город Ростов-на-Дону |
|
05 октября 2023 г. |
дело N А32-3532/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаев Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В.,
при участии представителя ответчика посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)": Терехова М.В. по доверенности от 05.07.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гомцян Гюлли Хингяносовны (ОГРНИП 306232327100019, ИНН 232304380056)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2023 по делу N А32-3532/2023
по иску индивидуального предпринимателя Гомцян Гюлли Хингяносовны (ОГРНИП 306232327100019, ИНН 232304380056)
к министерству природных ресурсов Краснодарского края (ОГРН 1092312004113, ИНН 2312161984),
при участии третьего лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН 1042304982510, ИНН 2309090540),
о внесении изменений в договор,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Гомцян Гюлли Хингяносовна (далее - истец, предприниматель, ИП Гомцян Г.Х.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - ответчик, министерство) в котором просит:
- изменить условия договора аренды лесного участка N 11-05а-029 от 05.12.2011, заключенного между министерством (правопредшественник - Департамент лесного хозяйства Краснодарского края) и предпринимателем, а именно:
1) в пункте 1.2 договора площадью лесного участка считать 0,1482 га.
2) в приложениях 1-5 к договору площадью лесного участка считать 0,1482 га.
3) в приложении N 1 к договору "Схема расположения и границы лесного участка" чертеж схемы принять на основании проектной документации лесного участка.
4) приложение N 2 "Характеристики лесного участка и его насаждений" к договору аренды изложить в следующей редакции: "Местоположение участка: Краснодарский край, лесничество Крымское, участковое лесничество Нижне-Баканское, квартал 8Б, часть выдела 1, площадь - 0,1482 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-10-03-08-00135.
5) приложение N 3 "Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке" к договору аренды изложить в следующей редакции:
"Местоположение участка: Краснодарский край, лесничество Крымское, участковое лесничество Нижне-Баканское, квартал 8Б, часть выдела 1, площадь - 0,1482га, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-10-03-08-00135.
6) обязать министерство пересмотреть условия арендной платы по договору аренды с учетом уменьшения площади лесного участка и внести соответствующие изменения в пункты договора 2.1 и 2.2, а также в приложения N 4 и N 5.
7) обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю внести изменения в характеристики лесного участка с кадастровым номером 23:15:0000000:172, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крымский район, лесничество Крымское, участковое лесничество Нижне-Баканское, квартал 8Б, часть выдела 1, в части изменения площади и конфигурации лесного участка согласно координат;
8) указать, что решение суда является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по Краснодарскому краю).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2023 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Гомцян Г.Х. обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что истцом представлены доказательства существенных изменений количественных и качественных характеристик лесного участка в связи с наводнением, произошедшем в Крымском районе в 2012 году. Арендатор (ИП Гомцян Г.Х.) обратился в министерство с письмо от 10.11.2022 вх. N 202-51060/22 с просьбой внести изменения в договор аренды с целью уточнения сведений о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках арендуемого лесного участка, а также с целью перерасчета арендной платы, в связи с наводнением, произошедшем в 2012 году. На основании указанного обращения министерством направлено поручение в ГКУ КК "Комитет по лесу" письмом от 23.11.2022 N 202-06.3-09-36988/22 с целью проведения совместно с арендатором натурного обследования лесного участка, подготовки акта натурного обследования и акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию лесного участка по договору аренды. Согласно акту N 1 от 05.12.2022 лесничие Нижне-Баканского участкового лесничества совместно с арендатором провели натурное обследование лесного участка в целях определения несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию лесного участка. По данным натурного обследования выявлено несоответствие фактических характеристик лесного участка данным государственного лесного реестра по площади участка, количественному и качественному составу насаждений.
По информации, представленной ПСУ КК "Комитет по лесу" от 08.12.2022 (вх. N 202-55025/22) на запрос министерства, выявлено несоответствие площади в результате произведенного замера указанного участка по периметру, а также изменен состав насаждений в связи с проводимыми берегоукрепительными работами из-за чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Крымский район в июле 2012 года. Однако, письмом министерства от 12.12.2022 N 202-06.3-10-39253/22 арендатор уведомлен о том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка. Таким образом, министерством признается факт необходимости внесения изменений в договор аренды, при этом арендатору предложено изменить условия договора аренды в судебном порядке. Данные обстоятельства признаются арендодателем в лице министерства и подтверждаются таксационным обследованием лесничества.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Истец заявил ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, её проведение просил поручить обществу с ограниченной ответственностью "Экспертно-Правовое Объединение "РЕЗУЛЬТАТ" (ОГРН 1192375059293, ИНН 2308267956, адрес: 350049, Краснодарский край. г. Краснодар, ул. им. Котовского, д. 42, оф. 131), на разрешение экспертов поставить вопрос: с учетом произведенного осмотра и имеющихся в материалах дела документов установить, какова на текущую дату фактическая площадь и границы земельного участка с кадастровым номером 23:15:0000000:172, имеющего адресный ориентир: Краснодарский край, р-н Крымский, лесничество Крымское, участковое лесничество Нижне-Баканское, квартал 8 Б, часть выдела 1 после произошедшей чрезвычайной ситуации вызванной наводнением в июле 2012 года и последующей чисткой реки Бакинка?
На депозитный счет внесены денежные средства в размере 50000 руб. (платежное поручение N 404352 от 30.08.2023).
В судебном заседании представитель ответчика против ранее заявленного ходатайства истца о назначении по делу судебной экспертизы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы судом рассмотрено и признано подлежащим отклонению ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьями 65, 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом обстоятельств дела, предмета доказывания, совокупности представленных в дело доказательств.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между департаментом лесного хозяйства Краснодарского края и ИП Гомцян Г.Х. заключен договор аренды лесного участка N 11-05а-029 от 05.12.2011 (далее - договор аренды).
Предметом договора является аренда лесного участка в составе земель лесного фонда, находящегося в государственной собственности, площадью 0,3 га, имеющего местоположение Краснодарский край, лесничество Крымское, участковое лесничество Нижне-Баканское, квартал 8Б, часть выдела 1 (пункты 11-1.2 договора аренды). Номер учетной записи в государственном лесном реестре: 23-10-03-08-00135. Границы лесного участка определены в соответствии с государственным кадастровым учетом.
Договор аренды заключен на срок 49 лет с 05.12.2011 по 05.12.2060 (пункт 7 договора аренды).
Целями использования лесного участка является осуществление рекреационной деятельности согласно приложению N 3 к договору аренды.
Договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю, запись государственной регистрации права от 12.01.2012 N 23-23-28/114/2012-126.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250 "О министерстве природных ресурсов Краснодарского края" департамент лесного хозяйства Краснодарского края реорганизован путем присоединения его к министерству природных ресурсов Краснодарского края, о чем свидетельством от 17.01.2013 серия 23 N 007886494 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись. Свидетельством от 11.01.2013 серия 23 N 009032735 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности департамента лесного хозяйства Краснодарского края.
Дополнительным соглашением от 01.07.2013 N 1 к договору аренды лесному участку присвоен кадастровый номер: 23:15:0000000:172.
Письмом (вх. от 10.11.2022 N 202-51060/22) в адрес министерства поступило обращение истца о внесении изменений в вышеуказанный договор аренды с целью уточнения сведений о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках, а также с целью перерасчета арендной платы за пользование лесным участком, в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением на территориях муниципального образования Крымский район в июле 2012 года.
По информации, предоставленной государственным казенным учреждением Краснодарского края "Комитет по лесу" (вх. от 08.12.2022 N 202-55025/22) установлен факт несоответствия измеряемой площади площадью вышеуказанного договора аренды, а также изменен состав насаждения на данном земельном участке.
Письмом от 12.12.2022 N 202-06.3-10-39253/22 министерство отказало арендатору в заключении дополнительного соглашения в соответствии с тем, что согласно пункта 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, руководствуясь положениями статей 3, 71, 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 606, 610, 614, 4453, 446, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Краснодарского края пришел к выводу, что из норм Лесного кодекса Российской Федерации не следует право арендатора лесного участка на внесение изменений в договор аренды в части изменения предмета договора и право арендатора на замену лесного участка на расположенный в его границах земельный участок иной площади.
В соответствии с протоколом аукциона и договором аренды, истцу передан в аренду лесной участок в составе земель лесного фонда, находящегося в государственной собственности, площадью 0,3 га, имеющего местоположение Краснодарский край, лесничество Крымское, участковое лесничество Нижне-Баканское, квартал 8Б, часть выдела 1.
Внесение изменений в договор, заключенный по результатам аукциона, по соглашению сторон допускается только в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами) (пункт 5.3 договора аренды).
Так, разрешение спора производится судом путем сопоставления и анализа, представленных сторонами доказательств, в силу чего на результат рассмотрения дела влияет процессуальное поведение сторон, каждая из которых вправе либо активно доказывать свои доводы и возражения, представляя суду доказательства их обоснованности, либо, заняв пассивную позицию, ограничиться общим непризнанием правильности позиции оппонента. В последнем случае сторона принимает на себя риски наступления негативных последствий собственного процессуального бездействия в силу норм части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку добровольно отказывается от доказывания тех обстоятельств, на которых основывается ее позиция. По делам, рассматриваемым в порядке искового производства, обязанность по собиранию (самостоятельному истребованию) необходимых доказательств на суд не возложена. Таким образом, истцу надлежало представить суду сведения о наличии в соответствии с частями 2, 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации оснований для внесения изменений в государственный лесной реестр в части изменения площади и границ арендованного лесного участка и (или) заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью выявления указанных фактов.
Судом установлено, что в настоящем деле отсутствуют предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации основания для изменения договора аренды лесного участка.
В целом соглашаясь с выводами суда первой инстанции, апелляционный суд полагает необходимым указать следующее.
Согласно статье 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом. Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, внесение изменений в договор аренды лесного участка, заключенного по итогам торгов, возможно лишь в судебном порядке и при наличии установленных законом оснований.
При этом из буквального толкования статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что договор аренды лесного участка подлежит изменению в случае существенного изменения обстоятельств, возникших вследствие природных явлений (в том числе вследствие лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий), о чем внесена информация в государственный лесной реестр.
Согласно правовой позиции, приведенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2021 N 307-ЭС20-17553, поскольку в результате повреждения лесных участков по причине лесных пожаров, ветровалов, вредными организмами изменяются количественные и качественные характеристики лесного участка, что отражается в актах лесопатологического обследования, а затем в государственном лесном реестре, внесение изменений в договор аренды относительно количественных и качественных характеристик лесных участков и зависящих от данных показателей целей и объемов лесопользования, в том числе санитарных рубок, возможно также только по решению суда.
Верховный Суд Российской Федерации указал, что действующим с 2016 года законодательством ликвидация лесопользователями, в том числе арендаторами на предоставленных в аренду лесных участках очагов вредных организмов, а также предупреждение распространения вредных организмов путем рубки деревьев осуществляется в следующем порядке: 1) составление акта лесопатологического обследования, который подлежит размещению на сайте уполномоченного органа и направлению в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства (Порядок проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования, утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.11.2020 N 910); 2) внесение изменений в государственный лесной реестр (приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение"); 3) внесение изменений в лесохозяйственный регламент лесничества (приказ Министерства природных ресурсов и экологи Российской Федерации от 27.02.2017 N 72); 4) внесение изменений в проект освоения лесов (приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69); 5) внесение изменений в договоры аренды лесных участков.
Следовательно, изменение договора аренды лесных участков возможно только после внесения соответствующих изменений в государственный лесной реестр, лесохозяйственный регламент лесничества и проект освоения лесов.
В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
Согласно пункту 9 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как указал предприниматель и следует из материалов дела, в результате совместного натурного обследования спорного лесного участка установлено несоответствие данных государственного лесного реестра данным натурного обследования, о чем 05.12.2022 составлен акт N 1 (т. 1, л.д. 40 - 42).
Действующим законодательством установлены процедура и основания внесения изменений в документированную информацию ГЛР, в том числе в случае наличия разночтений в данных ГЛР и натурных (фактических) характеристиках лесных участков.
Так, в силу пункта 2.1 Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 N 496 (далее - Приказ N 496), документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в ГЛР и ее изменения, являются следующие акты: акт о внесении документированной информации в ГЛР, акт об изменении документированной информации ГЛР, акт несоответствия данных ГЛР натурному обследованию.
Согласно пункту 4.3 Приказа N 496 акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию.
Между тем, изменения в государственный лесной реестр не внесены. Отвечая на вопросы суда, представитель министерства в судебном заседании подтвердил факт составления акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию N 1 от 05.12.2022, но затруднился ответить на вопрос почему не внесены изменения в реестр.
Поскольку порядок внесения изменений в договор по основаниям статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации не соблюден, постольку иск нельзя признать обоснованным. В удовлетворения исковых требований отказано правомерно.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы (чек-ордер N 4 от 23.06.2023) подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2023 по делу N А32-3532/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Гомцян Гюлли Хингяносовне с депозитного счета Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда денежные средства в размере 50000 руб., уплаченные по платежному поручению N 404352 от 30.08.2023. Перечисление денежных средств произвести на основании заявления индивидуального предпринимателя Гомцян Гюлли Хингяносовны с указанием банковских реквизитов для возврата денежных средств.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3532/2023
Истец: Гомцян Гюлли Хингяносовна
Ответчик: Министерство природных ресурсов, Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Управление Росреестра, Управление Росреестра РФ по Краснодарскому краю