г. Челябинск |
|
03 октября 2023 г. |
Дело N А07-34303/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29 июня 2023 года по делу N А07-34303/2022.
Общество с ограниченной ответственностью "Чекмагушевский молочный завод" в лице конкурсного управляющего Саитгареева Рустэма Фаритовича (далее - ООО "Чекмагушмолзавод", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Минэкологии РБ, административный орган) об оспаривании постановления N 96-МЛ/2022 от 16.03.2022.
Решением Арбитражного суда республики Башкортостан от 29.06.2023 (резолютивная часть объявлена 20.06.2023) Постановление Минэкологии РБ о назначении административного наказания N 96-МЛ/2022 от 16.03.2022 о привлечении к административной ответственности по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. изменено, административный штраф заменен на предупреждение.
Не согласившись с вынесенным решением, Минэкологии РБ (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд первой инстанции безосновательно восстановил обществу срок на обжалование указанного постановления о привлечении к административной ответственности, что является основанием для отмены судебного акта.
До начала судебного заседания от заявителя через систему "Мой Арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу, приобщенный судом к материалам дела в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 12.02.2019 определением Арбитражного суда Республики Башкортостан в отношении ООО "Чекмагушмолзавод" возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) N А07-3531/2019.
12.08.2020 определением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-3531/2019 в отношении ООО "Чекмагушмолзавод" введена процедура наблюдения.
08.09.2021 решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-3531/2019 (резолютивная часть объявлена 01.09.2021) ООО "Чекмагушмолзавод" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим утвержден Саитгареев Рустэм Фаритович.
Уполномоченными лицами отдела Водных ресурсов по Республике Башкортостан Камского БВУ проведена проверка, в ходе которой установлено, что ООО "Чекмагушмолзавод" нарушены обязанности, предусмотренные пунктом 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской федерации, не представлены сведения за 4 квартал 2021 года.
16.03.2022 в отношении ООО "Чекмагушмолзавод" вынесено постановление N 96-МЛ/2022 о признании виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившееся в нарушении условий Договора водопользования от 16.07.2018 N 02-10.01.02.015-Р-РСХБ-С-2018-0425/00 и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Считая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Суд первой инстанции, изменяя постановление административного органа, пришел к выводу о доказанности факта совершения обществом административного правонарушения, однако с учетом положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ заменил административный штраф на предупреждение.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, что не освобождает лицо, оспаривающее решение о привлечении к административной ответственности, от обязанности представлять доказательства в подтверждение своих доводов.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно статье 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в использовании водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, либо использование с нарушением его условий.
Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации использованием водных объектов (водопользование) признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации в иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В силу пункта 1 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 названного Кодекса на основании договоров водопользования.
Пунктом 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственников водного объекта, водопользователей при использовании водных объектов вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества утвержден приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903 (далее - Порядок N 903).
Пунктом 24 Порядка N 903 сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (формы 3.1 - 3.3, указанные в приложении к Порядку), представляются в уполномоченный на предоставление водного объекта в пользование орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом на бумажном носителе с реквизитами и заверенные подписью лиц, указанных в пункте 2 Порядка, либо в виде электронного документа с реквизитами, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Кроме того, Пунктом 4 "Программы ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной в месте водопользования" (приложение N 4 к договору водопользования от 21.12.2015) также предусмотрена обязанность общества по ежеквартальному предоставлению в период водопользования (до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) в департамент сведений учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта (отчет по форме 3.1).
Из указанного выше следует, что последним днем представления сведений учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта было 17.01.2022.
Однако из материалов дела следует, что общество не исполнило указанную обязанность по предоставлению сведений, полученных в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, что является основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ООО "Чекмагушмолзавод" имело возможность для соблюдения действующего законодательства, каких-либо объективных препятствий к исполнению данных требований не установлено, что свидетельствует о наличии вины заявителя в совершенном правонарушении.
При названных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности наличия в действиях ООО "Чекмагушмолзавод" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ.
ООО "Чекмагушмолзавод" привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Процессуальных нарушений, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения судами не установлено.
Однако суд первой инстанции в соответствии со статьями 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ пришел к выводу о необходимости изменения административного наказания на предупреждение.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Общество является субъектом малого предпринимательства, включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10.07.2022.
Материалы настоящего дела не содержат сведений о том, что заявителем ранее совершались административные правонарушения. Также отсутствуют доказательства причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, доказательства наличия имущественного ущерба.
В виду изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возможности изменения административного наказания на предупреждение.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном восстановлении срока на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности, подлежит отклонению.
Согласно части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска этого срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В силу части 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Статьей 30.3 КоАП РФ предусмотрено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока, этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Таким образом, вопрос о восстановлении срока на обращение в суд с рассматриваемым заявлением отнесен к категории судейского усмотрения.
Из материалов дела следует, что 08.09.2021 решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-3531/2019 (резолютивная часть объявлена 01.09.2021) ООО "Чекмагушмолзавод" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Саитгареев Рустэм Фаритович.
Согласно пункту 2 статьи 126 Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия.
Из пункта 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Таким образом, на момент вынесения спорного постановления от 16.03.2022, в отношении ООО "Чекмагушмолзавод" было введено конкурсное производство, утвержден конкурсный управляющий.
Однако материалы дела не содержат доказательств надлежащего извещения конкурсного управляющего о привлечении ООО "Чекмагушмолзавод" к административной ответственности.
Указанные обстоятельства признаны судом уважительной причиной пропуска срока на обжалование постановления, в связи с чем, срок для обжалования восстановлен судом правомерно.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились и не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда.
Таким образом, обжалуемое решение законное, обоснованное и мотивированное, выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Все выводы суда основаны на материалах дела и соответствуют установленным обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности) государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29 июня 2023 года по делу N А07-34303/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-34303/2022
Истец: ООО ЧЕКМАГУШЕВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД
Ответчик: Министерство природопользования и экологии РБ