город Томск |
|
10 октября 2023 г. |
Дело N А03-19821/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М", г. Москва (N 07АП-6696/2023) на решение от 30.06.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-19821/2022 (судья О.В. Трибуналова), по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю к обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-М", г. Москва (ИНН 7743931676), в защиту неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Мыльниковой Ольги Васильевны, индивидуального предпринимателя Андреева Владислава Валентиновича, общества с ограниченной ответственностью "Экосоюз", товарищества собственников жилья "На Взлетной", общества с ограниченной ответственностью "Центр жилищно-коммунального развития",
В судебном заседании приняли участие:
от общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М": Лавицкая О.А., представитель по доверенности от 14.07.202, паспорт; Гусарова Ю.С., представитель по доверенности от 02.11.2020, паспорт;
от третьих лиц; Мыльникова О.В., лично, паспорт; от общества с ограниченной ответственностью "Экосоюз": Домаков Р.А., представитель по доверенности от 01.01.2023, паспорт;
от иных лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее - Управление) обратилось в суд я заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-М" (далее - общество, ООО "Альфа-М") о понуждении к совершению действий, истец просил обязать общество: - обеспечить загрузку продукции в магазин "Красное & Белое", расположенный по адресу: ул. Шумакова, 40А в г. Барнауле, в соответствии с требованиями пункта 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.11.2020 N 36, пункта 139 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3. - обеспечить сбор мусора и твердых коммунальных отходов в магазине "Красное & Белое", расположенный по адресу: ул. Шумакова, 40А в г. Барнауле, в соответствии с требованиями пункта 10.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.11.2020 N 36, пункта 2.9 Санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 N 44. Определением Головинского районного суда г. Москвы от 24.03.2022 дело N 2- 2470/2022 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю к обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-М" о понуждении к совершению действий, передано для рассмотрения в Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края. Определением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16.11.2022 настоящее дело передано для рассмотрения в Арбитражный суд Алтайского края. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Мыльникова Ольга Васильевна, индивидуальный предприниматель Андреев Владислав Валентинович, общество с ограниченной ответственностью "Экосоюз", товарищество собственников жилья "На Взлетной", общество с ограниченной ответственностью "Центр жилищно-коммунального развития".
Решением от 30.06.2023 суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Альфа-М", г. Москва, обеспечить загрузку продукции в магазин "Красное & Белое", расположенный по адресу: ул. Шумакова, 40А в г. Барнауле, в соответствии с требованиями пункта 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.11.2020 N 36, пункта 139 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3. Обязал общество с ограниченной ответственностью "Альфа-М", г. Москва (ИНН 7743931676), обеспечить сбор мусора и твердых коммунальных отходов в магазине "Красное & Белое", расположенный по адресу: ул. Шумакова, 40А в г. Барнауле, в соответствии с требованиями пункта 10.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.11.2020 N 36, пункта 2.9 Санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 N 44.
Не согласившись с решением суда, ООО "Альфа-М" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которых просит решение суда отменить. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм процессуального и материального права.
Управление, Мыльникова О.В., В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отзывах представленных в суд, Мыльникова О.В., в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонили, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители апеллянта доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ООО "Экосоюз" в судебном заседании просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции полагал законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО "Альфа - М" (ИНН 7743931676, ОГРН 1147746779025) зарегистрировано в качестве юридического лица и осуществляет свою деятельность с основным видом - торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах.
В Управление поступили обращения граждан от 20.09.2021 N 6260/ж-2021, от 28.09.2021 N 6442/ж-2021, от 04.10.2021 N 6556/ж-2021 по вопросу ухудшения условий проживания от деятельности магазина "Красное - Белое" ООО "Альфа - М" в части осуществления погрузочно-разгрузочных работ по адресу: г. Барнаул, ул. Шумакова 40-а, сбора и утилизации мусора, превышения уровней шума от работы холодильного оборудования и кондиционеров магазина "Красное и белое".
В соответствии со статьей 75 Федерального Закона от 31.07.2021 N 248-ФЗ "О государственном контроле надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации" по обращениям проведено выездное обследование с осмотром помещения, оборудования, прилегающей территории магазина "Красное и Белое" по адресу: г. Барнаул, ул. Шумакова 40-а; специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае" по поручению Управления проведены замеры уровней загазованности, освещенности, шума и вибрации от деятельности магазина "Красное и Белое".
При проведении выездного обследования установлено, что магазин "Красное и белое" расположен на 1 этаже жилого дома по адресу: г. Барнаул, ул. Шумакова, 40а, имеет один вход для загрузки товара и для посетителей. Режим работы с 09.00 до 22.05.
Согласно протоколу измерений шума и вибрации N 132228 от 08.10.2021: - максимальные уровни звука в спальне квартиры N 4 составили 29дБ, в детской комнате составили 30 дБ при предельно допустимом уровне 40 дБ, что соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", - эквивалентные уровни звука в спальне квартиры N 4 составили 27,0 дб при: предельно допустимом уровне шума 25 дБ (превышение на 2 дБ), эквивалентные уровни звука в детской вашей квартиры составили 28,0 дб при предельно допустимом уровне шума 25 дБ (превышение на 3 дБ), что является нарушением СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
В ходе выездного обследования выявлены также нарушения пункта 2.1 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" (далее СП 2.3.6.3668-20) и пунктов 138, 139 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведениях) санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", в части несоблюдения требований к проведению погрузо-разгрузочных работ (погрузочные работы осуществляются со стороны входов в жилые помещения) и пункта 10.2 санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 в части несоблюдения требований к сбору мусора (отсутствует контейнерная площадка и контейнеры для сбора мусора), коробки и мусор хранятся в коридоре магазина, территория не содержится в чистоте.
В связи с выявлением нарушений ООО "Альфа-М" выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 29.10.2021 N 05/154, со сроком исполнения 02.12.2021.
02.12.2021 в адрес Управления поступило уведомление во исполнение вышеуказанного предостережения, согласно которому ООО "Альфа-М" нарушений пунктов 2.1, 10.2 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", пунктов 138, 139 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" не допускает.
06.12.2021 в адрес Управления поступило обращение гражданки вх. N 8142/ж-2021, содержащее информацию о том, что ООО "Альфа-М", не смотря на выданное предостережение, мер по ранее поступившему обращению не принято никаких.
Из телефонного разговора с заявителем 10.12.2021 N 633 установлено, что загрузка продолжает осуществляться со стороны входа в жилые помещения, шум от холодильников и кондиционеров магазина "Красное и Белое", которые в настоящее время установлены с другой стороны дома на стене под детской заявительницы в ночное время также ухудшают условия проживания, мусор хранится в магазине и выкидывают в контейнер общий с домом, территория не убирается.
По указанному обращению проведено выездное обследование без взаимодействия с хозяйствующим субъектом с проведением замеров уровня шума и вибрации в спальне и детской комнаты квартиры N 4 ул. Шумакова, 40-а.
Согласно протоколу измерений шума и вибрации N 169295 от 15.12.2021 - эквивалентные уровни звука в спальне и в детской комнате квартиры N 4 от холодильного оборудования магазина составили 21,4 и 21,7 дБ дб при предельно допустимом уровне шума 25 дБ, что соответствует ПДУ, эквивалентные уровни звука от вытяжной системы магазина в детской составили 23,0 дб при предельно допустимом уровне шума 25 дБ, что соответствует СанПиН 1.2.3685- 21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", пункту 2.9 СП 2.1.3678-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"; погрузочные работы в магазин "Красное и Белое" осуществляются со стороны входа в жилые помещения; контейнерная площадка и контейнеры для сбора мусора у магазина "Красное и Белое" отсутствует, урна переполнена мусором; территория не очищается от снега.
В Управляющую компанию ООО "Центр Жилищно - Коммунального развития" направлен запрос от 06.12.2021 N 22-00-05/09-13966-2021 о предоставлении информации о наличии у магазина "Красное и Белое" контейнерной площадки и контейнеров для сбора мусора. Согласно представленному ответу вх. N 22-18538-2021 от 10.12.2021 контейнерная площадка и контейнеры для сбора мусора у магазина "Красное - Белое" ООО "Альфа - М" отсутствуют. Таким образом, осуществление ООО "Альфа-М" погрузо-разгрузочных работ со стороны входов в жилые помещения, сбора мусора в контейнер жилого дома - отсутствие контейнера для сбора мусора, хранение коробок и мусора в коридоре магазина, противоречит требованиям действующего санитарного законодательства, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
В силу статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно пункту 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В силу части 2 статьи 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 СП 2.3.6.3668-20 размещение торговых объектов в многоквартирных домах, в том числе установка и эксплуатация в таких торговых объектах стационарных холодильных камер, холодильных агрегатов и грузоподъемников, а также погрузочно-разгрузочные работы в торговых объектах, встроенных, встроенно-пристроенных в многоквартирный дом, пристроенных к многоквартирному дому должны осуществляться при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.
Не допускается загрузка материалов, продукции, товаров со стороны двора многоквартирного дома, где расположены входы в жилые помещения.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 138. 139 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений...", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3. Для любых торговых объектов, расположенных в нежилых помещениях многоквартирного дома, установлены требования погрузки и разгрузки материалов и продукции: осуществлять их можно только с торцов жилых зданий, из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров или со стороны автомобильных дорог. При этом загрузка со стороны двора, где расположены входы в жилые помещения, не допускается.
Между тем, из материалов дела не следует, что при осуществлении деятельности торгового объекта, расположенного во встроенном нежилом помещении многоквартирного дома Шумакова, 40а, обществом соблюдаются требования пункта 2.1. СП 2.3.6.3668-20, пункта 139 СП 2.1.3684-21 о запрете загрузки материалов, товаров и продукции со стороны двора многоквартирного дома, где расположены входы в жилые помещения. Объективно установленное обстоятельство наличия единственного входа в помещение магазина ответчика расположенного со стороны двора многоквартирного дома с той же стороны, где расположены так же единственные входы в жилые подъезды многоквартирного дома, означает ухудшение условий проживания, быта и отдыха жильцов многоквартирного дома, а также фактическую невозможность соблюдения ответчиком требований пункта 2.1. СП 2.3.6.3668-20, пункта 139 СП 2.1.3684-21 при осуществлении торговой деятельности в многоквартирном доме по ул. Шумакова, 40а.
Факты загрузки ответчиком товаров, материалов и продукции со стороны двора многоквартирного дома по ул. Шумакова, 40а, где расположены входы в жилые помещения (2 подъезда) подтвержден материалами дела, в том числе фото-материалами, пояснениями истца и третьего лица.
Верховный Суд РФ в Определении от 30 ноября 2020 г. N 301-ЭС20-18983 указал, что, заключив договор аренды нежилого помещения, расположенного в жилом доме, с целью использования этого помещения под магазин, общество обязано соблюдать требования санитарных норм и правил, предусмотрев загрузку товара в соответствии с указанными правилами либо отказаться от аренды данного помещения. При этом Верховный Суд отметил, что конкретные способы достижения заложенной в предписании цели определяет само общество, которому выдано предписание.
Доводы Общества том, что погрузка и разгрузка материалов и продукции осуществляется со стороны автомобильной дороги не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Осуществляя загрузку и разгрузку пищевых продуктов и продовольственного сырья из автотранспортных средств в магазин "Красное &Белое", который встроен в первый этаж жилого здания многоквартирного дома, Общество не соблюдая требования 2.1 СП 2.3.6.3668-20 о необходимости предусматривать загрузку продуктов в организации торговли с торцов жилых зданий без окон, и в нарушение установленного СП 2.3.6.3668-20 прямого запрета на ухудшение условий проживания и отдыха людей в жилых зданиях, организовало загрузку продуктов непосредственно под окнами жилых квартир с фасада здания. При этом, не имеет значения то обстоятельство, что автомобиль для разгрузки продукции не въезжает на огороженную территорию многоквартирного дома, поскольку санитарно-эпидемиологические требования запрещают загрузку товаров со стороны двора многоквартирного дома, где расположены входы в жилые помещения.
Из представленных в дело фотографий видно, что загрузка товара в магазин осуществляется именно под окнами жилых квартир спорного многоквартирного дома.
Данные обстоятельства подтверждаются также обращениями жителей квартир, расположенных над местом разгрузки товаров, протоколом лабораторных испытаний, фотоматериалами.
Вопреки позиции ответчика, факт нарушения им указанных требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, подтвержден, доказательств обратного, то есть наличия специальных загрузочных помещений, в материалах дела не имеется.
Ссылка ответчика на том, что спорный дом не имеет двора, судом рассмотрена и обосновано отклонена, опровергается материалами дела. Территория дома огорожена, имеются элементы благоустройства, кроме того, материалами дела подтверждается, что ранее на спорной огороженной территории имелись лавочки, но были демонтированы жителями после открытия спорного магазина. Отсутствие как таковой площадки для отдыха взрослого населения и детей не свидетельствует об отсутствии двора при наличии иных признаков.
Таким образом, в указанной части требования истца правомерно удовлетворены.
В соответствии с требованиями пункта 10.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.11.2020 N 36, твердые коммунальные и иные отходы (далее - отходы) должны собираться в мусоросборники, установленные на площадках с твердым покрытием. Накопление и транспортирование отходов должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Допускается временное хранение бывших в употреблении упаковки и упаковочных материалов без органических остатков и загрязнений на поверхности упаковки и упаковочных материалов в специально отведенных местах (в отдельном помещении, зоне, секции, отделе), за исключением торгового зала, производственных, в том числе фасовочных помещений, коридоров. При накоплении отходов в мусоросборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить проведение промывки и дезинфекции мусоросборников, а также уборку, дезинсекцию и дератизацию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 2.9 Санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 N 44, мусор должен собираться в контейнеры, закрывающиеся крышками. Очистка мусоросборников должна проводиться при заполнении 2/3 их объема.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. Согласно подпункту "д (2)" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами.
При этом плата за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме. Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, также предусмотрено, что места (площадки) 9 накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Действительно спорная контейнерная площадка имеется в реестре мест накопления ТКО. Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, место накопления ТКО определено, исходя из количества жилых помещений многоквартирного дома и проживающих в нем жителей.
В силу пункта 24 и пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Материалы дела не содержат доказательств в подтверждение согласия собственников многоквартирного дом по ул. Взлетная, 41 на установку контейнера на спорной контейнерной площадке. Кроме того, доказательств уведомления администрации и согласования с ответчиком размещения контейнера на спорной площадке в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Само по себе наличие протоколов правления ТСЖ на Взлетной, 41, не свидетельствует о соблюдении всех условий для размещения контейнера. Кроме того, в материалы дела не представлено доказательств приобретения контейнера 0,75 куб. м (представлены на 0,8 куб. м и т.д.).
Довод ответчика об округлении объекта - контейнера судом оценен критически. Доказательств того, что контейнер закрывается в соответствии с требованиями действующего законодательства, материалы дела также не содержат.
Само по себе внесение дополнений в договор с региональным оператором в отсутствие доказательств надлежащего размещения контейнера свидетельствует о том, что ответчиком предпринимались меры для создания видимости соблюдения требований санитарного законодательства в указанной части. Кроме того, в материалы дела представлены многочисленные фототаблицы, из которых усматривается, что около самого магазина ответчиком также не обеспечено выполнения санитарных правил (мусорки переполнены). В связи с чем фото контейнера в жалобе не опровергает вывод ГЖИ, сделанный на момент проведения осмотра.
Ответчик не опроверг заявленные истцом требования, представленные ответчиком возражения отклоняются судом, как несостоятельные, и опровергаемыми представленными в материалы дела доказательствами. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил ставит в незащищенное положение безопасность и здоровье граждан.
Таким образом, невыполнением названных требований санитарного законодательства в магазине "Красное & Белое" ООО "Альфа-М" нарушаются интересы неопределенного круга физических лиц. Бездействие юридического лица ООО "Альфа-М" противоречит принципам действующего законодательства, в части обеспечения прав граждан на охрану здоровья, как предусмотрено нормами статьи 41 Конституции Российской Федерации, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию по делу, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда не имеется. Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.06.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-19821/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М", г. Москва - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-М", г. Москва ИНН 7743931676 из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной инстанции в размере 1500 рублей по платежному поручению N 204102 от 01.08.2023.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-19821/2022
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по АК
Ответчик: ООО "Альфа-М"
Третье лицо: Андреев Владислав В, ИП Андреев Владислав Валентинович, Мыльникова О. В., ООО "Экосоюз", ООО Представителю "Центр жилищно-коммунального хозяйства" Венц Т.Ю., ТСЖ "На Взлетной"
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6696/2023
20.03.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7553/2023
10.10.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6696/2023
30.06.2023 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-19821/2022