г. Воронеж |
|
09 октября 2023 г. |
Дело N А14-15706/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
при участии:
от публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала ПАО "Россети Центр"-"Воронежэнерго": Зинковская А.В. - представитель по доверенности N Д-ВР/279 от 18.10.2022 сроком до 18.10.2024;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "ЭСК ВОРОНЕЖ": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала ПАО "Россети Центр"-"Воронежэнерго" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.08.2023 по делу N А14-15706/2022 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр" (ОГРН 1046900099498, ИНН6901067107) в лице филиала ПАО "Россети Центр"-"Воронежэнерго" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568) о признании незаконным и отмене постановления и представления по делу об административном правонарушении,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ЭСК ВОРОНЕЖ" (ОГРН 1193668006476, ИНН 3665803973),
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россетти Центр" в лице филиала ПАО "Россетти Центр"-"Воронежэнэрго" (далее - заявитель, ПАО "Россетти Центр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - антимонопольный орган, Воронежское УФАС России, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 24.08.2022 по делу N 036/04/9.21-821/2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и представления от 24.08.2022 по делу N 036/04/9.21-821/2022 об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЭСК ВОРОНЕЖ" (далее - ООО "ЭСК ВОРОНЕЖ").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.08.2023 по делу N А14-15706/2022 постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 24.08.2022 по делу N 036/04/9.21-821/2022 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ признано незаконным в части назначения наказания в размере 850 000 руб., назначив административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, "Россети Центр" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель ссылается на необоснованное отклонение довода Общества о возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении с использованием доказательств, полученных с нарушением закона, ввиду введения ограничений на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, а также на отсутствие вины Общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 03.10.2023, представитель "Россетти Центр" поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Воронежское УФАС России и ООО "ЭСК ВОРОНЕЖ" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции усматривает следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,
31.05.2022 в Воронежское УФАС России от ООО "ЭСК Воронеж" поступило обращение (вх. N 5169/22, т.1 л.д.103) по вопросу правомерности уклонения ПАО "Россети Центр" от направления ООО "ЭСК Воронеж" оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий в установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее -Правила), срок.
В ходе рассмотрения обращения ООО "ЭСК Воронеж" и приложенных к нему материалов было установлено, что 05.03.2022 в ПАО "Россети Центр" от ООО "ЭСК Воронеж" поступила заявка об осуществлении технологического присоединения РП-79 максимальной мощностью 738 кВт при уровне напряжения 10 кВ, по второй категории надежности, которая располагается г. Воронеж, ул. Тепличная, д. 8Б (далее - Заявка, т.1 л.д.107-108).
Основанием подачи такой Заявки явилась необходимость увеличения объёма максимальной мощности энергопринимающих устройств.
16.03.2022 ПАО "Россети Центр" направило ООО "ЭСК Воронеж" запрос о предоставлении недостающих сведений по Заявке.
21.03.2022 ООО "ЭСК Воронеж" посредством электронной почты направило ПАО "Россети Центр" недостающие сведения.
25.03.2022 ПАО "Россети Центр" направило ООО "ЭСК Воронеж" запрос о предоставлении недостающих сведений по Заявке.
11.04.2022 ООО "ЭСК Воронеж" посредством электронной почты направило ПАО "Россети Центр" недостающие сведения.
Однако, ни в течение предусмотренных Правилами 20 рабочих дней (с 11.04.2022 по 13.05.2022), ни на момент обращения ООО "ЭСК Воронеж" в Воронежское УФАС России ПАО "Россети Центр" (по состоянию на 30.05.2022) не направило заявителю оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия.
07.07.2022 Управление, в связи с рассмотрением указанного обращения, в целях проверки фактов, изложенных в нем, направило в адрес ПАО "Россети Центр" запрос/требование (исх. N СМ/4934/22) о предоставлении необходимых информации и документов.
22.07.2022 в Воронежское УФАС России от ПАО "Россети Центр" поступили письменные объяснения, согласно которым Заявка ООО "ЭСК Воронеж" была принята ПАО "Россети Центр" в работу, в целях обеспечения исполнения процедуры технологического присоединения ПАО "Россети Центр" была организована работа по подготовке технических условий, при этом, на момент направления ответа Управлению (15.07.2022) технические решения исполнительным аппаратом сетевой организации утверждены не были. На момент рассмотрения дела в Управлении (18.08.2022) ПАО "Россети Центр" также не направило ООО "ЭСК Воронеж" оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Таким образом, в ходе проверки фактов, изложенных в обращении ООО "ЭСК Воронеж", установлено, что ПАО "Россети Центр": в нарушение срока, предусмотренного абзацем 12 пункта 15 Правил, направило ООО "ЭСК Воронеж" уведомление о предоставлении недостающих сведений и документов по истечении 6 рабочих дней с момента поступления Заявки (05.03.2022), то есть 16.03.2022, а должно было направить в течение 3 рабочих дней с момента поступления такой заявки, до 11.03.2022 включительно (просрочка составила 3 рабочих дня); в нарушение срока, предусмотренного абзацем 12 пункта 15 Правил, направило ООО "ЭСК Воронеж" уведомление о предоставлении недостающих сведений и документов по истечении 4 рабочих дней с момента поступления недостающих сведений (21.03.2022), то есть 25.03.2022, а должно было направить в течение 3 рабочих дней с момента поступления такой заявки, до 24.03.2022 включительно (просрочка составила 1 рабочий день); в нарушение абзаца 3 пункта 15 Правил не направило оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия ни в установленный Правилами срок (до 13.05.2022 включительно), ни на момент рассмотрения настоящего дела (24.08.2022), при этом просрочка на момент вынесения данного постановления (по состоянию на 24.08.2022) составила 72 рабочих дня, что свидетельствует о нарушении предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
В связи с заявлением юридического лица, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, 18.08.2022 должностным лицом, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях, в отношении ПАО "Россети Центр" был составлен протокол N 036/04/9.21-821/2022 об административном правонарушении (т.3 л.д.53-56). Рассмотрение административного дела N 036/04/9.21-821/2022 было назначено на 24.08.2022, о чем были извещены ПАО "Россети Центр".
24.08.2022 заместителем руководителя Воронежского УФАС России были рассмотрены материалы административного дела N 036/04/9.21-821/2022 и вынесено постановление о признании ПАО "Россети Центр" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением ПАО "Россети Центр" административного наказания в виде административного штрафа в размере 850 000 руб. (т.3 л.д.64-69).
Управлением выдано представление N 036/04/9.21-821/2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 24.08.2022 (т.3 л.д.70-71).
ПАО "Россети Центр" не согласилось с указанным постановлением от 24.08.2022 по делу N 036/04/9.21-821/2022, а также выданным представлением от 24.08.2022 по делу N 036/04/9.21-821/2022, что и явилось основанием для обращения в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Арбитражный суд Воронежской области удовлетворил заявленные требования частично, снизив размер назначенного административным органом штрафа до 600 000 руб.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
Частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
С учетом представленных в материалы дела доказательств судебная коллегия не усматривает нарушений в компетенции и процедуре привлечения Общества к административной ответственности. Воронежское УФАС России действовало в рамках предоставленных законодательством полномочий (части 1, 3 статьи 28.1, статьи 28.3, 23.48 КоАП РФ, Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Приказ ФАС России от 19.11.2004 N 180 "О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении") (протокол N 036/04/9.21-821/2022 об административном правонарушении подписан государственным инспектором отдела антимонопольного контроля УФАС по Воронежской области Степановой М.В., полномочия которой на составление и подписание протоколов об административных правонарушениях на бланке УФАС по Воронежской области регламентированы приказом УФАС по Воронежской области от 01.04.2019 N 21 "О перечне должностных лиц Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях"), Общество, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом извещалось о составлении протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела об административном правонарушении, его представитель присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении. Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в силу части 2 данной статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом вменяемого правонарушения выступает установленный порядок подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, заключается в повторном нарушении субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектом правонарушения выступают должностные и юридические лица.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется наличием у субъекта вины, которая заключается в том, что лицом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, при наличии такой возможности.
В соответствии со статьей 3 Федерального Закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. При этом, понятие субъект естественной монополии не включает в себя условие включения в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (далее - Реестр субъектов естественных монополий), и условие утверждения цен (тарифов) на оказание услуг. Основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя из определения, данного в Законе N 147-ФЗ, следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии.
Услуги по передаче электрической энергии частью 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
С учетом приведенных нормативных положений и сведений Раздела I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, размещенного на официальном сайте ФАС России в сети "Интернет" (http://fas.gov.ru) антимонопольный орган отнес ПАО "Россети Центр" к субъектам естественных монополий, что также свидетельствует об обязанности данного хозяйствующего субъекта соблюдать требования антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила, в редакции, действовавшей на момент подачи заявок).
Пунктом 3 Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 13(2) и 13(4) настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение объектов микрогенерации, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении объектов микрогенерации таких лиц мероприятия по технологическому присоединению при условии, что принадлежащие заявителю энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации с уровнем напряжения до 1000 В.
В силу пункта 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Глава V Правил предусматривает особенности технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства.
Процедура технологического присоединения определена пунктом 7 Правил.
В соответствии пунктом 15 (абзац 3) Правил в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений (абзац 12 пункта 15 Правил).
Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 рабочих дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор (абзац 13 пункта 15 Правил).
Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию (абзац 18 пункта 15 Правил).
В соответствии с пунктом 105 Правил в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя), в том числе: условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию).
Из фактических обстоятельств дела, подтвержденных достаточной совокупностью доказательств, представленных антимонопольным органом в составе материалов дела об административном правонарушении, усматривается, что ПАО "Россети Центр" в нарушение срока, предусмотренного абзацем 12 пункта 15 Правил, направило ООО "ЭСК Воронеж" уведомление о предоставлении недостающих сведений и документов по истечении 6 рабочих дней с момента поступления Заявки (05.03.2022), то есть 16.03.2022, а должно было направить в течение 3 рабочих дней с момента поступления такой заявки, до 11.03.2022 включительно (просрочка составила 3 рабочих дня); в нарушение срока, предусмотренного абзацем 12 пункта 15 Правил, направило ООО "ЭСК Воронеж" уведомление о предоставлении недостающих сведений и документов по истечении 4 рабочих дней с момента поступления недостающих сведений (21.03.2022), то есть 25.03.2022, а должно было направить в течение 3 рабочих дней с момента поступления такой заявки, до 24.03.2022 включительно (просрочка составила 1 рабочий день); в нарушение абзаца 3 пункта 15 Правил не направило оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия ни в установленный Правилами срок (до 13.05.2022 включительно), ни на момент рассмотрения настоящего дела (24.08.2022), при этом просрочка на момент вынесения данного постановления (по состоянию на 24.08.2022) составила 72 рабочих дня, что свидетельствует о нарушении предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Приведенные нормативные положения применительно к фактическим обстоятельствам дела свидетельствуют о наличии в деянии ПАО "Россети Центр" объективных признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ПАО "Россети Центр" заключается в несоблюдении установленного порядка подключения к электрическим сетям. Как крупнейший профессиональный участник рынка оказания энергетических услуг и субъект естественной монополии, обязанный соблюдать Правила, Общество не предприняло достаточных мер для соблюдения установленных ими сроков рассмотрения заявок и направления оферты договора об осуществлении технологического присоединения.
У Общества имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административном правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, создающих объективную невозможность надлежащего соблюдения установленных Правилами сроков рассмотрения заявок и направления оферты договора об осуществлении технологического присоединения, в материалы дела не представлены.
Доводы ПАО "Россети Центр" о том, что им предпринимались меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в том числе назначены должностные лица, ответственные за организацию работ по приему и исполнению заявок потребителей на технологическое присоединение, и, следовательно, привлечению к административной ответственности подлежит должностное лицо, а не юридическое лицо, были признаны судом области несостоятельными.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения указанных нормативных требований и недопущению совершения административного правонарушения в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств невозможности соблюдения обществом данных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
При этом публичный статус общества как организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии, предопределяет повышенные требования законодательства к его деятельности, поскольку любые, не основанные на нормах права действия данной организации, нарушают права граждан, потребляющих электрическую энергию, в силу чего сетевая организация обязана надлежаще исполнять соответствующие мероприятия в установленный законом и договором срок. Заключая договор технологического присоединения, порядок исполнения которого предусмотрен императивными нормами публичного права, сетевая организация, как профессиональный участник рынка, берет на себя все риски его исполнения, исходя из статуса сторон, а также с учетом того, что такие риски являются неотъемлемо сопутствующими коммерческой деятельности сетевой организации в силу п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Само по себе наделение должностного лица определенными должностными обязанностями не может свидетельствовать о том, что именно самим юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Представленные заявителем в дело доказательства не исключают вину самого юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения.
В отсутствие доказательств привлечения виновного должностного лица Общества к административной ответственности, обстоятельств для освобождения от административной ответственности в порядке части 4 статьи 2.1 КоАП РФ не усматривается, в связи с чем доводы жалобы в данной части отклоняются судебной коллегией. При этом данным доводам дана надлежащая оценка судом первой инстанции. В этой связи, доказательств невозможности исполнения Обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить, а также надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, не представлено.
Данный правовой подход согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, приведенной в постановлении от 04.05.2023 N 7-АД23-2-К2, и Арбитражного суда Центрального округа, приведенной в постановлении от 12.04.2023 N Ф10-478/2023 по делу N А36-10021/2021.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии субъективных признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
При этом, признавая ПАО "Россети Центр" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, то есть в повторном совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, антимонопольный орган правомерно установил необходимый признак объективной стороны данного правонарушения - повторность, с учетом факта неоднократного привлечения ПАО "Россетти Центр" (постановлениями, указанными в оспариваемом постановлении антимонопольного органа) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Повторное совершение однородного административного правонарушения, как разъяснено в пункте 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, предполагает совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.
При этом данное обстоятельство не может учитываться как отягчающее, поскольку таковое предусмотрено в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (часть 2 статьи 4.3 КоАП РФ).
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока.
Доводы апелляционной жалобы о введении Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" ограничений на проведение контрольных (надзорных) мероприятий (моратория), в связи с чем, у Воронежского УФАС России отсутствовали основания для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения ПАО "Россети Центр" к административной ответственности, отклоняются судом, поскольку, в рассматриваемом случае противоречат фактическим обстоятельствам дела, из которых усматривается, что дело об административном правонарушении в отношении Общества было возбуждено посредством составления протокола об административном правонарушении на основании заявления ООО "ЭСК ВОРОНЕЖ" (пункт 3 части 1 и часть 3 статьи 28.1 КоАП РФ), содержавшего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а не по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий в порядке, установленном Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Приведенный вывод согласуется с частью 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ, в соответствии с которой дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Данный правовой подход также согласуется с правовой позицией сформированной Арбитражным судом Центрального округа в постановлениях от 06.12.2022 по делу N А62-2627/2022, от 06.06.2023 по делу N А14-12188/2022.
Кроме того, Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в пункте 15 части 5 статьи 2 содержит оговорку о неприменении его положений к организации и осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из правовых позиций высших судов, изложенных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
При этом, апелляционная коллегия учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 06.06.2017 N 1167-О, согласно которой освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Из обстоятельств рассматриваемого спора усматривается, что административное правонарушение совершено Обществом в области хозяйствования субъектов естественных монополий и в условиях установления порядка подключения (технологического присоединения) потенциальных потребителей к сетям электроснабжения.
В свою очередь, не обусловленное фактическими условиями технологического присоединения и реализуемыми в этой связи мероприятиями нарушение сетевой организацией срока рассмотрения заявок и направления оферты договора об осуществлении технологического присоединения, не согласуется с действующим императивным нормативно-правовым регулированием.
При этом состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении Общества как субъекта естественной монополии и сетевой организации к установленному порядку осуществления подключения (технологического присоединения) заявителя.
В этой связи антимонопольный орган, как и суд области, правомерно не усмотрели оснований для признания совершенного ПАО "Россети Центр" деяния малозначительным.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).
В частности, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.11.2003 N 349-О разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 КоАП).
Судебная коллегия также не усматривает оснований для применения в рассматриваемом случае части 3 статьи 3.4 в совокупности с положениями статьи 4.1.1, а также положений статьи 4.1.2 КоАП РФ, поскольку рассматриваемые обстоятельства по спору не соответствуют критериям, установленным для применения указанных норм права (событие вмененного административного правонарушения было выявлено не по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, а Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства не содержит сведений о ПАО "Россети Центр" как о субъекте малого и среднего предпринимательства).
В силу части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает возможность наложения административного штрафа в диапазоне от 600 000 руб. до 1 000 000 руб.
При этом суд области правомерно исходил из того, что административным органом не обоснована возможность и необходимость в данном случае применения более строгого наказания (850 000 руб.), чем предусматривает минимальная санкция. Снижение в данном случае административного наказания направлено на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления экономической деятельности субъекта.
Наказание антимонопольным органом назначено ПАО "Россети Центр" в размере 850 000 руб., в свою очередь, судом первой инстанции снижено до - 600 000 руб. являющимся минимальным пределом санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, что признается судом апелляционной инстанции справедливым и соразмерным совершенному деянию с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Обстоятельств, в порядке статей 4.2, 4.3 КоАП РФ смягчающих либо отягчающих административную ответственность, антимонопольным органом не установлено.
В этой связи суд апелляционной инстанции учитывает в совокупности совершение Обществом трехэпизодного административного правонарушения (два эпизода имеют незначительное нарушение сроков), что, однако указывает на устойчивость противоправного поведения, также приходит к выводу о том, что административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб. отвечает задачам и целям административной ответственности в рассматриваемом случае.
Также ПАО "Россети Центр" заявлено требование о признании незаконным представления Воронежского УФАС России об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 24.08.2022.
Из анализа статьи 29.13 КоАП РФ следует, что основанием для вынесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, доказанность факта совершения правонарушения и установление указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих правонарушение либо облегчающих его совершение.
Поскольку суд области пришел к правомерному выводу о том, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден совокупностью доказательств по делу, из чего следует, что заявителем необоснованно заявлены требования о признании незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 24.08.2022.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на окончательную правовую оценку спорных правоотношений, а направлена на переоценку фактических обстоятельств дела.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.08.2023 по делу N А14-15706/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-15706/2022
Истец: ПАО "Россети Центр"
Ответчик: УФАС по Воронежской области
Третье лицо: ООО "ЭСК Воронеж"