город Воронеж |
|
05 октября 2023 г. |
Дело N А36-2838/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Аришонковой Е.А., |
судей |
Малиной Е.В., |
|
Пороника А.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Латышевым Е.П.,
при участии в судебном заседании:
от Управления сельского хозяйства Липецкой области: Лексиной С.А., представителя по доверенности N 41-3681 от 28.08.2023, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего снабженческо-сбытового кооператива "Пищевик": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего снабженческо-сбытового кооператива "Пищевик" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.07.2023 по делу N А36-2838/2023 по исковому заявлению Управления сельского хозяйства Липецкой области (ОГРН 1024840860340, ИНН 4825012212) к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему снабженческо-сбытовому кооперативу "Пищевик" (ОГРН 1154827019269, ИНН: 4807039719) о взыскании гранта на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов,
УСТАНОВИЛ:
Управление сельского хозяйства Липецкой области (далее - Управление сельского хозяйства, Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему снабженческо-сбытовому кооперативу "Пищевик" (далее - СППССК "Пищевик", кооператив, ответчик) о взыскании гранта на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в размере 3 570 000 руб.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 24.07.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, СППССК "Пищевик" обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы кооператив ссылается на неизвещение ответчика о месте и времени судебного заседания 17.07.2023, что не позволило последнему обеспечить явку представителя и представить доказательства в обоснование своей правовой позиции.
Возражая против выводов суда по существу заявленных требований, кооператив настаивает на невозможности приобретения оборудования по ценам, указанным в сведениях о направлении расходования целевых средств, в связи со значительным удорожанием оборудования, в то время как у кооператива отсутствовали собственные средства в объеме, превышающем запланированный.
Кроме того, ответчик ссылается на наличие форс-мажорных обстоятельств, выразившихся в хищении основных средств кооператива, в том числе, компьютеров, в которых содержались сведения, необходимые для составления отчетов о расходовании средств гранта, что явилось причиной непредставления отчетности в соответствии с условиями предоставления субсидии. Также хищение основных средств привело к фактической невозможности осуществления кооперативом своей хозяйственной деятельности, при этом СППССК "Пищевик" в настоящее время не ликвидирован, что не позволяет истцу требовать возврата за счет имущества кооператива бюджетных средств при его ликвидации до истечения действия пятилетнего срока соглашения о предоставлении и использовании средств гранта.
Таким образом, по мнению кооператива, у Управления сельского хозяйства отсутствовали основания для взыскания суммы гранта.
В представленном в материалы дела отзыве Управление сельского хозяйства возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда области законным и обоснованным.
Уполномоченный орган указывает, что кооператив не отрицает факт нарушения условий и обязательств по соглашению о предоставлении гранта, в том числе, отсутствие софинансрования гранта собственными средствами в установленном размере; непредставление отчетности после 1 января 2022 года; отсутствие обязательных рабочих мест и прекращение деятельности предприятия раньше установленного срока. Также ответчиком не представлено доказательств включения в неделимый фонд кооператива имущества, приобретенного с использованием средств гранта.
Доводы ответчика о непреодолимых обстоятельствах, по мнению истца, относятся к рискам ведения хозяйственной деятельности предприятия и не освобождают грантополучателя от ответственности в соответствии с бюджетным законодательством.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 28.09.2023 представитель Управления возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
СППССК "Пищевик" своего представителя в судебное заседание не направил. На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Управления сельского хозяйства, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управление сельского хозяйства реализует на территории области мероприятия по предоставлению грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в соответствии с Порядком предоставления грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2018 году, утвержденным Постановлением главы администрации Липецкой области от 14.06.2018 N 401 "Об учреждении грантов в форме субсидий в отрасли сельского хозяйства и утверждении порядков их предоставления в 2018 году" (далее - Порядок предоставления гранта).
На основании указанного Порядка между Управлением и СППССК "Пищевик" 13.11.2018 было заключено соглашение N 72 о предоставлении гранта на развитие материально-технической базы потребительских кооперативов.
Согласно пункту 2.1 соглашения, грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Управлению как получателю средств областного бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящего соглашения, в размере 3 570 000 руб.
В соответствии с разделом 3.2 соглашения получатель обязуется, в том числе, использовать грант в соответствии с целями, предусмотренными пунктом 1.1 соглашения (пункт 3.2.1); вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет гранта (пункт 3.2.4); представлять в Управление документы в соответствии с Порядком предоставления гранта и настоящим соглашением (пункт 3.2.5); направлять грант на финансовое обеспечение затрат, определенных в сведениях (пункт 3.2.7); обеспечивать достижение значений показателей результативности гранта, предусмотренных приложением 2 к настоящему соглашению (пункт 3.2.8).
В соответствии с пунктом 3.2.9.1 соглашения, в обязанности получателя входит также предоставление в Управление отчета о расходах (затратах) получателя, источником финансового обеспечения которых является грант, по форме согласно приложению 4 к настоящему соглашению, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом; а в соответствии с пунктом 3.2.9.2 - отчета о достижении значений показателей результативности гранта по форме согласно приложению 3 к настоящему соглашению не позднее 15.01.2019.
В соответствии с пунктом 3.2.14 соглашения, получатель обязан осуществлять деятельность в течение не менее 5 лет после получения гранта; включить имущество, приобретенное за счет средств гранта, в неделимый фонд кооператива и возвратить за счет имущества кооператива бюджетные средства в случае его ликвидации до 26.11.2023; оплачивать за счет собственных средств не менее 40% стоимости затрат, определенных в сведениях.
Согласно пунктам 4.2 и 4.3 соглашения, в случае выявления нарушений целей и (или) условий и порядка предоставления гранта, а равно в случае, если получателем не достигнуты значения показателей результативности, грант подлежит возврату в бюджет в полном объеме.
Получатель субсидии возвращает в доход областного бюджета полученные денежные средства в 10-тидневный срок со дня получения соответствующего требования Управления, предписания органа государственного финансового контроля (пункт 4.4 соглашения).
Пунктом 5.3 соглашения предусмотрено, что споры, возникающие между сторонами в связи с исполнением настоящего соглашения, решаются ими, по возможности, путем проведения переговоров с оформлением ответствующих протоколов или иных документов. При недостижении согласия споры между сторонами решаются в судебном порядке в Арбитражном суде Липецкой области.
Согласно Плану расходов от 16.07.2018 ответчик должен был приобрести автомобиль бортовой на базе КамАЗ для перевозки скота 7 тонн в количестве 1 шт. ориентировочной стоимостью 4 000 000 руб.; льдогенератор 200 кг ориентировочной стоимостью 357 500 руб.; заточный станок для заточники куттерных ножей ориентировочной стоимостью 247 500 руб.; клипсатор двускрепочный полуавтоматический ориентировочной стоимостью 608 000 руб.; шпигорезку 150 кг/час ориентировочной стоимостью 737 000 руб.; а всего - 5 950 000 руб., в том числе за счет собственных средств, но не менее 40% затрат - 2 380 000 руб.
Согласно приложению 2 к соглашению кооперативом до 01.01.2019 должно быть создано 3 постоянных рабочих места; прирост объема реализованной сельскохозяйственной продукции (2018 год к 2017 году) должен составлять 10%.
Управлением сельского хозяйства на лицевой счет СППССК "Пищевик", открытый в Управлении Федерального казначейства Липецкой области, согласно пункту 2.2 соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 20.11.18) платежным поручением от 16.11.2018 N 1210 был перечислен грант в размере 3 570 000 руб.
Из представленных отчетах о расходах средств грантовой поддержки от 01.01.2022, а также документов, подтверждающих целевое использование средств гранта и собственных средств усматривается, что по состоянию на 01.01.2022 кооперативом было приобретено следующее имущество:
автомобиль бортовой на базе КамАЗ стоимостью 3 710 000 руб., что подтверждается договором купли-продажи N KZ-19/01-5 от 17.01.2019, дополнительны соглашением N 1 от 04.02.2019, актом приема-передачи N 1 от 04.02.2019, счетом-фактурой от 04.02.2019 N 4, платежными поручениями от 21.01.2019 N 14, от 04.02.2019 N 24 и от 18.03.2019 N 2, а также актом сверки взаимных расчетов за период 2019 года между ООО ТФК "Камский завод" и кооперативом;
льдогенератор стоимостью 378 000 руб., что подтверждается договором N 13 на изготовление оборудования от 29.01.2019, дополнительным соглашением от 29.01.2019, товарной накладной от 21.02.2019 N 13 и платежным поручением от 20.02.2019 N 49;
клипсатор двускрепочный полуавтоматический стоимостью 615 000 руб., что подтверждается копиями договора поставки от 22.06.2021 N 4, счетом-фактурой о 30.07.2021 N 5 и платежным поручением от 28.06.2021 N 94.
Общая сумма затрат составила 4 703 000 руб., в том числе средства гранта - 3 570 000 руб., собственные средства - 1 133 000 руб. Уровень софинансирования составил 19%.
При этом после 01.01.2022 кооперативом не представлялись установленные пунктом 3.2.14 соглашения отчеты; не представлялись документы о включении имущества, приобретенного с использованием средств гранта, в неделимый фонд кооператива; не представлено доказательств сохранения в течение 5 лет после получения гранта численности рабочих мест.
Придя к выводу о том, что кооперативом были нарушены условия соглашения и условия предоставления гранта, Управление направило в адрес ответчика требование от 02.12.2022 N И41-5045 о возврате гранта в областной бюджет в полном объеме.
При этом Управление указало, что получателем бюджетных средств были допущены нарушения следующих условий и обязательств: участие финансовых средств получателя гранта в размере не менее 40 процентов от стоимости расходов, софинансируемых за счет средств гранта; предоставление отчетности об использовании средств гранта, выполнении показателей в порядке и по формам, утвержденным в соглашении; осуществление деятельность в течение 5 лет с даты получения гранта; создание в году получения гранта не менее одного нового постоянного рабочего места на каждые 3,0 млн. рублей гранта и сохранение их в течение не менее 5 лет после получения гранта.
Поскольку средства гранта в установленный срок возвращены не были, Управление сельского хозяйства обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности нарушения СППССК "Пищевик" условий соглашения от 13.11.2018 N 72, влекущих обязанность по возврату средств гранта в бюджет.
Соглашаясь с указанными выводами суда области, апелляционная коллегия руководствуется следующим.
В силу положений пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченным органом исполнительной власти, а также в случае их неиспользования в установленные сроки.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
В силу пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 12 Закона Липецкой области от 18.12.2017 г. N 130-ОЗ "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (принят Липецким областным Советом депутатов 14.12.2017 г.) (далее - Закон Липецкой области N 130-ОЗ) главные распорядители средств областного бюджета и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае выявления нарушений целей и (или) условий и порядка предоставления субсидий, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме.
В случае недостижения показателей результативности, предусмотренных в соглашении о предоставлении субсидий, субсидии подлежат возврату в областной бюджет в объеме, установленном в соглашении о предоставлении субсидий.
Пунктом 27 приложения 25 к Закону Липецкой области N 130-ОЗ установлены условия предоставления субсидий (грантов) на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в соответствии с государственной программой Липецкой области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 28.10.2013 г. N 485.
К условиям представления субсидий, в том числе отнесены:
-приобретение получателем гранта оборудования и техники по перечню, утверждаемому приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;
-наличие плана расходов с указанием затрат, указанных в абзацах двадцать шестом - двадцать девятом настоящего пункта;
-участие финансовых средств получателя гранта в размере не менее 40 процентов от стоимости расходов, софинансируемых за счет средств гранта;
-наличие обязательства кооператива по включению в неделимый фонд кооператива имущества, приобретенного с использованием средств гранта, и по возврату за счет имущества кооператива бюджетных средств в случае его ликвидации до истечения срока действия пятилетнего соглашения о предоставлении и использовании гранта;
-использование гранта в течение 24 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие кооператива или потребительского общества;
-создание в текущем году не менее одного нового постоянного рабочего места на каждые 3,0 млн. рублей гранта, но не менее одного нового постоянного рабочего места, и сохранение их в течение не менее 5 лет после получения гранта;
-предоставление отчетности об использовании средств гранта, выполнении показателей в порядке и по формам, утвержденным в соглашении о предоставлении гранта.
Из приведенных положений законодательства следует, что правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.
Условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права. В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.
Следовательно, ответственность в виде возврата гранта подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права.
Кроме того, предоставление гранта оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных бюджетным законодательством. К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении гранта, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Применительно к рассматриваемым обстоятельствам судом установлено, что целью предоставления гранта является софинансирование затрат, связанных с развитием на территории Липецкой области материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Из материалов дела следует, что в результате проведенного Управлением сельского хозяйства Липецкой области анализа использования СППССК "Пищевик" субсидии выявлены нарушения условий ее предоставления, предусмотренных соглашением, а именно:
* не обеспечено достижение значений показателей результативности гранта (пункт 3.2.8 соглашения);
* не предоставлены в Управление следующие документы: отчет о расходах (затратах) получателя, источником финансового обеспечения которых является грант (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 3.2.9.1 соглашения)), отчет о показателях деятельности сельскохозяйственного потребительского кооператива (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 3.2.9.4 соглашения)); бухгалтерская отчетность (ежеквартально в сроки и по формам, установленным Минсельхозом России (пункт 3.2.9.4 соглашения));
* не подтверждено осуществление кооперативом деятельности в течение не менее пяти лет после получения гранта и, как следствие, сохранение рабочих мест (пункт 3.2.14 соглашения);
* не оплачено за счет собственных средств не менее 40% стоимости затрат, определенных в сведениях (пункт 3.2.14 соглашения);
* не представлены сведения о включении имущества, приобретенного за счет гранта, в неделимый фонд кооператива (пункт 3.2.14 соглашения).
При этом материалами дела подтверждено, что сумма гранта перечислена на лицевой счет кооператива в УФК России по Липецкой области платежным поручением от 16.11.2018 N 1210. Соответственно, кооператив был обязан осуществлять свою хозяйственную деятельность вплоть до 16.11.2023.
Вместе с тем, как следует, в том числе, из апелляционной жалобы, деятельность кооператива, на развитие материально-технической базы которого был предоставлен грант, не осуществляется с апреля 2022 года.
При этом ответчиком не представлены доказательства использования субсидии в сроки, установленные условиями соглашения и дополнительными соглашениями к нему, то есть до 01.11.2021, доказательства софинасирования на оставшуюся сумму - 1 247 000 руб., доказательства приобретения в полном объеме имущества, включенного в план расходов, в частности заточного станка для заточки куттерных ножей.
Тогда как использование ответчиком суммы субсидии (гранта) без соблюдения условия участия финансовых средств кооператива в размере не менее 40% от стоимости каждой статьи расходов, софинансируемой за счет средств субсидии (гранта) в пределах установленного соглашением срока, является нарушением условия предоставления субсидии (гранта), что влечет возврат этих средств в бюджет.
Также кооперативом ни в Управление сельского хозяйства Липецкой области, ни в материалы настоящего дела не представлено ни одного доказательства, подтверждающего достижение установленных соглашением показателей и принятых на себя обязательств по созданию в текущем году не менее одного нового постоянного рабочего места на каждые 3,0 млн. рублей гранта, и сохранение его в течение не менее 5 лет после получения гранта. В частности, ответчиком не представлены ни документы бухгалтерской отчетности, ни ежеквартальные отчеты из которых усматривалось бы подтверждение кооперативом осуществления им деятельности и сохранение рабочих мест, ни иные сведения, позволяющие суду прийти к выводу о соблюдении ответчиком условий соглашения в данной части.
При этом ссылка ответчика на объективную невозможность осуществления кооперативом своей деятельности и выполнения условий предоставления гранта ввиду таких обстоятельств как повышение стоимости оборудования, увольнение бухгалтера, хищение принадлежащего СПП ССК "Пищевик" имущества обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии вины кооператива и не могут быть расценены судом, как факты, освобождающие ответчика от обязанности исполнения принятых на себя обязательств в соответствии с соглашением.
При этом судом учтено, что ответчиком не представлены доказательства принятия мер по обеспечению сохранности имущества, а также не представлены доказательства увольнения бухгалтера и обращения с заявлением к Управлению сельского хозяйства о согласовании изменения плана расходов в связи с повышением цен.
В подтверждение факта хищения имущества ответчик ссылается на представленное в материалы дела постановление от 08.04.2022 о признании его потерпевшим по уголовному делу N 12201420006000052 (т.1 л.д.24-26).
При этом каких-либо иных документов в обоснование заявленных доводов ответчик на момент рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции (28.09.2023) не представил, исходя из чего, результат рассмотрения уголовного дела суду не известен, также у суда отсутствует возможность соотнести период хищения имущества кооператива со сведениями об исполнении соглашения в данной части. При этом из материалов дела не усматривается, что кооперативом направлялись в Управление какие-либо уведомления относительно хищения имущества.
Также факт хищения имущества не может быть принят во внимание при оценке всех нарушений ответчиком своих обязательств, исходя из характера таких нарушений как непредоставление отчетности, отсутствие доказательств включения имущества, приобретенного за счет гранта, в неделимый фонд кооператива, невыполнение показателей в части создания постоянных рабочих мест.
Так, суд исходит из того, что кооператив имел достаточно времени для принятия мер к восстановлению утраченных первичных документов и иной информации бухгалтерского учета, а также составления и передачи установленной соглашением отчетности.
Также не могут быть приняты во внимание ссылки на значительное увеличение стоимости имущества на момент его приобретения по сравнению с утвержденным планом расходов, поскольку указанное также представляет собой риски ведения лицом предпринимательской деятельности, в том числе с учетом длительного периода действия соглашения о предоставлении гранта.
Также судом обоснованно учтено, что, подписав соглашение о предоставлении гранта в форме субсидии, кооператив выразил свое согласие со всеми закрепленными в нем условиями, в связи с чем, взял на себя обязанность по обеспечению достижения установленных соглашением показателей, по созданию рабочих мест, и увеличению среднесписочной численности работников.
Ответчик, приняв на себя указанные обязательства, обязан был их соблюдать, поскольку, в противном случае он получает незаконные преимущества по сравнению с иными грантополучателями.
Ссылки кооператива на то, что средства гранта расходовались им в соответствии с целевым назначением, в рассматриваемом случае правового значения не имеют, поскольку основанием для взыскания гранта явилось не нецелевое использование предоставленных средств, а нарушение критериев и условий, установленных для предоставления гранта.
Таким образом, оценив в совокупности все фактические обстоятельства, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания не согласиться с выводами суда первой инстанции о непредставлении ответчиком доказательств исполнения обязательств по соглашению N 72 от 13.11.2018 о предоставлении гранта, что является основанием для его возврата в полном объеме.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований о возврате гранта, предоставленного соглашением от 13.11.2018 N 72.
Отклоняя довод апелляционной жалобы относительно неизвещения кооператива о месте и времени судебного заседания, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 6 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
При этом, как следует из разъяснений, данных в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" под получением первого судебного извещения или первого судебного акта лицом, участвующим в деле, иным участником процесса следует понимать получение, в том числе по электронной почте, судебного извещения либо вызова в предварительное судебное заседание, судебное заседание и (или) копии определения по делу, включая определение об отложении судебного разбирательства.
В силу части 4 статьи 121 АПК РФ судебные извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В рассматриваемом случае определение Арбитражного суда Липецкой области от 18.04.2023 по настоящему делу о принятии искового заявления и назначении предварительного судебного заседания было направлено по адресу, который указан в ЕГРЮЛ в качестве адреса государственной регистрации кооператива - 399777, Липецкая область, Елецкий район, деревня Белевец, улица Прудовая, дом 15, и вернулось в суд с отметкой почтового органа об истечении срока хранения (т.1 л.д.12а).
Лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд (пункт 2 части 4 статьи 123 Кодекса).
Ответчик не обеспечил получение поступающей в его адрес корреспонденции, поэтому в соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ на нем лежит риск возникновения неблагоприятных последствий в результате неполучения копий судебных актов.
При этом из материалов дела усматривается и ответчиком не опровергнуто, что им был представлен отзыв на исковое заявление с приложением документов, подтверждающих его правовую позицию, в том числе постановление от 08.04.2022 о признании кооператива потерпевшим по уголовному делу.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии у ответчика сведений о данном судебном процессе, что обязывало ответчика, в том числе, предпринимать самостоятельные меры, направленные на получение информации о движении дела.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в том числе предусмотренных статьей 270 АПК РФ.
Таким образом, решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.07.2023 по настоящему делу следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 3 000 руб. в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.07.2023 по делу N А36-2838/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего снабженческо-сбытового кооператива "Пищевик" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Аришонкова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-2838/2023
Истец: Управление сельского хозяйства Липецкой области
Ответчик: Сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий снабженческо-сбытовой кооператив "Пищевик"