г. Самара |
|
05 октября 2023 г. |
Дело N А65-14754/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Корастелева В.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета МО г.Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июля 2023 года по делу N А65-14754/2023 (судья Мазитов А. Н.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Арсланова Артура Альбертовича, г.Набережные Челны,
к муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета МО г.Казани", г. Казань,
о признании решения об отказе в согласовании проекта размещения средства наружной информации (паспорт), изложенного в письме от 18.05.2023 г. N У-222223 недействительным, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Арсланов Артур Альбертович (далее - заявитель) обратился в суд с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - заинтересованное лицо, ответчик) о признании решения об отказе в согласовании проекта размещения средства наружной информации (паспорт), расположенного по адресу: г. Казань, ул. Волгоградская, зд. 8, изложенного в письме от 18.05.2023 N У-222223 недействительным, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем согласования проекта размещения средства наружной информации (паспорт), расположенного по адресу: г. Казань, ул. Волгоградская, зд. 8.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июля 2023 года отказ Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в согласовании проекта размещения средства наружной информации (паспорт), выраженный в письме от 18.05.2023 г., признан незаконным. Суд обязал Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем согласования проекта размещения средства наружной информации (паспорт), расположенного по адресу: г. Казань, ул. Волгоградская, д.8.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июля 2023 года по делу N А65-14754/2023 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился к ответчику с заявлением о согласовании проекта размещения средства наружной информации (паспорт) по адресу: г.Казань, ул.Волгоградская, зд.8, номер услуги N У-222223.
Письмом от 18.05.2023 г. ответчик, рассмотрев проект размещения средств наружной информации (паспорт) по адресу г.Казань, ул. Волгоградская, зд.8, отказал в согласовании проекта размещения средства наружной информации (паспорт).
Основанием для отказа в согласовании проекта размещения средства наружной информации (паспорт) указано на выявление недостоверной информации, содержащейся в документах; на несоответствие СНИ: требованиям к СНИ, установленным Правилами благоустройства.
В разделе дополнительной информации указано следующее.
Согласно Административного регламента для внесения в Реестр реестровой записи о согласовании проекта размещения СНИ в необходимо представить топографический план проектируемого места размещения СНИ в масштабе 1:500 или его скан-копия (при заполнении электронной формы), выполненные согласно требованиям, изложенным в приложении N 6 к настоящему регламенту. Таким образом, во вкладку "топографический план" необходимо загрузить информативную актуальную топографическую съемку соответствующую сегодняшнему дню (съемку текущих изменений), без использования техники графической врисовки границ рассматриваемого объекта.
Согласно п.94 Правил благоустройства г.Казани размещение нестационарных объектов осуществляется согласно схеме размещения таких объектов в порядке, установленном муниципальным правовым актом. А именно, постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 12.11.2020 N 3266 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Казани". Постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 10.04.2007 г. N 647 "Об утверждении типовых проектов нестационарных торговых объектов на территории г.Казани" утверждены типовые проекты нестационарных торговых объектов в соответствии с общими требованиями. Данным постановлением предусмотрены различные типы объектов в зависимости от места размещения. Представленный павильон не соответствует указанным выше параметрам, предусмотренным для размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Казани.
Согласно Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги по внесению в Реестр реестровой записи о согласовании проекта размещения СНИ является подтверждение недостоверности информации, содержащейся в представленных заявителем документах, в том числе отсутствие данных о регистрации собственником здания, помещения, нестационарного торгового объекта, на котором предполагается размещение СНИ, о законности проведения работ по благоустройству, застройке земельного участка, отделке и реконструкции фасадов объектов. Учитывая размещение информационной конструкции на фасадах нестационарного торгового объекта, в Управление необходимо представить согласованное в установленном порядке эскизное предложение установки нестационарного торгового объекта. В архиве Управления данные о согласованном эскизном предложении нестационарного торгового объекта отсутствуют. На момент предоставления паспорта эскизное предложение установки нестационарного торгового объекта должно быть реализовано в полном объеме в соответствии с согласованной проектной документацией. Учитывая изложенное, рассмотреть размещение средств наружной информации на соответствие требованиям п.198 Правил благоустройства г.Казани и приложению к ним, не представляется возможным.
Посчитав данный отказ не соответствующим закону, заявитель обратился в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 27-3 утверждено Положение о Муниципальном казенном учреждении "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани".
Пунктом 3.1.12 Положения предусмотрено, что к полномочиям ответчика как органа Исполнительного комитета города Казани относится осуществление согласования в установленном порядке места размещения и внешнего вида средств наружной рекламы и информации на соответствие документам территориального планирования, внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Казани, требованиям законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании.
Порядок согласования паспорта размещения средства наружной информации установлен Административным регламентом предоставления Исполнительным комитетом г.Казани муниципальной услуги по согласованию проекта размещения средства наружной информации (паспорт)", утвержденного Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 29.10.2014 N 6265 (далее - Административный регламент). Настоящий регламент устанавливает стандарт и порядок предоставления Исполнительным комитетом г. Казани муниципальной услуги по согласованию проекта размещения средства наружной информации (паспорт) на территории г. Казани (далее - муниципальная услуга).
Согласно пункту 2.9 Административного регламента основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги по внесению в Реестр реестровой записи о согласовании проекта размещения СНИ является, в частности:
- несоответствие представленных документов перечню документов, указанных в пункте 2.5 настоящего регламента;
- подтверждение недостоверности информации, содержащейся в представленных заявителем документах, в том числе отсутствие данных о регистрации собственником здания, помещения, нестационарного торгового объекта, на котором предполагается размещение СНИ, о законности проведения работ по благоустройству, застройке земельного участка, отделке и реконструкции фасадов объектов.
Исчерпывающий перечень документов, необходимый для предоставления муниципальной услуги, установлен п.2.5 Административного регламента.
Заявителем предусмотренные Административным регламентом документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, ответчику были представлены, а именно, договор аренды части земельного участка от 01.03.2023 г., акт приема передачи от 01.04.2023 г. к договору аренды части земельного участка от 01.04.2023 г., схема расположения земельного участка к договору аренды от 01.04.2023 г., проектные и фотоматериалы, топографический план проектируемого места размещения СНИ в масштабе 1:500.
В ходе судебного разбирательства ответчик признал и в отзыве указал на то, что им допущена техническая ошибка в оспариваемом отказе.
Представленный заявителем топографический план проектируемого места соответствует требованиям, указанным в Административном регламенте.
Указание ответчика в оспариваемом отказе на несоответствие нестационарного торгового объекта типовому проекту, утв. постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 10.04.2007 N 647, не основано на законе.
Пункт 94 Правил благоустройства г.Казани предусматривает, что размещение нестационарных объектов осуществляется согласно схеме размещения таких объектов в порядке, установленном муниципальным правовым актом.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 12.11.2020 N 3266 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Казани. Данное постановление принято в соответствии с названным Федеральным законом и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 N 553 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена".
Постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 10.04.2007 N 647 утверждены типовые проекты нестационарных торговых объектов.
Между тем, нестационарный торговый объект заявителя располагается не на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а на земельном участке, являющимся частной собственностью, который принадлежит ООО "Позитив", что подтверждается выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 16:50:100420:2028 от 06.06.2023 N КУВИ-001/2023-130992936 и договором аренды части земельного участка от 01.03.2023 г. между заявителем и ООО "Позитив".
В силу изложенного, положения нормативных правовых актов г. Казани, регулирующих правила размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в данном случае не применимы.
В оспариваемом отказе ответчик указал также, что заявителю необходимо представить согласованное в установленном порядке эскизное предложение установки нестационарного торгового объекта.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).
В соответствии с п.3 ч.1 ст.7 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона N210-ФЗ.
В целях реализации Федерального закона N 210-ФЗ решением Казанской городской Думы от 17.06.2011 N 19-6 утвержден Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг.
В названном реестре муниципальных услуг такая услуга как "согласование эскизного предложения установки нестационарного торгового объекта" в реестре муниципальных услуг отсутствует.
Нормативно-правового акта, вменяющего в обязанность юридическим и физическим лицам, представлять согласованное эскизное предложение установки нестационарного торгового объекта в суде ответчик не привел, в оспариваемом отказе не указал. П.198 Правил благоустройства г.Казани, на которые сослался ответчик в письме-отказе, такого обязательного требования не содержат.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют основания оспариваемого отказа, являлись предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Правомерность принятого ответчиком решения материалами дела не подтверждена.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июля 2023 года по делу N А65-14754/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14754/2023
Истец: ИП Арсланов Артур Альбертович, г.Казань, ИП Арсланов Артур Альбертович, г.Набережные Челны
Ответчик: МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета МО г.Казани"
Третье лицо: 11ААС, Филиал ППК "Роскадастр" по Республике Татарстан