г. Владимир |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А39-3959/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.10.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.07.2023 по делу N А39-3959/2023, принятое по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о привлечении арбитражного управляющего Кузнецова Сергея Васильевича (ИНН 132403184236) к административной ответственности предусмотренной частями 3 и 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.07.2021 общество с ограниченной ответственностью "Большеберезниковский хлебозавод" (далее по тексту - Общество) признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Кузнецов Сергей Васильевич.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее по тексту - Управление) на основании заявления Бушлатова В.М. в отношении конкурсного управляющего Кузнецова С.В. провело проверку соблюдения требований законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Усмотрев в действиях Кузнецова С.В. состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 3 и 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченной должностное лицо Управления 07.04.2023 составило протокол об административном правонарушении N 00141323.
Поскольку в силу статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о привлечении к административной ответственности по статье 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственны судьям арбитражных судов, Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о привлечении Кузнецова С.В. к административной ответственности.
Решением от 17.07.2023 Арбитражный суд Республики Мордовия освободил Кузнецова С.В. от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду малозначительности правонарушения и ограничился устным замечанием.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и на неправильное применение судом норм материального права.
Управление считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для освобождения конкурсного управляющего от наказания ввиду малозначительности, поскольку действия Кузнецова СВ. по несоблюдению требований законодательства о несостоятельности (банкротстве) свидетельствуют о пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Подробно доводы Управления приведены в апелляционной жалобе.
Управление просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Кузнецов С.В. в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Часть 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечёт дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трёх лет.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Из протокола об административном правонарушении от 07.04.2023 N 00141323 усматривается, что Кузнецову С.В. вменялось неисполнение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 24.1, пунктом 1 статьи 143, абзацем 10 пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве, пункта 4, 11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 "Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" (далее по тексту - Общие правила).
Согласно пункту 1 статьи 133 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.
Другие известные на момент открытия конкурсного производства, а также обнаруженные в ходе конкурсного производства счета должника в кредитных организациях, за исключением счетов, открытых для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, специальных брокерских счетов профессионального участника рынка ценных бумаг, специальных депозитарных счетов, клиринговых счетов, залоговых счетов, номинальных счетов, публичных депозитных счетов и счетов эскроу, открытых в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" счетов гарантийного фонда платежной системы и счетов иностранного центрального платежного клирингового контрагента, подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.
В силу пункта 4 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 "Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" (далее - Общие правила) отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
В соответствии с пунктом 11 Общих правил к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
В отчетах (заключениях) арбитражного управляющего указываются сведения, определенные Общими правилами, сведения, предусмотренные Законом о банкротстве, и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов (пункт 3 Общих правил).
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Согласно абзацу десятому пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве в отчете конкурсного управляющего должны, в том числе, содержаться сведения о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах.
Как следует из материалов дела согласно сообщению N 6872333, опубликованному в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) 23.06.2021, на первом собрании ООО "ББХ", состоявшемся 17.06.2021 большинством голосов принято решение об образовании комитета кредиторов должника.
Также кредиторами было принято решение наделить комитет кредиторов всеми полномочиями по принятию любых решений, предусмотренных Законом о банкротстве, за исключением принятия решений по вопросам, относящимся к исключительной компетенции собрания кредиторов в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона о банкротстве.
В силу положений пункта 42 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, то датой введения процедуры будет дата объявления такой резолютивной части, при этом срок на обжалование этого судебного акта начнет течь с даты изготовления его в полном объеме.
Между тем после опубликования на официальном сайте арбитражного суда (https://kad.arbitr.ru/) 27.07.2021 резолютивной части решения о введении процедуры конкурсного производства в отношении ООО "ББХ" от 23.07.2021 по делу N А39-12110/2020 комитет кредиторов должника с повесткой дня "Отчет конкурсного управляющего о своей деятельности" был проведен конкурсным управляющим Кузнецовым С.В. только 29.10.2021 в то время, как он должен был быть проведен не позднее 27.10.2021. В последующем заседание комитета кредиторов также было назначено с нарушением трехмесячного срока: на 31.01.2022 (сообщения в ЕФРСБ от 14.10.2021 N 7506767, от 03.11.2021 N 7622258, от 14.01.2022 N 8022223, от 02.02.2022 N 8144237).
Таким образом, конкурсным управляющим Кузнецовым С.В. не были исполнены требования, установленные пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве, о необходимости представления отчета конкурсного управляющего собранию кредиторов (комитету кредиторов) не реже чем один раз в три месяца.
В отчетах конкурсного управляющего ООО "ББХ" Кузнецова С.В. о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 04.07.2022 и от 30.11.2022, представленным в Арбитражный суд Республики Мордовия 04.07.2022 и 01.12.2022, в разделе "Сведения о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах" не содержится информации о результатах работы по закрытию счетов должника (содержится информация "направлено уведомление").
В то же время согласно отзыву конкурсного управляющего Кузнецова С.В., представленному в ходе административного расследования, счета должника, открытые в ПАО "Сбербанк России", были закрыты 19.05.2022, а счет в ПАО "Банк ВТБ" - 23.05.2022.
Административным органом установлено, что в нарушение пунктов 4 и 11 Общих правил конкурсный управляющий Кузнецов С.В. к отчету конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 04.07.2022, представленного в Арбитражный суд Республики Мордовия 04.07.2022, не приложил следующие документы: договора страхования ответственности арбитражного управляющего, договор от 01.08.2021 б/н с ООО "Юрэксперт-С"; договор с ООО "Бюро оценки и экспертизы" от 06.05.2022 N 01/05/2022; документы, подтверждающие проведение 06.09.2021 инвентаризации имущества должника и проведение мероприятий по реализации имущества должника; документы, подтверждающие направление в адрес кредитных организаций уведомлений о закрытии счетов должника; документы, подтверждающие расходы должника и поступление денежных средств на счет.
Указанные документы не представлялись конкурсным управляющим Кузнецовым С.В. и при направлении отчета о своей деятельности в Арбитражный суд Республики Мордовия 01.12.2022 (отчет от 30.11.2022).
Вышеуказанные обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности факта неисполнения конкурсным управляющим требований законодательства о несостоятельности (банкротстве), а именно пункта 1 статьи 143, абзацем десятым пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве, пунктами 4, и 11 Общих правил, что подтверждается представленными Управлением доказательствами.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что конкурсный управляющий принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
Судом установлено, что вступившим в законную силу 05.11.2020 решением Арбитражного суда Решением Арбитражного суда Калужской области от 13.10.2020 по делу N А23-5160/2020, арбитражный управляющий Кузнецов С.В. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.02.2022 по делу N А79-5647/2021 арбитражный управляющий Кузнецов С.В. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения. Указанное решение суда вступило в законную силу 17.02.2022.
В силу статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.
Тем самым в период с 05.11.2020 по 05.11.2021 и с 17.02.2022 по 17.02.2023 Кузнецов С.В. считается подвергнутым административному наказанию; правонарушения, совершенные в указанный период, образуют признак повторности.
Факты совершения правонарушений, допущенные Кузнецовым С.В. 28.10.2021, 04.07.2022, 01.12.2022, отвечают признакам повторности, за которые подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях конкурсного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина арбитражного заключается в том, что при необходимой степени осмотрительности и заботливости он имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требования Закона о банкротстве необходимых мер.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, административным органом не допущено.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Арбитражный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, установил, что совершенное ответчиком правонарушение по третьему эпизоду является малозначительным, поскольку при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе оно не причинило существенного вреда публичным интересам и не создало значительной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере несостоятельности (банкротства).
В рассматриваемом случае, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие высокую степень общественной опасности вменяемого арбитражному управляющему деяния, а также наступления каких-либо вредных последствий для кредиторов должника в результате совершенного правонарушения.
Допущенные Кузнецовым С.В. нарушения не свидетельствуют о его пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей в той степени, при которой необходимо воздействие на правонарушителя путем применения предусмотренной законом меры ответственности в виде дисквалификации.
Оснований для переоценки данного вывода суд апелляционной инстанции не усматривает.
При изложенных обстоятельствах довод Управления об отсутствии оснований для освобождения конкурсного управляющего от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отклоняется судом апелляционной инстанции по изложенным мотивам.
Несогласие Управления с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки, в связи с чем доводы Управления признаются необоснованными.
Установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа (пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Управлению в привлечении Кузнецова С.В. к административной ответственности.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.07.2023 по делу N А39-3959/2023 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-3959/2023
Истец: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМ
Ответчик: арбитражный управляющий Кузнецов Сергей Васильевич
Третье лицо: Первый Арбитражный апелляционный суд