г. Москва |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А40-122878/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А. Яремчук,
рассмотрев апелляционную жалобу
Акционерного общества "Военторг"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.08.2022 по делу N А40-122878/22,
в порядке упрощенного производства
по иску Министерства обороны Российской Федерации
(ИНН: 7704252261)
к Акционерному обществу "Военторг"
(ИНН: 7704726183)
о взыскании денежных средств,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Минобороны России обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с АО "Военторг" штрафа в размере 145 481 руб. 36 коп..
Решением суда от 30.08.2022 исковые требования Минобороны России удовлетворены.
АО "Военторг" не согласилось с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, указав на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоразмерность начисленных пени последствиям нарушения обязательства.
Минобороны России направило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и АО "Военторг" (исполнитель) заключен государственный контракт от 31.05.2021 N 310521/ВП на оказание услуг по питанию для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2021 году, по условиям которого исполнитель обязуется в установленный контрактом срок оказывать услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом.
В соответствии со ст.ст.779,781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Цена контракта составляет указана в п. 4.1 контракта.
По условиям пункта 3.2 контракта исполнитель обязан своевременно и надлежащим образом оказать услуги в соответствии с условиями контракта (пункт 3.2.1); обеспечить соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам правилам, государственным стандартам, санитарно эпидемиологическим требованиям и т.п.), установленным законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, руководящими документами заказчика и контрактом (пункт 3.2.2); ежедневно оказывать услуги в объеме, соответствующем данным о количестве питающихся, стоящих на довольствии, которые письменно доведены до исполнителя получателем (пункт 3.2.3).
Согласно пункту 3.1.2 контракта, исполнитель вправе привлекать к выполнению контракта соисполнителей (третьих лиц).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на нарушение ответчиком подпунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 контракта, неисполнение исполнителем обязательств, наличие оснований для применения к ответчику штрафных санкций в соответствии с условиями пункта 8.3 контракта.
Согласно акту о выявленных недостатках при организации питания от 9 сентября 2021 г. при проведении проверки организации питания в столовой N 41/13-3 военного городка N 1 было установлено ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту, предусмотренных подпунктом 8.3.4 Контракта, подпунктом 5.1 Контракта.
Актом о выявленных недостатках при организации питания от 15 октября 2021 г., утвержденным врио командира войсковой части 91706, при проведении 15 октября 2021 г. проверки организации питания военнослужащих войсковой части 91706, установлено ненадлежащее исполнение соисполнителем услуг обязательств по контракту, предусмотренных подпунктом 8.3.9 контракта (приготовление, выдача питающимся блюд, не запланированных в раскладке продуктов), а именно: соисполнителем услуг была произведена несогласованная с командиром войсковой части замена масла сливочного, выдача которого на завтрак предусмотрена утвержденной раскладкой продуктов по норме N 1 (общевойсковой паек), на спред сливочно-растительный - один факт нарушения (далее - Нарушение N 2).
Актом о выявленных недостатках при организации питания личного состава Черноморского высшего военно-морского училища имени П.С.Нахимова от 13 июля 2021 г. N 31, утвержденным начальником Черноморского высшего военно-морского училища имени П.С.Нахимова, при проведении проверки продовольственного склада ЧВВМУ имени П.С.Нахимова, установлено ненадлежащее исполнение соисполнителем услуг обязательств по контракту, предусмотренных подпунктом 8.3.1 Контракта, а именно: использование для приготовления пищи и (или) выдачи продуктов питания не соответствующих требованиям контракта к качеству, безопасность и безвредность которых для здоровья человека не подтверждена документами либо копиями документов установленного образца, надлежаще оформленных и (или) заверенных: соисполнителем Услуг для организации питания военнослужащих используется продовольствие, не соответствующее требованиям Контракта к качеству, а именно: 1 июля 2021 г. был произведен отбор проб продовольствия (масло сливочное "Крестьянское", партия 21,6 кг (м.ж.д. 72,5 %, фасовка по 0,015 кг, дата изготовления 7 мая 2021 г., производитель ООО "Ферма", (Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 23, литер А, офис 356)), выдаваемого для организации питания личного состава ЧВВМУ имени П.С.Нахимова, признанного не соответствующим требованиям ГОСТ 32261- 2013 по показателю "наличие жиров немолочного происхождения" по результатам проведенных лабораторных испытаний в Центре (ветеринарно-санитарной экспертизы и лабораторной диагностики Черноморского Флота (протокол лабораторных испытаний от 6 июля 2021 г. N 790/1/21, постановление о запрещении использования продукции по назначению от 6 июля 2021 г. N 46) - один факт нарушения (далее - Нарушение N 3).
Актом о выявленных недостатках при организации питания военнослужащих в столовой 17/1 войсковой части 13140 от 2 июля 2021 г., утвержденным врио командира войсковой части 13140, при проведении 1 июля 2021 г. проверки организации питания, установлено ненадлежащее исполнение соисполнителем услуг обязательств по контракту, предусмотренных подпунктом 8.3.4 контракта (невыполнение и (или) нарушение исполнителем требований, предъявляемых ветеринарными, санитарно-эпидемиологическими правилами к уборке и санитарной обработке помещений, оборудования, столовокухонной посуды, на которых оказываются услуги по питанию, условиям транспортировки, приемки, переработки продуктов питания, технологическим процессам приготовления пищи), а именно: соисполнителем услуг на обед было выдано второе блюдо, в котором военнослужащим было обнаружено мертвое насекомое - один факт нарушения.
Общий размер штрафа по вышеуказанным нарушениям составляет 145 481 руб. 36 коп., согласно расчету, представленному в исковом заявлении.
В силу положений ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В свою очередь, часть 1 статья 330 ГК РФ устанавливает, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Меры ответственности за нарушение условий контракта стороны согласовали в разделе 8.
Согласно п.8.4 контракта штраф предъявляется по каждому факту выявления нарушений, о чем составляется соответствующий акт по форме, установленной приложением N 7 к контракту.
В соответствии с подп. "а" Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей.
Взыскание штрафа по фактам, не указанным в акте проверки, недопустимо.
Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 42.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Списание неустоек регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 обязательств, предусмотренных контрактом" (вместе с "Правилами осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом".
В соответствии с подп. "а" п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Как предусмотрено пунктами 4, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).
При наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является:
а) в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом.
Таким образом, именно на государственного заказчика законом возложена обязанность по организации сверки взаимных расчетов по начисленным в период действия спорного государственного контракта штрафов.
Вместе с тем, истцом не представлены доказательства принятия во исполнение вышеприведенных норм закона мер по обеспечению сверки расчетов штрафам по данному контракту.
По смыслу приведенных положений списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением в том числе в 2021 году обязательств, предусмотренных контрактом, при соблюдении указанных в них условий являются именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика.
Данный правовой подход изложен в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, и неоднократно отражался в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, в том числе в определениях от 14.08.2018 N 305-ЭС18- 5712, от 30.10.2018 N 305- ЭС18-10724, от 18.07.2019 N 305-ЭС19-5287).
Из материалов дела следует, что обязательства по контракту исполнены ответчиком в полном объеме, услуги оказаны до 31.12.2021 (пункт 12.2 контракта), срок действия контракта истек 01.04.2022 (пункт 12.1 контракта).
При этом начисленная истцом неустойка по настоящему исковому заявлению не превышает 5 процентов цены контракта.
Однако истцом действия по обеспечению сверки, предусмотренной пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, не осуществляются.
При таких обстоятельствах начисленная истцом неустойка в сумме 145 481 руб. 36 коп. подлежит списанию на основании вышеуказанных норм права.
Аналогичный вывод указан во вступившем в законную силу постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу N А40-68503/2022 от 27.02.2023 года.
В связи с чем исковые требования подлежат отклонению, обжалуемое решение суда - отмене.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.08.2022 по делу N А40-122878/22 отменить.
В удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7704252261) отказать.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7704252261) в пользу Акционерного общества "Военторг" (ИНН: 7704726183) расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Л.А. Яремчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-122878/2022
Истец: АО "ВОЕНТОРГ", МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Минобороны России
Ответчик: АО "ВОЕНТОРГ"