г. Владимир |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А43-10929/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Новиковой Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу партнерства "Товарищество индивидуальных застройщиков "Надежда-НН" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.06.2022 по делу N А43-10929/2022, по исковому заявлению партнерства "Товарищество индивидуальных застройщиков "Надежда-НН" (ИНН: 5261985471, ОГРН: 1145200001682), город Нижний Новгород, к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (ИНН: 5200000102, ОГРН: 1025203724171) и обществу с ограниченной ответственностью "Газпромгазификация" (ИНН: 7813655197, ОГРН: 1217800107744) при участии в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Игна", гражданки Ларютиной Татьяны Николаевны о взыскании 150 000 руб. компенсации,
при участии представителей:
от истца - Панкеев С.В., по доверенности от 21.03.2022, сроком действия три года, представлен диплом от 23.06.2006 N 1851;
от ответчика - Сумеркина Н.А., по доверенности от 01.02.2023, сроком действия до 31.12.2023, представлен диплом от 30.06.2006 N 11318, свидетельство о заключении брака от 08.07.2020;
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческое партнерство "Товарищество индивидуальных застройщиков "Надежда-НН" (далее - НП "ТИЗ "Надежда-НН", Партнерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (далее - ПАО "Газпром газораспределение НН") и обществу с ограниченной ответственностью "Газпром газификация" (далее - ООО "Газпром газификация") о взыскании 150 000 руб. компенсации за работы по технологическому присоединению в рамках догазификации объекта капитального строительства, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, улица Загородная, дом 8.
Решением от 26.06.2023 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель, ссылаясь на положения Устава Партнерства, указал, что газопровод низкого давления, находящийся на территории Партнерства в районе деревни Бешенцево г.Н.Новгород, строился членами Партнерства для обеспечения газом членов НП "ТИЗ "Надежда-НН", но не третьих лиц.
Истец сослался на постановление Правительства РФ от 13.09.2021 N1547 и указал, что основной абонент (Партнерство) может требовать компенсировать расходы, которые понесли члены ТИЗа (физические лица) по строительству газопровода.
Апеллянт полагает, что технологическое присоединение Ларютиной Т.Н. должно быть в силу положений Постановления N 1550 профинансировано из денежных средств, выделяемых газораспределительной организации единым оператором газификации (ЕОГ) в соответствии с договором о финансировании.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Ответчики направили отзывы, в которых изложили свои возражения на доводы жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей от третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, из полученного в феврале 2022 года ПАО "Газпром газораспределение НН" письма N 0716-20-727 истцу стало известно о том, что ПАО "Газпром газораспределение НН" намерен произвести подключение объема капитального строительства, расположенного по адресу: г. Н. Новгород, ул. Загородная, д. 8 (далее - Объект) к газораспределительной сети (газопроводу), находящегося во владении НП ТИЗ "Надежда-НН".
17.02.2022 Партнерство обратилось с претензией к ответчику, в которой указало, что газопровод построен на заемные средства и средства членов НП ТИЗ "Надежда-НН"; при подключении Объекта к данному газопроводу необходимо оплатить Партнерству денежные средства в размере 150 000 руб. Данная сумма денежных средств за подключение определена общим собранием членов НП ТИЗ "Надежда-НН" и расходуется на оплату задолженности Партнерства за строительство газопровода, за содержание и текущий ремонт газопровода.
02.03.2022 от ответчика поступил ответ на претензию, в которой ответчик указал, что НП ТИЗ "Надежда-НН" не имеет права препятствовать подключению; ответчик обязан подключить данный объект капитального строительства в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N1547.
Судом первой инстанции установлено, что НП ТИЗ "Надежда-НН" является владельцем газопровода низкого давления, находящегося на территории НП ТИЗ "Надежда-НН", в районе д. Бешенцево г. Н. Новгород. Данный газопровод был построен и сдан в эксплуатацию согласно акту приемки NК8 от 10.10.201. Газопровод подключен к газораспределительной сети принадлежащей КУМИиЗР, находящейся в аренде у ПАО "Газпром газораспределение НН", о чем свидетельствует акт разграничения имущественной принадлежности от 21.08.2017 и акт о подключении от 26.06.2018.
Данный низкого газопровод был построен членами НП ТИЗ "Надежда-НН" на денежные средства членов Партнерства, для чего 05.05.2016 был заключен договор N4 с ООО "Игна" на строительство газопровода.
16.06.2014 с ИП Кострюковым Е.В. был заключен договор N52-14 на инженерно-геодезические изыскания по объекту "Топографическая съемка для газоснабжения ТИЗ Надежда-НН в Приокском р-не г. Н.Новгорода". По данному договору Товариществом оплачены денежные средства в размере 3 151 143 руб. 59 коп.
12.01.2016 был заключен договор с ИП Ехилевской Н.В. на выполнение работ по изготовлению схемы размещения земельного участка под газопровод по адресу: г. Н. Новгород, Приокский район, ТИЗ "Надежда". По данному договору Партнерством были оплачены денежные средства в размере 55 000 руб.
17.06.2016 был заключен договор с администрацией N0094/08-РО по согласованию размещения газопровода. Плата по данному договору за размещение газопровода составила - 1 100 657 руб. 24 коп.
05.05.2016 был заключен договор с ООО "Игна" на строительство газопровода. По Договору первоначальная стоимость строительства оценивалась в размере 14 690 575 руб., 02.06.2016 к Договору было заключено дополнительное соглашение N1, в котром окончательная стоимость работ составила 15 697 654 руб. Часть денежных средств была внесена ТИЗом, в частности за расчетную схему газопровода - 70 000 руб. по договору N75 от 06.11.2014 года. Фактически непосредственно строительство газопровода было осуществлено ООО "ИГНА" за свои денежные средства. ТИЗ обязался оплачивать денежные средства за построенный ООО "ИГНА" газопровод по мере поступления денежных средств от новых членов ТИЗа, которые имели желание подключить свои участки к газопроводу и вносившие для этого на р/счет ТИЗа денежные средства. Размер вносимых денежных средств определяется общим собранием ТИЗа и отражается в протоколах. В соответствии с протоколами, первоначальный взнос для строительства газопровода (подключения к газопроводу) в 2014 году был определен в 50 000 руб., в 2015 году - 65 000 руб., в 2016 году - 90 000 руб., в 2017 году - 135 000 руб. и с 2019 года - 150 00 руб. Данное обстоятельство подтверждается протоколами и приходными кассовыми ордерами на членов ТИЗа по оплате за подключение к газопроводу за 2014 - 2022 годы. Для гарантии возврата денежных средств ООО "ИГНА" за строительство газопровода, между ТИЗом и ООО "ИГНА" был заключен договор залога на построенный газопровод (1-ю очередь). По договору залога сумма основного обязательства ТИЗа перед ООО "ИГНА" составила - 14 690 575 руб. В дополнительном соглашении к договору N 4 (Договор) было определено, что ТИЗ обязан погасить задолженность в размере 14 690 575 руб. в течение 48 месяцев с момента ввода газопровода в эксплуатацию. Газопровод был подключен к сети газораспределения в соответствии с актом от 26.06.2018 года и фактически введен в эксплуатацию. ТИЗом за ввод в эксплуатацию ответчику было оплачено по счету ГГ030900081 денежные средства в размере 393 404 руб. 74 коп. Для технического обслуживания и текущего ремонта ТИЗом были заключены договоры: 2017 - 2018 годы с Газпром НН договор N 22.0-04-0193/1895, 2019 год с ООО "Экспертгазстрой" договор N3/19-ТО, 2020 год по настоящее время с ИП Кербников И.С. договор от 02.01.2020. Также истцом заключались и иные договоры.
Истец полагает, что ответчики в рамках финансирования расходов газораспределительной организации обязаны предусмотреть в рамках проводимой догазификации в соответствии с Постановления N 1550 финансирование проводимой им работы по технологическому подключению домовладений (Объектов) к сети газораспределения.
Истец ссылается на договор NН-60093/2021/ДГ/ВВ от 06.12.2021 и полагает, что за подключение к его газопроводу новых абонентов ответчики должны оплачивать 150 000 руб. 00 коп.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с исковыми требованиями.
Повторно оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 06.12.2021 между Ларютиной Татьяной Николаевной (заявитель), ПАО "Газпром газораспределение НН" (исполнитель), ООО "Газпром газификация" (единый оператор газификации) заключен договор о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазифиации NН-60093/2021/ДГ/ВВ.
По условиям указанного договора исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования, принадлежащего заявителю, намеревающемуся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границы земельных участков без взимания его средств при условии, что в наседенном пункте, в котором располагается домовладение физического лица, проложены газораспределительные сети; наименование домовладения - индивидуальный жилой дом, г.Н.Новгород, ул.Загородная, д.8 (далее - домовладение), к сети газораспределения, принадлежащей исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, или к технологически связанным с сетями исполнителя сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента (далее - сеть газораспределения) с учетом максимальной нагрузки (часовым расходом газа) газоиспользующего оборудования, указанной в технологических условиях, а заявитель обязуется обеспечить готовность газоиспользующего оборудования и сетей газопотребления к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 Правил N 1547), расположенного по адресу: г.Н.Новгород, ул.Загородная, д.8, а единый оператор газификации обеспечивает подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения.
НП ТИЗ "Надежда-НН" является владельцем газопровода низкого давления, находящегося на территории НП ТИЗ "Надежда-НН", в районе д. Бешенцево г. Н. Новгород.
До заключения вышеуказанного договора NН-60093/2021/ДГ/ВВ, в рамках рассмотрения заявки Ларютиной Татьяны Николаевны о подключении (технологическом присоединении) вышеуказанного домовладения, ПАО "Газпром газораспределение НН" уведомило заявителя письмом от 22.11.2021 N 0716-20-727 о том, что техническая возможность подключения указанного домовладения имеется; точкой подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения избран газопровод низкого давления, проложенный по ул. Загородная. По информации, имеющейся в Обществе, данный газопровод принадлежит НП ТИЗ "Надежда-НН". ПАО "Газпром газораспределение НН" уведомило заявителя о направлении запроса о получении согласия по подключение указанного домовладения к сети газораспределения в адрес владельца газопровода.
Во исполнение требований пункта 48 Правил N1547 ПАО "Газпром газораспределение НН" было направлено в адрес истца письмо N0716-20727 от 29.10.2021 о предоставлении согласия на подключение объекта заявителя через принадлежащий ему газопровод. На указанное письмо в адрес ответчика от истца поступил ответ о готовности выдать согласие на подключение, при условии, что истцу будет предоставлена плата за подключение в размере 150 000 рублей (претензия от 17.02.2022).
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа;
газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона Российской Федерации от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Предназначенный для транспортировки указанными организациями газ должен соответствовать требованиям, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определяют Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314).
Пунктом 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021 Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, публичным акционерным обществам и иными газораспределительным организациям поручено обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).
Во исполнение указанного поручения Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила N 1547).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1547:
- "подключение (технологическое присоединение)" - это совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, осуществления предпринимательской (профессиональной) деятельности;
- "исполнитель" - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов;
- "основной абонент" - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.
Согласно пункту 5 Правил N 1547 подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
В пункте 30 Правил N 1547 установлено, что исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам", а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.
Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на дату подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы технические условия, на указанную дату не утратившие силу, и которые на дату рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение.
В соответствии с пунктом 48 Правил N 1547 в случае, если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.
Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса.
Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.
Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Частью 3 статьи 27 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" определено, что юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
В соответствии с пунктом 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках.
Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (пункт 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям).
Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что газопровод относится к имуществу, в отношении которого действует специальный правовой режим, обусловленный его функциональным назначением, в связи с чем правомочия собственника указанного имущества ограничены в законодательном порядке.
В соответствии с пунктом 48 Правил N 1547 основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Партнерство не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по своим сетям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
Также суд первой инстанции верно отметил, что действующее законодательство не предусматривает выдачу согласия основным абонентом на условиях компенсации его затрат по строительству и эксплуатации газопровода.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что в силу статьи 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункта 8 Приказа ФАС России от 16.08.2018 N 1151/18 "Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину" расходы на компенсацию затрат правообладателей газопроводов- источников (основных абонентов) по строительству и эксплуатации газопроводов-источников, а равно иные выплаты основному абоненту, не учитываются при определении размера платы за технологическое присоединение и (или) размера стандартизированных тарифных ставок.
Аналогичной позиции по указанному вопросу придерживается Минэнерго РФ, которое в письме от 29.05.2022 N ПС-7241/09 отметило, что собственники газораспределительных газопроводов (основные абоненты) для получения дохода от газораспределительных сетей вправе учредить юридическое лицо (коммерческую организацию), передать вновь созданному юридическому лицу сети газораспределения, используемые основным абонентом, и обратиться для установления тарифа на транспортировку газа, платы за подключение в орган исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов), и осуществлятьподключение новых абонентов, взымая соответствующую плату за подключение и транспортировку газа.
Неправомерность каких-либо выплат основному абоненту вне устанавливаемого тарифа неоднократно подтверждена Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 21.09.2018 N310-ЭС18-8787 по делу NA35-5804/2016, Определении от 24.01.2019 года N306-ЭС18-23615 по делу NА57-32354/2016, который указал, что получение собственником газораспределительной сети платы за пользование газораспределительной сетью вне устанавливаемого государственного регулирования тарифов будет означать получение таким собственником доходов от использования газораспределительной сети в обход требований действующего законодательства, что является недопустимым.
Из изложенного следует, что требование истца к ответчику о взыскании денежной компенсации в размере 150 000 рублей за подключение к газораспределительным сетям основного абонента является необоснованным, поскольку выдача согласия на подключение за предоставление компенсационной выплаты противоречит действующему законодательству, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении заявленного требования.
Также по смыслу пункта 15 Правил 1550 финансированию за счет средств ЕОГ подлежат непокрытые расходы газораспределительной организации на реализацию мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации.
Перечень мероприятий по технологическому присоединению определен в п. 3 Правил 1547 и получение согласия от основного абонента на подключение заявителей к газораспределительной сети основного абонента в них не входит. Тем самым, учитывая целевой характер предоставляемого в рамках Правил 1550 финансирования, исключается возможность финансирования газораспределительной организации со стороны ЕОГ указанных расходов, поскольку данные расходы не являются мероприятиями по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1550 в рамках договора на финансирование под мероприятиями по технологическому присоединению к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования в рамках догазификации подразумеваются мероприятия по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем, предусмотренные межрегиональной или региональной программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций в части пообъектного плана-графика догазификации, и мероприятия, содержащиеся в договорах о технологическом присоединении к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, заключаемых в рамках догазификации.
Из вышеназванного следует, что мероприятия по технологическому присоединению в рамках Правил N 1550 подразумевают непосредственное строительство газораспределительных сетей/газотранспортных систем и(или) их реконструкцию. При этом роль ЕОГ в указанных взаимоотношениях согласно п. 4 Правил N 1550 заключается в том, что ЕОГ осуществляет финансирование этих мероприятий, а их реализацией занимается ГРО. Это также подтверждается и порядком заключения договора на технологическое присоединение в рамках Правил N 1547, в которых именно ГРО готовит договор на технологическое присоединение, включая технические условия к нему (п. п. 28, 41, 42, 49 Правил N 1547), тем самым определяя фактические условия подключения заявителей.
В связи с этим, вопреки доводам Истца, ЕОГ не осуществляет непосредственно выполнение мероприятий по технологическому присоединению, а лишь содействует ГРО в их выполнении путем предоставления финансирования строительства и(или) реконструкции. При этом получение согласия основного абонента на подключение заявителей не связано напрямую со строительством и(или) реконструкцией газораспределительных сетей или газотранспортных систем.
Также по смыслу п. 4, 10 Правил N 15501 следует, что ЕОГ осуществляет финансирование мероприятий по технологическому присоединению объектов заявителей к газораспределительным сетям, которые выполняются газораспределительными организациями в рамках догазификации (далее - "Мероприятия по догазификации") на основании заключенного договора на финансирование мероприятий по догазификации.
Согласно п. п. 21, 22 Правил N 1550, так как тарифы на транспортировку газа и осуществление технологического подключения подлежат государственному регулирования, финансирование мероприятий по догазификации осуществляется не в произвольном размере, а в размере экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по догазификации, порядок определения которых регламентирован Приказом ФАС России от 16.08.2018 N 1151/18 "Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину".
Таким образом, из вышеуказанного нормативно-правового регулирования следует, что у ответчика отсутствует обязанность по финансированию затрат газораспределительных организаций на получение согласия от основного абонента на подключение, поскольку такие расходы являются экономически необоснованными.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска.
При проверке обоснованности доводов заявителя апелляционной жалобы коллегия судей не установила оснований для иных выводов по существу спора. Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены по вышеуказанным основаниям.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.06.2023 по делу N А43-10929/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческого партнёрства "Товарищество индивидуальных застройщиков "Надежда-НН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
Е.А. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10929/2022
Истец: НП ТИЗ "Надежда-НН"
Ответчик: ПАО "Газпром Газораспределение Нижний Новгород"
Третье лицо: ларютина татьяна николаевна, ООО "Газпром газификация", ООО "газпромгазификация", ООО "игна"