г. Санкт-Петербург |
|
06 октября 2023 г. |
Дело N А42-3129/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Новиковой Е.М., Пономаревой О.С.
при ведении протокола судебного заседания: Пановой А.М.
при участии: согласно протоколу
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28544/2023) ООО "Кольское дорожное управление" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.07.2023 по делу N А42-3129/2023, принятое
по иску МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска"
к ООО "Кольское дорожное управление"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска" (далее - Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кольское дорожное управление" (далее - Общество, ответчик) о взыскании 1 301 302,82 руб. штрафа в связи с ненадлежащим исполнением муниципального контракта от 05.04.2022 N 48-2022.
Решением суда от 05.07.2023 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку Учреждение не доказало факт нарушение Обществом обязательных требований, установленных Контрактом и/или законодательством, до подачи иска Учреждение не приводило ссылки на технические нормы.
От Учреждения поступил мотивированный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в силу статьи 156 АПК РФ спор рассмотрен в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 05.04.2022 управление (заказчик) и общество (подрядчик) заключили муниципальный контракт N 48-2022, во исполнение которого подрядчик обязался выполнить в три этапа до 16.09.2022 ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, а заказчик принять и оплатить выполненные работы.
Цена договора - 57 880 566,93 руб., в том числе стоимость работ 3 этапа - 26 026 056,41 руб.
Результат работ 1 и 2 этапа принят заказчиком без замечаний.
05.10.2022 заказчик направил подрядчику приглашение для участия 07.10.2022 в приемке работ 3 этапа. Общество представителя для приемки работ не направило. В ходе приемки работ заказчик выявил выполнение работ с нарушением нормативных документов, условий договора, указав на наличие впадин, выкрашивание дорожного покрытия, застой воды на проезжей части, перепад примыкания тротуарной плитки к бортовому камню, отсутствие заделки швов между бортовыми камнями с внешней стороны.
10.10.2022 обществу отказано в приемке работ, назначен срок для устранения выявленных недостатков до 24.10.2022.
Недостатки не были устранены, о чем 01.11.2022 заказчик составил соответствующий акт.
Пункт 4.4.3 контракта предусматривает право заказчика принять результат отдельного этапа работ, выполненных с недостатками, если эти недостатки не препятствуют приемке работ.
18.11.2022 комиссия заказчика по результатам обследования Ленинградской набережной составила заключение по результатам исполнения работ третьего этапа, зафиксировала выполнение работ с недостатками, приняла решение принять выполнение работы с недостатками, применить к подрядчику штрафные санкции.
Документ о приемке работ подписан заказчиком 22.11.2022, размещен в ЕИС, также в ЕИС размещен документ (заключение комиссии) о выполнении работ с недостатками.
Выполненные работы полностью оплачены заказчиком, что подтверждается платежными документами, не оспаривается.
24.03.2023 обществу направлено требование об уплате штрафа, неудовлетворение которого послужило основанием для обращения в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в полном объеме, правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ под неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
В пункте 8.6.3.1 договора установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотрен штраф. При цене контракта (этапа работ) от 3 до 50 млн. руб. размер штрафа составляет 5 % цены контракта (этапа).
Предусмотренный пунктом 8.6.3.1 договора размер штрафа соответствует пп. "б" п.3 Правил определения размера штрафа_, утв. постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Ненадлежащее исполнение подрядчиком договора обнаружено подрядчиком в процессе приемки работ, что отражено в акте от 07.10.2022 и комиссионном заключении от 18.11.2022. Из представленных документов возможно достоверно определить допущенные Обществом недостатки, оснований не принимать указанные документы в качестве доказательств ненадлежащего исполнения подрядчиком договорных обязательств, не имеется. Указанные документы своевременно получены Обществом. Сведения о недостатках работ, отраженные в акте от 07.10.2022 и комиссионном заключении заказчика, Общество не опровергло.
Ссылки Общества на то, что в требование об устранении недостатков Учреждением не указаны конкретные ссылки технические нормы, не могут быть приняты во внимание, поскольку Учреждением конкретизированы выявленные нарушения, из направленных документов Общество с очевидностью могло понять, какие действия необходимо предпринять для устранения недостатков, Общество объективно могло устранить недостатки.
При этом, Общество, как профессиональный участник в указанной сфере, не могло не знать о нарушении технических норм и правил, однако, получив, требование об устранении недостатков, общество к Учреждению о разъяснении не обращалось, недостатки не устранило.
Таким образом, поскольку Общество ненадлежащим образом выполнило работу, Учреждение правомерно требует взыскания штрафа.
Расчет штрафа в размере 1 301 302,82 руб. является арифметически верным (5% от стоимости работ 3 этапа в размере 26 026 056,41 руб.). Ходатайство о снижении неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ не заявлено.
Оснований для списания штрафа по Правилам списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, не имеется, поскольку в настоящем деле штраф начислен за неустранение недостатков и неисполнение подрядчиком гарантийных обязательств, являющихся частью контракта, исполнены не были (Определение ВС РФ от 27.03.2023 по делу N А82-2532/2022).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что предъявленное требование подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.07.2023 по делу N А42-3129/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3129/2023
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА МОНЧЕГОРСКА"
Ответчик: ООО "Кольское дорожное управление"