г. Пермь |
|
06 октября 2023 г. |
Дело N А60-25255/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя: Еремина И.П. паспорт, по доверенности от 27.01.2023, диплом; Горева Т.М. паспорт, по доверенности от 14.06.2023; Часовникова А.Ю. паспорт, по доверенности от 14.06.2023
от заинтересованного лица: Степанова О.Ш. удостоверение, по доверенности от 14.12.2022, диплом
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 июля 2023 года
по делу N А60-25255/2023
по заявлению Государственного автономного учреждения культуры Свердловской области "Свердловская областная детская филармония" (ИНН 6661005231, ОГРН 1036603984383)
к ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6661009067, ОГРН 1046604027414)
о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и доначислении сумм налога и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Государственного автономного учреждения культуры Свердловской области "Свердловская областная детская филармония" (далее - заявитель, налогоплательщик, ГАУК СО "СГДФ", учреждение) обратилось к ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения налогового органа от 01.12.2022 N 7614 о привлечении к налоговой ответственности и доначислении сумм налога и пени.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 июля 2023 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 01.12.2022 N 7614 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В порядке распределения судебных расходов с налогового органа в пользу заявителя взыскано 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы инспекцией приведены доводы о неправомерном применении налогоплательщиком льготы по налогу на имущество организаций, установленной с подпунктом 4-9 части 1 статьи 2 Закона Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" (далее Закон N 35-ОЗ). Указывает, что статьей 2 Законов Свердловской области от 09.04.2020 N 34-ОЗ "О внесении изменений в статью 2 Закона Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" (далее Закон N 34-ОЗ) и от 23.07.2020 N 78-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций прямо" (далее - Закон N 78-ОЗ) предусмотрено, что действие внесенных изменений распространяется на отношения по взиманию налога на имущество организаций только за 2020 год. Изменений в законодательство, которые пролонгировали бы действие Закона N 34-ОЗ, не вносилось. Таким образом, при расчете налоговых обязательств и подачи налоговой декларации за 2021 год ГАУК СО "СГДФ" следовало руководствоваться редакцией Закона N 35-ОЗ, действующей на налоговый период 2021 год, согласно которой спорный подпункт был отменен.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства, представители заинтересованного лица и заявителя настаивали на доводах апелляционной жалобы и письменного отзыва соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2021 год.
По результатам проверки вынесено решение от 01.12.2022 N 7614, которым доначислен налог на имущество организаций за 2021 год в размере 2 754 883 рубля, ГАУК СО "СГДФ" привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 275 488 рублей (с учетом смягчающего ответственность обстоятельства: социальная направленность деятельности ГАУК СО "СГДФ").
Решением Управления ФНС России по Свердловской области N 13-06/04355 от 13.02.2023 апелляционная жалоба учреждения оставлена без удовлетворения.
Основанием для доначисления налога и штрафа явился вывод ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга о неправомерном применении налогоплательщиком льготы по налогу на имущество организаций, установленной с подпунктом 4-9 части 1 статьи 2 Закона N 35-ОЗ.
Учреждение, полагая, что решение от 01.12.2022 N 7614 является незаконным и не соответствует положениям НК РФ, нарушает его права и законные интересы, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции принято вышеизложенное решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Законом Свердловской области N 93-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций", и статьи 2 Закона Свердловской области "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" предусмотрено, что подпункт 4-9 части первой и часть пятую статьи 2, подпункты 13, 21 и 29 пункта 2 и части десятую и двадцать пятую пункта 3 статьи 3, пункты 1, 2 и 6 - 11 статьи 3-1 и часть вторую пункта 1 статьи 4 Закона N 35-ОЗ признать утратившими силу.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Свердловской области от 17.11.2021 года N 93-03 Закон вступает в силу с 1 января 2022 года.
Следовательно, как правомерно указал суд первой инстанции, начисление налога на имущество за 2021 год с применением ставки 1,1 процента в соответствии с льготой по налогу на имущество, примененной на основании подпункта 4-9 статьи 2 Закона N 35-ОЗ от 27.11.2003, налогоплательщик произвел верно.
При решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании п. 1 ст. 5 "Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени" НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Кроме этого, согласно статье 57 Конституции РФ и пункту 2 статьи 5 "Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени" НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Законодательным Собранием Свердловской области был принят Закон Свердловской области от 17 ноября 2021 N 93-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций". Данный закон вступает в силу с 1 января 2022 года, что определяется не только пунктом 1 статьи 5 НК РФ, но и пунктом 1 статьи 3 Закона Свердловской области от 17.11.2021 года N 93-ОЗ.
Подпункт 4-9 статьи 2 Закона N 35-ОЗ предусматривает льготу для учреждения при расчете налога на имущество с применением ставки 1,1 процента.
Закон Свердловской области от 17 ноября 2021 г. N 93-03 "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций", отменивший льготу вступает в силу с 2022 года.
При этом, судом апелляционной инстанции принято во внимание, что в части 2 Закона N 34-ОЗ, установившего льготу, предусмотрено, что действие изменений, предусмотренных в статье 1 Закона N 34-ОЗ, распространяется на отношения по взиманию налога на имущество организаций, возникшие с 1 января 2020 года. Действие изменений, предусмотренных в статье 1 Закона N 34-ОЗ, распространяется на отношения по взиманию налога на имущество организаций за 2020 год. Аналогично предусмотрено в Законе N 78-ОЗ.
Условия, при которых применяется льгота, учитывая отмену действия льготы только с 01.01.2022, не могут трактоваться как условия ухудшающие положения налогоплательщика.
Согласно части 6 статьи 3 НК РФ Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд полагает правильным применить в настоящем случае положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, в силу которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Поскольку изменения, внесенные Законом N 34-ОЗ, распространяются на отношения по взиманию налога на имущество организаций, возникшие с 1 января 2020 года, не ограничивая по сути определенным периодом, то при таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции дал им надлежащую оценку, отразив в обжалуемом решении мотивы его принятия.
Исходя из вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
В отсутствие нарушений, указанных в статье 270 АПК РФ, решение суда, принятое законно и обоснованно, следует оставить без изменения и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 июля 2023 года по делу N А60-25255/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-25255/2023
Истец: государственное автономное учреждение культуры Свердловской области "Свердловская государственная детская филармония"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ