город Омск |
|
09 октября 2023 г. |
Дело N А75-345/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетериной Н.В.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Губанищевой У.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9792/2023) муниципального казенного учреждения Администрация городского поселения Игрим на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.07.2023 по делу N А75-345/2023 (судья Кубасова Э.Л.), принятое по иску муниципального унитарного предприятия "Теплосети Игрим" муниципального образования Березовский район (ОГРН 1188617017522, ИНН 8613007909, адрес: 628146, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Березовский район, пгт. Игрим, ул. Советская, д. 28А) к муниципальному казенному учреждению Администрация городского поселения Игрим (ОГРН 1058603654889, ИНН 8613005891, адрес: 628146, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Березовский район, пгт. Игрим, ул. Губкина, д. 1) о взыскании 505 138 руб. 05 коп.,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "ИГРИМСТРОЙ" (ОГРН 1207200008212, ИНН 7203502930),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Теплосети Игрим" муниципального образования Березовский район (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению Администрация городского поселения Игрим (далее - ответчик учреждение) о взыскании неосновательного обогащения, возникшего в результате потребления тепловой энергии в октябре 2022 года в пустующих квартирах, принадлежащих муниципальному образованию, в размере 505 138 руб. 05 коп.
Истец через сервис подачи документов в электронном виде "Мой Арбитр" направил заявление об уточнении исковых требований, внес изменения в перечень квартир.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской (далее - АПК РФ) суд первой инстанции принял к рассмотрению уточнение исковых требований.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.07.2023 по делу N А75-345/2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 АПК РФ, поскольку не принято во внимание, что спорные жилые помещения признаны аварийными и не пригодными для проживания, в части квартир отсутствуют радиаторы, в связи с чем не имелось оснований для начисления платы за отопление.
Стороны, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, МУП "Теплосети Игрим" с 01.01.2019 является единой теплоснабжающей организацией в пгт. Игрим, п. Ванзетур для всего жилого фонда, организаций социальной сферы и других потребителей.
Приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.11.2021 N 86-нп для истца установлены тарифы на тепловую энергию (мощность).
Истцом в адрес ответчика для подписания направлен проект договора об оплате услуг по теплоснабжению пустующих жилых (нежилых) помещений муниципального жилого фонда, предметом которого является оплата исполнителю (истцу) расходов за предоставленные услуги по теплоснабжению за незаселенные муниципальные жилые и пустующие муниципальные нежилые помещения многоквартирного дома (пункт 1.2. проекта договора).
По условиям названного договора исполнитель (истец) принял на себя обязательства предоставлять услуги по теплоснабжению незаселенных муниципальных жилых и пустующих муниципальных нежилых помещений в соответствии с обязательными требованиями, установленного качества и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу (пункту 2.1.1. проекта договора).
Со стороны ответчика данный договор не подписан.
В октябре 2022 года истец в отсутствие заключенного договора поставлял в жилые помещения тепловую энергию.
По расчету предприятия задолженность по оплате тепловой энергии составила 504 369 руб. 59 коп. (с учетом уточнений).
Претензией от 25.11.2022 N 05/1781 истец заявил требование об оплате задолженности за поставленную тепловую энергию.
Поскольку требования претензии ответчиком в добровольном порядке не исполнены, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что ответчик, являясь лицом, осуществляющим полномочия собственника жилых помещений, в силу действующего законодательства обязан осуществлять оплату коммунального ресурса, поставленного в целях отопления пустующего жилого фонда в октябре 2022 года, в связи с чем удовлетворил исковые требования.
Повторно оценив материалы дела, апелляционный суд не установил обстоятельств, позволяющих прийти к иным выводам.
По правилам статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу статьи 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 7.5 статьи 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В рассматриваемом случае стороны не оспаривают факт оказания предприятием коммунальной услуги по отоплению в отношении спорных квартир, как и порядок определения объема и стоимости такой услуги.
Спорным моментом является наличие обязанности у ответчика по оплате тепловой энергии по квартирам, в отношении которых составлен протокол комиссии от 04.03.2021 (обозначены также в апелляционной жалобе) и выявлено несоответствие температурного режима в связи с отключением квартир от отопления.
В частности, ответчик указывает на то, что квартиры, расположенные по ул. Мира, д. 28, и ул. Кооперативная, 37а на основании распоряжения администрации городского поселения Игрим от 11.08.2022 N 150 признаны непригодными для проживания, а жилой дом аварийным и подлежащим сносу (в квартире N 2 провалены полы).
Квартиры, расположенные по ул. Кооперативная, д. 37а, жилые помещения жилого дома на основании распоряжения администрации городского поселения Игрим от 03.03.2022 N 45 также признаны непригодными для проживания, а жилой дом аварийным и подлежащим сносу.
На основании распоряжения администрации городского поселения Игрим от 19.03.2021 N 35 жилые помещения жилого дома по адресу ул. Спортивная, д. 8, признаны непригодными для проживания, а многоквартирный жилой дом аварийным и подлежащим сносу.
На основании распоряжения администрации городского поселения Игрим от 18.09.2019 N 150 жилые помещения жилого дома по адресу ул. Лесная, д. 21, признаны непригодными для проживания, а многоквартирный жилой дом аварийным и подлежащим сносу..
В квартирах N 7 по ул. Кооперативная, д. 37а, N 7 по ул. Быстрицкого, д. 12, N 14 по ул. Гагарина, д. 14, N 15 по ул. Сухарева, д. 18 отсутствуют радиаторы.
При изложенных обстоятельствах, ответчик полагает, что обстоятельства признания спорных объектов аварийными и отсутствия в некоторых квартирах радиаторов отопления является обстоятельствами, исключающими потребление тепловой энергии.
Отклоняя доводы ответчика в данной части, апелляционная коллегия исходит из того, что надлежащими доказательствами ответчиком не подтвержден факт отключения спорных квартир от системы теплоснабжения в установленном законом порядке, с учетом того, что в отношении квартир в многоквартирном доме действует презумпция отапливаемости помещений, которая должна опровергаться соответствующими для того рода документами.
Как следует из подпункта "е" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), коммунальная услуга по отоплению представляет собой подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилых и нежилых помещениях в МКД, в помещениях, входящих в состав общего имущества в МКД, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к этим Правилам.
Одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10.07.2018 N 30-П указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем.
Согласно "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст, "многоквартирный дом" - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст).
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Таких документов в материалы дела ответчиком не представлено (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Напротив, ответчиком представлен протокол, которым зафиксированы положительные температуры в спорных квартирах даже при отсутствии в них радиаторов.
В частности, из приложения к протоколу работы комиссии от 04.03.2021 следует, что положительные температуры находятся в диапазоне от 10,8 градусов до 20,4 градусов.
Следовательно, обстоятельства того, что в квартирах отсутствуют радиаторы отопления и такие жилые помещения признаны аварийными не свидетельствуют об отсутствии потребления тепловой энергии, принимая во внимание возможность теплоотдачи через стены и перегородки.
Другими словами, ресурсоснабжающая организация с учетом проживания в иных жилых помещениях аварийных домов потребителей (указанное следует из перечисленных выше распоряжений администрации, в которых рекомендовано отселить физических лиц, например, до 01.12.2027 и т.д.) обязана обеспечить весь многоквартирный дом тепловой энергией, которая расходуется, как на отапливаемые помещения, так и на помещения, в которых радиаторы отопления отключены.
В связи с чем не имеет правового значения в многоквартирных домах отключение жилого помещения от отопления в целях исключения взимания платы за тепловую энергию, поскольку определяющим будет является отключение в установленном законом порядке, исключающим возможность потребления за счет смежных конструкций квартир в многоквартирных домах.
Необходимо также отметить, что факт фиксации температуры в квартирах ниже обычно поставляемых температур в большинстве квартир не может быть положен в обоснование некачественного поставленного истцом ресурса, поскольку в акте от 04.03.2021 указано на причину несоответствия температур - отключение жилых помещений от отопления, наличие тепловых потерь вследствие отсутствия утепления межквартирных ограждающих конструкций, конструкций перекрытия первого этажа (полов), а также окон. То есть несоответствие температуры внутреннего воздуха в спорных квартирах вызвано действиями самого потребителя по несогласованному отключению квартир от отопления или демонтажем радиаторов отопления.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Соответственно, оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.07.2023 по делу N А75-345/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Тетерина |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-345/2023
Истец: МУП "ТЕПЛОСЕТИ ИГРИМ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕРЕЗОВСКИЙ РАЙОН
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ИГРИМ
Третье лицо: ООО "Игримстрой"