город Ростов-на-Дону |
|
06 октября 2023 г. |
дело N А32-11353/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.07.2023 по делу N А32-11353/2023
по заявлению Государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Октябрьский"
к департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Октябрьский" (далее - заявитель, предприятие, ГУП "Октябрьский") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании отказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 12.01.2023 N 52-24-08-617/23 незаконным; об обязании департамента имущественных отношений Краснодарского края на основании приказа от 26.12.2022 N 709, полученного от министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, принять решение о согласовании списания 46 объектов имущества, указанных в просительной части; указать, что настоящее решение является основанием для исключения указанного имущества из Реестра государственной собственности Краснодарского края (с учетом уточнений, заявленных в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2023 признан незаконным отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 12.01.2023 N 52-24-08-617/23. Суд обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар в установленном законом порядке согласовать списание следующих 46 объектов имущества:
Номер |
Наименование |
Реестровый номер |
Адрес объекта (место нахождения объекта) |
Площадь (протяженнос ть, объем) |
1 |
Дорога к бригаде N 2 0,42 км |
Н00008461 |
г. Сочи, ул. Пластунская, бр N 2 |
Протяженнос ть 420 м |
2 |
Дорога внутри совхоза, 0,8 км |
Н00002071 |
г. Сочи, ул. Пластунская, бр N 2 |
Протяженнос ть 800 м |
3 |
Дорога к огороженному участку 55 |
Н00002068 |
г. Сочи, ул. Пластунская, бр N 2 |
Протяженнос ть 550 м |
4 |
Дорога к теплице 1 км |
Н00002072 |
г. Сочи, ул. Пластунская, бр N 2 |
Протяженнос ть 1000 м |
5 |
Дорога к звероферме |
Н00008462 |
г. Сочи, Барановка |
Площадь 3000 кв.м. |
6 |
Дорога с. Верхний Юрт, 5 КАЛ |
Н00002069 |
г. Сочи, с. Верхний Юрт |
Протяженнос ть 5000 м |
7 |
Дорога Мамайка, 2,3 км |
Н00002066 |
г. Сочи, с. Мамайка |
Протяженнос |
8 |
Дорога внутри совхоза Вишневой, 2,6 км |
Н00002070 |
г. Сочи, ул. Вишневая |
Пртоьт2я3ж0е0ннмос ть 2600 м |
9 |
Дорога к с. Барановка, 1,5 км |
Н00002073 |
г. Сочи, с. Барановка |
Протяженнос ть 1500 м |
10 |
Дорога к гаражу |
Н00002067 |
г. Сочи, Центральный район, ул. Кипарисовая |
Протяженнос ть 1000 м |
11 |
Санпропускник |
Н00002098 |
Г. Сочи, ул. Пластунская, бр N 2 |
Площадь 60 кв.м. |
12 |
Теплица 0,8 га |
Н00002109 |
Г. Сочи, ул. Пластунская, бр. N 2 |
Площадь 8000 кв.м. |
13 |
Теплица каркасная (пл. 7110 кв.м.) |
Н00002111 |
Г. Сочи, ул. Пластунская, бр. N 2 |
Площадь 7110 кв. м. |
14 |
Теплица Лозовская 1500 кв.м., |
Н00002116 |
Г. Сочи, ул. Пластунская, бр. N 2 |
Площадь 1 500 кв.м. |
15 |
Теплица Лозовская 1500 кв.м. |
Н00002096 |
Г. Сочи, ул. Пластунская, бр. N 2 |
Площадь 1 500 кв.м. |
16 |
Теплица Лозовская 500 кв.м. |
Н00002113 |
Г. Сочи, ул. Пластунская, Бригада N 2 |
Площадь 500 кв.м. |
17 |
Теплица Лозовская 500 кв.м. |
Н00002114 |
Г. Сочи, ул. Пластунская, Бригада N 2 |
Площадь 500 кв.м. |
18 |
Теплица Лозовская 500 кв.м. |
Н00002115 |
г. Сочи, ул. Пластунская, Бригада N 2 |
Площадь 500 кв.м. |
19 |
Склад готовой продукции |
Н00008485 |
г. Сочи, ул. Пластунская, Бр. N 2 |
Площадь 98 кв.м. |
20 |
Навес для семян |
Н00002075 |
г. Сочи, ул. Пластунская, бр. N 2 |
Площадь 230 кв.м. |
21 |
Резервуар |
Н00002097 |
г. Сочи, Бригада N 2 |
Объем 25 куб. м; инв. N N |
22 |
Асфальтовое покрытие 0,9 га |
Н00002092 |
г. Сочи, ул. Пластунская, бр N 2 |
Площадь 9000 кв.м. |
23 |
Скважина водонасосная |
Н00008499 |
г. Сочи, ул. Пластунская 155 (бригада N 2) |
Площадь 10 кв.м, |
24 |
Скважина |
Н00002099 |
г. Сочи, п. Барановка |
Площадь 10 кв.м., глуб ина |
25 |
Стеблесушилка 3200 кв.м. |
Н00002105 |
г. Сочи, с. Верхний Юрт |
Площадь 3200 кв.м. |
26 |
Стеблесушилка |
Н00011143 |
г. Сочи, с. В-Юрт |
Площадь 2000 кв.м. |
27 |
Склад ядохимикатов |
Н00002085 |
г. Сочи, с. Верхний Юрт, пер. Южный |
Площадь 108 кв.м. |
28 |
Площадка компостная |
Н00008492 |
г. Сочи, с. Барановка |
Площадь 50 кв.м. |
29 |
Помещение фермы |
Н00008483 |
г. Сочи, с. Пластунка, пер. Овощной |
Площадь 700 кв.м. |
30 |
Бетономешалка |
Н00002093 |
г. Сочи, ул. Пластунская, 155 |
|
31 |
Комплект для изготовления блоков |
Н00002094 |
г. Сочи, ул. Пластунская, 155 |
|
32 |
Бетономешалка |
Н00002095 |
г. Сочи, ул. Пластунская, 155 |
|
33 |
Дом-вагон |
Н00002090 |
г. Сочи, ул. Пластунская, 155 |
|
34 |
Теплица ОД га |
Н00002100 |
г. Сочи, Бригада N 2 |
Площадь 1000 кв.м. |
35 |
Теплица 0,36 га |
Н00002101 |
г. Сочи, Бригада N 2 |
Площадь 3600 кв.м. |
36 |
Раствор, узел гидропоника |
Н00002102 |
г. Сочи, Бригада N 2 |
|
37 |
Площадка бетонная |
Н00002103 |
г. Сочи, Бригада N 2 |
|
38 |
Контора |
Н00002077 |
г. Сочи, с. Барановка |
|
39 |
Бытовой корпус |
Н00002079 |
г. Сочи, с. Барановка |
|
40 |
Звероферма |
Н00002080 |
г. Сочи, Барановка |
|
41 |
Бытовое помещение |
Н00002074 |
г. Сочи, с. Барановка, Бригада N 3 |
|
42 |
Контора сбыт. |
Н00002104 |
г. Сочи, с. Барановка, Бригада N 3 |
|
43 |
Теплица 0,6 га |
Н00002106 |
г. Сочи, с. Барановка, Бригада N 3 |
Площадь 6000 кв.м. |
44 |
Навес для семян |
Н00002108 |
г. Сочи, с. Барановка, Бригада N 3 |
|
45 |
Бытовое помещение |
Н0002110 |
г. Сочи, с. Барановка, Бригада N 3 |
|
46 |
Склад готовой продукции |
Н00002112 |
г. Сочи, с. Барановка, Бригада N 3 |
|
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что департамент, руководствуясь пунктом 4.2 Порядка, законно и обосновано возвратил представленные министерством документы на доработку (письмо от 12.01.2023-М" 52-24-08-617/23). По мнению апеллянта, отказ департамента полностью основан на требованиях Постановления главы администрации Краснодарского края от 15.03.2005 N 215 "Об утверждении порядка согласования списания государственного имущества Краснодарского края".
В отзыве на апелляционную жалобу ГУП "Октябрьский" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, что постановлением главы администрации Краснодарского края от 02.06.2000 N 403 "О порядке учета краевого имущества и ведении Реестра государственной собственности Краснодарского края" в целях организации учета краевого имущества, а также совершенствования механизма управления и распоряжения этим имуществом, было утверждено Положение о порядке учета краевого имущества и ведении Реестра государственной собственности Краснодарского края (далее - Положение).
В соответствии с п. 2 Положения (в редакции, действующей по состоянию на 2002 год, в настоящем Положении согласно Закону Краснодарского края от 13 мая 1999 года N 180-КЗ "Об управлении государственной собственностью Краснодарского края" под реестром государственной собственности Краснодарского края понимается краевая информационная система, представляющая совокупность построенных на единых методологических началах и программно - технических принципах государственных баз данных, содержащих перечни учета объектов и данные о них.
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края письмом от 25.12.2020 N 52-21.07/1-49020/20 (получено 14.01.2021 вх. N 04) предоставлена ГУП "Октябрьский" выписка из Реестра государственной собственности Краснодарского края.
Согласно представленной выписке за ГУП "Октябрьский" закреплено (учтено в реестре) 83 объекта государственной собственности.
При этом, из указанных 83 объектов - 46 объектов не существуют, на объекты отсутствуют сведения о государственной регистрации прав на объекты учета, о государственной регистрации права хозяйственного ведения, о передаче данных объектов в ведение заявителя по акту передачи или иному передаточному документу, отсутствуют сведения о техническом паспорте, кадастровом учете, иных документах, отсутствуют индивидуализирующие характеристики объекта учета и иные сведения, позволяющее однозначно отличить эти объекты друг от друга и от других объектов.
ГУП "Октябрьский" в адрес департамента имущественных отношений был направлен запрос от 01.04.2021 N 31 о предоставлении документов, на основании которых данные объекты включены в реестр государственной собственности Краснодарского края.
Департаментом представлен ответ от 29.04.2021 N 52-21-07/117801/21, согласно которому правоустанавливающие документы предприятием в адрес заинтересованного лица не предоставлялись, а сведения в реестр госсобственности вносились на основании карт учета краевого имущества.
Также в адрес департамента направлены запросы от 28.07.2020 N 64 (почтовый идентификатор "35405401018023") и N 24.03.2021 N 24 (почтовый идентификатор "35405404004177") об указании алгоритма действий по объектам, включенным в реестр государственной собственности, в отношении которых отсутствуют адресные ориентиры, и невозможно определить их местоположение.
Департаментом представлен ответ от 20.08.2020 N 52-26-04-28696/20, согласно которому заинтересованным лицом организовано совещание с участием предприятия, на котором выработаны общие алгоритмы поиска и оформления документов с учетом статуса объекта, фактического наличия или отсутствии, а также оформленных прав на земельные участки, а также выражено намерение оказать содействие и помощь.
Согласно ответу департамента от 21.05.2021 N 22 министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности (далее - министерство) 15.04.2021 организована рабочая встреча, по результатам которой подготовлен протокол для решения вопроса, который предлагается исполнить. Департаментом совестно с министерством проведено совещание, на котором даны дополнительные разъяснения по вопросу сбора пакета документов для исключения из реестра государственной собственности объектов, а также подготовки заключений об отнесении объектов к объектам движимого имущества.
Письмом департамента от 11.09.2015 N 52-17388/15-26.77 указано, что по состоянию на 01.09.2015 за ГУП КК "Октябрьский" числится 84 объекта недвижимого имущества. Вместе с тем, в нарушение положений постановления главы администрации Краснодарского края от 02.06.2000 N 403 "О порядке учета краевого имущества и ведении Реестра государственной собственности Краснодарского края" сведения о зарегистрированных правах гос. собственности и хоз.ведения на указанные объекты ГУП КК "Октябрьский" в департамент не представлены. Департаментом предложено заявителю оформить право собственности заинтересованного лица на эти объекты.
На необходимость выполнения указанных действий департамент сообщал в письмах от 13.05.2016 N 52-10014/16-21.07; от 14.06.2019 N 52-24119/19-51-05;
от 07.07.2020 N 52-51-02-22196/20; от 28.12.2020 N 52-51-05-49182/20;от 23.07.2020 N 52-51-05-24748/20; 27.01.2015 N 52-90/15-21-07.
Также в адрес департамента заявителем ранее направлены следующие запросы:
от 23.11.2015 N 92 о выдаче копии документа-основания для внесения в реестр объектов; от 31.03.2016 N 76 об отсутствии объектов в фактическом ведении предприятия;
от 14.04.2016 N 92 б отсутствии объектов в фактическом ведении предприятия;
от 14.04.2016 N 93 о выдаче копии документа-основания для внесения в реестр объектов; от 05.02.2019 N 14/1 о предоставлении алгоритма действий по оформлению прав на объекты, в отсутствие правоустанавливающей документации на них; от 05.02.2019 N 16/1 об исключении из реестра объектов, которые отсутствуют на местности и не имеют документов (перечень прилагается); от 05.02.2019 N 17/1 о предоставлении имеющихся у департамента и/или министерства документов, относящихся к объектам имущества (перечень прилагается); от 19.08.2019 N 94 о не предоставлении доверенности от департамента для оформления прав; от 19.08.2019 N 97 об исключении из реестра гос. собственности несуществующих объектов (перечень прилагается); от 19.08.2019 N 98 о предоставлении порядка списания несуществующих объектов (с перечнем);
от 31.10.2019 N 127 о направлении запросов в департамент в службы г. Сочи на предоставление документов; от 27.11.2019 N 138 о направлении ответов на запросы с БТИ и архива; от 18.11.2020 N 107 о согласовании списания гос. имущества и исключения из реестра несуществующих объектов (перечень прилагается); запросы в МКУ "Архив г. Сочи" от 21.10.2019 N 120 документов на 79 объектов согласно перечня; запросы в администрацию г. Сочи от 21.10.2019 N 122 о предоставлении документов на 79 объектов согласно перечня; запросы в ГБУ КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" от 21.10.2019 N 121 о предоставлении документов на 79 объектов согласно перечня;
Согласно ответу ГБУ КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" ГБУ КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" относительно объектов без указания их адресного ориентира проинформировала, что идентифицировать их не представляется возможным, в архиве документация на данные объекты отсутствуют.
Заявителем в министерство и департамент направлено заявление N 30 от 16.05.2022 о списании и исключении 46 несуществующих объектов имущества из реестра государственной собственности Краснодарского края с приложением имеющихся у заявителя документов для списания объектов недвижимого имущества с целью последующего исключения объектов из реестра государственной собственности Краснодарского края. В качестве основания указано, что объекты прекратили существование.
Представленные на списание и исключение из реестра 46 объектов не находятся в ведении ГУП "Октябрьский".
Вышепоименованные объекты не имеют правоустанавливающих, правоудостоверяющих, исходно-разрешительных документов, а также технической и кадастровой документации.
На запрос заявителя N 30 от 16.05.2022 в адрес министерства о согласовании списания 46 объектов из реестра, получен ответ от 02.06.2022 N 206-03-07-4816/22 об отказе ввиду отсутствия основания для списания и отсутствия заключения специализированной организации, подтверждающих отсутствие объектов.
Полагая, что отказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 02.06.2022 N 206-03-07-4816/22, нарушает права и законные интересы ГУП Краснодарского края "Октябрьский", заявитель обратился в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2022 по делу N А32-30414/2022 признан незаконным отказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 02.06.2022 N 206-03-07-4816/22. Суд обязал министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в установленном законом порядке согласовать на основании представленных ГУП КК "Октябрьский" документов списание 46 объектов имущества, согласно приложенному перечню.
В целях исполнения решения Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2022 по делу N А32-30414/2022 министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края принят приказ от 26.12.2022 N 709 "О согласовании списания государственного имущества Краснодарского края, учтенного в составе основных средств государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Октябрьский".
Руководствуясь постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.03.2005 N 215 "Об утверждении порядка согласования списания государственного имущества Краснодарского края" (далее - постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.03.2005 N 215) министерством вышеуказанный приказ с приложением документов, представленных в министерство государственным унитарным предприятием Краснодарского края "Октябрьский" направлен в департамент имущественных отношений Краснодарского края для принятия соответствующего решения.
Письмом от 12.01.2023 N 52-24-08-617/23 департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал в согласовании списания 46 объектов имущества, согласно приложенному перечню, в связи с отсутствием правовых оснований для согласования списания государственного имущества Краснодарского края, и не представлением документов, оформленных в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.03.2005 N 215.
Полагая, что отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 12.01.2023 N 52-24-08-617/23, нарушает права и законные интересы ГУП Краснодарского края "Октябрьский", заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями о признании отказа незаконным.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с Положением о порядке учета краевого имущества и ведения Реестра государственной собственности Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 02.06.2000 N 403 "О порядке учета краевого имущества и ведении Реестра государственной собственности Краснодарского края" объектами учета Реестра является имущество, отнесенное в порядке, установленном федеральными законами и законами Краснодарского края, к краевому имуществу.
В силу пункта 7 постановления главы администрации Краснодарского края от 02.06.2000 N 403 "О порядке учета краевого имущества и ведении Реестра государственной собственности Краснодарского края" зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица, имеющие государственное имущество Краснодарского края в хозяйственном ведении, оперативном управлении, получившие государственное имущество Краснодарского края в аренду, залог и по иным основаниям, имеющие акции (доли, вклады), находящиеся в собственности Краснодарского края, и государственное имущество Краснодарского края, не вошедшее в уставный капитал, а также уполномоченные органы исполнительной власти Краснодарского края по управлению объектами казны Краснодарского края обязаны представлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в департамент имущественных отношений Краснодарского края сведения об указанном имуществе для внесения в Реестр государственной собственности Краснодарского края в сроки, установленные в приложении к настоящему постановлению.
Согласно пункту 8 указанного постановления руководитель организации, имеющей на балансе или в пользовании по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации, государственное имущество Краснодарского края, а также руководитель хозяйствующего субъекта, имеющего акции (доли), принадлежащие Краснодарскому краю, в уставном капитале, или в пользовании которого находится, государственное имущество Краснодарского края, не вошедшее в уставный капитал, либо на ином основании, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, несет ответственность за полноту и достоверность представленных данных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
Пунктом 3 статьи 299 ГК РФ установлено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
По пункту 3 части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 15.03.2005 N 215 "Об утверждении порядка согласования списания государственного имущества Краснодарского края" утвержден порядок согласования списания государственного имущества Краснодарского края (далее - Порядок).
Указанный порядок предусматривает списание государственного имущества, которое находится в собственности Краснодарского края и находящегося в оперативном управлении исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, государственных учреждений Краснодарского края и хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий Краснодарского края, а также имущества, составляющего казну Краснодарского края.
Как установлено судом первой инстанции, министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности принят приказ от 26.12.2022 N 709 "О согласовании списания государственного имущества Краснодарского края, учтенного в составе основных средств государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Октябрьский".
Вышеуказанный приказ направлен в департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) для принятия соответствующего решения.
Письмом от 12.01.2023 N 52-24-08-617/23 департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал в согласовании списания 46 объектов имущества, согласно приложенному перечню, в связи с наличием следующих замечаний:
в представленном перечне государственного имущества Краснодарского края, подлежащего списанию, отсутствуют основания списания имущества в соответствии с разделом 2 Порядка, а также не в полном объеме отражены сведения об инвентарных номерах имущества, балансовой и остаточной стоимостях, сроках полезного и фактического использования имущества, площадях и кадастровых номерах имущества;
не в полном объеме представлены:
копии кадастровых или технических паспортов на объекты недвижимости;
копии инвентарных карточек подлежащего списанию имущества. При этом в представленных инвентарных карточках в разделе "1. Сведения об объекте основных средств на дату передачи" отсутствует информация о дате выпуска (постройке) имущества, фактическом сроке эксплуатации, сумме начисленной амортизации (износа), а в разделе 7 "Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств" - о наименовании, номенклатурном номере имущества, наименовании конструктивных элементов и других признаков, характеризующих объект, и др.;
не представлены:
заключение (акт) о техническом состоянии. выполненное(ый) специализированной организацией, содержащее(ий): описание технического состояния подлежащего списанию имущества с указанием наличия и характера неисправностей, дефектов, технических повреждений; фотографии подлежащего списанию имущества, в том числе подтверждающие основные видимые дефекты, технические повреждения (за исключением объектов библиотечного фонда, не отнесенных к редким и ценным изданиям): подтверждение отсутствия возможности и (или) целесообразности восстановления подлежащего списанию имущества, модернизации и дальнейшего его использования; рекомендации о списании имущества, а также о возможности использования его деталей, узлов и блоков для ремонта другого имущества (за исключением случаев списания имущества бытового или иного назначения, не относящегося к технически сложному оборудованию, технике. инвентарю (мебель, игровые комплексы, напольное покрытие, ковры. сценические костюмы, шторы, хозяйственный и спортивный инвентарь. многолетние насаждения, библиотечный фонд и другое), животных, объектов аквакультуры (рыбоводства));
надлежащим образом заверенные копии документов специализированной организации (специалиста). выдавшей (выдавшего) соответствующее заключение (акт), подтверждающих право данной организации (специалиста) на осуществление деятельности по техническому обслуживанию, ремонт) и (или) экспертизе (обследованию) соответствующего вида основных средств, в том числе копия лицензии или иного специального разрешения (в случае, если они необходимы для осуществления данной деятельности):
копии свидетельств о государственной регистрации права собственности Краснодарского края и вещного права предприятия на недвижимое имущество (при их наличии);
копии выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости и земельный участок, на котором располагаются объекты недвижимости, выданные не ранее чем за 30 календарных дней до дня их представления;
копии документов, подтверждающих возникновение в установленном законодательством порядке прав собственности Краснодарского края и права хозяйственного ведения предприятия на недвижимое имущество;
копии правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагаются объекты недвижимости, подлежащие списанию, в том числе подтверждающих право собственности Краснодарского края на них (при отсутствии документов на земельный участок представляется документ, подтверждающий принятие мер к оформлению вещного права на этот земельный участок), с приложением копии кадастрового плана земельного участка или ситуационного плана (при отсутствии кадастрового плана);
информация о дальнейшем использовании земельного участка под списываемыми объектами недвижимости за подписью руководителя предприятия.
В свою очередь, судом первой инстанции верно установлено и не оспорено сторонами, что спорные объекты перестали существовать (фактически отсутствуют).
В материалах дела имеется выписка из реестра государственной собственности Краснодарского края. Согласно представленной выписке за ГУП "Октябрьский" закреплено (учтено в реестре) 83 объекта государственной собственности.
При этом, из указанных в реестре 83 объектов - 46 объектов не имеют адреса местонахождения, отсутствуют сведения о государственной регистрации прав на объекты учета, отсутствуют сведения техническом учете о и паспорте, кадастровом учете, об иных документах, отсутствуют индивидуализирующие характеристики объекта учета и иные сведения, позволяющее однозначно отличить эти объекты друг от друга и от других объектов.
Определить точные характеристики 46 спорных объектов имущества не представляется возможным, т.к. отсутствует на них документация, по которой можно было бы идентифицировать объекты, отсутствует правоустанавливающая, кадастровая информация. Также на объекты отсутствуют сведения, необходимые для их идентификации. Также согласно материалам дела, департаментом подтверждается факт отсутствия какой-либо документации на спорные объекты.
Виду вышеуказанного у заявителя фактически отсутствует возможность оформить и представить документацию в соответствии с требованиями порядка согласования списания государственного имущества. Заявитель исчерпал все предусмотренные действующим законодательством меры для списания 46 объектов имущества.
При таких обстоятельствах, с учетом подтверждения физического отсутствия спорных объектов и отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии правопритязаний каких-либо лиц на объекты, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 12.01.2023 N 52-24-08-617/23 в согласовании списания спорных объектов не соответствует закону и нарушает права заявителя по настоящему делу.
В качестве правовосстановительной меры в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции возложил на департамент имущественных отношений Краснодарского края обязанности в установленном законом порядке согласовать списание спорных 46 объектов на основании представленных ГУП КК "Октябрьский" документов. Суд апелляционной инстанции полагает избранный заявителем способ устранения нарушений его прав и законных интересов соответствующим предмету заявленных требований и восстановительным целям такой меры, в связи с чем требования заявителя в данной части также правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
При указанных обстоятельствах основания для отмены решения от 28.07.2023 отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы департамента направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2023 по делу N А32-11353/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11353/2023
Истец: ГУП КК "Октябрьский", ГУП Краснодарского края "Октябрьский"
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского Края, Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышлености Краснодарского края