г. Санкт-Петербург |
|
05 октября 2023 г. |
Дело N А56-2454/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): предст. Дмитриева А.Е. - доверенность от 27.12.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22416/2023) Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Психоневрологический интернат N 2" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2023 по делу N А56-2454/2023 (судья Сухаревская Т.С.), принятое
по иску индивидуального предпринимателя Венгура Арена Валерьевича
к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания "Психоневрологический интернат N 2"
об оспаривании решения об одностороннем отказе от исполнения контракта
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Венгура Арен Валерьевич (далее - истец, Предприниматель, ИП Венгура А.В.) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания "Психоневрологический интернат N 2" (далее - ответчик, Учреждение, СПБ ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 2") о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 08.08.2022 N 177-08/2022; об обязании произвести приемку поставленного товара (промышленный утюг LELIT PS 355 1,5 кг - 1 шт.) через систему ЕИС.
Решением суда от 16.05.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, СПБ ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 2" подана апелляционная жалоба, в которой Учреждение просит решение суда от 16.05.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении исковых требований. Податель жалобы ссылается на то, что исходя из положений части 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ) и пунктов 3.5-3.7, 3.10-3.11 контракта от 08.08.2022 N 177-08/2022 в Единой информационной системе сфере закупок (далее - ЕИС) формируется только "документ о приемке", при этом сопроводительная документация, в числе которой счет, акт приема-передачи товара, товарная накладная или УПД, не могут быть представлены в электронном виде через ЕИС, поскольку функционал ЕИС не предусматривает подписания сторонами иных документов кроме "документа о приемке". Также податель жалобы полагает необоснованным ссылку суда первой инстанции на решение Санкт-Петербургского УФАС от 08.11.2022 по делу N РНП-78-1389/22, поскольку при рассмотрении антимонопольным органом обращения Учреждения о включении сведений о Предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков, не исследовался вопрос надлежащего или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по контракту от 08.08.2022 N 177-08/2022. Податель жалобы также полагает неправомерным возложение судом первой инстанции на Учреждение обязанности принять фактически отсутствующий у него товар без проверки его качества и соответствия условиям контракта от 08.08.2022 N 177-08/2022.
В судебном заседании 29.08.2023 представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы.
Предприниматель извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Предпринимателем представлены в суд письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых доводы Учреждения отклонены.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по итогам электронного аукциона (извещение N 0372200080822000097) между СПБ ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 2" (Заказчик) и ИП Венгура А.В. (поставщик) был заключен контракт от 08.08.2022 N 177-08/2022 (далее - Контракт), по условиям которого Поставщик обязуется поставить утюг промышленный (далее - товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить товар, удовлетворяющий условиям настоящего Контракта.
Порядок, сроки и условия поставки товара установлены разделом 3 Контракта.
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта Поставщик самостоятельно доставляет товар Заказчику одной партией по адресу: г. Санкт-Петербург, г.Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, д. 130 в течение 10 рабочих дней с даты регистрации Контракта в Реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно пункту 3.3.1 Контракта в день поставки товара Поставщик представляет Заказчику подписанную со своей стороны сопроводительную документацию на товар, в том числе:
а) счет, счет-фактуру (при наличии);
б) акт сдачи-приемки товара по форме согласно Приложению N 2 к Контракту;
в) товарную накладную по форме N ТОРГ-12 или универсальный передаточный документ (УПД);
г) сертификаты и/или декларации соответствия (предоставляется, если товар подлежит обязательной сертификации или декларированию),
д) руководство пользователя/инструкции по эксплуатации на русском языке (при наличии),
е) документы, подтверждающие гарантию производителя товара (гарантийный талон и др.) (при наличии).
Во всех документах, предусмотренных настоящим пунктом и исходящих от Поставщика, должна быть ссылка на номер и дату Контракта, подпись уполномоченного лица и печать (при наличии).
Согласно пункту 3.4 Контракта приемка товара осуществляется на основании документа о приемке, формируемого в единой информационной системе.
Порядок формирования и подписания сторонами Контракта документа о приемке определен в пунктах 3.5. 3.6, 3.7, 3.10, 3.11 Контракта.
Как усматривается из материалов дела и сведений, размещенных в открытом доступе в ЕИС, Поставщик 15.08.2022 разместил в ЕИС документ о приемке от 15.08.2022 N 00697 подписанный электронно-цифровой подписью, с приложением счета от 15.08.2022 N 00697 (в двух экземплярах) в формате pdf (сканированный документ). В ответ Заказчиком 15.08.2022 направлено Поставщику электронное уведомление об уточнении документа о приемке с указанием на неисполнение пункта 3.1.1 Контракта.
Поставщик 18.08.2022 разместил в ЕИС документ о приемке от 15.08.2022 N 00697 подписанный электронно-цифровой подписью, с приложением сканированных документов в формате pdf, а именно: подписанных со своей стороны счета от 15.08.2022 N 00697 (в двух экземплярах), акта сдачи-приемки товара от 15.08.2022, товарной накладной от 15.08.2022 N 00697. В ответ Заказчиком 18.08.2022 направлено Поставщику электронное уведомление об уточнении документа о приемке с указанием на непредставление документов в соответствии с пунктом 3.1.1 Контракта.
Поставщик 25.08.2022 разместил в ЕИС документ о приемке от 15.08.2022 N 00697 подписанный электронно-цифровой подписью, с приложением сканированных документов в формате pdf, а именно: подписанных со своей стороны счета от 15.08.2022 N 00697 (в двух экземплярах), акта сдачи-приемки товара от 15.08.2022, товарной накладной от 15.08.2022 N 00697 и декларации о соответствии ЕАЭ N RU Д-IT.БЛ08.В.02520/20. В ответ Заказчиком 25.08.2022 направлено Поставщику электронное уведомление об уточнении документа о приемке с указанием на непредставление документов в соответствии с пунктом 3.1.1 Контракта.
Поставщик 26.08.2022 разместил в ЕИС документ о приемке от 15.08.2022 N 00697 подписанный электронно-цифровой подписью, с приложением документов в формате pdf, а именно: подписанного со своей стороны счета от 15.08.2022 N 00697. В ответ Заказчиком 29.08.2022 направлено Поставщику электронное уведомление об уточнении документа о приемке с указанием на непредставление документов в соответствии с пунктом 3.1.1 Контракта.
Письмом от 29.09.2022 N 1022 Учреждение указало на то, что в нарушение требований пункта 3.1.1 Контракта Поставщиком при поставке товара не представлена сопроводительная документация на товар, что явилось основанием отказа в приемке товара. Учреждение также уведомило Предпринимателя о необходимости осуществления поставки товара в соответствии с условиями Контракта в срок до 07.10.2022.
Ссылаясь на допущенные Поставщиком существенные нарушения условий Контракта, выразившиеся в нарушении срока поставки товара, Учреждением на основании части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пунктов 4.4.5, 9.4 Контракта принято решение от 10.10.2022 N 1092 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Не согласившись с решением Учреждения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Предприниматель обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме. При этом суд исходил из того, что товар поставлен Заказчику в установленные Контрактом сроки, требования о представлении сопроводительных документов и документов о приемке на бумажном носителе Контрактом не установлены, следовательно, Поставщиком выполнены все условия по поставке товара в рамках Контракта.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу Учреждения подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции от 16.05.2023 подлежащим отмене в связи со следующим.
Согласно статье 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
При этом в силу пункта 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Порядок и условия изменения, расторжения контракта установлены в статье 95 Закона N 44-ФЗ, согласно которой расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8); заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе, в случае неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки товара (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
В рассматриваемом случае, оспариваемое решение от 10.10.2022 N 1092 об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Учреждением на основании части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, статьи 523 ГК РФ и пунктов 4.4.5, 9.4 Контракта в связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта, выразившемся в нарушении срока поставки товара. При этом, Учреждение указало на то, что в нарушение требований пункта 3.1.1 Контракта Поставщиком при поставке товара не представлена сопроводительная документация на товар, что явилось основанием для приемки товара.
Удовлетворяя исковые требования Предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что товар был поставлен Заказчику в установленные Контрактом сроки, требования о представлении сопроводительных документов и документов о приемке на бумажном носителе Контрактом не установлены, следовательно, Поставщиком выполнены все условия по поставке товара в рамках Контракта.
Суд апелляционной инстанции полагает указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, не соответствующими положениям Контракта и Закона N 44-ФЗ, а также фактическим обстоятельствам дела.
Порядок, сроки и условия поставки товара установлены разделом 3 Контракта.
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта Поставщик самостоятельно доставляет товар Заказчику одной партией по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, д. 130 в течение 10 рабочих дней с даты регистрации Контракта в Реестре контрактов, заключенных заказчиками (таким образом срок поставки товара истекал 22.08.2022).
Согласно пункту 3.3.1 Контракта в день поставки товара Поставщик представляет Заказчику подписанную со своей стороны сопроводительную документацию на товар, в том числе:
а) счет, счет-фактуру (при наличии);
б) акт сдачи-приемки товара по форме согласно Приложению N 2 к Контракту;
в) товарную накладную по форме N ТОРГ-12 или универсальный передаточный документ (УПД);
г) сертификаты и/или декларации соответствия (предоставляется, если товар подлежит обязательной сертификации или декларированию),
д) руководство пользователя/инструкции по эксплуатации на русском языке (при наличии),
е) документы, подтверждающие гарантию производителя товара (гарантийный талон и др.) (при наличии).
Во всех документах, предусмотренных настоящим пунктом и исходящих от Поставщика, должна быть ссылка на номер и дату Контракта, подпись уполномоченного лица и печать (при наличии).
Согласно пункту 3.4 Контракта приемка товара осуществляется на основании документа о приемке, формируемого в единой информационной системе.
Порядок формирования и подписания сторонами Контракта документа о приемке определен в пунктах 3.5. 3.6, 3.7, 3.10, 3.11 Контракта.
Согласно пункту 3.5 Контракта в день доставки (до момента фактической поставки) товара по адресу поставки товара, указанному в соответствии с условиями Контракта, Поставщик формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в единой информационной системе в сфере закупок документ о приемке, который должен содержать:
3.5.1. идентификационный код закупки, наименование, место нахождения Заказчика, наименование объекта закупки, место поставки Товара, информацию о поставщике, предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 Закона, единицу измерения поставленного товара;
3.5.2. наименование поставленного Товара;
3.5.3. наименование страны происхождения поставленного Товара;
3.5.4. информацию о количестве поставленного Товара
3.5.5. стоимость исполненных поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, с указанием цены за единицу поставленного Товара;
3.5.6. иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона.
В силу пункта 3.6 Контракта к документу о приемке, предусмотренному пунктом 3.5. Контракта, должен быть приложен документ, являющийся его неотъемлемой частью:
- акт сдачи-приемки товара по форме, согласно Приложению N 3 к контракту.
Согласно пункту 3.7 Контракта документ о приемке, подписанный Поставщиком, не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 94 Закона автоматически с использованием единой информационной системы направляется Заказчику. Датой поступления Заказчику документа о приемке, подписанного Поставщиком, считается дата размещения в соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 94 Закона такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик.
Согласно пункту 3.8 Контракта в день доставки Товара Заказчик осуществляет приемку Товара, проверяет соответствие наименований, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика и Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
В соответствии с пунктом 3.10 Контракта в срок, не позднее 3-х рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3.5. Контракта, Заказчик осуществляет одно из следующих действий:
3.10.1. подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
3.10.2. формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Вышеприведенные положения Контракта соответствуют положениям части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, согласно которой:
При исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона):
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:
а) включенные в контракт в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, единицу измерения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;
б) наименование поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
в) наименование страны происхождения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
г) информацию о количестве поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
д) информацию об объеме выполненной работы, оказанной услуги;
е) стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;
ж) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;
2) к документу о приемке, предусмотренному пунктом 1 настоящей части, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная пунктом 1 настоящей части информация, содержащаяся в документе о приемке;
3) документ о приемке, подписанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику документа о приемке, подписанного поставщиком (подрядчиком, исполнителем), считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
4) в срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3 настоящей части, заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 настоящей статьи) осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа;
5) в случае создания в соответствии с частью 6 настоящей статьи приемочной комиссии не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику документа о приемке в соответствии с пунктом 3 настоящей части:
а) члены приемочной комиссии подписывают усиленными электронными подписями поступивший документ о приемке или формируют с использованием единой информационной системы, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. При этом, если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками заказчика, допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей и единой информационной системы;
б) после подписания членами приемочной комиссии в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает их в единой информационной системе. Если члены приемочной комиссии в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта не использовали усиленные электронные подписи и единую информационную систему, заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов;
6) документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента размещения в единой информационной системе в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 4 или подпунктом "б" пункта 5 настоящей части направляются автоматически с использованием единой информационной системы поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом таких документа о приемке, мотивированного отказа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
7) в случае получения в соответствии с пунктом 6 настоящей части мотивированного отказа от подписания документа о приемке поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящей частью;
8) датой приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного заказчиком.
Таким образом, как обоснованно указывает податель жалобы, исходя из положений пунктов 3.5-3.7, 3.10-3.11 Контракта и части 13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ в ЕИС формируется и подписывается усиленными электронными цифровыми подписями только "документ о приемке", содержащий сведения, указанные в подпункте 1 части 13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ и пункте 3.5 Контракта.
Однако сопроводительные документы на товар, перечисленные в пункте 3.3.1 Контракта (в том числе, акт приема-передачи, товарная накладная, УПД, сертификаты/декларации соответствия, руководство пользователя/инструкцию по эксплуатации, а также документы, подтверждающие гарантию производителя), не являются "документом о приемке", представляются Заказчику в день поставки товара и не могут быть подписаны сторонами Контракта в электронном виде через ЕИС, поскольку функционал ЕИС не предусматривает их подписания в электронном виде.
Из пункта 3.1.1 Контракта прямо следует, что все поименованные в нем документы, должны быть предоставлены Поставщиком Заказчику в день поставки товара.
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ).
Согласно статье 6 Закона N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
В рассматриваемом случае между сторонами Контракта не заключено соглашение об электронном взаимодействии, условиями Контракта не предусмотрена возможность обмена сопроводительными документами по Контракту в электронном виде и подписание данных документов (в том числе акта приема-передачи товара, товарной накладной) с использованием электронно-цифровых подписей.
Размещенные Поставщиком в ЕИС в качестве приложений к документу о приемке от 15.08.2022 N 00697 сканированные образы документов в формате pdf (счет от 15.08.2022 N 00697, акт сдачи-приемки товара от 15.08.2022, товарная накладная от 15.08.2022 N 00697 и декларация о соответствии ЕАЭ N RU Д-IT.БЛ08.В.02520/20) не являются документами, подписанными электронно-цифровой подписью, и не могут быть подписаны Заказчиком со своей стороны с использованием электронно-цифровой подписи посредством функционала ЕИС. Более того, в числе представленных в формате pdf документов отсутствует поименованное в пункте 3.3.1 Контракта руководство пользователя/инструкция по эксплуатации, а также документы, подтверждающие гарантию производителя (гарантийный талон).
Доказательства того, что Поставщиком были переданы Заказчику все поименованные в пункте 3.3.1 Контракта документы в надлежащем виде, в материалы дела не представлены. Формирование Поставщиком в системе ЕИС "документа о приемке" в соответствии с требованиями части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и пункта 3.5 Контракта не свидетельствует о передаче Поставщиком Заказчику сопроводительных документов на товар, поименованных в пункте 3.3.1 Контракта и подписанных Поставщиком со своей стороны.
Следовательно, вопреки выводам суда первой инстанции, Поставщиком не были выполнены все условия по поставке товара в рамках Контракта (не переданы сопроводительные документы на товар), в связи с чем Заказчик правомерно отказал в приемке товара и вынес оспариваемое решение от 10.10.2022 N 1092 об одностороннем отказе от исполнения Контракта на основании части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, статьи 523 ГК РФ и пунктов 4.4.5, 9.4 Контракта принято решение.
Ссылки суда первой инстанции на решение Санкт-Петербургского УФАС от 08.11.2022 по делу N РНП-78-1389/22, апелляционная коллегия полагает необоснованными, поскольку по результатам рассмотрения обращения Учреждения о включении сведений о Предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков Управление пришло к выводу об отсутствии оснований для включения сведений о Предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков, что не влияет на законность принятого Учреждением решения об одностороннем отказе от исполнении Контракта. При этом, при решении вопроса о включении сведений о Предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков Управлением не рассматривался гражданско-правовой спор между сторонами Контракта относительно правомерности одностороннего отказа Учреждения от исполнения Контракта, а оценивалось поведение Предпринимателя на предмет его добросовестности и направленности действий на исполнение Контракта для целей решения вопроса о применении к указанному лицу меры ответственности в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (на страницах 4 и 5 решения приведены доводы Предпринимателя, а не установленные Управлением обстоятельства). Выводы Санкт-Петербургского УФАС от 08.11.2022 по делу NРНП-78-1389/22 не имеют обязательного (преюдициального) значения для рассмотрения настоящего спора. Выдача каких-либо предписаний Поставщику по результатам рассмотрения вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков положениями статьи 104 Закона N 44-ФЗ не предусмотрена.
Истцом не представлены в материалы дела доказательства устранения в установленный частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ срок нарушений Контракта, которые послужили основанием для принятия Учреждением решения 10.10.2022 N1092 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований о признании недействительным решения Учреждения 10.10.2022 N 1092 об одностороннем отказе от исполнения Контракта и обязании осуществить приемку товара через систему ЕИС у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба Учреждения подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 16.05.2023 подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу искового заявления подлежат оставлению на истце. Кроме того, с истца в пользу ответчика подлежит взысканию 3000 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 мая 2023 года по делу N А56-2454/2023 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Венгура Арена Валерьевича в пользу Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Психоневрологический интернат N 2" 3000 руб. расходов по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2454/2023
Истец: ИП АРЕН ВАЛЕРЬЕВИЧ ВЕНГУРА, ИП венгура арен валерьевич
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ "ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ N2"
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-22397/2023
05.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22416/2023
05.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22416/2023
16.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-2454/2023