город Томск |
|
14 марта 2024 г. |
Дело N А27-23031/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 марта 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Лопатиной Ю.М., |
судей |
|
Апциаури Л.Н., |
|
|
Киреевой О.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабенковой А.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства социальной защиты населения Кузбасса (N 07АП-5973/2023(2)), Министерства финансов Кузбасса (N 07АП-5973/2023(3)) на решение от 19 декабря 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-23031/2022 (судья Тышкевич О.П.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Здоровье-НК" (654002, Кемеровская область - Кузбасс, Новокузнецк город, улица Слесарная (Орджоникидзевский р-н), дом 7, помещение 1, ОГРН 1184205018139, ИНН 4253043066) к Кемеровской области - Кузбассу в лице Министерства социальной защиты населения Кузбасса, город Кемерово (650000, Кемеровская область - Кузбасс, Кемерово город, Кузнецкий проспект, дом 19, корпус А, ОГРН 1024200699500, ИНН 4207012190), о взыскании 178 187 рублей 10 копеек убытков.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Кузбасса (650064, Кемеровская область - Кузбасс, Кемерово город, Советский проспект, дом 58, ОГРН 1024200685233, ИНН 4200000630),
При участии в судебном заседании - без участия (извещены).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Здоровье-НК" (далее - истец, ООО "Здоровье-НК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением о взыскании с Кемеровской области - Кузбасса в лице Министерства социальной защиты населения Кузбасса (далее - ответчик) 178 187 рублей 10 копеек убытков.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Кузбасса (далее - третье лицо).
Определением от 30 мая 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области исковое заявление оставлено без рассмотрения в связи с неисполнением истцом определений суда о представлении документов и неявкой в судебные заседания.
Постановлением от 2 августа 2023 года Седьмого арбитражного апелляционного суда определение от 30 мая 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением от 19 декабря 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены частично. С Министерства социальной защиты населения Кузбасса в пользу ООО "Здоровье-НК" взыскано 177 965 рублей 10 копеек убытков. В остальной части иска в удовлетворении отказано.
Не согласившись с указанным решением, Министерство социальной защиты населения Кузбасса обратилось с апелляционной жалобой. В которой просит его отменить в части и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального прав аи норм процессуального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд необоснованно сослался на часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", полагая, что указанной нормой финансовое обеспечение деятельности истца не регулируется; право на получение компенсации может быть реализовано поставщиком социальных услуг исключительно в порядке, который определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.09.2018 N 367 "Об утверждении порядков предоставления субсидий поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), за предоставленные гражданам социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг"; Общество являлось только претендентом на получение субсидии, соглашение не заключено, следовательно, право на получение субсидии отсутствовало; Общество нарушило порядок предоставления субсидии, отказ в предоставлении которого не оспаривается; основания для взыскания убытков отсутствуют в виду недоказанности неправомерности действий ответчика, его вины и причинно-следственной связи; ответчик не доказал возникновение убытков, фактически требуя предоставления субсидии.
Также с указанным решением не согласилось Министерство финансов Кузбасса, в своей апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы третье лицо указало на нарушение истцом порядка получения субсидии из бюджета; несоблюдение истцом определенного публичного порядка, определяющего выплату денежных средств из областного бюджета; заявление иска в обход установленного порядка; на недоказанность возникновения у истца убытков.
Истец в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционные жалобы не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда по приведенным в жалобе доводам, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены.
Как следует из материалов дела, ООО "Здоровье-НК" обратилось в Министерство социальной защиты населения Кузбасса с заявлением о предоставлении субсидии в целях возмещения стоимости социальных услуг, оказываемых в период с 01.04.2022 по 30.06.2022, в части не покрытой платой, полученной от получателей социальных услуг.
В ходе проверки представленных Обществом документов, Министерством установлено несоответствие представленных документов требованию, указанному в пункте 1-1.3 Порядка, противоречие сведений, содержащихся в представленных документах, друг другу.
Данное обстоятельство явилось основанием для принятия Министерством распоряжения N 443-р от 17.08.2022 об отказе в предоставлении Обществу соответствующих субсидий.
Претензия истца от 01.09.2023 об оплате стоимости оказанных социальных услуг оставлена ответчиком без удовлетворения.
Полагая, что в результате принятия указанного распоряжения, являющегося незаконным, обществу причинены убытки в виде не предоставления возмещения стоимости социальных услуг, в части не покрытой платой, полученной от получателей социальных услуг, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции принял законный и обоснованный судебный акт, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, отклоняя доводы апелляционных жалоб, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. При этом отмечено, что вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В части 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ) определено, что финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Федерального закона N 442-ФЗ, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением от 07.09.2018 N 367 утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям Кемеровской области), индивидуальным предпринимателям в случаях компенсации поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), стоимости социальных услуг, предоставленных гражданам в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее - Порядок).
Пунктом 1.4 Порядка закреплено, что получателем и главным распорядителем бюджетных средств является Министерство социальной защиты населения Кузбасса), который осуществляет предоставление субсидии в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, на основании соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета, заключенного между главным распорядителем и получателем субсидии (далее - соглашение) (пункты 2.1, 2.2 Порядка).
Претендент в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет главному распорядителю заявку по форме согласно приложению N 1 к Порядку и определенный перечень документов, установленный пунктом 2.4. Порядка.
Комиссия проверяет документы на соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 2.4 Порядка, и принимает соответствующее решение.
Основания для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии определены в пункте 2.9. Порядка (непредставление претендентом заявки, непредставление (представление не в полном объеме) документов; несоответствие представленных претендентом заявки и документов сроку и (или) требованиям, указанным в пункте 2.4 Порядка; недостоверность информации, содержащейся в заявке и документах, представленных претендентом; несоответствие претендента критериям, указанным в пункте 1.5 Порядка, и (или) требованиям, указанным в пункте 1-1.3 Порядка; противоречие сведений, содержащихся в представленных документах, друг другу либо сведениям, содержащимся в других документах и информационных ресурсах, которые находятся в распоряжении главного распорядителя и т.д.).
ООО "Здоровье-НК" включено в реестр поставщиков социальных услуг Кемеровской области.
Основанием для отказа Министерства в предоставлении обществу субсидии послужило несоответствие представленных документов требованию, указанному в пункте 1-1.3 Порядка, противоречие сведений, содержащихся в представленных документах, друг другу.
В соответствии с абзацем 6 пункта 2.4. Порядка претендент представляет главному распорядителю гарантийное письмо в произвольной форме, подписанное и заверенное руководителем претендента, содержащее сведения о соответствии критериям, указанным в абзацах пятом - шестом пункта 1.5 Порядка, и требованиям, указанным в пункте 1-1.3 Порядка.
Вместе с тем, факт оказания социальных услуг получателям и несения соответствующих расходов подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе договорами о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, дополнительными соглашениями к ним, справками расчетами за апрель-июнь 2022 года, актами сдачи-приемки оказанных услуг за апрель-июнь 2022 года.
При этом, из представленных в материалы дела документов не следует отсутствие у ответчика опыта, материально-технической базы, кадрового состава или недостаточности иных ресурсов для оказания социальных услуг получателям.
Возражения ответчика относительно получателя социальных услуг Дрепиной Э.Т, из документов в отношении которой следует, что количество социальных услуг в реестре получателей социальных услуг не соответствует количеству оказанных социальных услуг в актах сдачи-приемки оказанных услуг от 30.04.2022, 30.06.2022, соответственно, в справках-расчетах на предоставление субсидии за апрель, июнь 2022 стоимость социальных услуг, предоставленных гражданам в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг, объем социальных услуг не соответствует объему социальных услуг, указанному в реестре получателей социальных услуг правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку в отношении получателя социальных услуг Дрепиной Э.Т. в расчете суммы платы (т.2, л.д.8-9) допущены опечатки при указании количества часов за услуги по обучению навыкам поведения в быту и общественных местах, обучению пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации, обучению навыками пользования компьютером по сравнению с количеством часов, отраженных в акте сдачи-приемки (т.1, л.д.41).
Указывая в отзыве на иск на несогласие с оказанием услуг Дрепиной Э.Т., Кайдалову А.В., Министерство социальной защиты населения Кузбасса обстоятельств отказа в выплате субсидий в отношении оказанных социальных услуг иным лицам не приведено.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что ни Министерством финансов Кузбасса, ни Министерством Социальной защиты населения факт оказания социальных услуг получателям, качество оказанных услуг на удовлетворенную судом сумму не оспаривается.
Ссылка ответчика в качестве основания отказа в выплате субсидии на абзац 24 пункта 2.4 Порядка, устанавливающей запрет претендента на внесение изменений и дополнений в представленные заявку и документы подлежит отклонению, поскольку из указанного абзаца такого безусловного основания не следует.
Напротив, абзацем 24 пункта 2.4 Порядка установлено, что претендент вправе внести изменения в представленные им заявку и документы до окончания срока их приема, указанного в объявлении.
Также заявитель указал на осуществление истцом социальных услуг в стационарной форме в нежилом помещении, что следует из заключенного договора аренды нежилого помещения по улице Слесарная, 7, то есть в нарушение Федерального закона N 442-ФЗ.
Вместе с тем, представленное в материалы дела распоряжение от 17.08.2022 N 443-р такого основания отказа в выплате субсидии не содержит.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, в силу пунктов 2-3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации жилые помещения предназначены для проживания граждан; размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.
Соответственно, размещая свои пансионаты в нежилых помещениях, но оборудованных для оказания данной категории услуг, Общество нарушений законодательства не допускает, при этом в части соблюдения Обществом при оказании деятельности по оказанию услуг по проживанию, уходу и оказанию помощи престарелым гражданам обязательных норм и правил, регламентированных санитарными правилами, возражений не заявлено.
С учетом изложенного, учитывая социальную направленность деятельности истца, формальный подход к рассмотрению вопроса о наличии оснований для предоставления соответствующего возмещения понесенных обществом затрат, с учетом подтвержденного факта оказания услуг непосредственно получателям на сумму 177 965 рублей 10 копеек, является недопустимым.
Доводов в части отказа в удовлетворении заявленных требований апелляционные жалобы не содержат.
Ссылки подателей апелляционных жалоб на неправильное применение судами норм материального и процессуального права подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Суд апелляционной инстанции считает, что материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Несогласие подателей апелляционных жалоб с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку податели апелляционных жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19 декабря 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-23031/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства социальной защиты населения Кузбасса, Министерства финансов - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.М. Лопатина |
Судьи |
Л.Н. Апциаури |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-23031/2022
Истец: ООО "ЗДОРОВЬЕ-НК"
Ответчик: Министерство Социальной Защиты Населения Кузбасса
Третье лицо: Гюбьева Ольга Сергеевна, Министерство финансов Кузбасса
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2025 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2236/2024
12.12.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5973/2023
01.07.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2236/2024
14.03.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5973/2023
19.12.2023 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-23031/2022
02.08.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5973/2023