г. Москва |
|
06 октября 2023 г. |
Дело N А41-43373/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Раменского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 31.07.2023 по делу N А41-43373/23, по заявлению дачно-строительного кооператива "Рабкриновец" к администрации Раменского городского округа Московской области о признании, третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,
при участии в заседании:
от ДСК "Рабкриновец" - Серегин А.А. по доверенности от 05.05.2023, (посредством веб-конференции);
от администрации Раменского городского округа - извещена, представитель не явился;
от Минимущества Московской области - извещено, представитель не явился;
УСТАНОВИЛ:
дачно-строительный кооператив "Рабкриновец" (далее - ДСК "Рабкриновец", кооператив) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Раменского городского округа Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным решения от 13.03.2023 N P001-2220602803-68875537 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов"; об обязании в срок не более чем тридцать дней со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу осуществить подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанных договоров для подписания ДСК "Рабкриновец".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области (далее - третье лицо, Министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.07.2023 по делу N А41-43373/23 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель кооператива возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации и третьего лица.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя кооператива, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Кооператив является собственником объекта недвижимости - здания, расположенного по адресу: Московская обл., Раменский р-он, пос. Быково, 1-й Октябрьский пер. д. 15 с кадастровым номером 50:23:0080119:253, назначение: нежилое, наименование: контора ЖСК, построенного в соответствии с договором застройки от 16.05.1933.
В соответствии с действующим законодательством ДСК "Рабкриновец" самостоятельно осуществляет управление общим имуществом, расположенным в пределах границ ДСК.
Здание используется для размещения конторы ДСК, в котором расположено правление, собираются собрания членов кооператива, осуществляют функции выборные органы, а также в нем, среди прочего, проходит прием членов ДСК по вопросам, связанным с обслуживанием общего имущества ДСК.
Здание расположено на земельном участке площадью 870 кв. м с кадастровым номером 50:23:0080118:31. Категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание.
Земельный участок был предоставлен ДСК "Рабкриновец" на праве бессрочного пользования на основании постановления главы администрации поселка Быково Раменского р-на Московской области N 64 от 09.02.1999.
В целях реализации права на приобретение указанного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов кооператив обратился в администрацию с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов".
Решением администрации от 13.03.2023 N P001-2220602803-68875537 в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" было отказано, поскольку, согласно правовой позиции административного органа, земельный участок не используется по назначению в соответствии с видом разрешенного использования.
Не согласившись с указанным решением, ДСК "Рабкриновец" обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В решении об отказе в предоставлении спорного земельного участка в собственность ответчиком определено, что спорный земельный участок не может быть предоставлен в собственность по следующим основаниям: вид разрешенного земельного участка не соответствует фактическому использованию.
Согласно ч. 14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 31.05.2021 N 15ВР-883 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов". Данным регламентом, в числе прочего, предусмотрены следующие основания к отказу в предоставлении услуги: установленный вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует его фактическому использованию (пункт 13.2.16 Регламента).
Пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 31 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Предусмотренные частями 29 - 31 настоящей статьи законы субъектов Российской Федерации могут быть приняты не позднее 1 января 2016 года (пункт 32 Закона N 171-ФЗ).
В рассматриваемом случае, спорные правоотношения возникли после 01.01.2020. Закон Московской области, предусматривающих перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов, в установленном порядке не принимался.
При этом Административный регламент, утвержденный распоряжением Минмособлимущества, не может рассматриваться в качестве закона субъекта Российской Федерации.
Поддерживая выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, вид разрешенного использования земельного участка "Коммунальное обслуживание" предполагает размещение зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами: 3.1.1 "Предоставление коммунальных услуг", предусматривающий размещение зданий и сооружений, обеспечивающих поставку воды, тепла, электричества, газа, отвод канализационных стоков, очистку и уборку объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, сооружений, необходимых для сбора и плавки снега); 3.1.2 "Административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг" предусматривающий размещение зданий, предназначенных для приема физических и юридических лиц в связи с предоставлением им коммунальных услуг.
В соответствии с постановлением администрации Раменского городского округа от 14.07.2021 N 7547 "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) Раменского городского округа Московской области" одним из основных и вспомогательных видов для зоны Ж-2 является вид использования - 3.1 коммунальное обслуживание.
Таким образом, в зону Ж-2 могут включаться территории, не только предназначенные непосредственно для ведения садоводства, но и для других целей.
Кооперативом в соответствии с вышеуказанными положениями был выбран вид использования коммунальное обслуживание, для которого установлены ограничения: минимальный размер участка 30 кв. м, максимальный 100000 кв. м., площадь испрашиваемого участка составляет 870 кв. м., максимальный процент застройки - 75%, при площади участка в 870 кв. м это 625,5 кв. м., площадь здания составляет 99,7 кв. м., минимальные отступы от границ земельного участка - 3 м.
Согласно представленному администрацией акту и фотографиям, а также сведениям ЕГРН расстояние от границ участка до здания более указанных значений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что кооператив не осуществляет деятельность по коммунальному обслуживанию, поскольку предоставление коммунальных услуг является лицензируемым видом деятельности, подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку понятия "коммунальное обслуживание" и "предоставление коммунальных услуг" не являются тождественными.
Как было указано выше, классификатор видов разрешенного использования предусматривает вид разрешенного использования земельного участка "Коммунальное обслуживание", который, среди прочего, предполагает размещение зданий, предназначенных для приема физических и юридических лиц в связи с предоставлением им коммунальных услуг (код 3.1.2).
Согласно сведениям ЕГРЮЛ основным видом деятельности ДСК Рабкриновец являются услуги по управлению недвижимым имуществом, предоставляемые за вознаграждение или на договорной основе (68.32 по классификатору видов экономической деятельности), что соответствует уставным целям создания кооператива.
Данный вид включает в себя управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. Такого вида деятельности, как предоставление коммунальных услуг классификатор не содержит.
В соответствии с нормами законодательства, регулирующего отношения между собственниками недвижимого имущества (ТСН, СНТ, ЖСК, ДСК и т.д.), соответствующие сообщества собственников создаются для целей обеспечения их участников владением, пользованием и в установленных законодательством пределах распоряжением общим имуществом, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких помещений, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся данными помещениями (статьи 123.2., 123.12. Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 7 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Обеспечение предоставляемых услуг собственникам имущества осуществляется указанными общественными объединениями либо специально привлекаемыми для этого управляющими организациями. Ресурсоснабжающие организации осуществляют непосредственное оказание услуг только в случае заключения прямых договоров с собственниками помещений (ст. 157.2 ЖК РФ)
Соответственно использование заданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами и их приема в связи с предоставлением им коммунальных услуг не ограничивается только лишь зданиями и сооружениями, используемыми непосредственно ресурсоснабжающими (коммунальными) организациями. Это могут быть офисы, конторы, диспетчерские соответствующих объединений или управляющих организаций.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", испрашиваемый земельный участок должен быть сформирован для целей эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости, расположенного на данном участке, в размере, необходимом для такой эксплуатации.
В рассматриваемом случае, здание использовалось для приема кооперативом граждан в связи с предоставлением им коммунальных услуг.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований кооператива, поскольку оспариваемое решение администрации не соответствует закону и нарушает права заявителя.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.07.2023 по делу N А41-43373/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43373/2023
Истец: АНО ДАЧНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВРАБКРИНОВЕЦ
Третье лицо: ОСП АДМИНИСТРАЦИЯ РАМЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ