03 октября 2023 г. |
Дело N А83-5562/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судей |
Приваловой А.В., Кравченко В.Е., Градовой О.Г., |
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Ибриш Заремы Эмирусеиновны - Джемалединова Л.Ю., по доверенности N 82АА2759084 от 23.05.2022, представлено удостоверение адвоката;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ибриш Заремы Эмирусеиновны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 31 января 2023 года по делу N А83-5562/2021, рассмотренному
по заявлению индивидуального предпринимателя Ибриш Заремы Эмирусеиновны
к Совету министров Республики Крым,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство сельского хозяйства Республики Крым, Администрация Войковского сельского поселения Первомайского района Республики Крым,
об оспаривании распоряжения и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ибриш Зарема Эмирусеиновна (далее - ИП Ибриш З.Э., заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным распоряжения Совета министров Республики Крым от 17.11.2020 N 1822-р "Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую". В качестве способа восстановления нарушенного права предприниматель просит обязать Совет министров Республики Крым (далее - уполномоченный орган) перевести категорию земельного участка общей площадью 4328 кв.м., с кадастровым номером 90:09:040501:322, расположенного по адресу: Республика Крым, Первомайский район, на территории Войковского сельского совета, с "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта и связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, и земли иного специального назначения".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство сельского хозяйства Республики Крым, Администрация Войковского сельского поселения Первомайского района Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 31.01.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, ИП Ибриш З.Э. обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указывает, что Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не устанавливает прямого запрета на перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения при соответствии испрашиваемой категории земельного участка, на котором расположена АЗС, утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории. Суд не принял во внимание, что спорное распоряжение об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую лишает предпринимателя возможности пользоваться данным земельным участком, а также предрешает судьбу здания АЗС, поскольку в такой ситуации автозаправочная станция размещается на земельном участке сельскохозяйственного назначения в нарушение требований земельного законодательства. Кроме того, судом не учтено, что предыдущий собственник земельного участка возместил потери сельскохозяйственного производства при отводе земли под строительство АЗС. Считает ошибочными выводы суда о недоказанности заявителем низкого уровня плодородия почвы на земельном участке, поскольку бремя доказывания данного обстоятельства лежит на Совете министров Республики Крым, а не на заявителе, к тому же это обстоятельство правового значения не имеет, так как предыдущий собственник произвел оплату сельскохозяйственных потерь, расчет которых производился исходя из баллов бонитета почвы (интегральной оценки производительности почвы), равной 16, то есть непригодной для использования в сельском хозяйстве.
Совет министров Республики Крым и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в отзывах на апелляционную жалобу просят отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, оставить решение суда без изменения, полагая, что в рассматриваемом случае отсутствуют предусмотренные законом основания для перевода земельного участка сельскохозяйственного назначения в иную категорию.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы, просила ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о судебном заседании извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем своевременного размещения информации о дате, месте и времени судебного заседания на официальном сайте суда www.21aas.arbitr.ru, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 5 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и в возражениях на нее, оценив представленные в дело доказательства, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ибриш З.Э. является собственником земельного участка с кадастровым номером 90:09:040501:322, площадью 4328 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, Первомайский район, на территории Войковского сельского совета, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование. Земельный участок принадлежит заявителю на праве собственности на основании договора дарения от 18.10.2017, заключенного между Падай Э.И. и Ибриш З.Э., решения собственника о разделе земельного участка от 19.01.2018, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись от 02.03.2018 N 90:09:040501:322-90/090/2018-1.
Также Ибриш З.Э. является собственником нежилого здания АЗС площадью 59,4 кв.м., расположенного по адресу: Первомайский район, с/с Войковский, трасса Каховка-Симферополь, 191,15 км., кадастровый номер 90:09:000000:5465. Право собственности на задние зарегистрировано в ЕГРН 02.11.2017.
Согласно Генеральному плану Войковского сельского поселения Первомайского района, утвержденному решением Первомайского районного совета Республики Крым от 05.10.2018 N 769 (с изменениями, внесенными решением от 25.04.2019 N 915), земельный участок с кадастровым номером 90:09:040501:322 расположен в функциональной зоне - зона инженерной и транспортной застройки.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Войковского сельского поселения Первомайского муниципального района Республики Крым, утвержденными решением Первомайского районного совета от 07.02.2019 N 845, земельный участок находится в зоне транспортной инфраструктуры и объектов автомобильного транспорта (Т1).
ИП Ибриш З.Э. 12.11.2019 и повторно 13.08.2020 обратилась в Совет министров Республики Крым с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 90:09:040501:322, площадью 4328 кв.м. из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и иного специального назначения в порядке положений Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), приложив к ходатайству копии выписок из ЕГРН на земельный участок и на АЗС, копии выкопировок из генерального плана и Правил землепользования и застройки Войковского сельского поселения Первомайского района, результаты экспертизы почв, заключение по обоснованию перевода земельного участка из одной категории в другую.
В поданном ходатайстве такую необходимость ИП Ибриш З.Э. мотивировала приведением в соответствие с целевым использованием земельного участка, на котором расположена принадлежащая ей на праве собственности АЗС, учитывая, что земельный участок длительное время не используется как земли сельскохозяйственного назначения и согласно Генеральному плану Войковского сельского поселения Первомайского района, утвержденному решением Первомайского районного совета Республики Крым от 05.10.2018 N 769, земельный участок не включен в границы населенных пунктов и расположен в функциональной зоне "зона инженерной и транспортной инфраструктуры".
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 17.11.2020 N 1822-р заявителю отказано в переводе земельного участка из одной категории в другую по мотиву отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ.
Предприниматель, полагая, что отказ в переводе категории земельного участка не соответствует закону, нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого распоряжения и, как следствие, об отсутствии нарушенных прав заявителя, подлежащих судебный защите в данном споре.
Апелляционная инстанция поддерживает выводы суда и исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что ранее решением исполкома Войковского сельского совета Первомайского района Республики Крым от 21.04.2000 N 16 частному предпринимателю Падай Эмирусеину Ислямовичу разрешено приступить к составлению проекта отвода земельного участка для строительства АЗС, в связи с чем утвержден акт выбора земельного участка от 10.04.2000 для размещения АЗС в селе Войково на автодороге Херсон-Красноперекопск-Симферополь. Согласно указанному акту выбора под строительство АЗС на 4 колонки выбран земельный участок площадью 0,2 га из земель КСП "Красный Крым" на 68 км трассы Симферополь - Каховка, с востока и юга - земли КСП "Красный Крым" (пастбища), с севера - автодорога к селу Черново (л.д.46, т.1).
Протокольным решением собрания членов КСП "Красный Крым" от 27.03.2000 решено передать в аренду на 3 года участок пастбищных земель площадью 0,4328 га, находящийся в коллективной собственности членов КСП "Красный Крым", частному предпринимателю Падай Э.И. под строительство АЗС на 4 колонки, пункта техобслуживания автомобилей и автомагазина, обязать предпринимателя до начала строительства заключить с КСП "Красный Крым" договор аренды земельного участка (л.д. 33, т.1).
Техническим заданием на составление проекта отвода предполагался к отводу в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 0,4328га из земель КСП "Красный Крым", во временное владение на 1 год - земельный участок 0,2012 га из земель управления "Крымавтодор" (л.д. 47, т.1).
Решением Войковского сельского совета Первомайского района Автономной Республики Крым от 30.06.2000 утвержден проект отвода земельного участка частному предпринимателю Падай Э.И. под строительство АЗС, пункта техобслуживания и автомагазина. Для этих целей из землепользования КСП "Красный Крым" был изъят с его согласия земельный участок пастбищ общей площадью 0,4328 га и предоставлен в аренду сроком на три года предпринимателю Падай Э.И. под строительство АЗС на 4 колонки, пункта техобслуживания и автомагазина; из землепользования Крымского управления по строительству, ремонту и эксплуатации автомобильных дорог "Крымавтодор" изъят с его согласия земельный участок общей площадью 0,2012 га на полосе отвода автодороги "Симферополь-Каховка" на 68 км и предоставлен во временное пользование сроком на 1 год предпринимателю Падай Э.И. под строительство полос ускорения-торможения к строящейся АЗС, после завершения которого на предпринимателя возлагалась обязанность возвратить участок прежнему землепользователю в состоянии пригодном для использования по назначению (л.д.49-51, т.1).
Названным решением органа местного самоуправления предпринимателю разрешалось приступить к занятию земельного участка только после заключения договора аренды земли (пункт 4.1 решения).
При отводе земельного участка для целей строительства АЗС на землях сельхозназначения (пастбища) предпринимателем 06.10.2000 оплачены в местный бюджет потери сельскохозяйственного производства в размере 6 744,75 украинских гривен.
Таким образом, первоначально земельный участок коллективной собственности сельскохозяйственного назначения площадью 4328 кв.м. предоставлялся на условиях аренды на срок 3 года под строительство АЗС с обязательным условием - заключение договора аренды, только после заключения которого предпринимателю разрешалось строительство.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто заявителем, такой договор аренды земельного участка заключен не был, строительство объекта АЗС на земельном участке пастбищ было начато вопреки установленному обязательному требованию. При этом перевод категории земельного участка в установленном законом порядке осуществлен не был.
Согласно нотариально удостоверенному договору кули-продажи незаконченного строительством объекта недвижимого имущества от 23.11.2000 реестр. N 2948 гр. Падай Эмирусеин Ислямович продал гражданке Дугу Шевхие незаконченный строительством объект недвижимого имущества - АЗС с подсобными строениями и сооружениями готовностью 30%. В договоре стороны указали, что земельный участок не значится, покупателю объекта известно о нерешенном вопросе по аренде земли (л.д.56, т.1).
В дальнейшем на основании решения Войковского сельского совета народных депутатов от 14.11.2000 гр. Падай Э.И. передан в частную собственность земельный участок площадью 20,36 га для ведения товарного сельхозпроизводства, в том числе сельскохозяйственных угодий - 19,93 га, из которых: пашни - 17,62 га, пастбища - 2,31 га, под строениями, лесами и иными угодьями - 0,43 га, о чем 22.11.2000 выдан государственный акт на право частной собственности серии П-КМ N 020571.
Актом государственной технической комиссии о приемке законченного строительством объекта от 01.02.2001 принята в эксплуатацию АЗС на 4 колонки, расположенная на 191,15 километре трассы автодороги Каховка-Симферополь, площадью застройки 443 кв.м. Распоряжением N 46-р от 09.02.2001 Первомайской районной государственной администрации АР Крым названный акт утвержден, гр. Дугу Шевхие разрешено объект ввести в эксплуатацию (л.д.57,58, т.1).
Затем по договору дарения от 05.06.2003 Дугу Шевхие подарила гражданке Падай Асии Фератовне нежилое строение автозаправочной станции общей площадью 59,4 кв.м., состоящей из здания литер А, навеса литер Б, уборной литер В. Договор удостоверен в нотариальном порядке реестр.N 1528, право собственности одаряемого лица на недвижимое имущество зарегистрировано в государственном реестре прав собственности 06.06.2003 (л. д. 59-61, т.1).
Став собственником объекта недвижимого имущества на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 17.07.2008, гр. Падай Э.И. подарил своей дочери Ибриш З.Э. по договору дарения от 18.10.2017 нежилое здание АЗС площадью 59,4 кв. м., а также земельный участок площадью 203 600 кв. м. с кадастровым номером 90:05:000000:4896, принадлежавший ему на праве частной собственности согласно государственному акту от 22.11.2000 N II-КМ 020571 (л.д.65, т.1).
Указанный земельный участок сельскохозяйственного назначения новым собственником был разделен и из него образованы два участка: земельный участок с кадастровым номером 90:09:040501:321 площадью 199272 кв. м. и земельный участок с кадастровым номером 90:09:040501:322 площадью 4 328 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, о чем 02.03.2018 внесены в ЕГРН соответствующие сведения.
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли сельскохозяйственного назначения и земли промышленности и иного специального назначения выделены в самостоятельные категории земель (пункты 1 и 3 части 1 статьи 7).
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категории в другую, осуществляется Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 2). Часть 3 приведенной статьи Закона N 172-ФЗ предусматривает, что в ходатайстве заинтересованным лицом указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которой входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которой предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) установлено правило, согласно которому категории земель, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, в частности, земельные участки сельскохозяйственного назначения признаются землями сельскохозяйственного назначения (пункт 2 части 1 статьи 5).
Решение о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую принимается Советом министров Республики Крым в порядке, установленном Советом министров Республики Крым (часть 3 статьи 5 Закона N 38-ЗРК).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 утверждено Положение об особенностях перевода земель или земельных участков из одной категории в другую, которым определено, что перевод земельных участков из одной категории в другую осуществляется Советом министров Республики Крым и органами местного самоуправления в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации.
С целью перевода земельных участков из одной категории в другую заинтересованным лицом, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", подается ходатайство в уполномоченный орган о переводе земельного участка из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую с приложением всех необходимых документов (пункт 3 Положения).
При поступлении ходатайства в Совет министров Республики Крым, последним осуществляется регистрация такого ходатайства, после чего, в течение трех рабочих дней с момента регистрации, данное ходатайство (с приложенными к нему материалами) направляется в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым для его рассмотрения и подготовки проекта соответствующего акта Совета министров Республики Крым (пункт 4 Положения).
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в порядке, установленном статьей 3 Закона N 172-ФЗ, а также утвержденным административным регламентом, осуществляет рассмотрение ходатайства и приложенных к нему материалов, по результатам которого готовит проект акта Совета министров Республики Крым о переводе земельного участка (указанного в ходатайстве) из одной категории в другую (в том числе обеспечивает его согласование в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения) либо проект акта Совета министров Республики Крым об отказе в переводе данного земельного участка из одной категории в другую (в случае наличия оснований, предусмотренных статьей 4 Закона N 172-ФЗ).
Частью 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд (часть 8 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).
Согласно статье 4 Закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов (подпункт 9).
В рассматриваемом случае, как верно заключил суд, таких исключительных обстоятельств не установлено. Размещение в нарушение требований земельного законодательства на земельном участке сельскохозяйственного назначения автозаправочной станции, а также соответствие в настоящий период испрашиваемой категории земельного участка документам территориального планирования не является исключительным случаем для перевода испрашиваемого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Получение предыдущим правообладателем земельного участка разрешения использовать земельный участок пастбищ в целях, не связанных с сельскохозяйственным производством, без решения вопроса об изменении категории земельного участка, противоречит требованиям земельного законодательства.
Равным образом возмещение потерь сельскохозяйственного производства не означает, что земельный участок престал относиться к категории земель сельскохозяйственного назначения и может использоваться по иному целевому назначению.
В этой связи ссылка заявителя на перечисленные выше документы, разрешающие возведение на земельном участке АЗС, не состоятельна.
Вопрос изменения категории земельного участка разрешается до предоставления его в пользование. Использование земель сельскохозяйственного назначения в целях, не связанных с сельскохозяйственным производством, не допускается действующим законодательством. Не допускалось такое использование земельных участков сельскохозяйственного назначения и по законодательству Украины.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также для этих целей. В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (пункт 1 статьи 78 ЗК РФ).
Пункт 1 статьи 79 ЗК РФ определяет понятие сельскохозяйственные угодья как пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), которые в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
При этом, как указано в статье 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием. Такое использование должно осуществляться способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Статьей 42 ЗК РФ на правообладателей земельных участков также возложены обязанности по использованию участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, осуществлению мероприятий по охране земель и недопущению загрязнения, истощения, деградации и порчи земель и почв.
Заявителем не доказана необходимость изменения категории земельного участка сельскохозяйственного назначения, связанная с размещением на участке, как считает заявитель, объекта социального назначения при отсутствии иных вариантов размещения этого объекта.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объектами дорожного сервиса являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2020 N 1753 "О минимально необходимых для обслуживания участников дорожного движения требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог, а также требованиях к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса" установлено, что автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения обустраиваются различными видами объектов дорожного сервиса, в том числе АЗС; определено минимальное количество объектов дорожного сервиса в зависимости от максимального возможного расстояния между объектами дорожного сервиса одного вида, исходя из класса (категории) автомобильной дороги.
Между тем, представленное к ходатайству уполномоченному органу заключение (без номера и даты) в обоснование необходимости перевода категории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения, выполненное ООО "Северин" в 2020 году, таких исследований не содержит, вывод заключения о социальной значимости расположенного на земельном участке объекта, позволяющей в соответствии с пунктом 9 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевести земельный участок из одной категории в другую, основан исключительно на мнении специалиста о наличии на участке трассы Симферополь - Красноперекопск в районе села Войково минимального количества АЗС - двух единиц, а также на выводе о нецелесообразности использования участка в сельскохозяйственном использовании, несмотря на повышенные показатели плодородия верхнего горизонта почвы в отдельных местах отбора фоновых образцов согласно экспертному заключению ФГБУ "Центр агрохимической службы "Крымский" по результатам агрохимического, эколого-токсикологического обследования почв земельного участка.
Таким образом, само по себе размещение АЗС, как объекта дорожного сервиса, на земельном участке сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о социальном назначении такого объекта.
Представленное заявителем суду апелляционной инстанции заключение о минимально допустимом уровне обеспеченности автозаправочными станциями на территории Первомайского муниципального района, выполненное в 2023 году ООО "Минимар", входящего в ассоциацию проектировщиков "Содружество профессиональных проектировщиков в строительства", не может быть принято во внимание, так как на момент вынесения спорного распоряжения такое обоснование уполномоченному органу не предоставлялось, это заключение не являлось предметом рассмотрения уполномоченного органа и суда первой инстанции.
Кроме того, заявителем не обоснована и площадь земельного участка сельскохозяйственного назначения, необходимая для обслуживания АЗС, на что обоснованно указал уполномоченный орган в оспоренном распоряжении.
Так, суммарная площадь застройки спорного земельного участка объектами, исходя из представленных документов, составляет 317,1 кв.м. (7,3%), при этом право собственности заявителя зарегистрировано только на нежилое здание с кадастровым номером 90:09:040501:322 площадью 59,4 кв.м., площадь земельного участка для целей обслуживания АЗС и перевода в этой связи категории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения - 4328 кв.м.
Размер минимальной площади земельного участка для ведения своей хозяйственной деятельности заявитель обосновал расчетом, выполненным ООО "Северин" в представленном уполномоченному органу заключении, из которого следует, что расчет минимальной площади сделан исходя из нормативов, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса" и предназначенных для проектируемых к размещению автозаправочных станций с помещением для оператора, торговым павильоном, туалетом, раздаточными колонками, проездами, площадками, стоянками, подземными резервуарами, моечного пункта с площадкой (4500 кв.м.).
Между тем, согласно акту государственной технической комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 01.02.2001 построенный на спорном земельном участке объект представляет собой АЗС на 4 колонки, пропускной способностью 100 единиц в сутки, вместимостью резервуаров 100 м3, общей площадью застройки 443 кв.м. Каких-либо иных строений, сооружений на земельном участке не возведено.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает, что изменение категории рассматриваемого земельного участка на категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, приведет к нарушению одного из основополагающих принципов земельного законодательства - принципа сохранения целевого использования земли.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции по праву отказал заявителю в удовлетворении его требований.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, и позволяющих сделать вывод о незаконности судебного акта, в апелляционной инстанции не заявлено. Апелляционная жалоба, основанная на ошибочном применении закона к отношениям сторон и иной оценке доказательств, удовлетворению не подлежит. Оснований для отмены принятого по делу судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 31 января 2023 года по делу N А83-5562/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ибриш Заремы Эмирусеиновны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-5562/2021
Истец: ИП Ибриш Зарема Эмирусеиновна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЙКОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИЗО по РК, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство сельского хозяйства РК, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ