Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 декабря 2023 г. N Ф03-5768/23 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
09 октября 2023 г. |
А73-5516/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пинегиной В.А.
при участии в заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Розенталь Групп "Ботейн": Облаков А.А. по доверенности от 22.12.2022;
от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Троицкий Ю.С. по доверенности от 09.01.2023;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.06.2023
по делу N А73-5516/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Розенталь Групп "Ботейн" (ИНН 2724193512, ОГРН 1142724006480)
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ИНН 2721196900, ОГРН 1122721011236)
о признании недействительным предписания от 02.03.2022 N П2022-02.1-0444
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Розенталь Групп "Ботейн" (далее - ООО "Розенталь Групп "Ботейн") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Главное управление), в соответствии с которым просило признать недействительным предписание от 02.03.2022 N П2022-02.1-0444.
Решением суда от 28.06.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, Главное управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы сводятся к позиции заявителя, что обязанность по надлежащей эксплуатации (обслуживание, проверка, ремонт, замена) общедомовых приборов учета многоквартирного дома лежит на управляющей организации. Суд необоснованно принял во внимание обстоятельства, установленные в рамках дела N А73-2139/2022, которые не опровергают, что в соответствии с пунктами 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющей организации лежит обязанность по надлежащему содержанию общедомовых приборов (далее - ОДПУ) учета холодной воды, в том числе по их замене или ремонту. Суд не учел, что в рамках настоящего спора оспариваемое предписание вынесено в рамках лицензионного контроля, в целях принуждения лицензиата к устранению нарушений лицензионных требований.
ООО "Розенталь Групп "Ботейн" выразило в отзыве на апелляционную жалобу несогласие с доводами заявителя, просило оставить в силе судебный акт.
В ходе судебного разбирательства по апелляционной жалобе представители Главного управления и общества на позициях, изложенных в апелляционной жалобе с учетом дополнения и отзыве, настаивали по приведенным в них мотивам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела установлено следующее.
ООО "Розенталь Групп "Ботейн" является управляющей организацией и на основании договоров управления от 26.10.2018 N 60/10-2018 и от 25.05.2019 N 70/05-2019 осуществляет управление многоквартирными домами NN 4, 5 в квартале Европейский в с. Мирное Хабаровского района Хабаровского края (далее - МКД NN 4, 5).
Полагая, что управляющая организация обязана восстановить работоспособность ОДПУ холодной воды, ООО "Экология" направило в Главное управление обращение (регистрационный N 3397-02.1-13 от 07.02.2022), в котором просило принять в отношении общества меры административного воздействия в части понуждения управляющей организации к исполнению требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, правил содержания общего имущества МКД NN 4, 5 путем восстановления работоспособности (установке) ОДПУ холодной воды.
На основании распоряжения от 09.02.2022 N 714-р Главным управлением проведена внеплановая документарная проверка в отношении управляющей организации с целью осуществления лицензионного контроля в связи с поступившим обращением.
В ходе внеплановой проверки, оформленной актом от 02.03.2022 N П2022-02.1- 0444, исследовалась документация, связанная с выполнением ООО "Розенталь Групп "Ботейн" требований по надлежащей эксплуатации ОДПУ холодной воды в МКД NN 4,5.
Органом жилищного контроля установлено, что 23.09.2021 произведен демонтаж ОДПУ холодной воды МКД N N 4,5 для проведения проверки.
25.10.2021 ООО "Центр учета безопасности и снабжения" уведомило ООО "Розенталь Групп "Ботейн" о том, что ОДПУ холодной воды имеют механические повреждения, к эксплуатации не пригодны.
На момент окончания проверки информации от общества об установке и вводе в эксплуатацию ОДПУ холодной воды в МКД N N 4,5 в орган жилищного контроля не поступило.
С учетом вышеизложенного Главное управление пришло к выводу о нарушении обществом требований частей 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), части 1 статьи 157, части 1, пункта 5 части 1.1, части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), подпункта "д" пункта 10, подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
По результатам проверки 02.03.2022 в адрес ООО "Розенталь Групп "Ботейн" вынесено предписание N П2022-02.1-0444 с требованием в срок до 15.04.2022 устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с предписанием, Главное управление обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности и отмене.
Из Положения N 1110 следует, что объектами лицензионного контроля являются деятельность, действия (бездействие) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (пункт 23); предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатом лицензионных требований (пункт 25); организация и осуществление лицензионного контроля регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (пункт 28).
В пункте 63 Положения N 1110 указано, что в случае выявления по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия нарушения лицензиатом лицензионных требований лицензирующим органом после оформления акта выдается предписание об устранении таких нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
Из пункта 1 части 1 статьи 58 Закона N 248-ФЗ следует, что сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает, в том числе при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 к лицензиату предъявляется соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ (подпункт "а"), исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ (подпункт "б").
Частями 1, 1.1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации
В подпункте "д" пункта 10 Правил N 491 указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" (подпункт "к" пункта 11 Правил N 491).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Вменяя нарушение вышеуказанных нормоположений, орган жилищного контроля исходил из того, что управляющая компания не выполнила обязанность по ремонту или замене ОДПУ холодной воды в МКД N N 4, 5 за счет средств, вносимых собственниками помещений по статье "содержание и текущий ремонт жилого помещения" в силу подпункта "к" пункта 11 Правил N 491, части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ.
В соответствии со статьей 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
В соответствии с частями 5, 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012.
С 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
По смыслу частей 5 и 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ и пункта 38(1) Правил N 491, в случае невыполнения данных требований оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В подпункте "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), указано, что исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией, а также установку и ввод в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика.
Фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Розенталь Групп "Ботейн" проведена в связи с поступившим обращением ООО "Экология", которое является гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения квартала Европейский в с. Мирное Мирненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Предметом проверки являлось выполнение управляющей компанией требований по надлежащей эксплуатации ОДПУ.
На основании заключенного 01.12.2018 между ООО "Экология" и ООО "Розенталь Групп "Ботейн" договора холодного водоснабжения и водоотведения (далее - договор), организация водопроводно-канализационного хозяйства обязалась осуществлять абоненту отпуск (получение) холодной питьевой воды из артезианской скважины (лицензия серия ХАБ N 00537BP от 27.01.2017 выдана Министерством природных ресурсов Хабаровского края) через присоединенную водопроводную сеть, а также прием (сброс) сточных вод в локальные очистные сооружения и канализационный коллектор организации водопроводно-канализационного хозяйства, а последний - ее оплачивать. Местом исполнения обязательств по договору, с учетом дополнительного соглашения от 07.08.2019, является: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Мирное, кв. Европейский, дома NN 4, 5.
При вводе указанных МКД в эксплуатацию они были оснащены общедомовыми приборами учета ХВС.
Таким образом, законодательно установленная обязанность выполнена собственниками (потребителями) по установке приборов учета на объектах, а также договорное условие по установке приборов учета холодной воды на границах эксплуатационной ответственности исполнено управляющей организацией на момент заключения договора, при этом обязанность последней по замене вышедших из строя приборов учета в порядке, отличном от законодательно установленного порядка, условиями сделки предусмотрена не была.
Установленные приборы учета вышли из строя в сентябре 2021 года, что зафиксировано в совместно составленном представителями ООО "Экология" и ООО "Розенталь Групп "Ботейн" акте от 22.09.2021.
Согласно информации обслуживающей организации ООО "Центр учета безопасности и снабжения" от 25.10.2021, ОДПУ ХВС спорных МКД не пригодны к эксплуатации и подлежат замене или ремонту ввиду наличия механических повреждений.
В силу пункта 31 Правил N 354, вопрос о замене данных приборов учета выносился управляющей компанией на обсуждение собственников МКД. Доказательства принятия подобных решений отсутствуют. Наоборот, в материалах дела имеются представленные управляющей организацией отрицательные ответы председателей советов спорных МКД относительно финансирования работ по замене ОДПУ.
В рамках дела N А73-2139/2022 Арбитражного суда Хабаровского края рассмотрен спор по иску ООО "Экология" к ООО "Розенталь Групп "Ботейн" об обязании установить и ввести в эксплуатацию ОДПУ холодной воды в спорных домах. Вступившим в законную силу решением суда от 31.05.2022 в иске отказано.
Применительно к установленным по настоящему делу обстоятельствам, суд первой инстанции, приняв во внимание с учетом части 2 статьи 69 АПК РФ вышеуказанные фактические данные, а также установленные при рассмотрении дела N А73-2139/2022, обоснованно признал незаконным вынесенное в адрес управляющей организации по результатам проверки предписание.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами статьи 71 АПК РФ.
Ссылка заявителя жалобы на позицию Минстроя России, изложенную в письме от 17.03.2022 N 10955-ОЛ/04 "Об обеспечении надлежащей эксплуатации общедомовых приборов учета", отклоняется, поскольку в нем указано, что обеспечение надлежащей эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учета, входящее в перечень работ по содержанию общего имущества в МКД, включает только осмотры, техническое обслуживание, поверку приборов учета. Замена приборов учета, на что указано в апелляционной жалобе, не входит в указанный перечень.
Судебная коллегия также считает необходимым отметить, что под эксплуатацией приборов учета понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование приборов учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают вывода суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.06.2023 по делу N А73-5516/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5516/2022
Истец: ООО "РОЗЕНТАЛЬ ГРУПП "БОТЕЙН"
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края