г. Хабаровск |
|
09 октября 2023 г. |
А73-7573/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Мангер Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пинегиной В. А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой-Хабаровск": Великоцкая М.Р., по доверенности от 01.01.2023;
от главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Троицкий Ю.С., по доверенности от 09.01.2023;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главного управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
на решение от 31.07.2023
по делу N А73-7573/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой-Хабаровск"
к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании незаконным распоряжения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ремстрой-Хабаровск" (далее -заявитель, общество, управляющая организация, лицензиат, ООО "Ремстрой-Хабаровск") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - лицензирующий орган, главное управление), согласно которому просит признать незаконным распоряжение от 10.04.2023 N 696-р об отказе обществу в продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Решением суда от 31.07.2023 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое распоряжение признано незаконным, на главное управление возложена обязанность продлить обществу срок действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 13.04.2015 N 027-000055.
Не согласившись с судебным актом, управление обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о наличии оснований для отказа в продлении срока лицензии, поскольку обществом, при управлении МКД, было допущено грубое нарушение. Кроме того, суд, возлагая на управление обязанность по продлению срока лицензии, не принял во внимание то обстоятельство, что обществу, на момент рассмотрения спора, уже была выдана новая лицензия, в связи с чем, продление старой повлечет наличие у ООО "Ремстрой-Хабаровск" двух действующих лицензий, что противоречит статье 14 Закону N 99-ФЗ. Просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда представитель управления на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель общества в заседании суда, а также в представленных возражения на жалобу выразил несогласие с доводами последней, просил оставить решение суда без изменений.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО "Ремстрой-Хабаровск" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 22.04.2015 N 027-000098.
Общество обратилось в управление с заявлением о продлении срока действия лицензии.
На основании распоряжения от 22.03.2023 N 447-р лицензирующим органом в период с 22.03.2023 по 06.04.2023 проведена внеплановая документарная проверка деятельности общества с целью осуществления оценки полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении лицензиата о продлении срока действия лицензии и соответствия лицензиата лицензионным требованиям, в ходе которой были выявлены нарушения, а именно:
-в нарушение лицензионного требования, установленного подпунктом "г" пункта 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение от 28.10.2014 N 1110), в части незаключения лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом N 37/2 по ул. Балашовской в г. Хабаровске договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (акт проверки от 30.03.2021 NП2021-02.2-0624);
- в нарушение части 10.1 статьи 161 ЖК РФ лицензиатом не в полном объеме соблюдены требования к размещению информации (отсутствует информация о многоквартирном доме по адресу: г. Хабаровск, ул. Балашовская, д. 37/2 (далее - МКД N 37/2)).
Результаты оценки отражены в акте от 06.04.2023 N 02023-02.2-0029.
10.04.2023 лицензирующим органом издано распоряжение N 696-р об отказе обществу в продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в связи с нарушением лицензионного требования, установленного подпунктом "г" пункта 4(1) Положения от 28.10.2014 N 1110.
Не согласившись с распоряжением, ООО "Ремстрой-Хабаровск" направило в главное управление жалобу от 04.05.2023 N 708.
Решением лицензирующего органа, оформленным письмом от 16.05.2023 N 02.2-23-6546 жалоба общества оставлена без удовлетворения, при этом, управлением отмечено, что в соответствии с распоряжением от 10.04.2023 N 696-р неразмещение информации в ГИС ЖКХ основанием для отказа в продлении срока действия лицензии не обозначено.
Считая решение незаконным, нарушающим права общества, последнее обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено что, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домам включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 3 статьи 192 ЖК РФ).
Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она предоставлена. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам (часть 4 статьи 192 ЖК РФ).
К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом (часть 5 статьи 192 ЖК РФ).
В силу пункта 4 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Федеральный закон N 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 201 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивший в силу 21 ноября 2022 года, перенес срок истечения действия лицензий для всех управляющих компаний, лицензии которых подлежали продлению в 2022 году на 01.06.2023.
В силу пункта 17 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 (далее - Положение N 1110), заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не ранее 60 рабочих дней и не позднее 45 рабочих дней до дня истечения срока действия лицензии.
Решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом при условии, что в результате проверки лицензиата установлено соблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии, его соответствие лицензионным требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также отсутствие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 4(1) настоящего Положения, и неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований, срок исполнения которых истек на дату проведения указанной проверки. Срок рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии не может превышать 15 рабочих дней со дня его поступления в лицензирующий орган.
Как следует из содержания оспариваемого решения, основанием для отказа обществу в продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами явилось нарушение лицензионного требования, установленного подпунктом "г" пункта 4(1) Положения от 28.10.2014 N 1110 в части незаключения лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления МКД N 37/2 договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Положения от 28.10.2014 N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, является, в том числе исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162ЖКРФ.
Подпунктом "г" пункта 4(1) Положения от 28.10.2014 N 1110 предусмотрено, что к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 Положения, в части незаключения лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Между тем, на момент подачи заявления о продлении срока действия лицензии - 21.03.2023, со стороны общества отсутствовали грубые нарушения лицензионных требований, поскольку договоры со всеми ресурсоснабжающими организациями лицензиатом были заключены еще марте-апреле 2021.
При этом, данные обстоятельства лицензирующим органом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Суд первой инстанции, обоснованно исходя из того, что отказ в продлении срока действия лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией, которая должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности, дав соответствующую правовую оценку существенности допущенного нарушения, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение службы влечет за собой чрезмерное ограничение правоспособности заявителя, в связи с чем, не отвечает требованиям законности, справедливости и соразмерности примененной меры ответственности в виде отказа в продлении срока действия лицензии.
Более того, отказ обществу в продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, негативно скажется не только на деятельности самого общества, но и затронет права неопределенного круга лиц, в частности граждан, проживающих в многоквартирных домах, находящихся под управлением данной управляющей организации.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества.
Доводы управления о том, что суд, возлагая на управление обязанность по продлению срока лицензии, не принял во внимание то обстоятельство, что обществу, на момент рассмотрения спора, уже была выдана новая лицензия, в связи с чем, продление старой повлечет наличие у ООО "Ремстрой-Хабаровск" двух действующих лицензий, что противоречит статье 14 ФЗ N 99, апелляционной коллегией отклоняются, поскольку данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, ввиду того, что оспариваемое распоряжение на момент его издания не соответствовало требованиям закона и нарушало права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы заявителя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.07.2023 по делу N А73-7573/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7573/2023
Истец: ООО "РЕМСТРОЙ-ХАБАРОВСК"
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2024 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6390/2023
09.10.2023 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4616/2023
31.07.2023 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-7573/2023
13.07.2023 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2977/2023