2 от 06.12.2017, N 3 от 27.02.2018;
копия Ведомости банковского контроля УНК 17120003/2275/0060/2/1 от 01.12.2017 по состоянию на 17.12.2020 к контракту N 10 от 29.11.2017;
копия Контракта N 6 от 20.11.2017 с дополнительными соглашениями N 1 от 06.12.2017, N 2 от 20.12.2017, N 3 от 27.02.2018, N 4 от 29.03.2018;
копия Ведомости банковского контроля УНК 17110029/2275/0060/2/1 от 23.11.2017 по состоянию на 10.12.2020 к контракту N 6 от 20.11.2017;
копия ДТ N 10317020/090318/0000999, с приложением копий: КДТ N 10317020/090318/0000999/01, ДТС-2, решения о корректировке таможенной стоимости от 10.03.2018, Приложения N 997736 от 03.03.2018 к контракту, Инвойса N 997736 от 06.03.2018, упаковочного листа, коносамента N 23, экспортной декларации N 18550100ЕХ003935 от 06.03.2018 с заверенным переводом, прайс -листа от 03.03.2018, Пояснений по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, Пояснений в отношении соблюдения структуры таможенной стоимости товара, Пояснений в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости, оборотно-сальдовой ведомости по счету 41 от 10.03.2018;
копия ДТ N 10317020/120318/0001045, с приложением копий: КДТ N 10317020/120318/0001045/01, ДТС-2, решения о корректировке таможенной стоимости от 12.03.2018, Приложения N 2018-37 от 04.03.2018 к контракту, Инвойса N 2018-37 от 07.03.2018, упаковочного листа, коносамента N 20, экспортной декларации N 18550100ЕХ004105 от 09.03.2018 с заверенным переводом, прайс - листа от 04.03.2018, оборотно-сальдовой ведомости по счету 41 от 12.03.2018, Пояснений по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, Пояснений в отношении соблюдения структуры таможенной стоимости товара, Пояснений в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости;
копия ДТ N 10317020/130318/0001058, с приложением копий: КДТ N 10317020/130318/0001058/01, ДТС-2, решения о корректировке таможенной стоимости от 13.03.2018, Приложения N 997739 от 08.03.2018 к контракту, Инвойса N 997739 от 11.03.2018, упаковочного листа, коносамента N 29, экспортной декларации N 18550100ЕХ004238 от 11.03.2018 с заверенным переводом, прайс - листа от 08.03.2018, Пояснений по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, Пояснений в отношении соблюдения структуры таможенной стоимости товара, Пояснений в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости, оборотно-сальдовой ведомости по счету 41 от 15.03.2018.
Материалами дела подтверждено, а именно - описью почтового отправления N D901694 от 20.01.2021, заверенной ООО "Экспресс Сервис", направление ООО "СТАР" указанного заявления с приложением таможенных (ДТ, КДТ ДТС-2) и коммерческих документов (контракта с приложениями, ведомости банковского контроля, спецификации/приложения к контракту, инвойса, упаковочного листа, коносамента, прайс-листа, экспортной декларации с переводом, пояснений по таможенной стоимости, карточки счета об оприходовании товара), а также CD-R диска с электронными копиями КДТ и ДТС-1 к ДТ N 10317020/090318/0000999, N 10317020/120318/0001045, N 10317020/130318/0001058.
В ответ на заявление ООО "СТАР" на внесение изменений в ДТ от 11.01.2021 Новороссийской таможней направлен ответ от 24.02.2021 N 14-28/05664 "О рассмотрении обращения на внесении изменений", в котором отказано во внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ.
Основанием для отказа в рассмотрении заявления Новороссийская таможня указала на нарушение п. 12 Порядка в соответствии с которым не представлено в электронном виде обращение и КДТ; отсутствуют отметки таможенных органов в экспортных декларациях; в представленных прайс-листах отсутствует информация о качественных характеристиках товара, представленный прайс-лист не отвечает требованиям публичной оферты; в представленных коносаментах отсутствует отметка об оплате фрахта (вместо -freight prepaid фрахт оплачен, указано freight adnvance- фрахтовый аванс); не представлены бухгалтерские документы об оприходовании/реализации товаров; в коммерческом инвойсе не указаны качественные характеристики товара, коммерческий инвойс является платежным документом продавца, соответственно двухстороннее согласование существенных условий сделки документально не подтверждено.
Посчитав незаконным бездействие Новороссийской таможни в рассмотрении Заявления на внесение изменений с представленными документами по спорным декларациям, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовался статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами ЕАЭС.
В силу пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении определенных условий.
В силу пункта 2 статьи 39 ТК ЕАЭС в случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется.
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" выявление отдельных недостатков в оформление представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.), в соответствии с требованиями гражданского законодательства, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении требований п. 10 ст. 38 ТК ЕАЭС (п. 9 Постановления).
Судом первой инстанции установлено, что заявителем в ходе проведения таможенного контроля представлены только обязательные документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости 1 Методом определения таможенной стоимости: контракт с приложениями к контракту, инвойсы, коносаменты. По запросу таможенного органа дополнительные документы в ходе таможенного контроля обществом не предоставлялись, в результате чего, Новороссийской таможней были приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по спорным декларациям, до выпуска товаров.
Как разъяснено в пункте 24 Постановления Пленума ВС РФ N 49 от 26.11.2019 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" -после выпуска товаров внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены) по результатам проведенного таможенного контроля в связи с обращением декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 3 статьи 112 Таможенного кодекса и подпункт "б" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 года N 289, далее - Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары). С учетом этих положений принятие таможенным органом в рамках таможенного контроля, начатого до выпуска товаров, решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, коде ТН ВЭД, происхождении товара, заявленные в таможенной декларации, в котором сделан вывод о неправильности определения соответствующих сведений декларантом, не является препятствием для последующего изменения по инициативе декларанта сведений, от которых зависит определение размера подлежащих уплате таможенных платежей.
Кроме того, в пункте 25 Постановления Пленума ВС РФ N 49 от 26.11.2019 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" статья 263 Закона о таможенном регулировании, наделяет вышестоящие таможенные органы компетенцией по проведению ведомственного контроля за законностью решений, действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов, но не устанавливает предельный срок его осуществления. Отсутствие данного срока не исключает необходимости учета, предусмотренного пунктом 7 статьи 310 Таможенного кодекса, срока таможенного контроля, проводимого после выпуска товаров, если в результате ведомственного контроля производится отмена (частичная отмена) решения нижестоящего таможенного органа и требуется принятие нового решения, затрагивающего права и обязанности декларанта. В связи с этим судам следует исходить из того, что новое решение в сфере таможенного дела может быть принято в отношении декларанта взамен отмененного решения лишь в порядке проведения таможенного контроля и в соответствующие сроки (часть 2 статьи 263 Закона о таможенном регулировании).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 289 от 10 декабря 2013 года "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" утвержден "Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары" (далее Порядок, утв. РКЕЭК N289).
Пп. а) п.11 Раздела III Порядка, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 289 от 10 декабря 2013 года "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров в случае выявления несоответствия сведений, указанных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, представленных при таможенном декларировании товаров, и (или) подлежащим указанию в ДТ.
Пунктами 12, 13 Раздела IV Порядка определено, что внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения. Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений.
Пунктом 16 Порядка Раздела IV определено, что при подаче в таможенный орган, после выпуска товаров, обращения, либо предусмотренных абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка документов, таможенный орган регистрирует их с указанием даты подачи, в том числе с использованием информационных систем таможенного органа. Рассмотрение таможенным органом обращения производится в соответствии с законодательством государства-члена в установленный законодательством этого государства-члена срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения в таможенном органе. Рассмотрение таможенным органом документов, указанных в абзаце третьем пункта 12 настоящего Порядка, производится не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем регистрации таких документов, если законодательством государства-члена не установлен менее продолжительный срок. В случае если для рассмотрения обращения необходимо направление запроса в орган (организацию), уполномоченный на выдачу и (или) проверку сертификата о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения товаров, которые предусмотрены Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, течение срока, предусмотренного настоящим Порядком, приостанавливается со дня направления запроса по день получения таможенным органом ответа на него, а если в срок, установленный этими правилами определения происхождения товаров, ответ не получен, - по день истечения такого срока (включительно). Таможенный орган одновременно с направлением запроса в орган (организацию), уполномоченный на выдачу и (или) проверку сертификата о происхождении товара, информирует декларанта о приостановлении срока рассмотрения обращения с указанием причин направления такого запроса.
Пунктом 18 Раздела IV Порядка определено, что Таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в следующих случаях:
а) обращение или документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного статьей 99 Кодекса; б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 настоящего Порядка; в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении или в документах, представленных в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка. Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.
Судом первой инстанции обосновано сделаны выводы о том, что отказ Новороссийской таможни носит формальный характер, так как не основан ни на одной из причин, указанных в пункте 11, 18 Раздела IV Порядка, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 289 от 10 декабря 2013 года "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии".
Судом первой инстанции установлено, что ООО "СТАР" в соответствии с Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденным решением Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 года N 289 обратилось в Новороссийскую таможню, до истечения предельного срока проведения таможенного контроля, с Заявлением на внесение изменений в ДТ от 20.01.2021 и просьбой пересмотреть принятые решения о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных, в том числе по ДТ N10317020/090318/0000999, N10317020/120318/0001045, N10317020/130318/0001058, приняв заявленную таможенную стоимость 1 методом определения таможенной стоимости.
Описью почтового отправления N D901694 от 20.01.2021, заверенной ООО "Экспресс Сервис", подтверждено направление ООО "СТАР" указанного заявления с приложением таможенных (ДТ, КДТ ДТС-2) и коммерческих документов (контракта с приложениями, ведомости банковского контроля, спецификации/приложения к контракту, инвойса, упаковочного листа, коносамента, прайс-листа, экспортной декларации с переводом, пояснений по таможенной стоимости, карточки счета об оприходовании товара), а также CD-R диска с электронными копиями КДТ и ДТС-1 к ДТ N 10317020/090318/0000999, N 10317020/120318/0001045, N 10317020/130318/0001058.
Как разъяснено в пункте 34 Постановления Пленума ВС РФ N 49 от 26.11.2019 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза": "с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет). При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет".
Суд первой инстанции отклонил довод таможни о том, что экспортная декларация не может являться документом, подтверждающим таможенную стоимость товара в стране отправления, по причине отсутствия отметок контролирующих органов страны вывоза. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, с Заявлением о внесении изменений в ДТ ООО "СТАР" представлены графические образы электронных экспортных деклараций с нанесенными штрих-кодами в графе А, содержащей сведения о таможенном органе убытия, с переводами. В графе 44 экспортных деклараций содержится информация об оформлении в Системе одного окна с предоставлением электронных документов в том числе электронного счета.
Заявителем суду даны пояснения, что оформление свежих фруктов и овощей производится в Системе одного окна в рамках электронного декларирования и отметки таможенного органа проставляются в виде штрих-кода в графе А.
Определением суда от 27.07.2021 г. рассмотрение настоящего дела, на основании ходатайства ответчика, приостанавливалось судом до вступления в законную силу судебного акта по делу N А32-44822/2020 с целью устранения конкуренции между судебными актами по делам с пересекающимся предметом доказывания. Указанная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 N18167/07.
В решении Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2021 по делу N А32-44822/2020, вступившем в законную силу 09.12.2021, судом установлено, что в соответствии с Протоколом осмотра доказательств 23АВ1461249 от 31.03.2021, выполненным Павлевской Т.О., временно исполняющей обязанности нотариуса Винокуровой А.П., в порядке обеспечения доказательств нотариусом произведен осмотр доказательств в виде информации, размещенной на интернет- сайте Управления таможни Министерства торговли Турецкой Республики по адресу: https://gumrukrehberi.gov.tr. Суду представлен осмотр русскоязычной версии сайта, как указано в Протоколе. Краснодарской таможней не представлено суду документальных доказательств, опровергающих недействительность сведений на указанном сайте Управления таможни Министерства торговли Турецкой Республики о порядке электронного декларирования в системе одного окна плодоовощной продукции в Турции.
В соответствии с информацией, содержащейся в приложениях к Протоколу - таможенная декларация заполняется в электронном виде и таможенные процедуры осуществляются в электронном виде с использованием программного обеспечения "BILGE", аббревиатура которого означает "компьютеризированная таможенная деятельность". Информация о таможенной декларации, зарегистрированной в таможенной компьютерной системе, передается в электронном виде соответствующей ассоциации экспортеров для получения подтверждения, после чего продолжается таможенное оформление. Затем таможенная служба проверяет точность информации, зарегистрированной в таможенной компьютерной системе. Как указано в Приложении 10 к Протоколу-Система BILGE гарантирует, что все таможенные операции выполняются в компьютерной среде в режиме реального времени, с момента входа до выхода товара из таможенной территории Турции. Таможенной декларации, зарегистрированной в системе BILGE, присваивается постоянный регистрационный номер. Указание электронного номера документа является особенностью таможенного оформления в рамках системы одного окна - система Министерства торговли генерирует 23-значный идентификационный номер документа, и этот номер передается на экраны налогоплательщика и соответствующее учреждение. 23-значный идентификационный номер, выданный системой, содержащий номер строки и дату документа следует указывать в поле N 44 таможенной декларации, заполняемую во время таможенных процедур. Таким образом, при проверке будет сверен 23-значный номер, указанный в таможенной декларации с номером документа в системе, и, если данные совпадают, декларация регистрируется.
Новороссийской таможней не опровергнуто, что данные, содержащиеся в представленных документах недостоверны, или таможней получены экспортные декларации из Турции, отличные от представленных заявителем с Заявлением о внесении изменений в ДТ и в материалы дела.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы Новороссийской таможни о том, что в представленных прайс- листах отсутствует информация о качественных характеристиках товара, в связи с чем не подтверждено соответствие заявленных сведений о стоимости товара ценам производителя, прайс-листы не отвечают требованиям публичной оферты.
Судом первой инстанции верно установлено, что прайс-листы выставлены производителем на конкретную поставку с указанием даты действия данного документа, приведено наименование товара с указанием его помологического сорта. Материалами дела подтверждено, что цена товара за килограмм, указанная в прайс-листе на каждую поставку, соответствует цене на товар в соответствующем приложении к контракту, согласованном сторонами, а также соответствует цене товара, указанной в соответствующем инвойсе.
Новороссийской таможней не представлены суду доказательства правомерности истребования у заявителя прайс-листа, являющегося документом производителя, в виде публичной оферты, при условии представления таможенному органу обычного прайс-листа.
В Приложении N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза N 376 от 20.09.2010 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости" установлен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить декларанту при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ в соответствии с выбранным таможенным режимом, по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Судом установлено, что прайс-лист в виде публичной оферты отсутствует в перечне документов, необходимых для подтверждения таможенной стоимости.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы Новороссийской таможни об отсутствии в представленных коносаментах отметок об оплате фрахта как не соответствующие материалам дела. Ответчиком не представлены суду доказательства того, что отметки в коносаментах об оплате фрахта в виде аванса не свидетельствуют о произведенной оплате.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы Новороссийской таможни о необходимости проставления апостиля на экспортной декларации в целях подтверждения достоверности сведений, указанных в данном документе по следующим основаниям.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что таможенным законодательством не предусмотрено представление в процессе таможенного оформления таможенному органу легализованных в установленном порядке документов на иностранном языке и экспортная декларация не входит в исчерпывающий перечень официальных документов в понятиях Гаагской Конвенции, подлежащих легализации. Кроме того, материалами дела подтверждено, что экспортная декларация с переводом представлена заявителем в процессе таможенного оформления, а также по запросу таможенного органа в процессе таможенного контроля.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы Новороссийской таможни о том, что обществом не представлены бухгалтерские документы об оприходовании товаров. Описью документов к заявлению о внесении изменений от 20.01.2021, а также Описью вложения в письмо подтверждено, что по ДТ N 10317020/090318/0000999, N 10317020/120318/0001045, N 10317020/130318/0001058 в качестве документов, подтверждающих оприходование товаров, представлены оборотно-сальдовые ведомости по счету 41 от 10.03.2018, от 112.03.2018, от 15.03.2018.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал, что вывод таможенного органа о невозможности определения таможенной стоимости по первому методу, исходя из представленных документов, а также его аргументация не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что документальным подтверждением заключения сделки является контракт купли-продажи N 10 от 29.11.2017 с дополнительными соглашениями N 1 от 01.12.2017, N 2 от 06.12.2017, N 3 от 27.02.2018, заключенным с компанией SURAL OTELCILIK VE TURIZM ISLETMELERI A.S. (Турция) (по ДТ N 10317020/120318/0001045) и контракт купли-продажи N 6 от 20.11.2017 с дополнительными соглашениями N 1 от 06.12.2017, N 2 от 20.12.2017, N 3 от 27.02.2018, N 4 от 29.03.2018, заключенным с компанией MUSTAFA ERDOGAN TARIM URUNLERI GIDA INS. TUR. TAS. SAN. VE TIC. LTD. STI (Турция) (по ДТ N 10317020/090318/0000999, N 10317020/130318/0001058).
Пунктом 1.1 контракта N 10 от 29.11.2017 г. и контракта N 6 от 20.11.2017 определено наименование поставляемого товара. Пунктом 1.2 контрактов определено, что цены на товар устанавливаются в Приложениях, которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта. Пунктом 2.1 контрактов определена общая сумма контракта, составляющая 5000000 долларов США (с изменениями, внесенными дополнительным соглашением N 3 от 27.02.2018 к контракту N 10 от 29.11.2017 г. и дополнительным соглашением N 3 от 27.02.2018 к контракту N 6 от 20.11.2017 г.). Приложением к контракту N 10 от 29.11.2017 г. N 2018-37 от 04.03.2018 на сумму 18917,83$ по ДТ N 10317020/120318/0001045, а также Приложениями к контракту N 6 от 20.11.2017 N 997736 от 03.03.2018 на сумму 16720,00 $ по ДТ N 10317020/090318/0000999 и N 997739 от 08.03.2018 на сумму 48124,00 $ по ДТ N 10317020/130318/0001058, сторонами согласованы: наименование товара с указанием сорта, количество (вес брутто и нетто), цена за кг, сумма по каждому товару, условия поставки, общая стоимость по каждой поставки с подробным описанием включенных в стоимость расходов. Информация о товаре, его стоимости, количестве и пр. содержится в инвойсах.
В пункте 3.2 контрактов указано, что товар поставляется на условиях согласно Инкотермс-2010, условия поставки могут быть различными. Условия поставки оговариваются в Инвойсе или приложениях к контракту. В Приложениях к контракту и инвойсах указаны конкретные условия поставки, в соответствии с которыми поставлен спорный товар - CFR Геленджик и CFR Новороссийск. Разделом 7 контракта определены условия и порядок осуществления платежей. Оплата производится в долларах США, путем банковского перевода с правом отсрочки платежа на срок до 120 банковских дней с момента получении партии товара, против предоставленных продавцом инвойсов или без таковой. В конце контракта указаны банковские реквизиты продавца и покупателя. Во всех инвойсах содержаться все необходимые реквизиты сторон.
В материалы дела Новороссийская таможня не представила каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие информации и невозможность применения методов, предшествующих шестому, для определения таможенной стоимости ввезенных товаров.
Суд первой инстанции верно признал несостоятельным вывод таможенного органа о правомерности применения шестого метода определения таможенной стоимости. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции.
В случае отказа от использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенный орган обязан указать, влияние каких именно условий не может быть учтено при определении таможенной стоимости по этому методу, и в чем заключается такое влияние. В этом смысле, различие стоимости сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки, а является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения этих обстоятельств, в том числе истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.
Доказательства того, что покупатель по контракту уплатил цену больше заявленной, ответчик не представил. Низкий ценовой уровень сам по себе не свидетельствует о недостоверности заявленной таможенной стоимости товара.
Кроме того, противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к ДТ N 10317020/120318/0001045 и контракту N 10 от 29.11.2017, а также относящихся к ДТ N 10317020/090318/0000999, N 10317020/130318/0001058 и контракту N 6 от 20.11.2017 судом не выявлено.
Материалами дела подтверждается, что ООО "СТАР" по спорным декларациям произведена оплата поставщику в полном объеме.
Заявителем по контракту N 10 от 29.11.2017 представлена ведомость банковского контроля от 04.12.2020, в соответствии с которой ООО "СТАР" за период с 08.12.2017 по 11.05.2018 в рамках настоящего контракта было оформлено 36 партий товара. Судом установлено, что в соответствии с разделом V. "Итоговые данные расчетов по контракту" Ведомости банковского контроля, расчет между сторонами произведен в полном объеме, так как показатель графы 9 "сальдо расчетов" составляет 0,00.
В пункте 18 раздела III.I "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля по контракту N 10 от 29.11.2017 в качестве документа, подтверждающего уплату денежных средств в сумме 18917,83 долларов США, за ввезенный товар в сумме 18917,83 долларов США, указана ДТ N 10317020/120318/0001045.
Заявителем по контракту N 6 от 20.11.2017 представлена ведомость банковского контроля от 10.12.2020, в соответствии с которой ООО "СТАР" за период с 26.11.2017 по 04.10.2019 в рамках настоящего контракта оформлено 126 партий товара. Судом установлено, что в соответствии с разделом V. "Итоговые данные расчетов по контракту" Ведомости банковского контроля, расчет между сторонами произведен в полном объеме, так как показатель графы 9 "сальдо расчетов" составляет 0,00.
В пункте 27 раздела III.I "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля по контракту N 6 от 20.11.2017 в качестве документа, подтверждающего уплату денежных средств в сумме 16720,00 долларов США, за ввезенный товар в сумме 16720,00 долларов США, указана ДТ N 10317020/090318/0000999.
В пункте 30 раздела III.I "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля по контракту N 6 от 20.11.2017 в качестве документа, подтверждающего уплату денежных средств в сумме 48124,00 долларов США, за ввезенный товар в сумме 48124,00 долларов США, указана ДТ N 10317020/130318/0001058.
Новороссийской таможней не представлены суду доказательства того, что заявителем произведена оплата за оформленный по спорным декларациям товар в большем объеме, чем указано в ведомости банковского контроля.
Не нашли подтверждения доводы апелляционной жалобы о том, что контракт, приложения к контракту, инвойсы, прайс-листы имеют признаки недействительных документов, основанных на том, что в приложениях к контракту отсутствуют физические и качественные характеристики товара, в спецификациях не отражены товарный сорт, наличие/отсутствие дефектов, срок годности (хранения), способ упаковки, условия хранения (транспортировки) непосредственное назначение (в качестве образцов, для употребления в пищу, для переработки и т.д.), соответственно условие о товаре, ввезенном по спорным ДТ не может считаться согласованным, что не соответствует требованиям статьи 455 ГК РФ.
Материалами дела подтверждено, что все документы на конкретную поставку: прайс-лист, спецификация к контракту, инвойс, упаковочный лист, коносамент, экспортная декларация, содержат информацию о наименовании, помологическом сорте товара и сроке сбора урожая, виде упаковки и виде транспорта. Заявителем представлены с Заявлением на внесение изменений пояснения о том, что цена данного товара согласуется с нормальной ценовой практикой в области сельского хозяйства (фрукты, овощи) в Турецкой Республике, так как цена сформирована от производителя в адрес первого покупателя без посредников и иных лиц, влияющих на ценообразование. Даны также пояснения о том, что страхование товара не производится, что существенно влияет на формирование цены товара.
Всеми коммерческими документами подтверждается поставка фруктов и овощей определенных помологических сортов без калибровки и сортности, отсутствуют какие-либо документальные доказательства того, что в ходе таможенного контроля таможенным органом подвергались сомнению сведения, заявленные о наименовании и помологическом сорте товара.
Кроме того, не основаны на норме закона излишние требования Новороссийской таможни о необходимости указания в коммерческих документах сроков годности и назначение использования свежих овощей и фруктов и влияние этих сведений на полноту и достоверность заявленной таможенной стоимости.
Новороссийская таможня указывает на то, что декларантом заявлена таможенная стоимость товара с уровнем в несколько раз ниже стоимостной информации по идентичным/однородным товарам, оформляемым в сопоставимый период времени.
Не нашли подтверждения доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции, оценивая сопоставимость поставок однородных товаров и обоснованность выявленного ценового отклонения, исследовал только ДТ, информация из которых использовалась при расчете скорректированной таможенной стоимости товаров по спорным ДТ.
В апелляционной жалобе таможенный орган указал, что в подтверждение фактов ввоза на территорию ЕАЭС товаров по более высоким, чем заявленная таможенная стоимость по спорным ДТ, в суде первой инстанции таможней были представлены распечатки АС КТС "Стоимость-1", отражающие сведения о ввозе однородных товаров с указанием номеров соответствующих ДТ, наименования и описания товаров, наименования производителей, условий поставки товаров, количества (веса "нетто"), таможенной (в рублях) и статистической (в долларах США) стоимости и индекса таможенной стоимости в долларах за кг.
Судом апелляционной инстанции установлено, что судом первой инстанции помимо выписок ДТ из ИАС "Мониторинг-Анализ", использованных Новороссийской таможней в качестве основы для корректировки таможенной стоимости, исследованы сведения из ИАС "Мониторинг-Анализ", представленные Новороссийской таможней в материалы дела: "Процессы совершения таможенных операций с 09.12.2017 по 09.03.2018. Огурцы свежие. Страна происхождения Турция", "Процессы совершения таможенных операций с 13.12.2017 по 13.03.2018. Огурцы свежие. Страна происхождения Турция", "Процессы совершения таможенных операций с 12.12.2017 по 12.03.2018. Томаты свежие. Страна происхождения Турция", "Процессы совершения таможенных операций с 13.12.2017 по 13.03.2018. Кабачки свежие. Страна происхождения Турция", "Процессы совершения таможенных операций с 13.12.2017 по 13.03.2018. Перец сладкий свежий. Страна происхождения Турция", "Процессы совершения таможенных операций с 13.12.2017 по 13.03.2018. Баклажаны свежие. Страна происхождения Турция".
Судом установлено, что по ДТ N 10317020/090318/0000999 на условиях поставки CFR Новороссийск оформлены следующие товары-огурцы свежие, сорт RUS HIYARI, урожай 2018 г, маркировка MUSTAFA ERDOGAN TARIM, для употребления в пищу, упакованы в 3380 пластмассовых ящиках на 26 поддонах, вес нетто 20900 кг, вес брутто-22032 кг, производитель MUSTAFA ERDOGAN TARIM URUNLERI GIDA INS. TUR. TAS. SAN. VE TIC. LTD. STI, ИТС 0,80 долларов США/кг, а по ДТ N 10317020/080318/0000982, полученной из информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", на условиях поставки CFR Геленджик оформлен товар- огурцы свежие, класс 1, для употребления в пищу, урожай 2018 года, вес нетто -43610 кг, вес брутто 45910 кг, производитель KALYONCU NAKLIYAT TUR. TIC. VE SAN. LTD, STI, страна происхождения Турция, ИТС 1,02 долл. США/кг. Отличие в стоимости составило 18%.
Выписка ИАС "Мониторинг-Анализ" Процессы совершения таможенных операций с 09.12.2017 по 09.03.2018 содержит информацию об оформлении по ФТС 11 ДТ огурцов свежих с минимальной стоимостью 0,60 долл. США/кг и средней стоимостью 0,88 долл. США/кг, что свидетельствует о сопоставимости заявленного ООО "СТАР" уровня заявленной таможенной стоимости ввозимых товаров. Судом установлено, что Новороссийской таможней представлена информация о таможенном оформлении свежих огурцов с 01.03.2018 по 09.03.2018, так как выборка сделана по коду ТН ВЭД для огурцов, оформляемых с 1 марта.
Судом установлено, что по ДТ N 10317020/120318/0001045 на условиях поставки CFR Геленджик оформлены следующие товары-томаты свежие на ветке, сорт SALKIM, урожай 2018 г, в 3720 картонных ящиках на 26 поддонах, маркировка SURAL, для употребления в пищу, вес нетто 19167 кг, вес брутто-20339 кг, производитель SURAL OTELCILIK VE TURIZM ISLETMELERI A.S., ИТС 0,987 долларов США/кг, а по ДТ N 10317020/080318/0000987, полученной из информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", ИТС 1,4 долл. США/кг, условия поставки, количество товара, производитель, не известны.
Выписка ИАС "Мониторинг-Анализ" Процессы совершения таможенных операций с 12.12.2017 по 12.03.2018 содержит информацию об оформлении по ФТС 152 ДТ томатов свежих с минимальной стоимостью 0,98 долл. США/кг и средней стоимостью 1,09 долл. США/кг. Судом также установлено, что в Новороссийской таможне оформляются томаты со стоимостью от 1,09 долл. США/кг, что свидетельствует о сопоставимости заявленного ООО "СТАР" уровня заявленной таможенной стоимости ввозимых товаров.
Судом установлено, что по ДТ N 10317020/130318/0001058 на условиях поставки CFR Новороссийск оформлены следующие товары:
товар N 1 - огурцы свежие, сорт RUS HIYARI, урожай 2018 года, маркировка MUSTAFA ERDOGAN TARIM, для употребления в пищу, упакованы в 5070 ящиках на 39 поддонах, вес нетто 41580 кг, вес брутто-43794 кг, производитель MUSTAFA ERDOGAN TARIM URUNLERI GIDA INS. TUR. TAS. SAN. VE TIC. LTD. STI, ИТС 0,80 долларов США/кг, а по ДТ N 10317020/080318/0000982, полученной из информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", на условиях поставки CFR Геленджик оформлен товар- огурцы свежие, класс 1, для употребления в пищу, урожай 2018 года, вес нетто -43610 кг, вес брутто 45910 кг, производитель KALYONCU NAKLIYAT TUR. TIC. VE SAN. LTD, STI, страна происхождения Турция, ИТС 1,02 долл. США/кг. Отличие в стоимости составило 18%; Выписка ИАС "Мониторинг-Анализ" Процессы совершения таможенных операций с 13.12.2017 по 13.03.2018 содержит информацию об оформлении по ФТС 460 ДТ огурцов свежих, страна происхождения не известна, так как указано - все страны мира, с минимальной стоимостью 0,60 долл. США/кг и средней стоимостью 1,04 долл. США/кг., что свидетельствует о сопоставимости заявленного ООО "СТАР" уровня заявленной таможенной стоимости ввозимых товаров;
товар N 2 - кабачки свежие, сорт MALTEPE, марка MUSTAFA ERDOGAN TARIM, урожай 2018, для употребления в пищу, в 4480 деревянных ящиках на 4 поддонах, вес брутто -2900 кг, вес нетто-3288 кг, производитель MUSTAFA ERDOGAN TARIM URUNLERI GIDA INS. TUR. TAS. SAN. VE TIC. LTD. STI, ИТС 0,65 долларов США/кг, а по ДТ N 10317020/090318/0000997, полученной из информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", на условиях поставки CFR Геленджик оформлен товар N 1- кабачки свежие, сорт ALBA, урожай 2018 года, вес нетто -19140 кг, вес брутто 21332 кг, производитель GONKAR TARIM TAS. MAD. INS.TEM. SAN. VE TIC. LTD STI, страна происхождения Турция, ИТС 0,70 долл. США/кг. Отличие в стоимости составило 7%; Выписка ИАС "Мониторинг-Анализ" Процессы совершения таможенных операций с 13.12.2017 по 13.03.2018 содержит информацию об оформлении по ФТС 606 ДТ кабачков свежих, с минимальной стоимостью 0,48 долл. США/кг и средней стоимостью 0,48 долл. США/кг. Судом также установлено, что в Новороссийской таможне оформляются кабачки со стоимостью от 0,48 долл. США/кг, что свидетельствует о сопоставимости заявленного ООО "СТАР" уровня заявленной таможенной стоимости ввозимых товаров;
товар N 3 - перец сладкий свежий, сорт CALIFORNIA, марка MUSTAFA ERDOGAN TARIM, урожай 2018, для употребления в пищу, в 320 пластмассовых ящиках на 4 поддонах, вес брутто -4070 кг, вес нетто-4296 кг, производитель MUSTAFA ERDOGAN TARIM URUNLERI GIDA INS. TUR. TAS. SAN. VE TIC. LTD. STI, ИТС 0,90 долларов США/кг, а по ДТ N 10317020/070218/0000461, полученной из информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", на условиях поставки CFR Геленджик оформлен товар N 4- перец сладкий свежий для пищевых целей, урожай 2018 года, в деревянных ящиках, вес нетто -6200 кг, вес брутто 6984 кг, производитель BAHSIS TARIM TURIZM NAKLIYAT INSAAT DANISMANLIK SANAYI VE TICARET LIMITED SIRKETI, страна происхождения Турция, ИТС 1,05 долл. США/кг. Отличие в стоимости составило 14%. Выписка ИАС "Мониторинг-Анализ" Процессы совершения таможенных операций с 13.12.2017 по 13.03.2018 содержит информацию об оформлении по ФТС 187 ДТ перца сладкого свежего, с минимальной стоимостью 0,48 долл. США/кг и средней стоимостью 0,74 долл. США/кг., что свидетельствует о сопоставимости заявленного ООО "СТАР" уровня заявленной таможенной стоимости ввозимых товаров;
товар N 4 - баклажаны свежие, сорт KEMER, марка MUSTAFA ERDOGAN TARIM, урожай 2018, для употребления в пищу, в 1120 пластмассовых ящиках на 14 поддонах, вес брутто -7760 кг, вес нетто-8198 кг, производитель MUSTAFA ERDOGAN TARIM URUNLERI GIDA INS. TUR. TAS. SAN. VE TIC. LTD. STI, ИТС 1,20 долларов США/кг, а по ДТ N 10317020/110118/0000142, полученной из информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", на условиях поставки CFR Геленджик оформлен товар N 3- баклажаны свежие, сорт КЕМЕР, урожай 2017 года, вес нетто -2700 кг, вес брутто 2873 кг, производитель BAHSIS TARIM TURIZM NAKLIYAT INSAAT DANISMANLIK SANAYI VE TICARET LIMITED SIRKETI, страна происхождения Турция, ИТС 1,5 долл. США/кг. Отличие в стоимости составило 20%; Выписка ИАС "Мониторинг-Анализ" Процессы совершения таможенных операций с 13.12.2017 по 13.03.2018 содержит информацию об оформлении по ФТС 14 ДТ баклажанов свежих, с минимальной стоимостью 1,19 долл. США/кг и средней стоимостью 1,39 долл. США/кг, что свидетельствует о сопоставимости заявленного ООО "СТАР" уровня заявленной таможенной стоимости ввозимых товаров.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что стоимость задекларированных товаров не имеет значительного отличия и сопоставима со стоимостью идентичных/однородных товаров, в том числе со средней стоимостью товаров, оформляемых в других таможенных органах, при этом необходимо учитывать, что общество, в подтверждение заявленной таможенной стоимости, представило таможенному органу с Заявлением о внесении изменений в ДТ запрошенные документы.
Судом первой инстанции установлено, что Новороссийской таможней для корректировки товаров в большинстве случаев была использована информация на товары, которая не сопоставима с информацией о производителе товара, по количеству товара; по упаковке, заявителем ввозится несортированный товар при отсутствии классности, что также существенно влияет на стоимость товара.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что таможней не представлены доказательства того, что для сравнения и корректировки таможенной стоимости использовалась ценовая информация в соответствии с положениями, установленными частями 3 статей 42 и 43 ТК ЕАЭС, когда необходимо учитывать тот факт, что, если выявлено наличие более одной стоимости сделки с идентичными или однородными товарами, для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.
Из изложенного следует, что таможенным органом не доказана обоснованность применения резервного метода определения таможенной стоимости товара - не представлены доказательства того, что использованная ценовая информация (из базы данных таможенных деклараций) была сопоставлена с конкретными условиями сделки, а также не доказано, что использованная информация подтверждает ценовую информацию, сложившуюся на рынке согласно коммерческим условиям, сопоставимым с условиями контракта, заключенного ООО "Стар".
Не принимается довод Новороссийской таможни о том, что полученные в ходе ОРМ сведения указывают на фиктивность документов, оформленных при реализации внешнеэкономических сделок, а также самих сделок.
В материалы дела были представлены материалы оперативно-розыскных мероприятий.
Из представленных документов следует, что Южной оперативной таможней в ходе проверочных мероприятий изъяты файлы с жесткого диска организации, осуществляющей ведение бухгалтерского учета общества, в числе которых находились шаблоны (файлы в формате word) коммерческих документов (приложений к контрактам - спецификаций, прайс-листов и упаковочных листов), относящихся к поставкам товаров из Турции. При этом, таможенный орган делает вывод, что указанные документы оформлялись непосредственно обществом, а не иностранным контрагентом.
Таможенный орган указывает, что "прайс-листы, упаковочные листы в условиях нормального документооборота могут оформляться только продавцом (отправителем) непосредственно при отправке товаров".
Судебная коллегия критически относится к указанным выводам, так как отсутствуют доказательства того, что таможенным органом в рамках оперативно-розыскных мероприятий были изъяты у общества печати, штампы, факсимиле с оттисками иностранной организации, подтверждающие факт оформления документов ООО "Стар".
Не принимаются доводы Новороссийской таможни о том, что в предоставленных дополнительных соглашениях N 1 от 25.09.2017, N 3 от 20.11.2017, N 4 от 09.04.2018, N5 от 13.07.2018, N 6 от 14.07.2018, N 7 от 26.12.2018, N 8 от 15.01.2019, N 9 от 16.01.2019 к контракту от 14.07.2017 N 1 подписи лица от имени продавца различны, подпись лица от имени продавца в контракте отличается от подписей во всех остальных документах, при том, что в качестве подписанта в контракте, приложениях, инвойсах и прайс-листах обозначено одно и то же лицо - HACI OMER COLAK.
Различаются подписи лица от имени продавца в спецификациях к Контракту и инвойсах, а также в приложениях и прайс-листах, которые оформлены в один день.
По мнению таможенного органа, данное обстоятельство подтверждается заключением специалиста ЭКС-регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростова-на-Дону от 30.06.2022 N 12406006/0014095, подготовленного по результатам технико- криминалистического исследования Контракта и выше обозначенных дополнительных соглашений к нему.
В материалы дела таможенный орган представил заключение специалиста Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления N 12406006/0014095 от 30.06.2022, в котором специалист сделал вывод, что подпись, выполненная от имени представителя иностранного контрагента в контракте N 1 от 14.07.2017, вероятно выполнена одним лицом, а в дополнительных соглашениях от 17.09.2017, N 1 от 25.09.2017, N 3 от 20.11.2017, N 4 от 09.04.2018, N 5 от 13.07.2018, N6 от 14.07.2018, N 7 от 26.12.2018, N8 от 15.01.2019, N 9 от 16.01.2019, от 15.05.2019 -вероятно выполнена другим лицом.
Выводы специалиста в указанном заключении носят вероятностный характер и, следовательно, данное заключение не может быть использовано в качестве доказательства не подписания дополнительных соглашений уполномоченным лицом иностранного контрагента. В заключении специалиста Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления N 12406006/0014095 от 30.06.2022 указано, что в месте расположения оттиска печати и подписи иностранного контрагента признаков компьютерного монтажа не выявлено. Указанное подтверждает, что оттиск печати поставлен иностранным контрагентом. При наличии надлежащего оттиска печати, не принимаются доводы таможенного органа о подписании контракта, дополнительных соглашений, инвойсов, прайс-листов ненадлежащим лицом.
Апелляционной коллегией установлено, что представленные Новороссийской таможней доказательства не являются допустимыми и относимыми к настоящему делу по причине того, что товар, оформленный по спорным ДТ, ввезен на территорию ЕАЭС заявителем в рамках исполнения иного контракта с другим поставщиком.
Как следует из пункта 34 Постановления Пленума ВС РФ N 49 от 26.11.2019 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" определено, что "с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, а также при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).
При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет".
Новороссийской таможней и материалами дела, подтверждается уплата заявителем таможенных платежей в полном объеме по корректировке таможенной стоимости по спорным ДТ:
по ДТ N 10317020/090318/0000999-ввозная пошлина-29381,79 р., НДС-29055,32р,
по ДТ N 10317020/120318/0001045-ввозная пошлина-33722,68р., НДС-48335,85р,
по ДТ N 10317020/130318/0001058-ввозная пошлина-71290,00р., НДС-77744,06р.
Всего Новороссийской таможней по ДТ N 10317020/090318/0000999, N 10317020/120318/0001045, N 10317020/130318/0001058 дополнительно взыскано таможенных платежей 289529,70 руб., в том числе ввозная пошлина-134394,47 р., НДС-155135,20 р.
По ДТ N 10317020/090318/0000999, N 10317020/120318/0001045, N 10317020/130318/0001058 НДС в полном объеме возвращен из Бюджета РФ ООО "СТАР" в порядке обращения в налоговый орган за получением налогового вычета в соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции представители таможенного орган подтвердили факт отсутствия задолженности у общества.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя об обязании осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10317020/090318/0000999, N 10317020/120318/0001045, N 10317020/130318/0001058 в размере 134394,47 рубля.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Положения частей 1 и 2 статьи 8, частей 1 и 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации конкретизируют закрепленный в статье 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон.
Судебной коллегией установлено, что судом первой инстанции в полной мере рассмотрены и оценены доводы и представленные доказательства всех участников процесса.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.06.2023 по делу N А32-9923/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.