9 октября 2023 г. |
дело N А40-42739/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Тетюка В.И., Семёновой А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пулатовой К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.08.2023 г. (резолютивная часть от 26.07.2023 г.) по делу N А40-42739/23
по иску ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС" (ОГРН: 1157700012502) к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ" ИМЕНИ АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШЕТНЁВА" (ОГРН: 1082452000290) о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Хапсирокова А.С. по доверенности от 24.12.2021,
от ответчика: Ашихмин М.М. по доверенности от 01.01.2023, Охотский И.Е. по доверенности от 28.06.2023
УСТАНОВИЛ:
Госкорпорация "Роскосмос" (заказчик) предъявила АО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ" ИМЕНИ АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШЕТНЁВА" (исполнитель) иск о взыскании штрафа по контракту N 307-К213/21/69 от 04.05.2021 г. в размере 1 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 26.07.2023 г., изготовленным в полном объеме 01.08.2023 г. исковые требования удовлетворены.
Суд взыскал с АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ" ИМЕНИ АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШЕТНЁВА" в пользу ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС" штраф в размере 60 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы своей жалобы поддержал, Ответчик по ним возражал.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что между Госкорпорацией "Роскосмос" (далее - Истец, Заказчик) и АО "РЕШЕТНЕВ" (далее - Ответчик, Головной исполнитель) был заключен государственный контракт от 04.05.2021 N 307-К213/21/69 (шифр: ОКР "Оптика-ТДК") (далее - государственный контракт), согласно которому Головной исполнитель по заданию Заказчика обязуется выполнить опытно-конструкторскую работу (далее - ОКР, работы) и передать полученные при выполнении работ результаты (в том числе опытные образцы новых изделий и документацию на них) в порядке и на условиях, предусмотренных государственным контрактом (пункт 1.1 государственного контракта).
В соответствии с графиком исполнения к государственному контракту срок окончания выполнения работ по этапу N 1 - 15.11.2022.
Согласно пунктам 4.1 и 4.3 государственного контракта сдача и приемка выполненных работ осуществляется сторонами в соответствии с условиями государственного контракта в порядке и сроки, установленные государственным контрактом. Головной исполнитель с учетом срока, установленного пунктом 4.5 государственного контракта для приемки работ (этапа работ), представляет Заказчику для осуществления приемки с сопроводительным письмом Акт и отчетные документы.
В соответствии с пунктом 4.5 государственного контракта Заказчик в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента получения Акта и отчетной документации принимает выполненные работы, оформляет результаты такой приемки.
В установленный государственным контрактом срок (до 18.10.2022) обязательство по государственному контракту Головным исполнителем не выполнено, Акт приемки этапа ОКР и отчетные документы по этапу N 1 поступили Заказчику вх. Госкорпорации "Роскосмос" от 08.11.2022 N 80-73618.
В соответствии с пунктом 6.2.21 государственного контракта Головной исполнитель ежемесячно (до 10 числа месяца, следующего за отчетным) предоставляет Заказчику сведения о ходе исполнения государственного контракта, в том числе работ, выполняемых исполнителями (Приложение N 11 к государственному контракту).
Сведения о ходе исполнения государственного контракта, в том числе работ, выполняемых исполнителями со сроками представления:
до 10.06.2021, до 10.07.2021 и до 10.08.2021 предоставлены Заказчику вх. Госкорпорации "Роскосмос" от 01.09.2021 N 80-54146;
до 10.10.2021 предоставлены Заказчику вх. Госкорпорации "Роскосмос" от 12.10.2021 N 80-63696;до 10.11.2021 предоставлены Заказчику вх. Госкорпорации "Роскосмос" от 16.11.2021N80-71978;
до 10.01.2022 предоставлены Заказчику вх. Госкорпорации "Роскосмос" от 11.01.2022N 80-615;
до 10.03.2022 предоставлены Заказчику вх. Госкорпорации "Роскосмос" от 14.03.2022 N 80-15309;
до 10.04.2022 предоставлены Заказчику вх. Госкорпорации "Роскосмос" от 15.04.2022 N 80-24773;
до 10.05.2022 предоставлены Заказчику вх. Госкорпорации "Роскосмос" от 18.05.2022 N 80-32005.
Сведения о ходе исполнения государственного контракта в том числе работ, выполняемых исполнителями к установленному сроку (до 10.02.2022) за январь 2022 года Заказчику не предоставлены.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
На основании части 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер штрафа определяется государственным контрактом в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042.
В соответствии с пунктом 8.3.5 государственного контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Головным исполнителем обязательства, предусмотренного государственным контрактом, которое не имеет стоимостного выражения устанавливается штраф в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей 00 копеек.
Общая сумма штрафов составляет 1 100 000,00 рублей (Один миллион сто тысяч рублей 00 копеек):
штраф за ненадлежащее исполнение пункта 4.3 государственного контракта: 100 000,00 рублей;
штрафы за неисполнение и ненадлежащее исполнение пункта 6.2.21 государственного контракта: 10 раз х 100 000,00 руб. = 1 000 000,00 рублей.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Статьей 329 ГК РФ предусмотрены способы обеспечения исполнения обязательств, в том числе такой способ, как неустойка.
В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
В связи с просрочкой исполнения Ответчиком обязательств по государственному контракту Истец в адрес Ответчика направил требование исх. от 23.12.2022 N ФО-13644 об уплате штрафов, однако требование истца было оставлено ответчиком без удовлетворения.
На основании вышеизложенного, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с законодательством Российской Федерации Государственный заказчик осуществляет контроль исполнения государственного контракта и применение мер ответственности к головному исполнителю за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств (подпункт 3 части 1 статьи 94, часть 1 статьи 101 Закона N 44-ФЗ, пункт 13 статьи 7 Закона N 275-ФЗ).
Согласно пункту 5.1.5 государственного контракта заказчик осуществляет контроль за ходом выполняемых работ, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Головного исполнителя.
Осуществление указанного контроля позволяет обеспечить представление Головными исполнителями по условиям государственных контрактов сведений и информации по государственному контракту.
В прямой связи с вышеуказанными положениями состоят требования пункта 6.2.21 государственного контракта, предусматривающие обязанность Головного исполнителя предоставлять сведения о ходе исполнения государственного контракта, в том числе работ, выполняемых исполнителями, ежемесячно (до 10 числа месяца, следующего за отчетным).
Из буквального толкования условий государственного контракта (пункты 12.6 и 6.2.21) следует, что сведения о ходе исполнения государственного контракта должны предоставляться Головным исполнителем за весь период действия государственного контакта.
Как указывает Истец, ежемесячное предоставление сведений должно приниматься как периодичность их предоставления, т.е. 1 раз в месяц не позднее 10 числа, следующего за отчетным, а именно с 04.05.2021.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 190 ГК РФ срок исполнения обязательств определяется конкретной календарной датой или истечением периода времени, в годах, месяцах, неделях, днях или часах.
Согласно п. 1 ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить период исполнения, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Согласно Графику исполнения (Приложение N 2 к государственному контракту) срок выполнения работ с 01.01.2022 до 15.11.2025 г.
Согласно п. 1.5 государственного контракта срок начала выполнения работ - с даты заключения государственного контракта, но не ранее 01.01.2022 г.
Так, контрактом четко определена дата начала исполнения обязательств -01.01.2022 г., и каких либо оговорок о распространении действия контракта и обязательств по нему на предыдущий период - отсутствует.
Таким образом, срок исполнения обязательств по государственному контракту, а, следовательно, и предоставление сведений, указанных в п. 6.2.21 начинает течь с 01.01.2022 г.
Однако заказчик предъявил требования о взыскании штрафов за ненадлежащее исполнение п. 6.2.21 контракта за период с 10.06.2021 по 10.01.2022. Данный период начисления штрафов с 10.06.2021 по 10.01.2022 подлежит исключению, так как он находится за рамками периода времени на исполнение обязательств, установленных государственным контрактом. К тому же в государственном контракте нет положений о ретроспективном характере ответственности исполнителя.
Ссылки Истца на фактическое исполнение спорной обязанности и предоставление нулевых отчетов за периоды до даты начала исполнения не могут быть признаны судом в качестве надлежащего основания для привлечения к имущественной ответственности учитывая отсутствие самого факта исполнения обязательств подлежащего отчетности.
Таким образом, обязательство по представлению АО "РЕТТТКТНЕВ" сведений о ходе исполнения государственного контракта должно выполнятся в сроки, определенные пунктом 6.2.21 государственного контракта за каждый отчетный месяц начиная с даты заключения государственного контракта, а именно после 01.01.2022 г.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал обоснованными требования в части, а именно 4-ре нарушения сроков по п.6.2.12. Контракта и одно нарушение - штраф за ненадлежащее исполнение пункта 4.3 государственного контракта: итого в общем размере 500 000,00 руб.
Ответчиком заявлено ходатайство о применении ст. 333 ГК РФ.
Суд первой инстанции признал данное заявление Ответчика обоснованным и снизил взыскиваемый штраф до 60 000 руб. (до 10 000 руб. за каждое нарушение п. 6.2.21 Контракта и до 20 000 руб. за нарушение п. 4.3 Государственного контракта (10 000 х 4) + 20 000).
Суд апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы не находит оснований полагать, что размер штрафа, взысканный судом первой инстанции, определен неправильно.
В апелляционной жалобе не приведены обстоятельства, которые, по мнению Заявителя апелляционной жалобы, влияют на размер подлежащего взысканию штрафа, но не учтены судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения.
Пунктом 6.2.22 государственного контракта установлена обязанность Головного исполнителя ежемесячно (до 10 числа месяца, следующего за отчетным) предоставлять Заказчику сведения о ходе исполнения государственного контракта, в том числе работ, выполняемых исполнителями (Приложение N 12 к государственному контракту).
Как установлено судом, сведения о ходе исполнения государственного контракта, в том числе работ, выполняемых исполнителями со сроками представления:
до 10.04.2022 предоставлены Заказчику вх. Госкорпорации "Роскосмос" от 15.04.2022 N 80-24773;
до 10.05.2022 предоставлены Заказчику вх. Госкорпорации "Роскосмос" от 18.05.2022 N 80-32005.
Таким образом, просрочка предоставления сведений о ходе исполнения государственного контракта составила от 1-го до 8-ми дней. При этом Истцом не представлено никаких доказательств того, что такая незначительная задержка предоставления сведений имела для него какие-либо последствия и повлияла на исполнение контракта.
Условия Договора и фактические обстоятельства, характеризующие взаимоотношения сторон по его исполнению, свидетельствуют о том, что все примененные к Ответчику меры ответственности, подлежат ограничению суммой 60 000 руб.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что размер неустойки, взысканной судом первой инстанции, определен неправильно.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 01.08.2023 г. (резолютивная часть от 26.07.2023 г.) по делу N А40-42739/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
А.Б. Семёнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-42739/2023
Истец: ГК ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС"
Ответчик: АО "ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ" ИМЕНИ АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШЕТНЁВА"