г. Чита |
|
10 октября 2023 г. |
Дело N А19-10219/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 августа 2023 года по делу N А19-10219/2023 по заявлению открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 103380133155, ИНН 3811020966) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 25.04.2023 N 038/482/23 по делу N 038/04/9.21-2124/2022 об административном правонарушении и представления N 038/1996/23 от 25.04.2023,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Торбеевой Людмилы Николаевна, Черных Александра Сергеевича, Лаптевой Анны Федоровны, Скрыль Анны Васильевны, Бруслина Игоря Владимировича, Михайловской Ольги Вацлавовны, Тихонова Евгения Владимировича, Бобиной Клавдии Ивановны, Игнатьева Николая Сергеевича, Юдиной Юлии Владимировны, Коваленкова Леонида Михайловича, Атаманчука Виталия Михайловича, Башковой Альбины Артемьевны, Дроняевой Антонины Демьяновны, Жигарьковой Татьяны Анатольевны, Прудника Алексея Сергеевича, Кириндас Кирилла Александровича, Винник Оксаны Николаевны, Калининой Веры Михайловны, Калишева Сергея Геннадьевича, Зиновьевой Александры Степановны, Бородиной Варвары Николаевны, Бородина Дмитрия Ивановича, Чернова Николая Федоровича, Давыдюк Екатерины Сергеевны,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 25.04.2023 N 038/482/23 по делу N 038/04/9.21-2124/2022 об административном правонарушении и представления N 038/1996/23 от 25.04.2023.
Решением суда от 22 августа 2023 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, указав на отсутствие правовых оснований для направления переоформленных документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств ввиду отсутствия технологического присоединения.
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган выразил согласие с решением суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
В УФАС по Иркутской области 27.10.2022 поступили материалы обращения граждан Торбеевой Л.Н., Черных А.С., Лаптевой А.Ф., Скрыль А.В., Бруслина И.В., Михайловской О.В., Тихонова Е.В., Бобиной К.И., Игнатьева Н.С., Юдиной Ю.В., Коваленкова Л.М., Атаманчука В.М., Башковой А.А., Дроняевой А.Д., Жигарьковой Т.А., Прудника А.С., Кириндаса К.А., Винник О.Н., Калининой В.М., Калишева С.Г., Зиновьевой А.С., Бородиной В.Н., Бородина Д.И., Чернова Н.Ф., Давыдюк Е.С. (вх. N 14972-эп/22), направленные представителем Безруковым О.В., на действия ОАО "ИЭСК", выразившиеся в уклонении от выдачи документов об осуществлении технологического присоединения принадлежащих указанным гражданам энергопринимающих устройств с указанием технологических характеристик.
Определением УФАС по Иркутской области от 25.11.2022 N 038/2759/22 в отношении ОАО "ИЭСК" возбуждено дело об административном правонарушении N 038/04/9.21-2124/2022 по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении N 038/04/9.21-2124/2022 Иркутским УФАС России вынесено постановление от 25.04.2023 N 038/482/23, согласно которому ОАО "ИЭСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Иркутским УФАС России в адрес ОАО "ИЭСК" внесено представление N 038/1996/23 от 25.04.2023, в котором обществу предложено в 30-дневный срок со дня его получения составить и выдать потерпевшим документы, подтверждающие технологическое присоединение энергопринимающих устройств, перечисленных в заявлении от 14.06.2022 N 19053, от 16.06.2022 N 19342, как самостоятельных объектов, к электрическим сетям ОАО "ИЭСК", опосредованно через Садоводческое некоммерческое товарищество "Дружба" (СНТ "Дружба") с указанием необходимых технических характеристик.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, ОАО "ИЭСК" обжаловало их в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований, основанные на правильном применении следующих правовых норм и установлении фактических обстоятельств.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при технологическом присоединении энергопринимающих устройств требований соответствующих нормативных актов.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектом электросетевого хозяйства.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" предусмотрено, что услуги по передаче электрической энергии отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО "ИЭСК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%, как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии в пределах инженерных сетевых коммуникаций на территории Иркутской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий определяют "Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства (абзац третий пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 документами о технологическом присоединении являются документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги (пункт 3).
Согласно положениям пунктов 34, 36, 74 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, документы, подтверждающие технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, являются приложением к заявлению о заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.
В силу пункта 57 Правил технологического присоединения восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется сетевой организацией по заявлению потребителей электрической энергии, собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 59 Правил технологического присоединения собственник ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов: в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств; в случае наступления иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением.
Лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, указывает документы о технологическом присоединении, которые необходимо восстановить (переоформить) (пункт 61 Правил технологического присоединения).
Подпунктом "а" пункта 72 Правил технологического присоединения установлено, что при отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами "в", "г" и "е" пункта 62 настоящих Правил, сетевая организация при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных (полностью или частично) документов о технологическом присоединении (в том числе технических условий), в случае если технические условия в соответствии с настоящими Правилами не подлежат (не подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и по его итогам подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия и акт об осуществлении технологического присоединения в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов.
Согласно пункту 73 Правил технологического присоединения в случаях, предусмотренных пунктами 71 и 72 настоящих Правил, сетевая организация подготавливает и выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления (в случаях, если технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления) технические условия на основании документов, указанных в подпунктах "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, а при их отсутствии - на основании фактической схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.
Судом первой инстанции установлено, что 14.06.2022 потерпевшие (Торбеева Л.Н., Черных А.С., Лаптева А.Ф.,), 16.06.2022 потерпевшие (Скрыль А.В., Бруслин И.В., Михайловская О.В., Тихонов Е.В., Бобина К.И., Игнатьев Н.С., Юдина Ю.В., Коваленков Л.М., Атаманчук В.М., Башкова А.А., Дроняева А.Д., Жигарькова ТА., Прудников А.С., Кириндас К.А., Винник О.Н., Калинина В.М., Калишев С.Г., Зиновьева А.С., Бородина В.Н., Бородин Д.И., Чернов Н.Ф., Давыдюк Е.С.) обратились в ОАО ИЭСК (вх. N 19053, N 19342) с заявлениями о выдаче документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 7 км Александровского тракта, Садоводческое некоммерческое товарищество "Дружба".
В ответ на заявление вх.N 19053, 19342 ОАО "ИЭСК" направило в адрес председателя СНТ "Дружба" Лаптевой А.Ф. и копию представителю Безрукову О.В. акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон N 1/10915 от 10.08.2012, подписанный между ОАО "ИЭСК" "Восточные электрические сети" и СНТ "Дружба". Письмом исх. N 2295 от 07.07.2022 ОАО "ИЭСК" направило реестр потребителей, подключенных к сетям ОАО "ИЭСК" опосредованно через сети СНТ "Дружба".
Отсутствие ответа на заявления N 19053 от 14.06.2022, N 19342 от 16.06.2022 послужило основанием для обращения потерпевших в Иркутское УФАС России с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции установил, что энергопринимающие устройства потерпевших не имеют технологического присоединения непосредственно к сетям ОАО "ИЭСК", подключены через устройство СНТ "Дружба", то есть имеют опосредованное подключение к электрическим сетям сетевой организации.
Признавая необоснованной приведенную и в апелляционной жалобе позицию общества об отсутствии правовых оснований для направления переоформленных документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств ввиду отсутствия технологического присоединения, суд первой инстанции правильно указал, что с учетом положений пунктов 2, 3 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, пункта 57, подпунктов "в" и "г" пункта 59, пунктов 62, 72, 73 Правил технологического присоединения, присоединение энергопринимающих устройств потерпевших к электрическим сетям ОАО "ИЭСК" через сети СНТ "Дружба" не освобождает ОАО "ИЭСК" от обязанности восстановления (переоформления) документов, подтверждающих технологическое присоединение.
Установив, что сетевой организацией нарушен установленный порядок технологического присоединения к электрическим сетям в связи с уклонением (отказом) от выдачи документов об осуществлении технологического присоединения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) общества события вменяемого административного правонарушения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции согласен с судом первой инстанции в том, что общество имело возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для предотвращения правонарушения.
Таким образом, наличие состава административного правонарушения является доказанным.
Повторность совершения однородного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, подтверждается постановлением УФАС по Иркутской области N 540/18, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-23164/2020.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Административный штраф назначен административным органом в размере 600 000 руб., т.е. в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения судом первой инстанции не установлено. Таких оснований не установлено и при апелляционном пересмотре дела.
При таких обстоятельствах, оснований для признания обжалуемого постановления и представления незаконными у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны приведенным суду первой инстанции, которые аргументированно отклонены по признаваемым судом апелляционной инстанции правильным мотивам.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 августа 2023 года по делу N А19-10219/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-10219/2023
Истец: ОАО "Иркутская электросетевая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Атаманчук Виталий Михайлович, Башкова Альбина Артемьевна, Бобина Клавдия Ивановна, Бородин Дмитрий Иванович, Бородина Варвара Николаевна, Бруслин Игорь Владимирович, Винник Оксана Николаевна, Давыдюк Екатерина Сергеевна, Дроняева Антонина Демьяновна, Жигарькова Татьяна Анатольевна, Зиновьева Александра Степановна, Игнатьев Николай Сергеевич, Калинина Вера Михайловна, Калишев Сергей Геннадьевич, Кириндас Кирилл Александрович, Коваленков Леонид Михайлович, Лаптева Анна Федоровна, Михайловская Ольга Вацлавовна, Прудников Алексей Сергеевич, Скрыль Анна Васильевна, Тихонов Евгений Владимирович, Торбеева Людмила Николаевна, Чернов Николай Федорович, Черных Александр Сергеевич, Юдина Юлия Владимировна, Безруков Олег Вячеславович