город Ростов-на-Дону |
|
06 октября 2023 г. |
дело N А53-15568/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ Звезда"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 31.07.2023 по делу N А53-15568/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ Звезда"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области
об отмене постановления,
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области:
представитель Кильдеева А.С. по доверенности от 26.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ "Звезда" (далее - заявитель, общество, ООО "ЖКХ "Звезда") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты права потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора) об отмене пунктов 4.1, 4.2 Постановления заместителя главного государственного санитарного врача по Ростовской области N 1 от 09.03.202.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 31.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЖКХ "Звезда" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что законодателем строго определен порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, и не требуется дополнительное, избыточное, возложение обязанностей по контролю качества воды на других лиц, в том числе ООО "ЖКХ "Звезда".
В отзыве на апелляционную жалобу Управления Роспотребнадзора просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области поддержал занимаемую правовую позицию по рассматриваемому спору.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 15.03.2023 в адрес ООО "ЖКХ Звезда" поступило письмо начальника территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах N 23-89/862 от 14.03.2023 "О производственном контроле качества питьевой и горячей воды в многоквартирных жилых домах", а также Постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Ростовской области N 1 от 09.03.2023 "О мерах по обеспечению населения Ростовской области качественной питьевой водой".
Пунктом 4.1 Постановления заместителя главного государственного санитарного врача по Ростовской области N 1 от 09.03.2023 "О мерах по обеспечению населения Ростовской области качественной питьевой водой" руководителям хозяйствующих субъектов, осуществляющих управление многоквартирными домами, предписано разработать и согласовать с Управлением Роспотребнадзора и его территориальными отделами программу производственного контроля качества питьевой воды во внутренней распределительной сети многоквартирных жилых домов.
Пунктом 4.2 Постановления заместителя главного государственного санитарного врача по Ростовской области N 1 от 09.03.2023 "О мерах по обеспечению населения Ростовской области качественной питьевой водой" управляющей компании предписано организовать проведение производственного лабораторного контроля питьевой воды в соответствии с программами производственного контроля в лабораториях, аккредитованных в установленном законодательством порядке.
Письмом N 23-89/862 ООО "ЖКХ Звезда" предложено не позднее 20.03.2023 представить в ТО Роспотребнадзора в г. Новочеркасске программу производственного контроля качества питьевой воды для систем централизованного хозяйственного водоснабжения многоквартирных жилых домов.
17.03.2023 ООО "ЖКХ Звезда" направлена жалоба в прокуратуру Ростовской области на незаконность вышеуказанных пунктов 4.1 и 4.2 Постановления N 1.
24.03.2023 Прокуратурой Ростовской области жалоба общества на постановление должностных лиц Роспотребнадзора Ростовской области направлена для рассмотрения в Роспотребнадзор Ростовской области.
28.04.2023 ООО "ЖКХ Звезда" получен ответ Управления Роспотребнадзора, согласно которому вышеуказанные пункты постановления являются законными и обоснованными.
Несогласие общества с пунктами 4.1 и 4.2 постановления заместителя главного государственного санитарного врача по Ростовской области N 1 от 09.03.2023 "О мерах по обеспечению населения Ростовской области качественной питьевой водой" послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый акт, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных требований, установив, что оспариваемые пункты постановления в период их действия соответствовали положениям Федерального закона от Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", и не нарушали права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Право на издание главными государственными санитарными врачами и их заместителями постановлений по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено статьями 50, 51 Федерального закона от Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
Из преамбулы Федерального закона N 52-ФЗ следует, что он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в силу статьи 1 названного Закона понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
По правилам статей 10 и 11 Федерального закона N 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 44 Федерального закона N 52-ФЗ федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. В части 2 названной статьи указано, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Статьей 32 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (часть 1); производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено Федеральным законом (часть 2); лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (часть 3).
В соответствии с частями 15, 16 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) горячее водоснабжение, - это юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем.
В соответствии с частью 29 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
В пункте 4 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено, что водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения.
В пункте 5 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ определено, что водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды.
Подпунктом "а" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, определено, что холодное водоснабжение - снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных Правилами, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Управляющие компании являются как исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных домах, так и лицами, ответственным за надлежащее содержание общего имущества собственников помещений МКД, в состав которого включены, в том числе внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, являющиеся отдельными объектами централизованных систем холодного водоснабжения и горячего водоснабжения.
В этой связи, управляющая компания должна обеспечить дальнейшую доставку по внутридомовым системам холодного и горячего водоснабжения непосредственно потребителю холодной и горячей воды, отвечающей установленным нормативным требованиям (СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"), которая поставлена водоснабжающей организацией на границу эксплуатационной принадлежности.
При этом, данное условие может быть обеспечено лишь при поддержании в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома - инженерных сетей, обеспечивающих доставку ресурса до потребителя.
На основании изложенного управляющая многоквартирным жилым домом организация (управляющая компания, ТСЖ, ЖСК и др.), являющаяся исполнителем коммунальных услуг и эксплуатирующая внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения (отдельные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и горячего водоснабжения), обязана осуществлять производственный контроль качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в пределах границ своей эксплуатационной ответственности в соответствии с разработанной программой производственного контроля, которая утверждается руководителем организации и согласовывается с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), в установленном порядке.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 04.05.2022 N 303-ЭС22-5036 по делу N А73-9669/2021.
Порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды" (далее - Постановление N 10).
В соответствии с Постановлением N 10 программа производственного контроля качества воды разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 5 Правил N 10).
Программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами гигиеническими нормативами, не реже одного раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям (пункт 7 Правил N 10).
Отбор проб воды осуществляется организацией осуществляющей водоснабжение, или по ее поручению иной организацией, действующей на основании договора с этой организацией (пункт 17 Правил N 10).
Проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля осуществляется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (пункт 19 Правил N 10).
Программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами гигиеническими нормативами, не реже одного раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям.
Отбор проб воды осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение, или по ее поручению иной организацией, действующей на основании договора с этой организацией.
Проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля осуществляется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
На основании изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что оспариваемые пункты постановления соответствовали требованиям действующего законодательства и не возлагали на общество совершение действий, не возложенных на него требованиями нормативно-правовых актов.
Постановлением главного Государственного санитарного врача от 26.05.2023 N 6 "О признании утратившим силу Постановления от 09.03.2023 N 1" постановление заместителя главного Государственного санитарного врача по Ростовской области от 09.03.2023 N 1 "О мерах по обеспечению населения Ростовской области качественной питьевой водой" признано утратившим силу.
С учетом изложенных правовых позиций и конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции также пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования общества об отмене пунктов 4.1, 4.2 Постановления заместителя главного государственного санитарного врача по Ростовской области N 1 от 09.03.2023, поскольку оно признано утратившим силу, а в период его действия не нарушало права и законные интересы заявителя.
Доказательства того, что в связи с изданием оспариваемого постановления на период его действия общество не могло осуществлять свою деятельность либо общество понесло убытки, не представлены.
Суд первой инстанции на основе полного, объективного и всестороннего исследования доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установил совокупности двух условий, необходимых для признания оспариваемых пунктом постановления недействительными, поэтому правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела не установил оснований для иной оценки доказательств, представленных в материалы дела.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.07.2023 по делу N А53-15568/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-15568/2023
Истец: ООО "ЖКХ ЗВЕЗДА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ