г. Хабаровск |
|
06 октября 2023 г. |
А37-21/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Ремстройдом": представитель не явился;
от Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области Магаданской области: представитель не явился;
от Прокуратуры Магаданской области: Ивановой Н.С. старшего прокурора отдела, на основании заявления И. о. прокурора Магаданской области от 25.09.2023 (по служебному удостоверению Прокуратуры Хабаровского края от 10.02.2023 до 10.02.2026);
от Прокуратуры Ольского района Магаданской области: Ивановой Н.С. старшего прокурора отдела, на основании заявления И. о. прокурора Магаданской области от 25.09.2023 (по служебному удостоверению Прокуратуры Хабаровского края от 10.02.2023 до 10.02.2026);
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Прокуратуры Ольского района, Государственной жилищной инспекции Магаданской области
на решение от 28.06.2023
по делу N А37-21/2023
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремстройдом" (ОГРН 1134910009464, ИНН 4901008651)
к Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области (ОГРН 1064910031097, ИНН 4909089797)
третьи лица: Прокуратура Магаданской области, Прокуратура Ольского района Магаданской области
об отмене постановления от 09.12.2022 N 66
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ремстройдом" (далее - общество, ООО "Ремстройдом", заявитель), обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением об отмене постановления государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области (далее - административный орган, инспекция, ГЖИ Магаданской области, ГЖИ), от 09.12.2022 N 66 по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 125000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура Магаданской области и Прокуратура Ольского района Магаданской области.
Решением суда первой инстанции от 28.06.2023 оспариваемое постановление ГЖИ признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Прокуратура Ольского района Магаданской области, ГЖИ обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Прокуратура Ольского района Магаданской области в своей апелляционной жалобе, просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, оставив оспариваемое постановление ГЖИ без изменения, жалобу ООО "Ремстройдом" - без удовлетворения.
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: в силу положений пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1, Закон о прокуратуре) обязательное составление акта о выявленных в ходе прокурорской проверки нарушениях, не предусмотрено, поэтому, учитывая отсутствие как таковых требований к составлению подобных актов о выявленных нарушениях, позиция суда, признавшего такой акт прокуратуры недопустимым, не основана на законе; прокуратурой Ольского района 05.10.2022 принято решение о проведении в срок с 05.10.2022 по 03.11.2022 проверки в отношении ООО "Ремстройдом" (на предмет исполнения законодательства в жилищной и жилищно-коммунальной сферах), доведенное до представителя общества не позднее дня начала проверки, с определением исполнителя (помощника прокурора района) и привлечением специалистов ГЖИ, по итогам проведения которой составлен соответствующий акт с указанием МКД под управлением общества, привлеченных к проверочным мероприятиям лиц; те нарушения, за которые общество привлечено к административной ответственности, установлены 12.10.2022, о чем в целях фиксации и составлен акт; постановление от 25.11.2022 о возбуждении дела об административном правонарушении в полной мере соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ (имеются все необходимые реквизиты, отражены требования закона и подзаконных актов о содержании общего имущества МКД, указаны конкретные дома и описаны нарушения при их содержании требованиям действующего законодательства); представитель общества присутствовал при осмотре спорных МКД 12.10.2022, и был осведомлен о выявленных нарушениях, и о рассмотрении вопроса о вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Инспекция, в своей апелляционной жалобе, просит решение суда в части признания незаконным и подлежащим отмене оспариваемого постановления ГЖИ, отменить, принять в данной части новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ООО "Ремстройдом" отказать.
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: представителю административного органа в судебном заседании не предоставлялась на обозрение выписка из единого государственного реестра недвижимости от 24.04.2023, также выписка не направлялась представителями ООО "Ремстройдом" в адрес Инспекции, в связи с чем, судом не заслушивались пояснения административного органа по данному факту; определение от 28 ноября 2022 года N 169 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении с сопроводительным письмом от 30.11.2022 направлено на адрес электронной почты общества, о чем поступило уведомление о доставке сообщения получателю от 30 ноября 2023 года; до начала рассмотрения дела об административном правонарушении поступило ходатайство ООО "Ремстройдом" об отложении рассмотрения дела, что также свидетельствует о надлежащем уведомлении последнего о времени и месте рассмотрения дела; при проведении проверки, по всем адресам присутствовал законный представитель общества.
Представители ООО "Ремстройдом", инспекции извещенных надлежащим образом о времени месте рассмотрения апелляционных жалоб, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие указанных выше лиц в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Прокуратуры Магаданской области и Прокуратуры Ольского района поддерживает доводы апелляционной жалобы Прокуратуры Ольского района, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, не возражает против доводов апелляционной жалобы ГЖИ.
Судом на основании статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 29 сентября 2023 года.
После перерыва судебное заседание продолжено в 11 часов 00 минуты 29 сентября 2023 года, в том же составе суда, при том же представителе Прокуратуры Магаданской области и Прокуратуры Ольского района.
Представитель Прокуратуры Магаданской области и Прокуратуры Ольского района просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заслушав представителя лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, на основании решения о проведении проверки от 05.10.2022 N 20 (согласование прокурора Магаданской области от 29.09.2022 N 7-30-2022/4640-22-20440001), с участием представителей инспекции и директора ООО "Ремстройдом" Гундорина В.Е., помощником прокурора Ольского района проведён осмотр общего имущества многоквартирных жилых домов в пос. Ола Ольского района Магаданской области по следующим адресам: по ул. Советская дома 29, 29А, 29Б, 37, 43; ул. Каширина, дом 6; ул. Октябрьская, дома N 4, 7, 7А; ул. Кирова, дома N 1А, 3; ул. Ленина, дом 46Б; ул. Партизанская, дом 14 (далее - спорные МКД), находящихся под управлением общества, по результатам которой составлен акт проверки от 12.10.2022, где зафиксированы выявленные нарушения обществом лицензионных требований в части ненадлежащего содержания общего имущества спорных МКД.
Рассмотрев акт проверки от 12.10.2022 и другие материалы проверки, прокуратура Ольского района в отношении ООО "Ремстройдом" вынесла постановление от 25.11.2022 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований), с направлением такого постановления и материалов дела об административном правонарушении в ГЖИ Магаданской области для рассмотрения в соответствии со статьей 23.55 КоАП РФ.
Определением ГЖИ Магаданской области от 28.11.2022 N 169 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Ремстройдом" - 09 декабря 2022 года 14 час. 30 мин., адрес: город Магадан, ул. Портовая, д 8, каб. 105.
Постановлением ГЖИ Магаданской области от 09.12.2022 N 66 ООО "Ремстройдом" признано виновным в совершении административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена ответственность частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 125000 руб.
При этом, инспекцией 09.12.2022 до рассмотрения дела вынесено определение об отказе в удовлетворении ходатайства ООО "Ремстройдом" в лице его директора Гундорина В.Е. об отложении рассмотрения дела.
Не согласившись с указанным выше постановлением ГЖИ Магаданской области, ООО "Ремстройдом" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, при вынесении обжалуемого решения, пришел к выводу о существенном нарушении процедуры привлечения общества к административной ответственности, как со стороны Прокуратуры Ольского района, так и со стороны ГЖИ Магаданской области, что выразилось в допущенных многочисленных нарушениях административного органа и прокуратуры положений действующего законодательства, начиная от ненадлежащей фиксации события в акте проверки от 12.10.2022 (отсутствие в акте: оснований проверки и наименования лица в отношении которого проводится проверка; фактических дат проведения проверки (несколько дней); отсутствие указания полного состава проверяющих (работник прокуратуры не указан); отсутствие подписей участников проверки в конце акта; отсутствие каких-либо сведений о фотосъёмке; а также вручение акта обществу лишь во время вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, что не позволило лицу, привлекаемому к административной ответственности, заблаговременно подготовить возражения) и, вынесенном на его основании, постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.11.2022, до вынесения определения от 09.12.2022 об исправлении описки и (одновременного с ним) вынесения безосновательного определения от 09.12.2022 об отказе в удовлетворении ходатайства об отложении дела (в определении отсутствует указание фамилии, инициалов лица, его вынесшего), которые носят существенный характер, так как привели к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с положениями статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения; в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения; срок составления протокола об административном правонарушении не является пресекательным; нарушение данного срока не относится к существенным недостаткам протокола и не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае, Прокуратурой Ольского района 05.10.2022 принято решение о проведении в срок с 05.10.2022 по 03.11.2022 проверки в отношении ООО "Ремстройдом" на предмет исполнения законодательства в жилищной и жилищно-коммунальной сферах, с которым в этот же день ознакомлен представитель общества Гундорин В.Е. (л. д. 105 том 1).
Проверка проведена помощником прокурора района Толстихиным А.А. с привлечением 2 специалистов ГЖИ Магаданской области и директора ООО "Ремстройдом" Гундорина В.Е. (личная подпись), по итогам проведения которой 12.10.2022 составлен соответствующий акт с указанием МКД под управлением общества (в пос. Ола Ольского района Магаданской области по следующим адресам: по ул. Советская дома 29, 29А, 29Б, 37, 43; ул. Каширина, дом 6; ул. Октябрьская, дома N 4, 7, 7А; ул. Кирова, дома N 1А, 3; ул. Ленина, дом 46Б; ул. Партизанская, дом 14) и описанием нарушений обществом лицензионных требований общего имущества указанных МКД, фото-фиксация нарушений включена в данный акт (л. д. 106 - 160 том 1, л. д. 1-131 том 2).
В постановлении от 25.11.2022 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, вынесенном Прокуратурой Ольского района по результатам рассмотрения акта от 12.10.2022 и материалов проверки, имеются все необходимые реквизиты, отражены требования закона и подзаконных актов о содержании общего имущества МКД, указаны конкретные дома и описаны нарушения при их содержании требований действующего законодательства - копия данного постановления с отражением в резолютивной части такого постановления о его направлении в ГЖИ Магаданской области для рассмотрения, получена представителем ООО "Ремстройдом" Гундориным В.Е. в этот же день лично (л. д. 86-94 том 1).
Постановлением ГЖИ Магаданской области от 09.12.2022 N 66 ООО "Ремстройдом" признано виновным в совершении административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена ответственность частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 125000 руб.
При этом, инспекцией 09.12.2022 до рассмотрения дела вынесено определение об отказе в удовлетворении ходатайства ООО "Ремстройдом" в лице его директора Гундорина В.Е. об отложении рассмотрения дела, в которой указанное лицо сообщило о том, что с 08.12.2022 проинформировано о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (л. д. 19 том 1).
Таким образом, при исследовании материалов настоящего дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не выявил существенного нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности, поскольку: обо всех этапах рассмотрения дела об административном правонарушении ООО "Ремстройдом" в лице его полномочного представителя, было извещено; при осуществлении проверки, проведенной в виде осмотра общего имущества МКД, находящихся под управлением общества, его представитель участвовал лично, при этом правом на получение акта проверки от 12.10.2022 своевременно не воспользовался; акт проверки подписан всеми его участниками на его первом листе, помощником прокурора Ольского района, осуществлявшем проверку - на последнем листе такого акта; фото-фиксация нарушений включена в данный акт; при получении определения ГЖИ Магаданской области от 28.11.2022 N 169 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении с ошибочным указанием в нем даты постановления прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении (07.06.2022), общество не воспользовалось своим правом на ознакомление 09.12.2022 с материалами дела об административном правонарушении, ограничившись заявлением 09.12.2022 ходатайства об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении (представитель общества осуществляет прием граждан); в отношении ошибочного указания в определения ГЖИ Магаданской области от 28.11.2022 N 169 даты постановления прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении, инспекцией на основании статьи 29.12.1 КоАП РФ, 09.12.2022 вынесено определение об исправлении описки.
При установленных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о допущенном как прокуратурой так и ГЖИ существенном нарушении процедуры привлечении общества к административной ответственности.
В отношении оспариваемого заявителем постановления ГЖИ от 09.12.2022 N 66, арбитражным судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения по части 2 данной статьи выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Согласно частям 1, 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации; под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации (часть 2 статьи 193 ЖК РФ).
На основании подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, предъявляется требование об исполнении обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктом 10 которых установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
При этом управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, согласно пункту 42 Правил N 491, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядок их оказания и выполнения утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Поскольку МКД в пос. Ола Ольского района Магаданской области по следующим адресам: по ул. Советская дома 29, 29А, 29Б, 37, 43; ул. Каширина, дом 6; ул. Октябрьская, дома N 4, 7, 7А; ул. Кирова, дома N 1А, 3; ул. Ленина, дом 46Б; ул. Партизанская, дом 14 находились под управлением ООО "Ремстройдом" в соответствии с договорами управления указанными МКД, соответственно функции по содержанию общего имущества этих МКД возложены на общество, в связи с чем, выявленные нарушения требований, предусмотренных положениями статей 161, 162 ЖК РФ, Правилами N 491, Минимальным перечнем N 290, Правилами N 170, Положением N 1110 (листы 15-17 оспариваемого постановления инспекции), при осуществлении обществом деятельности по управлению МКД, верно расценены ГЖИ как подтверждающие вину ООО "Ремстройдом" в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Обстоятельств, позволяющих расценить совершенное заявителем правонарушение, как малозначительное, судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, определенный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не выявлено.
Мера административного наказания (административный штраф) определена обществу исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ.
Назначенный обществу административный штраф в размере 125000 руб. соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
С учетом изложенного выше, правовых оснований для признания незаконным оспариваемого постановления ГЖИ о привлечении общества к административной ответственности, нет.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции как вынесенное с нарушением пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ООО "Ремстройдом".
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 28 июня 2023 года по делу N А37-21/2023 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Ремстройдом" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-21/2023
Истец: ООО "Ремстройдом"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Магаданской области
Третье лицо: Прокуратура Магаданской области, Прокуратура Ольского района