г. Москва |
|
05 октября 2023 г. |
Дело N А41-22597/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Погонцева М.И., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Кононихиной Е.О.,
при участии в судебном заседании:
от Главы КФХ Фоминых Л.А.- представитель по доверенности от 19.05.2022 Торопов Г.Н.;
от Администрации Одинцовского городского округа Московской области -представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц- представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Одинцовского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18.07.2023 по делу N А41-22597/23 по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Фоминых Людмилы Анатольевны к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании незаконным решения, третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Фоминых Людмила Анатольевна обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Одинцовского городского округа Московской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) с требованиями:
1. Признать незаконным решение Администрации Одинцовского городского округа Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" от 20.12.2022 N Р001-2559605719-66657140.
2. Обязать Администрацию Одинцовского городского округа Московской области в срок не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента вступления в силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Главы крестьянско-фермерского хозяйства Фоминых Л.А. (ОГРНИП 772637005533) путем принятия решения о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" по заявлению N Р001-2559605719-66657140 от 01.12.2022, а именно: предоставить земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070312:912 на праве аренды на срок 60 (шестьдесят) месяцев с целью сельскохозяйственного использования (для сельскохозяйственного производства) площадью 13 282 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе д. Зайцево.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.07.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Одинцовского городского округа Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие иных представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель является Главой крестьянского (фермерского) хозяйства, получающим на основании соглашения N 79-с/фин-О от 05.04.2022, заключенного с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области, государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства.
01.12.2022 заявитель обратился в Администрацию через портал государственных услуг с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070312:912 в аренду сроком на 5 лет для использования в целях сельскохозяйственного производства.
По итогам рассмотрения указанного заявления, Администрацией Одинцовского городского округа Московской области было принято решение от 20.12.2022 N Р001-2559605719-66657140 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" (далее - Решение).
В соответствии с Решением основанием для отказа послужило наложение границ на земли, земельные участки государственного лесного фонда при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
Также в разъяснении причин Администрация указала, что земельный участок имеет пресечение общей площадью 113 кв. м, с границами лесничеств по приказам РЛХ.
Не согласившись с решением Администрации, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания решений и (или) ненормативных правовых актов незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет сельскохозяйственным организациям, получающим государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте.
Согласно сводной информации Комитета по архитектуре и градостроительству границы испрашиваемого земельного участка накладываются на земли государственного лесного фонда и у Администрации отсутствуют основания для предоставлении земельного участка в аренду в испрашиваемых границах.
В апелляционной жалобе Администрация указала на то, что Фоминых Л.А. не представлены документы, подтверждающие применение к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". При этом предоставление указанных документов заявителем не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации, а также Административным регламентом государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" (утв. распоряжением Минмособлимущества от 31.05.2021 N 15ВР-883).
Между тем, согласно письму Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 19.01.2023 N 29ТГ-139/33-01 в ИСОГД Московской области размещен Акт от 05.05.2022 N 1342/2/06-08/2022/ЛА, представленный Комитетом лесного хозяйства Московской области, и информационное письмо от 26.10.2022 N ВС-02-50/26964, представленное Федеральным агентством лесного хозяйства, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070312:912 не имеет пересечений с государственным лесным фондом. Идентичная информация была также представлена заявителю письмом Комитета лесного хозяйства Московской области от 30.12.2022 N ТГ-13293/18, в котором говорится, что границы указанного земельного участка не имеют пересечений с землями лесного фонда, о чем было сообщено Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области письмом от 12.05.2022 N ИСХ-12191/18.
Учитывая, что крестьянское (фермерское) хозяйство Фоминых Людмилы Анатольевны относится к категории сельскохозяйственных организаций, получающих государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов, что подтверждается соглашением N 79-с/фин-О от 05.04.2022, заключенным с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области, заявитель имеет право на предоставление земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070312:912 на основании положений п. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Доказательств поступления иных заявлений о предоставлении данного земельного участка в аренду не представлено.
Таким образом, на дату принятия решения Администрации Одинцовского городского округа Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" от 20.12.2022 N Р001-2559605719-66657140, основания для отказа в предоставлении услуги, предусмотренные Административным регламентом, отсутствовали.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18.07.2023 по делу N А41-22597/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
М.И. Погонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22597/2023
Истец: Торопов Григорий Игоревич, Фоминых Людмила Анатольевна
Ответчик: Администрация Одинцовского городского округа Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ