г. Челябинск |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А76-34557/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Азбука Машин" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25 июля 2023 года по делу N А76-34557/2022.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Азбука Машин" - Шустовских М.В. (паспорт, протокол от 12.10.2021 N 1).
Центральная акцизная таможня (далее также - истец, таможня) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области к обществу с ограниченной ответственностью "Азбука Машин" (далее - ответчик, ООО "Азбука Машин", общество) о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в размере 2 835 000 руб., пени в размере 145 545 руб. 75 коп. (с учётом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
Также Центральная акцизная таможня заявила отказ от исковых требований о взыскании утилизационного сбора в размере 945 000 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.07.2023 (резолютивная часть решения объявлена 20.07.2023) по делу N А76-34557/2022 принять частичный отказ от требования о взыскании с ООО "Азбука Машин" утилизационного сбора в сумме 945 000 руб., производство по делу в данной части прекращено. Требование удовлетворено. С ООО "Азбука Машин" в пользу Центральной акцизной таможни взыскан утилизационный сбор в сумме 2 835 000 руб., пени в сумме 65 976 руб. 75 коп. за период с 23.06.2022 по 16.03.2023, начисленную на задолженность в сумме 945 000 руб., пени в сумме 79 569 руб. за период с 23.06.2022 по 30.09.2022, начисленную на задолженность в сумме 2 835 000 руб., пени за период с 01.10.2022 по дату уплаты задолженности в сумме 2 835 000 руб. С ООО "Азбука Машин" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 42 628 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Азбука Машин" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что ООО "Азбука Машин" зарегистрировало спорные транспортные средства, получило ПТС. Обществом представлены документы, предусмотренные для уплаты утилизационного сбора. Также апеллянт указывает, что денежные средства имелись на счёте ООО "Азбука Машин", но списаны только в отношении одной машины. Денежные средства в размере 4 008 000 руб. зачислены на единый целевой счет, что свидетельствует об исполнении обществом обязательства по уплате утилизационного сбора.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Центральной акцизной таможни.
До начала судебного заседания от Центральной акцизной таможни через систему "Мой Арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес лиц, участвующих в деле.
В порядке части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные Центральной акцизной таможней документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Азбука Машин" поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Азбука Машин" в декларации на товар N 10009100/280522/3058884 задекларированы и помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления грузовые самосвалы. Задекларированные в вышеуказанной ДТ товары были выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
По ДТ N 10009100/280522/3058884 ввезены 4 самосвала в Российскую Федерацию. Общество представило документы, предусмотренные пунктом 11 Правил для уплаты утилизационного сбора 16.03.2023, что подтверждается обращением Общества о внесении изменений в ДТ от 16.03.2023 N 10009100/280522/3058884.
На основании приставленных документом таможней с единого лицевого счёта общества были списаны денежные средства в отношении только одного самосвала, что подтверждается ТПО, в связи с тем, что на едином лицевом счёте было недостаточно средств.
ООО "Азбука Машин" 28.05.2022 в ДТ 0009100/280522/3058884 продекларирован товар: грузовой дизельный самосвал марки "SHACMAN" 2022 года выпуска, золото-чёрного цвета - 2 единицы, оранжево-черного - 2 единицы, модели 331863366, типа SX3318, модификации 8х331863366, категории n3g, экологический класс, с механической трансмиссией, производитель: Shaanxi Automobile Group co., ltd, КНР товарный знак: SHACMAN.
На момент обращения с заявлением в суд утилизационный сбор за указанную технику в размере 3 780 000 руб. ответчиком не был уплачен. Документов, позволяющих отнести ввезённую технику к транспортным средствам, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, обществом не представлено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Центральной акцизной таможней с настоящим заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности оснований для взыскания утилизационного сбора.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
На основании пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
Правилами взимания утилизационного сбора, как в отношении колесных транспортных средств (шасси), так и в отношении самоходных машин предусмотрено, что они устанавливают порядок взимания утилизационного сбора за транспортные средства, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации, и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ требуется уплата утилизационного сбора.
Уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками утилизационного сбора в соответствии со статьей 24.1 указанного Федерального закона. Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики - лица, ввезшие транспортных средств в Российскую Федерацию, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в валюте Российской Федерации отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства. Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик или его уполномоченный представитель в случае, если декларирование транспортного средства к нему не осуществляется, представляют в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика, необходимые документы по установленным перечням.
Согласно пункту 6 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации; с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" Правительством Российской Федерации утверждены: Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора - Постановлением от 26.12.2013 N 1291 Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора - Постановлением от 06.02.2016 N 81 (далее - Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси), Постановление N 1291, Перечень видов и категорий самоходных машин, Правила N 81).
В силу пункта 3 Правил N 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Согласно пункту 11 "Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора", утвержденных Постановлением N 1291, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства: платежные документы об уплате утилизационного сбора, расчет суммы утилизационного сбора, а также документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора.
Документы должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования) либо с момента фактического пересечения колесными транспортными средствами (шасси) и прицепами к ним государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов (пункт 13 Правил N 81).
В соответствии с пунктом 17 Правил N 81 в случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ответчиком в ДТ N 10009100/280522/3058884 задекларированы и помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления грузовые самосвалы. Задекларированные в вышеуказанной ДТ товары были выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
По ДТ N 10009100/280522/3058884 ввезены 4 самосвала в Российскую Федерацию.
Общество представило документы, предусмотренные пунктом 11 Правил N 81 для уплаты утилизационного сбора 16.03.2023, что подтверждается обращением общества о внесении изменений в ДТ от 16.03.2023 N 10009100/280522/3058884.
До этого Ответчик неоднократно обращался в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в ДТ, во всех случаях было отказано, решения об отказе во внесении изменений в ДТ приобщены таможенным органом в материалы дела.
Изначальный расчёт утилизационного сбора не мог быть принят таможенным органом.
На момент регистрации ДТ пункта 15 раздела II Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утверждённых Постановлением N 1291, выглядел следующим образом.
Виды и категории транспортных средств |
Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора |
|
новые транспортные средства |
транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет |
|
II. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий | ||
15. Автосамосвалы технически допустимой максимальной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн |
6,3 |
13,57 |
Как усматривается из материалов дела, техника общества относится к категории N3, выпуска с технически допустимой максимальной массой 41 тонна и является автосамосвалом 2022 года выпуска.
Следовательно, для расчёта утилизационного сбора должен применяться коэффициент 6,3.
Общество в свою очередь представило в таможенный орган расчёт утилизационного сбора, где указан коэффициент 6,68.
На момент регистрации ДТ пункт 14 раздела II Перечня выглядел следующим образом.
Виды и категории транспортных средств |
Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора |
|
новые транспортные средства |
транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет |
|
II. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий | ||
14. Седельные тягачи технически допустимой максимальной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн |
6,68 |
13,57 |
Вместе с тем техника, ввезённая обществом не является седельным тягачом, что подтверждается самим ответчиком, как в отзыве на исковое заявлении, так и в декларации.
Таможенный орган не имеет право списывать неверно рассчитанный утилизационный сбор, потому как это является нарушением Постановления N 1291.
В соответствии с пунктом 12(3) Правил N 81 основаниями для возврата плательщику комплекта документов являются:
а) недостоверность или неполнота сведений, представленных плательщиком на основании пункта 11 Правил;
б) отсутствие чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом (если уплата утилизационного сбора осуществляется отдельными расчетными (платежными) документами);
в) отсутствие поступления суммы утилизационного сбора по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства;
г) отсутствие денежных средств на лицевом счете плательщика, достаточных для уплаты утилизационного сбора (если его уплата осуществляется посредством авансовых платежей).
Расчёт утилизационного сбора представлялся в электронном виде организацией посредством автоматизированной системы "АИСТ-М", информация о списании утилизационного отображается в карточке транспортного средства и подгружается в систему отдельным уведомлением (сведения об оформленных ТПО). Дополнительно информация о не списании утилизационного сбора размещается на сайте ЦАТ (https://cat.customs.gov.ru/) в разделе "Информация для участников ВЭД" - "сведения о товарах, по которым не осуществлено списание утилизационного сбора" в зависимости от даты выпуска декларации.
После внесения изменения в ДТ в соответствии с обращением Общества о внесении изменений в ДТ от 16.03.2023 N 10009100/280522/3058884 с единого лицевого счёта общества списаны денежные средства в отношении только одного самосвала, что подтверждается ТПО, потому что на едином лицевом счёте было недостаточно средств (таблица остатков денежных средств на едином лицевом счёту была представлена в суд первой инстанции).
Стоит отметить, что денежные средства для уплаты утилизационного сбора (как и средства для оплаты любых таможенных платежей) в отношении колёсных транспортных средств зачисляются на единый лицевой счёт (ЕЛС) декларанта КБК 153 1 10 09000 01 1000 110 "Авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)", которыми общество может распоряжаться по своему усмотрению.
К моменту списания утилизационного сбора в отношении одного самосвала (товар N 1 ДТ N 10009100/280522/3058884) общество израсходовало денежные средства с единого лицевого счёта денежные средства на иные нужды.
Довод апелляционной жалобы относительно оформления паспортов транспортных средств подлежит отклонению судебной коллегией, поскольку электронный паспорт транспортного средства выдаётся на транспортные средства в независимости от уплаты утилизационного сбора.
Информация об оформлении ПТС имеется в таможенном органе, однако утилизационный сбор не оплачен, ТПО не оформлялись, сведения об уплате утилизационного сбора в ПТС не вносились. Информация из ЕАИС представлена таможенным органом.
На основании вышеуказанного в отношении самосвала WIN N LZGJX4Z69NX001346 (ДТ N 10009100/280522/3058884 товар N 1) списан утилизационный сбор с единого лицевого счёта на сумму 945 000 руб. в подтверждение уплаты утилизационного сбора оформлен ТПО N 10009100/290323/1000114007.
Вопреки доводам апелляционной жалобы согласно Постановлению N 1291 общая сумма подлежащего уплате ответчиком утилизационного сбора составляет 2 835 000 руб., требования Центральной акцизной таможни подлежат удовлетворению.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, ведущих к отмене судебного акта, не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции, в связи с чем они подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы относятся на её подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25 июля 2023 года по делу N А76-34557/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Азбука Машин" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-34557/2022
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "АЗБУКА МАШИН"