г. Санкт-Петербург |
|
05 мая 2023 г. |
Дело N А26-10616/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Датская Е.И. по доверенности от 16.03.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9306/2023) Карельской таможни на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.03.2023 по делу N А26-10616/2022 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению ООО "Амкодор-Онего"
к Карельской таможне
о оспаривании постановлений
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АмкодорОнего" (ОГРН 1181001007670, ИНН 1001336492, адрес: 185034, Республика Карелия, г. Петрозаводск, проезд Тидена, д. 13, стр. 1; далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Карельской таможне (ОГРН 1081001009440, ИНН 1001017986, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ф. Энгельса, д. 25; далее - ответчик, Таможня) об оспаривании постановлений от 29.11.2022 N N 10227000-2027/2022, 10227000-2028/2022, 10227000-2029/2022, 10227000-2030/2022, 10227000-2031/2022, 10227000-2032/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 51 000 руб. по каждому постановлению.
Решением суда от 06.03.2023 заявление Общества удовлетворено частично, признаны незаконными и отменены вынесенные 29.11.2022 в городе Петрозаводске Карельской таможней постановления N N 10227000-2028/2022, 10227000-2029/2022, 10227000-2030/2022, 10227000-2031/2022, 10227000-2032/2022 о назначении ООО "Амкодор-Онего" административного наказания по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 51 000 рублей по каждому постановлению, в удовлетворении требования о признании незаконным вынесенного 29.11.2022 в городе Петрозаводске Карельской таможней постановления N 10227000-2027/2022 о назначении ООО "Амкодор-Онего" административного наказания по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 51 000 рублей отказано.
Не согласившись с указанным решением, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда изменить в части признания незаконными оспариваемых постановлений. Податель жалобы ссылается на отсутствие оснований для применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
От Общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которой оно просит решение суда части отказа в удовлетворении заявления отменить, применить положения о малозначительности.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражал против признания правонарушения малознакчительным.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом 16.09.2022 в таможенный орган представлена статистическая форма учета перемещения товаров во взаимной торговле Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза за апрель и май 2022 года в виде электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи: регистрационные номера 10227000/160922/С262848, 10227000/160922/С262847, 10227000/160922/С262849, 10227000/160922/С262850, 10227000/160922/С262851, 10227000/160922/С262854 с системными номерами: ED20220916070811261, ED20220916070829026, ED20220916070931434, ED20220916070947606, ED20220916071000059, ED20220916071012606.
Из указанных документов следовало, что в апреле и мае 2022 года: ООО "АМКОДОР-ОНЕГО" от ОАО "Амкодор-Управляющая компания холдинга" получен товар - машинокомплект форвардер АМКОДОР 2662-01 N 17; ООО "АМКОДОР-ОНЕГО" отправило в ОАО "Промагролизинг" товары: харвестер АМКОДОР 2561 N AR102561NM0000034; форвадер АМКОДОР 2661-01 N AR102662NM0100051; харвестер АМКОДОР 2561 N AR102561NM0000036; харвестер АМКОДОР 2561 N AR102561NM0000035; харвестер АМКОДОР 2561 N AR102561NM0000039, на основании соответствующих документов.
Согласно данным из представленных статистических форм, Общество в апреле и мае 2022 года осуществило вывоз из Российской Федерации указанных товаров. За отчетные периоды апрель и май 2022 статистические формы учета перемещения товаров должны были быть представлены не позднее 19.05.2022 и 15.06.2022 соответственно, однако фактически сведения были представлены 16.09.2022.
За нарушение сроков представления статистической формы учета взаимной торговли Российской Федерации с государствами членами Евразийского экономического союза уполномоченным должностным лицом Таможни 08.11.2022 составлены протоколы об административном правонарушении N N 10227000- 2027/2022, 10227000-2028/2022, 10227000-2029/2022, 10227000-2030/2022, 10227000-2031/2022, 10227000-2032/2022.
Постановлениями от 29.11.2022 N N 10227000-2027/2022, 10227000- 2028/2022, 10227000-2029/2022, 10227000-2030/2022, 10227000-2031/2022, 10227000-2032/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 51 000 рублей по каждому постановлению.
Не согласившись с указанными постановлениями Таможни, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии события вмененного Обществу правонарушения. Вместе с тем, суд установил, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Выслушав представителя Таможни, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными Решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Частью 2 указанной статьи обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила), определяющие порядок ведения и заполнения статистической формы учета перемещения товаров (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет, независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
В соответствии с пунктом 6 Правил статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (пункт 8 Правил).
Пунктом 9 Правил установлено, что статистическая форма предоставляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
В соответствии с пунктом 16 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт представления Обществом в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров с нарушением срока, установленного пунктом 9 Правил, установлен административным органом, подтверждается материалами дела и не оспаривается Обществом, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена части 2 статьей 19.7.13 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований таможенного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в действиях Общества вины во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Протоколы об административных правонарушениях составлены и постановления вынесены уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемых постановлений, судами двух инстанций не установлено.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства и характер совершенного правонарушения, отсутствие исключительности, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10), если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пунктом 18 названного Постановления Пленума ВАС РФ N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В связи с чем административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Суд апелляционной инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, а также наличия отягчающего обстоятельства в виде повторного совершения однородного правонарушения, не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии у таможенного органа оснований для вынесения отдельных постановлений о привлечении к административной ответственности по каждой статистической форме учета перемещения товаров, поскольку таможенным органом фактически было выявлено одно правонарушение по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, поскольку все статистические формы за отчетные месяцы года были предоставлены в один день 16.09.2022 и постановления об АП вынесены Таможней также в один день 29.11.2022.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06.04.2022 часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ должны применяться при любом виде государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, поскольку иное не следует из содержания нормы.
Как следует из материалов дела, факт нарушения Обществом срока представления статистических форм учета перемещения товаров за апрель, май 2022 года был выявлен таможенным органом одновременно по всем спорным статистическим формам учета перемещения товаров при осуществлении в соответствии с пунктом 12 Правил контроля за своевременностью представления статистических форм.
Таким образом, с 06.04.2022 к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ; Общество должно быть привлечено к ответственности за совершение одного административного правонарушения выявленного при проведении одного контрольного мероприятия, с назначением наказания как за совершение одного административного правонарушения.
Учитывая изложенное суд первой инстанции правомерно признал незаконными и отменил постановления Таможни от 29.11.2022 N N 10227000-2028/2022, 10227000-2029/2022, 10227000-2030/2022, 10227000- 2031/2022, 10227000-2032/2022 о назначении ООО "Амкодор-Онего" административного наказания по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 51 000 рублей по каждому постановлению.
Учитывая положения Закона N 70-ФЗ, суд правомерно указал, что Общество подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения, в связи с чем законным является первое постановление о привлечении к административной ответственности от 29.11.2022 N 10227000-2027/2022.
Назначенное Обществу наказание в размере, установленном санкцией части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 51 000 руб. отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в признании совершенного правонарушения малозначительным. Апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06 марта 2023 года по делу N А26-10616/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Карельской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10616/2022
Истец: ООО "АМКОДОР-ОНЕГО"
Ответчик: Карельская таможня