г. Москва |
|
06 октября 2023 г. |
Дело N А40-93960/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
И.А. Чеботаревой, В.А. Яцевой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.07.2023 по делу N А40-93960/23
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7726639745)
к Управлению Росреестра по Москве (ИНН 7726639745),
о признании незаконным решения от 09.03.2023 N КУВД-001/2022-54500114/3,
при участии:
от заявителя: |
Кастальская Г.С. по дов. от 22.11.2022 N 33-Д-992/22; |
от заинтересованного лица: |
Винокурцева Е.В. по дов. от 25.04.2023 N Д-71/2023; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным решения от 09.03.2023 N КУВД-001/2022-54500114/3, об обязании.
Решением суда от 17.07.2023 заявление Департамента удовлетворено в полном объёме.
С таким решением суда не согласилось Управление и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Ссылается, что согласно фактическим обстоятельствам дела и приложенным к заявлениям N КУВД-001/2022-54500114 документам, выявлено, что спорные объекты не прекратили своего существования; документы, подтверждающие законность проведённой реконструкции путем сноса части здания в Управление, не поступали, решения суда о признания самовольной постройкой вышеуказанного помещения в материалы дела также не представлено. При этом Управление не располагает сведениями о прекращении существования здания с кадастровым номером 77:09:0001016:1056, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Флотская, д. 46.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы жалобы, представитель Департамента поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001016:9395 по адресу: г. Москва, улица Флотская, дом 46 (далее - Помещение).
Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 09.03.2023 N КУВД- 001/2022-54500114/3 сообщено об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий.
Причиной отказа в снятии государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращении прав, объекта недвижимости - нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, улица Флотская, дом 46, послужило изменение в результате демонтажа помещения площади здания с кадастровым номером 77:09:0001016:1056, в пределах которого оно было расположено, в связи с чем усматриваются признаки реконструкции.
Не согласившись с отказом, Департамент обратился в суд с заявлением.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое решение заинтересованного лица, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ, основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации).
На нежилое помещение с кадастровым номером 77:09:0001016:9395, площадью 63,2 кв.м (1 этаж, пом.УИ, ком.1,2, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Флотская, д.46, зарегистрировано право собственности города Москвы, о чем в Единый государственный реестр недвижимости 07.05.2018 внесена запись N 77:09:0001016:9395-77/009/2018-1.
По результатам осмотра вышеуказанного объекта недвижимости установлено, что указанное вышеуказанное помещение снесено.
По информации, полученной в рабочем порядке от префектуры Северного административного округа вышеуказанный объект был демонтирован 16.01.2018 Управой Головинского района на основании Постановления Правительства Москвы от 614-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов".
В ходе проведения кадастровых работ выявлено, что Помещение прекратило существование, в связи с демонтажем, что дополнительно подтверждается Актом от 16.01.2018, а также Актом осмотра N 00-192589/20/956 от 06.08.2020.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалы учетно-регистрационного дела представлен акт обследования, подготовленный кадастровым инженером Шатровым А.В., подтверждающий прекращение существования объекта, что подтверждается Управлением Росреестра по Москве.
Акт обследования подготовлен в связи с прекращением существования помещения с кадастровым номером 77:09:0001016:9395 расположенного по адресу: г. Москва, ул. Флотская, д. 46, правообладателем которого согласно сведениям ЕГРН являлся г. Москва.
Кадастровый номер здания 77:09:0001016:1056, указанный в выписке из ЕГРН на данное помещение, указан неверно. Кадастровый номер 77:09:0001016:1056 принадлежит смежному зданию, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Флотская, д.46.
Помещение с кадастровым номером 77:09:0001016:9395 располагалось в здании по адресу: г. Москва, ул. Флотская, д.46. Данное здание не было поставлено на государственный кадастровый учет, по состоянию на 2023 год здание снесено.
В целях снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости в орган регистрации с заявлением были представлены документы, а именно:
Акт обследования, подготовленный кадастровым инженером Шатров А.В., подтверждающий прекращение существования данного объекта недвижимости.
Суд отметил, что согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра местонахождения объекта недвижимости подтверждает прекращение существования объекта недвижимости.
Суд первой инстанции верно исходил из того, что подпунктом 7 пункта 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что акт обследования кадастрового инженера является основанием для кадастрового учета и регистрации.
Требованиями к подготовке акта обследования (Приказ от 20.11.2015 N 861) установлено, что акт обследования подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
При этом абз. 2 п. 3 Требований прямо предусмотрена возможность отсутствия документов о сносе в составе акта обследования (в указанном случае кадастровый инженер указывает причину в заключении).
Позиция ЦА Росреестра по данному вопросу выражена в письме от 07.12.2018 N 14-13485/18. Данными разъяснениями подтверждено, что при подготовке акта обследования используются имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существования объекта, в случае их отсутствия кадастровый инженер указывает причину в заключении.
Таким образом, документы о сносе объекта не являются обязательными приложениями к акту обследования. При этом, при подготовке акта обследования, могут использоваться имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости или являющиеся основанием для сноса.
Сведения ЕГРН о кадастровом учете и зарегистрированных правах в отношении несуществующего объекта являются недостоверными, что противоречит п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также п. 1 ст. 8.1 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ). Таким образом, данные сведения подлежат актуализации на основании акта обследования кадастрового инженера, вне зависимости от наличия документов о сносе объекта.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Департаментом представлены все установленные документы для осуществления регистрационных действий по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
Таким образом, Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем основания для отказа в снятии с государственного кадастрового учета и погашении записи о праве собственности города Москвы в отношении объекта недвижимости отсутствуют.
Изложенное позволяет апелляционному суду прийти к выводу, что Управление Росреестра по Москве во исполнение положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела не доказана правомерность принятого в отношении Департамента оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Департамента подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.07.2023 по делу N А40-93960/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93960/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ