г. Москва |
|
05 октября 2023 г. |
Дело N А40-146438/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.И. Попова,
судей: |
Г.М. Никифоровой, Л.Г.Яковлевой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу ООО ФСК "Мостоотряд-47" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.08.2023 по делу N А40-146438/23, принятое
по заявлению Заместителя Юго-Западного транспортного прокурора Р.С. Корогодина к ООО ФСК "Мостоотряд-47"
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
Деревянскина С.А. удостоверение |
от заинтересованного лица: |
Сологуб М.В. дов. от 11.08.2023 |
УСТАНОВИЛ:
Юго-Западная транспортная прокуратура (далее- Заявитель, Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО ФСК "Мостоотряд -47" (далее - Ответчик, общество) по ч.1 ст.9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), что выразилось в осуществлении строительства объекта при отсутствии разрешения на его строительство.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 02.08.2023 заявленные требования удовлетворены, обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с принятым судом решением, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, назначить наказание в виде штрафа менее минимального размера.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить в части наказания.
Представитель прокуратуры возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, решение просил оставить без изменения по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, мнения лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой 23.05.2023 в период времени с 09 ч 30 мин до 12 ч 15 мин произведен выезд на объект строительства "Этап VI "III и IV главные пути Москва-Каланчевская (искл.)- остановочный пункт Марьина Роща (вкл.)", возводимый в рамках титула "Организация пригородно-городского пассажирского железнодорожного движения на участке Апрелевка -Железнодорожная" (далее - Объект), по результатам которого выявлены нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов административного дела, на момент проверки (23.05.2023) в рамках строительства Объекта проводились работы по устройству поста ЭЦ (площадь застройки 1162,36 м2), подпорных стенок в количестве 5 штук (N 1 ПК41+56,20-ПК43+28,84,. N 2 ПК44+04,39-ПК45+55,84, N 3 ПК56+27- ПК61+22, N 4 ПК64+28,00-ПК67+45, N 5 ПК46+40,27-ПК46+61,80), пассажирской платформы N 2 на о.п. Марьина Роща (МЦД-4), бесстыкового пути (главные пути III и IV).
При этом, материалами административного дела подтверждается, что строительно-монтажные работы непосредственно выполняются (а отдельные работы выполнены) подрядными организациями, в том числе, с ООО ФСК "Мостоотряд-47" заключены договоры на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на Объекте N 03-21-01-8010-1-МО47 от 28.09.2021, N 03-22-01-8781/1-МО-47 от 14.12.2022 с ООО "Объединенная строительная компания 1520" (ИНН 7701753020), которое, в свою очередь, является подрядчиком АО "РЖДстрой" по договору N 03-21-01-8010 от 27.09.2021.
Кроме того, непосредственно силами ООО ФСК "Мостоотряд-47", в том числе, с привлечением подрядных организаций, выполняются работы по переустройству коммуникаций, строительству искусственных сооружений (подпорных стенок), поста ЭЦ, устройству земляного полотна и т.д.
При этом установлено, что работы производятся при отсутствии разрешения на строительство.
20 июня 2023 года уполномоченным лицом в рамках предоставленной компетенции по факту выявленного нарушения в отношении ООО ФСК "Мостоотряд -47" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Юго-Западной транспортной прокуратуры в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, которые согласно разъяснениям п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований административного органа о привлечении Общества к административной ответственности, не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
На основании ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1). Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части КоАП РФ", субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 ГрК РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении действий по строительству, реконструкции объектов капитального строительства при отсутствии соответствующего разрешения.
Согласно правовой позиции Ответчика, факт вмененного ему правонарушения обществом не оспаривается.
При этом общество просит применить положения ч. 3 ст. 4.4 КоАП РФ.
Коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для назначения штрафа ниже минимального размера на основании следующего.
В соответствии с ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. В то же время, назначение административного штрафа менее минимального размера также является правом, а не обязанностью суда.
При этом применение судом положений о малозначительности, равно как и применении административного штрафа, ниже низшего предела, должно быть мотивировано.
В данном же случае, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд не усмотрел предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ оснований для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, равно как и для снижения назначенного ему административным органом штрафа (ст.4.1 КоАП РФ), поскольку допущенное Заявителем правонарушение не только нарушает принцип стабильности публичных правоотношений и посягает на охраняемые общественные отношения в сфере строительства, но и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, что уже само по себе, исключает возможность применения к рассматриваемым правоотношениям, как положений ст. 2.9 КоАП РФ, так и положений ст. 4.1 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, учитывая характер допущенного обществом правонарушения, а также принимая во внимание отсутствие доказательств наличия отягчающих обстоятельств совершения вмененного правонарушения, суд первой инстанции обоснованно посчитал возможным установить обществу административный штраф в размере - 500 000 руб., то есть в минимальном размере.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд г. Москвы полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.08.2023 по делу N А40-146438/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-146438/2023
Истец: Заместитель Юго-Западного транспортного прокурора Р. С. Корогодин
Ответчик: ООО ФСК "МОСТООТРЯД-47"