г. Чита |
|
09 октября 2023 г. |
Дело N А58-2715/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 октября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Горбатковой Е.В.,
судей: Бушуевой Е.М., Мациборы А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Федоровой Виктории Михайловны на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2023 года по делу N А58-2715/2023 по исковому заявлению Акционерного общества "Водоканал" (ИНН 1435219600, ОГРН 1091435008081) к индивидуальному предпринимателю Федоровой Виктории Михайловне (ИНН 143515188460, ОГРН 304143506900275) о взыскании 815 283,16 рублей,
в отсутствие в судебном заседании представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Водоканал" (далее - истец, АО "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Федоровой Виктории Михайловне (далее - ответчик, ИП Федорова В.М.) о взыскании по договору от 01.03.2011 N А0786*/07/11 о взыскании 815 283,16 руб. основного долга за период с 01.04.2022 по 31.10.2022.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2023 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что истец не представил доказательств того, что ИП Федорова В.М. производила сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод. Согласно представленным в материалы дела протоколам испытаний, состав сточных вод по спорным объектам не содержит в себе загрязняющих веществ, не превышают установленные нормативы состава, подразумевающих плату за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения. Полагает, что действующим законодательством предусмотрена необходимость осуществления контроля состава и свойств сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение в отношении абонентов.
В возражениях на апелляционную жалобу истец указал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по условиям договора от 01.03.2011 N А0786*/07/11 (л.д.11-13) между истцом как организацией водопроводно-канализационного хозяйства и ответчиком как абонентом организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется принимать сточные воды от абонента, абонент обязуется оплачивать оказанные услуги на условиях настоящего договора. Прием сточных вод абонента осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства только от объектов, указанных в приложении N 1 к договору (анкета-расчет водоотведения).
На основании пп.2.2.1 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе устанавливать допустимый сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонента в соответствии с установленным законодательством.
Согласно пп.2.3.6 договора абонент обязуется осуществлять сброс сточных вод в системы канализации в объеме установленного лимита водоотведения от объектов, указанных в приложении N 1 к договору, осуществлять сброс сточных вод и загрязняющих веществ, соответствующих установленным нормативам водоотведения по качеству в соответствии с приложением N 2 к договору.
Приложениями N 1, N 2, N 3 к договору сторонами подписаны анкета-расчет водоотведения объекта абонента, адрес ввода: ул. Хабарова, 11а, допустимый сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонента, отводимых в системы канализации г. Якутска, график лабораторного контроля сточных вод на 2011 г.
Приказом Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска от 06.03.2020 N 574 произведено уточнение сведений, содержащихся в государственном адресном реестре: реквизиты адреса объектов адресации "земельный участок", "здание" ранее ул. Хабарова, 11А изменены на пр-т Ленина, 2А.
Дополнительным соглашением от 11.09.2020 сторонами в договор с 01.09.2020 включен объект абонента - административное здание (торгово-выставочный комплекс "СахаЭкспоЦентр") по адресу: г. Якутск, ул. Ярославского, 12/1.
Дополнительным соглашением от 17.03.2021 сторонами в договор с 01.01.2021 включен объект абонента - административное здание (Сайсарская баня) по адресу: г. Якутск, ул. Каландаришвили, 29.
Истцом за период с 01.04.2022 по 31.10.2022 произведен расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов на сумму 1 086 381,67 руб. по формуле, определенной п. 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Направленная в адрес ответчика претензия с требованием оплатить задолженность осталась без внимания, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 пришел к выводу, что отнесения ответчика к категории абонентов, перечень которых регламентирован в абзаце 2 п.203 Правил N 644, расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод с применением повышающего коэффициента следует признать верным, а исковые требования подлежащими удовлетворению.
Выводы, приведенные судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте, суд апелляционной инстанции находит верными, мотивированными и соответствующими обстоятельствам дела.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В соответствие с частью 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпунктами "ж", "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан: производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов абонента, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов) и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, по форме согласно приложению N2 (далее - план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
В подпункте "г" пункта 36 Правил N 644 установлено право организации водопроводно-канализационного хозяйства взимать с плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установлены разделом VII Правил N 644.
В соответствии с пунктом 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные данными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Пунктом 118 раздела 7 Правил N 644 также предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены названными Правилами. Положения пункта 118 Правил соответствуют части 10 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ.
Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 названных Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем 8 пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) названных Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) названных Правил при наличии условий, указанных в данном пункте.
Все абоненты организаций водопроводно-канализационного хозяйства обязаны вносить следующие виды платежей:
- по воздействию на водные объекты (ст. 29 Закона о водоснабжении и водоотведении);
- по влиянию на работу сооружений централизованной системы водоотведения (ч. 10 ст. 7 Закона о водоснабжении и водоотведении, разделы 6, 7 Правил N 644).
Для применения положений пункта 203 Правил N 644 и включения в расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, необходимо наличие обязательного условия использования данного объекта абонента в целях осуществления именно видов деятельности, приведенных в указанной норме
Согласно абзацу 8 письма Минстроя России от 06.06.2021 N 23350-ИФ/04 в соответствии с п.203 Правил N 644 расчет платы может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, в том числе без результатов контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из условий, предусмотренных п.203 Правил N 644.
Пунктом 203 Правил N 644 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728) предусмотрен упрощенный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
В соответствии с названным пунктом Правил N 644 расчет платы может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, без результатов контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из условий, предусмотренных пунктом 203 Правил N 644, в частности, если среднесуточный объем сточных вод с объекта абонента составляет менее 30 куб.м. при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644; при отсутствии физической возможности отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента (абзацы третий - пятый пункта 203 Правил N 644).
В таком случае расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле: Пнорм. сост. = 2 х Т х Qпр1.
Предусмотренный пунктом 203 Правил N 644 расчетный способ определения названной платы рассчитан на случаи, когда отбор проб сточных вод физически затруднен либо обустройство отдельного канализационного выпуска и контрольного канализационного колодца является для абонента экономически нецелесообразным ввиду небольших объемов сброса сточных вод. В последнем случае абонент не лишен права выбрать наиболее благоприятный для него порядок оплаты, в том числе по фактическому содержанию загрязняющих веществ, обеспечив проведение контроля за составом и свойствами сточных вод путем осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 10 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, и подачи декларации сточных вод, сбрасываемых с объекта.
В настоящем случае из материалов дела следует, что у абонента для отбора сбрасываемых с объектов сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, сторонами в договоре не согласован, а также не доказано наличие иного канализационного колодца, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Нормативы состава сточных вод утверждены постановлением Окружной администрации г. Якутска от 14.07.2020 N 208П.
Объем сброшенных сточных вод определен по представленным абонентом показаниям приборов учета, допущенных в эксплуатацию на основании актов осмотра.
Как верно указал суд первой инстанции, хозяйственная деятельность ответчика, а также количество объема сброшенных сточных вод в спорный период, объекты ответчика, позволяют применять расчёт платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по п. 203 Правил N 644, при отсутствии физической возможности отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента ответчика.
Довод апелляционной жалобы ответчика о неисполнении истцом обязанности по контролю состава и свойств сточных вод путем отбора проб, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонен.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта и отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на ошибочном толковании норм права.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2023 года по делу N А58-2715/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Горбаткова |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2715/2023
Истец: АО "Водоканал"
Ответчик: ИП Фёдорова Виктория Михайловна