г. Санкт-Петербург |
|
05 октября 2023 г. |
Дело N А56-1621/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Балакир М.В.
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Ворониной Е.Ю.
при участии:
от истца (заявителя): представитель Воронин С.Э. по доверенности от 23.12.2022
от ответчика (должника): представитель Сафронова Д.И. по доверенности от 30.12.2022
от 3-их лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26144/2023) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2023 по делу N А56-1621/2023 (судья Варенникова А.О.), принятое
по заявлению Акционерного общества "Рейс"
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
3-е лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга; Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга"; Постойко Николай Иванович; Санкт-Петербургское Государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости"; Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости"; Акционерное общество "Фонд имущества Санкт-Петербурга"
о признании незаконным решений от 29.09.2022 об отказе в государственной регистрации
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Рейс" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Росреестр, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Росреестра, выраженного в уведомлениях от 29.09.2022 N N КУВД-001/2022- 26411491/3, КУВД-001/2022-26411490/3, КУВД001/2022- 264114989/3, в государственной регистрации права собственности Общества на объекты недвижимости: нежилое здание кадастровый номер 78:38:0022482:2005, площадь 164.5 кв. м, количество этажей - 1, в том числе подземных 0, находящееся по адресу: Санкт-Петербург, город Зеленогорск, Выборгская улица, дом 16 литера В; нежилое здание кадастровый номер 78:38:0022482:2021, площадь 216.1 кв. м, количество этажей - 1, в том числе подземных 0, находящееся по адресу: Санкт-Петербург, город Зеленогорск, Выборгская улица, дом 16 литера Д; нежилое здание кадастровый номер 78:38:0022482:2022, площадь 130.3 кв.м, количество этажей - 1, в том числе подземных 0, находящееся по адресу: Санкт-Петербург, город Зеленогорск, Выборгская улица, дом 16 литера Ж; и обязании Росреестр произвести государственную регистрацию права собственности общества на указанные объекты недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет), Постойко Н.И., ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Водоканал), Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - СПб ГУП "ГУИОН").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2023 требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись указанным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит вышеуказанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав обществу в удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на то, что судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о наличии возможности идентификации спорных объектов на основании имеющихся в материалах дела документов, кроме того, при вынесении решения судом были исследованы документы, которые не представлялись в Управление и которым не была дана оценка государственным регистратором.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, пояснил, что иных документов, кроме плана приватизации и справок ГУП ГУИОН, в регистрирующий орган не представлялось, заявил о готовности нести судебные расходы.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно плану приватизации государственного предприятия - Ленинградского грузового автотранспортного предприятия N 51 (далее - ЛГАТ), утвержденному 23.03.1993, указанное предприятие приватизировано путем преобразования в Общество.
24.06.2022 Общество обратилось в Росреестр с заявлениями о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, а именно на нежилые здания по адресу: Санкт-Петербург, город Зеленогорск, Выборгская улица, дом 16, литера В, литера Д и литера Ж (далее - Объекты).
По результатам рассмотрения указанных заявлений Росреестр уведомлениями от 29.02.2022 N N КУВД-001/2022-26411491/3, КУВД-001/2022-26411490/3, КУВД001/2022-264114989/3 отказал Обществу в регистрации прав собственности на Объекты указав, что из представленных Обществом документов не представляется возможным установить, что Объекты вошли в план приватизации. Кроме того, основанием для отказа Обществу также послужил вывод Росреестра о невозможности установления правомерности передачи Объектов Обществу в связи с тем, что не установлена их принадлежность ЛГАТ.
Не согласившись с решениями Росреестра Общество оспорило их в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение подлежит отмене ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем заявитель в силу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемым ненормативным правовым актом.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - ФЗ N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу части 5 статьи 1 ФЗ N 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 18 ФЗ N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 ФЗ N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении таковой.
Согласно пункту 5 статьи 18 ФЗ N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с ФЗ N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено ФЗ N 218-ФЗ или иными федеральными законами.
В силу статьи 27 ФЗ N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 ФЗ N 218-ФЗ.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что основанием для отказа Обществу в государственной регистрации прав собственности на Объекты послужили выводы Росреестра о невозможности установления факта принадлежности Объектов ЛГАТП-51 и соответственно их передаче Обществу. Кроме того, в своем отзыве Росреестр также указал на невозможность сопоставления Объектов, поскольку годы постройки разнятся, а иных данных, позволяющих идентифицировать Объекты, не представлено.
Как следует из материалов дела и пояснил представитель истца в судебном заседании, к заявлениям о государственной регистрации были приложены план приватизации, акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, справка ГУП ГУИОН.
Государственная регистрация была приостановлена на основании п. 5 ч. 1 ст. 296 Закона о регистрации в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Оценив указанные документы, заинтересованное лицо пришло к обоснованному выводу о том, что из представленного в Управление Плана приватизации следует, что АООТ "Рейс" является полным правопреемником Ленинградского грузового автотранспортного предприятия N 51, однако сведения о принадлежности объектов Ленинградскому грузовому автотранспортному предприятия N 51 не установлена, что не позволяет установить правомерность передачи указанных объектов АООТ "Рейс" в процессе реорганизации Ленинградского грузового автотранспортного предприятия N 51.
Кроме того, регистрирующий орган на основании представленных ему документов обоснованно не смог прийти к выводу о тождественности переданных заявителю объектов и объектов, о регистрации прав на которые заявляло общество.
Согласно материалам дела, 23.03.1993 утвержден План приватизации ГП Ленинградского грузового автотранспортного предприятия N 51, приложением к которому является акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992.
В данном акте упоминаются в том числе следующие нежилые здания по адресу: Санкт-Петербург, город Зеленогорск, Выборгская улица, дом 16: здание диспетчерской (год ввода в эксплуатацию -1963), здание конторы (год ввода в эксплуатацию - 1963); мойка а/машин (год ввода в эксплуатацию - 1965), здание ремонтной зоны (год ввода в эксплуатацию - 1961), бытовое помещение (год ввода в эксплуатацию - 1970), шинный склад (год ввода в эксплуатацию - 1967), склад масел (год ввода в эксплуатацию - 1961), склад агрегатов (год ввода в эксплуатацию - 1971), склад зап.частей (год ввода в эксплуатацию - 1961).
Вместе с тем, согласно письму ГУП "ГУИОН" 19.03.2015 N 1171 по адресу Санкт-Петербург, город Зеленогорск, Выборгская улица, дом 16 учтены следующие нежилые строения: лит. Б - ремзона, площадь - 434,9 кв.м., год постройки, указанный в тех.паспорте - 1961, лит. В - контора, площадь 164.5 кв. м, год постройки, указанный в тех.паспорте - 1987, лит. Д - столовая, площадь 216.1 кв. м, год постройки, указанный в тех.паспорте - 1990, лит. Е - ремзона/склад зап.частей, площадь 365.1, кв. м, год постройки, указанный в тех.паспорте - 1966, лит. Ж. - мойка машин, площадь 130.3 кв. м, год постройки, указанный в тех.паспорте - 1991.
В настоящем деле были поданы заявления о государственной регистрации прав в отношении объектов лит. В, Д, Ж, при этом в заявлениях о государственной регистрации прав характеристики спорных объектов указаны в соответствии со сведениям ГУП "ГУИОН".
Однако совокупность указанных сведений не позволяет установить тождество спорных объектов ни по площади, ни по году постройки/ввода в эксплуатацию.
Вместе с тем, истцом не было представлено иных дополнительных документов, в связи с чем регистрирующим органом обоснованно были приняты оспариваемые отказы в государственной регистрации прав.
Документы, на основании которых судом первой инстанции сделан вывод о тождественности объектов, переданных обществу на основании плана приватизации, и объектов, о регистрации прав на которые просит истец, а именно: технические паспорта, поэтажные планы строений, не были представлены в регистрирующий орган, в связи с чем соответствующий довод заявителя отклоняется апелляционным судом.
Государственная регистрация права собственности на здания с лит. Б и лит. Е, расположенные по тому же адресу, что и спорные объекты, была осуществлена Управлением с учетом уведомлений АО "Фонд имущества" от 02.04.2015 о подтверждении перехода права собственности, в связи с чем ссылка заявителя на данное обстоятельство также отклоняется судом апелляционной инстанции.
Ввиду вышеизложенного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а оспариваемое решение - подлежащим отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2023 по делу N А56-1621/2023 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Балакир |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-1621/2023
Истец: АО "РЕЙС", АО "РЕЙС" Управляющая организация: ООО "АВТОМОБИЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии СПб
Третье лицо: Акционерное общество "Фонд имущества Санкт-Петербурга", ГБУ "ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И ОЦЕНКИ НЕДВИЖИМОГО И ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА", ГУП "Водлоканал Санкт-Петербурга", ГУП "ВОДОКАНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА", ГУП Санкт-Петербургское "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", ГУП Санкт-Петербургское "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Постойко Николай Иванович
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20503/2023
06.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26144/2023
05.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26144/2023
30.06.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-1621/2023